«Финансовая грамотность» – важный компонент функциональной грамотности в начальной школе в условиях ФГОС»»
Лаптева Ирина Юрьевна,
Учитель начальных классов
МАОУ «Школа №1 им.В.И.Муравленко»
«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство». Бертольд Авербах
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
С 1 сентября 2022 года учащимся первых и пятых классов российских школ в обязательном порядке начали преподавать «элементы финансовой грамотности». В ЦБ пояснили, что обязательное преподавание финансовой грамотности с 1-го по 9-й класс закреплено в разработанных при участии регулятора новых федеральных государственных стандартах начального и основного общего образования. В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности.
Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих.
Все чаще можно встретить в магазинах детей, набирающих себе разных «вкусняшек», стараясь пересчитать драгоценные монетки и определить хватить ли им денег на все, что очень хочется купить в данный момент.
Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. современные дети достаточно активно
самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами,
делают покупки в Интернете.
То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности. Некоторым деткам такие практические навыки даются легко.
Но не все рождаются финансистами.
Финансовая грамотность является частью функциональной грамотности. Функциональная грамотность – это способность человека использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.). В современном мире без элементарной финансовой грамотности уже не обойтись даже ребенку.
В начальных классах МАОУ «Школа №1 им.В.И.Муравленко» во внеурочной деятельности введен курс «Формирование функциональной грамотности», где частью курса является и раздел «Финансовая грамотность». Данный учебно-методический комплекс рассчитан на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целостную систему формирования функциональной грамотности.
Финансовая грамотность - это сочетание осведомленности, знаний, навыков, отношения и поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений и, в конечном итоге, для достижения индивидуального финансового благополучия.
Вопрос изучения финансовой грамотности может быть встроен и в образовательные программы:
Урочная деятельность.
Окружающий мир
Урочная деятельность.
Окружающий мир
Урочная деятельность.
Окружающий мир
Урочная деятельность
Математика
В 1-м классе ученики знакомятся с числами, цифрами, чтобы писать эти числа; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости – рублями, монетами достоинством 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться считать и выбирать монеты для оплаты любого продукта в пределах 20.
Урочная деятельность
Математика
Во 2-м классе понятие денег вводит их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Младшие школьники продолжают расширять свои знания о банкнотах: монеты и банкноты появляются в пределах 100 рублей.
В 3-м классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 рублей. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки : цена * количество = стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Карманные деньги могут быть в пределах 1000 рублей. Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары и т. д.
Урочная деятельность
Математика
В 4-м классе школьники продолжают учиться переводить рубли в копейки и наоборот. Используя формулу стоимости покупки, они решают различные типы задач, чтобы определить цену, количество и стоимость продукта. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и т. д.
Урочная деятельность.
Русский язык и Литературное чтение
Соедини линиями продолжение пословицы
Береги хлеб для еды, богатый вора боится.
Без денег торговать а деньги для Беды.
Богатому не спится, как без соли хлебать
Когда деньги говорят, прокладывает.
Есть грош, тогда правда молчит...
Денежка дорожку так будет и рожь
На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Понятие расточительности и экономии можно формировать в ходе чтения специальных рассказов, сказок (например, «Приключения Буратино» , «Мужик и медведь» , «Жадный вельможа» и другие).
На уроках русского языка использование заданий по работе с пословицами, анаграммами, ребусами и т. д.
Эти уроки способствуют формированию у обучающихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика. А также позитивное отношение родителей к изучению финансовой грамотности их детьми и активное участие в этом процессе будут способствовать достижению учебных целей. Поэтому родительская помощь очень необходима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение или поощрение за инициативу в помощи по разным делам и др.
В результате изучения основ финансовой грамотности на уровне НОО, обучающиеся должны знать :
• понимание природы и функции денег;
• умение ценить деньги;
• умение считать деньги;
• умение составлять финансовый отчёт (доходы и расходы семьи) ;
• умение экономить и сберегать;
• умение тратить деньги и жить по средствам;
• умение делиться.
Обучение основам финансовой грамотности – это необходимый этап полноценного развития ребёнка. Знания о мире финансов помогут ему в дальнейшем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение
Формирование финансовой грамотности обучающихся невозможно без электронно-образовательных ресурсов, которые мы применяем при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям :
1. Финансовая культура – сайт о финансовой грамотности, созданный Банком России https://metod.dni-fg.ru / https:// fincult.info /
2.Финансовая грамотность - педагогам. ФМЦ НИУ ВШЭ https:// vk.com/fmchse
3. «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». https:// fmc.hse.ru/vebinar
Педагоги школы активно участвуют в онлайн- зачетах по финансовой грамотности, анкетировании, ключевых активностях Дней финансовой грамотности, привлекая к участию в этих мероприятиях учащихся и их родителей.
Спасибо за внимание!