СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Финансовая грамотность 8-9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Финансовая грамотность 8-9 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  • Рабочая программа по финансовой грамотности для учащихся 8 - 9 классов составлена на основе следующих нормативных документов:

  • 1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования ( приказ от 17.12.2012 г № 1897, с изменениями)

  • 2. Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Рыбинская СШ

  • 3. Учебный план МКОУ «Рыбинская СШ» на 2022-2023 учебный год

  • 4. Примерная образовательная программа по учебному предмету « Финансовая грамотность» ( 5-9 классы)

  • 5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательной деятельности, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в 2020 – 2021 учебном году

  • 6. Количество часов по учебному плану: 1 час в неделю – 34 часа в год ( 34 недели)

  • Программы основного общего образования: финансовая грамотность 8-9 классы общеобразовательных организаций, Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019



















Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты все плотнее входят в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков. В связи с этим формируется социальный заказ учащихся и их родителей на дополнительные образовательные услуги. Сегодня ребёнок готов учиться самому современному и необходимому. Учиться сам и учить своих родителей. Научив ребёнка азам финансовой грамотности, можно действительно сделать первый шаг к массовому финансовому образованию. Назначение данной программы состоит в том, чтобы обеспечить доступность, эффективность, практическую направленность финансово-экономического образования учащихся.


Цель преподавания курса

Формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8 классов, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сферфинансовых отношений, а также практических умений и компетенций,позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.


Представленная программа рассчитана на учащихся 8 класса, базируется на современных принципах и подходах к экономическому образованию школьников.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.


Принципы функционирования программы

1. Принцип продуктивности - дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.

2. Принцип культуросообразности - ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.

3. Принцип творческо-практической деятельности - вариативность в рамках канона.

4. Принцип коллективности - воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества.

Адресность Обращение к определенной социальной группе: детям и подросткам (ориентация на индивидуальность).

Возраст занимающихся: 14-15 лет.

Группа- учащиеся одного класса, примерно одного уровня подготовки.


Ожидаемые результаты

Требования к личностным результатам освоения курса:

  • сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;

  • готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере иисполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам

освоения курса:

  • сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;

  • владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

  • владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочноепланирование поведения в сфере финансов;

  • сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;

  • умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;

Требования к регулятивнымрезультатам освоения курса:

  • понимание цели своих действий;

  • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

  • проявление познавательной и творческой инициативы;

  • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Сформированностькоммуникативной компетенции:

  • вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, пониматьи продвигать предлагаемые идеи;

  • анализировать и интерпретировать финансовую информацию изразличных источников.

Требования к предметным результатам освоения курса:

  • владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательнаяспособность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски,бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

  • владение знанием:

- структуры денежной массы

- структуры доходов населения страны и способов её определения

- зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи

- статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции

- основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц

- возможных норм сбережения

- способов государственной поддержки в случаях попадания всложные жизненные ситуации

- видов страхования

- видов финансовых рисков

- способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач

- способов определения курса валют и мест обмена

- способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.


Содержание курса


Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 ч.)

Базовые понятия и знания:

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.

Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;

– роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;

– влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы;

– того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может

привести к финансовым трудностям семьи;

– различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.

Умения:

– пользоваться дебетовой картой;

– определять причины роста инфляции;

– рассчитывать личный и семейный доход;

– читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;

– различать личные расходы и расходы семьи;

– считать личные расходы и расходы семьи как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах;

– вести учёт доходов и расходов;

– развивать критическое мышление.

Компетенции:

– устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей;

– использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;

– определять и оценивать варианты повышения личного дохода;

– соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;

– сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;

– оценивать свои ежемесячные расходы;

– соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;

– определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы;

– осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.


Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (6 ч.)

Базовые понятия и знания:

Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование.

Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– принципа хранения денег на банковском счёте;

–вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;

– необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;

– возможных рисков при сбережении и инвестировании.

Умения:

– рассчитать реальный банковский процент;

– рассчитать доходность банковского вклада и других операций;

– анализировать договоры;

– отличать инвестиции от сбережений;

– сравнивать доходность инвестиционных продуктов.

Компетенции:

– искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений;

– оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;

– откладывать деньги на определённые цели;

– выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.


Раздел 3. Риски в мире денег (7 ч)

Базовые понятия и знания:

Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор;

страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций;

способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных

катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов

финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых

компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется;

– необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;

– возможности страхования жизни и семейного имущества для

управления рисками;

Понимание причин финансовых рисков:

– необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).

Умения:

– находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за

помощью;

– читать договор страхования;

– рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;

– защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;

– пользоваться банковской картой с минимальным финансовым

риском;

– соотносить риски и выгоды.

Компетенции:

– оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки

зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;

– оценивать предлагаемые варианты страхования;

– анализировать и оценивать финансовые риски;

– развивать критическое мышление по отношению к рекламным

сообщениям;

– способность реально оценивать свои финансовые возможности.


Раздел 4. Семья и финансовые организации: каксотрудничать без проблем (8 ч)

Базовые понятия и знания:

Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-

план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок;

курс валюты.

ПЗнание видов операций, осуществляемых банками; необходимость

наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать

типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок

влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют

в экономике России.

Личностные характеристики и установки:

Понимание:

– устройства банковской системы:

– того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять

не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия;

– ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание

трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого

рода карьеры;

– того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить

специальное образование;

– того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.

Умения:

– читать договор с банком;

– рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам;

– находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;

– переводить одну валюты в другую;

– находить информацию об изменениях курсов валют.

Компетенции:

– оценивать необходимость использования банковских услуг для

решения своих финансовых проблем и проблем семьи;

– выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании

своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;

– оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.


Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 ч)

Базовые понятия и знания:

Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия;

пенсионная система; пенсионные фонды.

Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений

Личностные характеристики и установки:

Представление об ответственности налогоплательщика;

Понимание:

– неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет;

– того, что при планировании будущей пенсии необходимо не

только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.

Умения:

– считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;

– просчитывать, как изменения в структуре и размерах семейных

доходов и имущества могут повлиять на величину подлежащих уплате

налогов;

– находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет.

Компетенции:

– осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;

– планировать расходы на уплату налогов;

– рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины

сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.«,



Методическое обеспечение программы курса.


Формы и методы организации учебнойдеятельности учащихся

В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие формы занятий:

Лекция-беседа. В 8 классах такая форма может быть использована для введения учащихся в проблематику финансовой сферы. Лекция на занятиях по финансовой грамотности должна быть использована с применением педагогического метода проблематизации. Сама лекция как трансляция знаний и постановка проблем может проходить в следующих формах:

– просмотр документальных и художественных фильмов;

– просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов;

– рассказ-беседа о проблематике данной сферы;

– встречи с действующими финансистами, бизнесменами, политиками, государственными служащими.

Отметим, что лекции как форма занятий занимают примерно 10–15% всего учебного времени.

Практикум. Данная форма занятий является ведущей для учащихся 8 классов. Именно в этом возрасте важно попробовать самостоятельно осуществлять поисковую деятельность, получить опытвыполнения несложных финансовых действий. Данное занятие может

осуществляться в форме индивидуальной и групповой работы; назначение – отработка практических умений и формирование компетенций в сфере финансов; на данном занятии осуществляется поисково-исследовательская работа, направленная на поиск финансовой информациииз различных источников.

Таким образом, практикум может быть проведён в следующихформах:

– поиск информации в сети Интернет на сайтах государственныхслужб, финансовых организаций, рейтинговых агентств;

– поиск и анализ правовых документов по теме;

– разработка индивидуальных или групповых проектов;

– проведение мини-исследований;

– поиск информации для написания эссе;

– составление и решение финансовых кроссвордов.

Игра. Наряду с практикумом является ведущей формой занятий,так как позволяет в смоделированной ситуации осуществить конкретныефинансовые действия, вступить в отношения с финансовыми институтами (хотя бы и в выдуманной ситуации). Получение минимального опытав игре в реальности позволяет более уверенно себя чувствовать и адекватнее вести себя в конкретных финансовых ситуациях.Например, в ходе обучения могут быть проведены такие игры:

• «Управляем денежными средствами семьи»

• «Увеличим семейные доходы с использованием финансовыхуслуг»

• «Осуществляем долгосрочное финансовое планирование»

• «Что делать? Мы попали в особую жизненную ситуацию!»

• «Внимание! Финансовые риски!»

• «Планируем свой бизнес»

• «Валюты и страны»

• «Налоги и семейный бюджет»

• «Пенсии родителей»

Семинар. В 8 классах такая форма может быть использована для обсуждения общих проблем, для выработки общих решений. Эта форма не является обязательной, учитель должен сам определить возможность её использования в зависимости от познавательных потребностей учащихся и условий организации образовательной деятельности. Структура семинара для 8 классов будетвыглядеть так:

1. Определение цели семинара

2. Работа в группе над выполнением задания (чаще всего это обсуждение понятий, выработка оптимальных решений)

3. Представление результатов обсуждения группами

4. Общее обсуждение

В ходе обучения могут быть проведены семинары по темам:

1. Каковы достоинства и недостатки символических (кредитных)денег?

2. Чем сегодня обеспечены деньги?

3. Почему в некоторых регионах мира сохранились товарные деньги?

4. Сколько денег нужно государству, чтобы благополучно развиваться?

5. Как хорошо, когда снижаются цены! К чему ведёт дефляция какдля семей, так и для государства?

6. Как изменилась структура доходов населения России в сравнении с 90-ми гг. ХХ в.?

7. Какие способы самозанятости сегодня существуют в России (в вашем городе, деревне, посёлке)?

8. Какие способы заработка существуют для школьников в летниеканикулы?

9. Готовы ли вы много сил и времени тратить на собственное образование, чтобы иметь высокую зарплату в будущем?

10. Можно ли всегда жить в долг или нужно иметь сбережения?

11. С какого возраста у ребёнка должен быть свой бюджет?

12. Что важнее для семьи: тратить деньги на текущее потребление,покупая одежду, обувь, бытовую технику и компьютеры, или вкладыватьв капитальные ресурсы (квартира, дача, автомобиль)?

13. Как можно сократить расходы на коммунальные услуги и продукты питания (какие возможности есть в нашем городе, селе, посёлке)?

14. Где лучше всего искать информацию о деятельности финансовых организаций?

15. В каких случаях лучше всего пользоваться услугами банков дляувеличения семейных доходов?

16. Как выбрать наиболее надежный паевой инвестиционный фонд?

17. Как меняются семейные расходы в связи с рождением и взрослением детей?

18. Нужно ли создавать сбережения на случай рождения детей?

19. Достаточно ли государство помогает молодым семьям при рождении ребенка?

20. Как компания, государство и работники могут свести к минимуму риски заболеваемости на предприятиях?

21. Как можно сократить безработицу в нашем городе, районе?

22. Какие природные и техногенные угрозы существуют в вашем регионе?

23. Какими способами можно свести к минимуму влияние этих рисков с точки зрения финансов?

24. Нужно ли сегодня страховать жизнь и здоровье?

25. Почему в США и странах Европы люди больше тратят денег настрахование, чем россияне?

26. Нужно ли в современной экономической ситуации защищатьсвои сбережения от инфляции?

27. Следует ли рисковать своими финансами, участвуя в финансовых пирамидах?

28. Как уберечь своих финансово неграмотных родственников отфинансовых потерь, понесённых из-за участия в финансовой пирамиде?

29. Какую пользу приносят коммерческие банки гражданам в современном мире?

30. Следует ли всё время жить в долг, пользуясь кредитнойкартой?

31. Чем полезны банковские карты в современной жизни?

32. О чем сегодня нам говорят курсы евро и доллара?

33. В каких валютах лучше всего хранить сбережения государства?

34. Нужно ли простым гражданам осуществлять валютные операции с целью заработать на разнице курсов?

35. Чем опасна для общества ситуация, когда люди скрывают своиреальные доходы и не платят налоги?

36. Насколько справедливым является подоходный налог (с заработной платы) в 13% в современной России?

37. Чем отличаются прямые и косвенные налоги?

38. Для чего нужны косвенные налоги?

39. Чем опасна неуплата налогов для физического лица?

40. С какого возраста необходимо задумываться о своей будущейпенсии?

41. Какая пенсия должна быть справедливой?

42. Кто должен заботиться о пенсионном обеспечении: государствоили сам гражданин?

Семинары могут проводиться за пределами занятий и иметь формудискуссионного клуба, где осуществляется обсуждение широкого кругафинансово-экономических вопросов с участием учащихся как 8–9, таки 10–11 классов. Могут участвовать учителя и администрация, а такжепривлечённые эксперты (политики, бизнесмены, государственные служащие и др.).

ПРОГРАММА КУРСА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ, 8–9 КЛАССЫ»

Занятие контроля: назначение – проверка освоенных знаний иумений и при необходимости их коррекция. Контроль может проходитькак в традиционных формах, так и в интерактивных:

– письменная контрольная работа (включающая задания, проверяющие знание теории и владение метапредметными умениями);

– устный опрос;

– викторина;

– конкурс;

– творческий отчёт;

– защита проекта;

– защита исследовательской работы;

– написание эссе;

– решение практических задач;

– выполнение тематических заданий.

Учителем могут быть использованы и другие формы обучения.


Формы и методы оценивания результатовобучения и аттестации учащихся

Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах:

текущего контроля (проходит на занятиях — «практикум», «семинар» и «игра»). При текущем контроле проверяется конструктивностьработы учащегося на занятии, степень активности в поиске информациии отработке практических способов действий в финансовой сфере, а так-же участие в групповом и общем обсуждении;

промежуточного контроля (в заключение изучения раздела).

Промежуточный контроль помогает проверить степень освоения знанийи предметных и метапредметных умений по значительному кругу вопросов, объединённых в одном разделе. Задача контроля – выявить то, чтоучащийся не понял, не научился делать (например, рассчитать реальныйбанковский процент);

итогового контроля (по результатам изучения целого курса).

Задача контроля – подвести итог, оценить реальные достижения учащихся в освоении основ финансовой грамотности. Может осуществляться в форме имитационно-ролевой или деловой игры. Игра позволит смоделировать конкретную финансовую ситуацию (или комплексситуаций), в которой учащийся реально может применить все знания,

умения и компетенции, освоенные в ходе обучения. Итоговый контрольможет осуществляться также в форме контрольной работы, включающей различные типы заданий.


Оценка решения практических задач

Одним из важнейших умений, которое ученики осваивают в ходе обучения, является умение решать практические задачи в сфере финансов.Объектом оценки является устный или письменный ответ, содержащий ход решения задачи.

Критерии оценки следующие:

1. Определение (выявление в результате поиска) критериев решения практической задачи.

2. Оценка альтернатив.

3. Обоснование итогового выбора.

Ученики заранее, на первом занятии знакомятся с критериями и тем, как именно необходимо будет оформлять решение такой задачи.

Оценка конструктивности работы на семинаре

Конструктивность работы ученика на семинаре – это его вклад вразвитие идей и создание общей схемы (или модели). Поэтому оценивается то, насколько активно ученик участвовал в обсуждении; имеетсяв виду, конечно, качественная, а не количественная активность ученика.То есть речь идёт о том, насколько обдуманны и интересны были предложенные идеи, насколько эффективно ученик мог находить недостатки (слабые места) в идеях своих одноклассников и предлагать болееподходящие варианты. Оценка работы ученика всё же будет достаточносубъективна. Поскольку мы здесь не можем предложить количественные измерители, учитель должен ориентироваться на качественные характеристики и, самое главное, данную работу необходимо оценивать

не за абсолютные результаты, а за качественный прирост умения, т. е.насколько активнее (в нашем понимании) ученик работает на данномзанятии, чем на предыдущем.

Пусть и субъективно, но всё же оценивать работуна семинаре необходимо. Нужно делать так, чтобы формировалась нетолько внутренняя мотивация, но и внешняя, для школьников это важно. Хорошая отметка может стимулировать ученика на более активную работу в будущем.

Оценка предметных знаний и умений

Проверка овладения учащимися предметных знаний и умений может осуществляться в форме письменной контрольной работы или устного опроса. В данном случае всё зависит от времени, которым располагает учитель, а также от его личных предпочтений. Оценка устного ответаболее субъективна, чем письменного.

Оценка эссе на экономическую тему

Эссе – это свободное рассуждение на какую-либо тему. В материалах для учащихся ученикам предлагается несколько тем для эссе. В ходенаписания эссе ученик имеет возможность не просто проявить свои творческие способности, а развивать их. Мы знаем, что развитие каких-либоумений, а тем более их формирование осуществляется только в деятельности, поэтому, чем больше ученик будет писать (размышляя, формулируя собственные мысли по поставленной автором проблеме), тем большеу него будет развиваться умение создавать собственные мысли. Вообщеразмышление над высказываниями мудрых людей помогает понять сутьпредмета, поэтому и должно быть высоко оценено.

Для начала выделим критерии, в соответствии с которыми ученики пишут эссе, а учитель проверяет его.

Критерии:

1. Раскрытие смысла высказывания. Это значит, что ученик не просто перефразирует мысль автора, а, используя понятия и научные знания, объясняет, что автор имел в виду.

2. Логичность и системность изложения собственных мыслей. Подлогичностью мы понимаем установление причинно-следственных связеймежду объектами, явлениями и процессами экономической действительности. Системность показывает установление связей между объясняемыми объектами как части и целого.

3. Уровень теоретических суждений. Теоретические суждения должны носить научный характер. Именно то, что было учениками освоено на занятиях (понятия и знания), должно быть использовано для построения иаргументации собственной позиции.

4. Уровень фактической аргументации. Фактическая аргументацияпризвана подтвердить конкретными примерами (из обществознания,истории, географии, литературы, СМИ и др.) позицию ученика по обсуждаемому вопросу.

При оценке эссе учитель в первую очередь оценивает качественныйприрост в результатах творческо-учебной деятельности ученика. Нашазадача – запустить этот механизм, при котором ученик может воспринимать действительность не только алгоритмически, но и творчески. Однако же творчески не значит «как в голову взбредёт»! Поэтому учитель

должен показывать достоинства, а также недостатки в размышленияхучащихся. Недостатки могут заключаться в том, что ученик существенноисказил суть понятия или использовал совершенно неподходящее знание, или привел примеры, не объясняющие данное явление, и др.

Оценка выполнения проекта

Критерии оценки:

1. Постановка проблемы, решаемой с помощью проекта.

2. Сформулированность целей проекта.

3. Разработанность плана по подготовке и реализации проекта.

4. Качество реализации проекта.

Любая деятельность, выходящая за пределы освоения предметногосодержания, должна оцениваться только позитивными отметками, чтобыстимулировать учащегося к дальнейшей творческой работе. Поэтому вслучае, когда в проектной работе учащегося максимально соблюдены всекритерии и учащийся действительно самостоятельно (не списывал из книги) выполнил работу, то её следует оценить максимально, т. е. на отлично,

при этом оговорив, конечно, существенные недостатки. Если работа выполнена не полностью, отсутствуют какие-либо значимые её элементы, тоследует поставить отметку «хорошо» или отправить на доработку.

Оценка выполнения исследовательской работы

Критерии оценки:

1. Постановка исследовательской проблемы.

2. Формулирование объекта, цели и гипотезы исследования.

3. Использование адекватных методов исследования.

4. Использование разнообразных информационных источников.

5. Адекватность выводов.

Все комментарии, указанные в предыдущем пункте, справедливы идля оценки исследовательской работы.

Перечень заданий для оценивания результатов обучения

– Тематический тест (проверяет усвоение предметных знаний поданному разделу, формулируется в виде вопроса с несколькими вариантами ответа).

Например, могут быть использованы подобные тестовые задания:

Что из перечисленного относится к прямым налогам:

А) Налог на добавленную стоимость

Б) Налог на доходы физических лиц

В) Таможенные пошлины

Г) Акциз


– Тематические задания проверяют усвоение предметных знаний иформирование умений, формулируются в виде заданий с открытым ответом.

– Практические мини-задачи проверяют овладение умениями икомпетентностями в изучаемой области финансовой грамотности; формулируются в виде описания практической жизненной ситуации с указанием конкретных жизненных обстоятельств, в которых учащимся необходимо найти решения, используя освоенные знания и умения.

Система оценивания

Таким образом система оценивания курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» можно свести к следующим критериям, в основе которых лежат универсальные учебные действия.

Критерии оценивания:

  • овладения учащимися предметных знаний и умений;

  • умение решать практические задачи в сфере финансов;

  • обработка, анализ и представление/изложение информации, определение позитивных и негативных последствий решений и действий

  • исследовательские навыки: определение проблемы, постановка цели, подбор источников информации с помощью учителя;

  • проявление творческих способностей.


Предлагаемое распределение критериев является ориентировочным и может быть изменено учителем в зависимости от сложности того или иного задания. Например, сложность задач может варьировать от простого знания формул до поиска логических связей. Доклад может носить характер простого изложения одного источника, а может быть основан на нескольких источниках и собственном опыте. Масштаб проекта зависит от поставленной задачи. При групповом проекте или ролевой игре баллы дополняются оценкой группы личного участия в работе каждого участника.


Результаты оценивания вносятся педагогом в Карту реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности.


Воспитательные результаты внеурочной деятельности:

Первый уровень результатов (основная функция – формирование; познавательная) – школьник знает и понимает учебный материал.

Второй уровень результатов (основная функция – формирование личностного отношения) – позитивное отношение к учебному материалу.

Третий уровень результатов (основная функция – деятельностная) – школьник самостоятельно действует в данном направлении.


Структура курса и учебно-тематический план.

Курс финансовой грамотности в 8 - 9 классах состоит из пятиразделов. Каждый раздел имеет целостное, законченное содержание:

изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своейпрактической жизни. Изучение каждого раздела заканчивается проведением контрольного мероприятия.


№ Раздела

Название раздела.

Количество часов

Раздел 1

Управление денежными средствами семьи.

8

Раздел 2

Способы повышения семейного благосостояния.

6

Раздел 3

Риски в мире денег.

7

Раздел 4

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.

8

Раздел 5

Человек и государство: как они взаимодействуют.

5


Итого

34






Календарно-тематическое планирование. Финансовая грамотность 8 класс (34 ч.) Приложение 1.



Темы

Количество часов


всего

План

Факт

Раздел I. Управление денежными средствами семьи8 ч.

Тема 1. Происхождение денег

1

Деньги: что это такое?

1

4.09


2

Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи.

1

9.09


Тема 2. Источники денежных средств семьи.

3

Какие бывают источники доходов семьи.

1

16.09


4

От чего зависят личные и семейные доходы.

1

23.09


Тема 3. Контроль семейных расходов.

5

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.

1

29.09



Тема 4. Построение семейного бюджета.

6

Что такое семейный бюджет и как его построить.

1

20.10



7

Как оптимизировать семейный бюджет.

1

27.10



8

Осуществление проектной работы, проведение контроля

1

3.11


Раздел II. Способы повышения семейного благосостояния.6 ч.

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

9

Для чего нужны финансовые организации

1

10.11



10

Как увеличить семейные доходы с использованиемфинансовых организаций

1

24.11


Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.

11

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

1

1.12


12

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

1

8.12


13

Осуществление проектной работы (что можно сделать ещё,

чтобы научиться большему)

1

15.12


14

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля

1



Раздел III. Риски в мире денег.7 ч.

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

15

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца.

1



16

ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техно катастрофы.


1



17

Чем поможет страхование.

1



Тема 8. Риски в мире денег.

18

Какие бывают финансовые риски.

1



19

Что такое финансовые пирамиды.

1



20

Осуществление проектной работы.

1



21

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля.

1



Раздел IV. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.8 ч.

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.

22

Что такое банк и чем он может быть вам полезен.

1



23

Польза и риски банковских карт.

1



Тема 10. Собственный бизнес.

24

Что такое бизнес.

1



25

Как создать свое дело.

1



Тема 11. Валюта в современном мире.

26

Что такое валютный рынок и как он устроен

1



27

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте.

1



28

Осуществление проектной работы.

1



29

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля.

1



Раздел V. Человек и государство: как они взаимодействуют. 5 ч.

Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи.

30

Что такое налоги и зачем их платить.

1



31

Какие налоги мы платим.

1



Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости.

32

Что такое пенсия и как сделать ее достойной.

1



33

Осуществление проектной работы.

1



34

Итоговый контроль в рамках промежуточной аттестации.

1





Календарно-тематическое планирование. Финансовая грамотность 9 класс (17 ч.) Приложение 2.



Темы

Количество часов

всего



Раздел I. Управление денежными средствами семьи 4 ч.

Тема 1. Происхождение денег

1

Деньги: что это такое? Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи.

1

16.09


Тема 2. Источники денежных средств семьи.

2

Какие бывают источники доходов семьи.От чего зависят личные и семейные доходы.

1

30.09


Тема 3. Контроль семейных расходов.

3

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.

1

28.10



Тема 4. Построение семейного бюджета.

4

Что такое семейный бюджет и как его построить.

1

11.11



Раздел II. Способы повышения семейного благосостояния.4 ч.

Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций.

5

Для чего нужны финансовые организации

1

2.12



6

Как увеличить семейные доходы с использованиемфинансовых организаций

1

16.12


Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния.

7

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

1



8

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля

1



Раздел III. Риски в мире денег.6 ч.

Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

9

ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца, болезнь, потеря работы, природные и технокатастрофы

1



10

Чем поможет страхование.

1



Тема 8. Риски в мире денег.

11

Какие бывают финансовые риски.

1



12

Что такое финансовые пирамиды.

1



13

Осуществление проектной работы.

1



14

Выполнение тренировочных заданий, проведение контроля.

1



Раздел IV. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.3 ч.

Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи.

15

Что такое банк и чем он может быть вам полезен.

1



16

Польза и риски банковских карт.

1



Тема 10. Собственный бизнес.

17

Что такое бизнес.Как создать свое дело.

1






32




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!