СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Финансовая грамотность. Деньги, личные финансы, семейный бюджет и финансовое планирование.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Деньги, личные финансы, семейный бюджет и финансовое планирование.

Их виды и функции. Подделка денег. 

Просмотр содержимого документа
«Финансовая грамотность. Деньги, личные финансы, семейный бюджет и финансовое планирование.»

Деньги, личные финансы, семейный бюджет и финансовое планирование.

Выделяют следующие виды денег:


*Товарные деньги

деньги, имеющие самостоятельную стоимость, как товар. В настоящее время всё меньше находятся в обращении. На текущий момент наиболее распространенными являются золотые монеты, в то же время они носят характер инвестиционных вложений, а не как средство платежа.

*Наличные деньги

деньги в нашем обычном понимании – банкноты, монеты из недрагоценных металлов.

*Безналичные деньги

средства на счетах в банке. Их наличие подтверждается не физическим наличием банкнот, а выписками со счетов.
Расчёты также производятся не в результате физической передачи денег, а в результате изменения записей по счетам.

*Электронные деньги

наиболее поздно появившийся вид денег, до сих пор находящийся в стадии формирования. Российским законом они определены как денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счёта. В России наиболее широкое распространение получили WebMoney и Яндекс.



Основные функции денег *Мера стоимости

с помощью денег можно измерять и сопоставлять стоимость различных товаров, услуг

*Средство обращения

исторически первоначально товарный обмен осуществлялся в форме обмена товара на товар («товар – товар»). Появление денег изменило форму обмена: товар продается за деньги, затем на вырученные деньги приобретается другой необходимый товар («товар –деньги – товар»). Таким образом, деньги являются универсальным посредником при товарообмене.

*Средство накопления

в отличие от товаров, деньги не имеют срока годности, в связи с чем их можно откладывать для расходов в будущих периодах

*Средство платежа

функция денег, заключающаяся в том, что деньги используются при продаже товаров в кредит, при уплате налогов

*Мировые деньги

развитие товарооборота и финансовых отношений между разными странами, имеющими разные валюты, привели к появлению так называемых «мировых денег», к которым можно отнести «резервные валюты», в которых большинство стран предпочитает хранить часть своих резервов (доллар США, евро, английский фунт, японская йена, швейцарский франк, китайский юань).

Подделки и защита от них

Существование поддельных денег сопровождает денежное обращение на протяжении всего существования монет и банкнот. Разновидностей подделок существует огромное количество, и они совершенно разного качества – от простой цветной ксерокопии до высококачественных образцов, которые требуют исследований в лабораторных условиях.
Для защиты от подделок центральными банками стран используются многочисленные приёмы, в том числе:

  • использование специальной бумаги с водяными знаками и ворсинками, иногда со вставками из другого материала;

  • защитные нити;

  • микропечать;

  • кипп эффект (какое либо изображение становится видимым, только если посмотреть на купюру под определённым углом);

  • цветопеременная краска;

  • ультрафиолетовые изображения.

Эмиссия денег

Под эмиссией денег подразумевается выпуск новых денежных средств в обращение.
Эмиссия наличных денег в Российской Федерации осуществляется исключительно Банком России.
Законодательно установлены следующие особенности эмиссии в России:

  • рубль является единственным законным платежным средством на территории России;

  • официальное соотношение между рублём и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается;

  • банкноты и монеты Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами;

  • банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету Банка России нового образца. Не допускаются какие либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена.

Инфляция. Покупательная способность денег. Дефляция

Инфляция – процесс роста цен на товары и услуги в результате снижения покупательной способности денег. Цены на товары зависят от множества факторов, под воздействием которых один и тот же товар год назад и сейчас может стоить по разному. Если стоимость товара выросла и за него надо заплатить больше денежных средств. В этом случае говорят, что инфляция съела деньги или, используя, научный термин покупательная способность денег снизилась.

Покупательная способность – экономический показатель, обратно пропорциональный количеству денег, необходимых для покрытия определённой потребительской корзины из товаров и услуг.

Если же товар стал стоить дешевле, значит покупательная способность денег увеличилась. Такой процесс называется дефляцией. Инфляция опасна тем, что обесценивает сбережения и зарплату. Дефляция, имея внешние признаки позитивного эффекта для потребителя – когда на то же самое количество денег можно купить больше, также несёт в себе существенные риски.
При дефляции производство товаров внутри страны становится дороже относительно производства в других странах, в связи с чем, их становится труднее продать, снижается конкурентоспособность, что в дальнейшем может приводить к сокращению производства, снижению темпов роста экономики. В условиях санкционного давления один из действенных способов борьбы с дефляцией является метод создания конкуренции внутри экономических секторов российского рынка с постепенным повышением качества товаров, логистики их доставки, что в конечном итоге может привести к завоеванию зарубежных рынков уже на других качественных условиях.