Финансовая грамотность: учимся работать с процентами.
Подготовка к ВПР-6
Халидова Б.А, учитель математики МКОУ ГШИ им.Н. И. Яптунай
Класс: 6
Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель: повторить теоретические аспекты по теме проценты на практике.
Планируемые результаты
Личностные результаты: формирование личностного самоопределения, исследование и принятие жизненных ценностей.
Метапредметные результаты
Коммуникативные УУД: согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Познавательные УУД: применять полученные умения и навыки вычисления процентов при решении задач профессиональной направленности, уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение.
Предметные результаты:
Составить алгоритм решения задач на нахождение процентного отношения двух чисел, числа по процентам, процента от числа.
Самостоятельное решение подобных задач.
Учебное оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Ресурсы: информация на экране.
Ход урока.
Демонстрируется слайд №1.
Учитель: Что мы сегодня будем повторять?
Ученики высказывают свои предположения.
Чтобы решать задачи, необходимо хорошо считать. Повторим основные правила.
Слайд №3.
Вычислите:
1) –12 –18 2) 0,84 : (–0,7)
3) –4,6 + 6,3 4) –125 ·(– 0,8)
5) –
+1 6) (–
) ·
7) –5,3 – (–12,16) 8) –124 : 31
Ответы: 1) –30; 2) –1,2; 3) 1,7; 4) 100; 5)
; 6)
; 7) 6,86; 8) –4.
Слайд №4.
Вычислить:
(−120 + 93) : (−3)
97 – 88 – 39 + 42
23 – 32 – 24 + 68
Ответы: 1) 9; 2) 12; 3) 35.
Что такое «процент?»
Ученики дают ответ: процент – это одна сотая часть числа.
Если «процент» – это 1/100 часть числа, значит, нужно уметь решать задачи на нахождение части от числа и числа по его части.
Слайды №5-6.
Задачи на дроби (4-6 кл.)
Число уменьшили в семь раз, и получилось 15. Найдите исходное число.
157=105
Число 110 является
искомого числа. Найдите это число.
110:57=227=154
Число 77 увеличили на
этого же числа. Найдите полученное число.
77+
Число увеличили на 36, и оно составило
от исходного числа. Найдите исходное число.
х+36 =
; x=108
Когда почитали 75 страниц, то осталось прочитать
книги. Сколько страниц в книге?
Математический диктант (через копирку)
Проценты. Задачи на проценты
(2 чел.за доску, чтобы после проведения диктанта провести проверку)
Задание | Ответ |
Запишите в процентах десятичную дробь 0,07. | 7% |
Найдите 6% от 10. | 0,6 |
Найдите число, если 10% этого числа равны 3. | 30 |
25% некоторого числа равны 9. Найдите это число. | 36 |
Сколько процентов число 1 составляет от числа 5? | 20% |
Верно или неверно? Запишите «да» или «нет» |
Число 150 составляет 200% числа 75. | да |
Если рабочий вместо предусмотренных планом 100 деталей изготовит 108, значит, он перевыполнит план на 8%. | да |
Листочки (и копирки) сдали, открываем доску, проверяем ответы, сравнивая решение на доске и в тетрадях.
Все решения обсуждаются, проговариваются правила.
Решение текстовых задач ВПР на проценты (в тетрадях)
На партах – карточки с задачами.
В классе 20 учеников, 75% из них изучают испанский язык. Сколько учеников изучают испанский язык?
Решение: 200,75=15.
Ответ: 15 человек изучают испанский язык.
Евграфий взял у приятеля взаймы 20000 руб. в декабре. Каждый месяц, начиная с января, он выплачивает 20% от оставшейся суммы долга. Сколько денег он заплатит приятелю в феврале?
Решение.
200000,2=4000 (руб.) – в январе
20000-4000=16000 (руб.) – осталось после выплаты в январе.
160000,2=3200 (руб.) – в феврале.
Ответ: 3200 руб.
В мае билеты на самолет до Амстердама стоили 17000 руб. В июне цены выросли на 20%, а в июле понизилась и стали 15300 руб. На сколько процентов понизились цены в июле?
Решение.
17000+170000,2=20400 (руб.) – в июне
20400–15300=5100 (руб.) – на столько понизилась цена
Цены на яблоки сначала выросли на 60%, а затем понизились на 20%. Сколько изначально стоили яблоки, если после понижения цен они стали стоить 128 руб.? Запишите решение и ответ.
Решение (с конца)
100 – 20 = 80 (%) = 0,8
128 : 0,8 = 160 (руб.) – до понижения цены.
160 : 1,6 =100 (руб.)
Ответ: 100 руб.
Задумали три числа. Первое число составляет 42% суммы всех трёх чисел, второе — 30% этой суммы. Найдите сумму всех трёх чисел, если разность между наибольшим и наименьшим числами равна 77. Запишите решение и ответ.
Решение.
100 – (42 + 30) = 28 (%) – третье число
42 – 28 = 14 (%) – составляет число 77.
77 : 0,14 = 550
Ответ: 550.
Все задачи решить не удастся, учитель может выбрать необходимое количество в зависимости от того, насколько сильны дети в классе.
Рефлексия. Слайд 10.
Ребята рисуют смайлик в своей тетради, решая для себя, насколько трудным, понятным был материал урока.
Все понял, могу объяснить товарищу Мне трудно и непонятно.
Многое понял, но мне еще нужно поработать.
Домашнее задание.
Контрольная работа № 575745
https://math6-vpr.sdamgia.ru/test?id=575745
Список использованной литературы
Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Г.В.Дорофеев, И. Ф. Шарыгин, С. Б. Суворов и др./; под редакцией Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина. – 4 – е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 287 с.
Математика. Устные упражнения. 6 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций/С. С. Минаева.- М. Просвещение, 2016. – 64с.
Математика. 6 класс: поурочные планы по учебнику под редакцией Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина, Ч.I / авт.-сост. Т. Ю. Дюмина/ - Волгоград: Учитель, 2011. – 235 с.
Математика. 6 класс: опорные конспекты: пособие для учащихся учреждений общ. Сред. Образования с рус. яз. обучения /А. А. Мещерякова. – 6-е изд. Минск, Аверсэв, 2015. – 61 с.