«Финансовая грамотность. Влияние театрализованных игр на экономическое развитие дошкольников»
Одной из актуальных задач современного дошкольного образования является формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Финансовая грамотность - это одна из главных социальных компетенций, которая формируется под влиянием окружающей социально-экономической среды с детских лет жизни человека. Ребенок впервые сталкивается с экономическими представлениями в семье, знакомится с такими понятиями, как: «труд», «деньги», «товар», «цена» и т. д., видит множество рекламы, посещает магазин вместе с родителями, все это так или иначе влияет на развитие начальных экономических знаний и умений ребенка, но все это влияние носит ситуативный и бессистемный характер. Именно поэтому формирование финансовой грамотности в дошкольном возрасте необходимо в современных реалиях, так как грамотное отношение к финансовым ресурсам, поможет обеспечить финансовую самостоятельность и безопасность человеку в пору взросления.
В рамках дошкольного образовательного учреждения решаются следующие задачи, которые позволяют формировать финансовые представления у детей дошкольного возраста:
это создание условий для формирования элементарных экономических представлений
и развитие интереса детей к аспектам финансовой грамотности и использованию этих знаний в жизни. Например, правильно относиться к деньгам, как к предмету жизненной необходимости (копить, тратить, вкладывать, управлять своим поведением, понимая разницу между «надо» и «хочу»), познакомить с такими понятиями как «бережливость», «трудолюбие» и т. д.
Работа в данном направлении в дошкольном образовательном учреждении заключается не в организации какого-либо специального обучения, а в использовании различных видов деятельности детей, наполненных экономическим содержанием.
Ведущую роль в формировании финансовой грамотности в дошкольном возрасте играет игровая деятельность детей. Через игру ребенок без труда осваивает мир социальной действительности и приобщается к миру финансов.
Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте. Это один из самых доступных видов деятельности, который позволяет решать многие проблемы педагогики и психологии, связанные с нравственным и художественным воспитанием личности, развитием личностных способностей, воображения, самостоятельности, инициативности и т. д.
Развитие ребёнка происходит в процессе подражания чему-то или кому-то. Театрализованная деятельность может оказывать огромное влияние на ребёнка, его жизнь через художественно-образные средства и приёмы.
Театрализованная деятельность помогает:
- развивать экономический образ мышления;
- формировать правильную модель для решения элементарных вопросов, экономических взаимоотношений;
-способствуют раскрытию личности ребёнка, творческого потенциала, его индивидуальности;
-развивает речь и её выразительность;
- социальные навыки;
- создаёт условия для общения взрослых и детей.
К ней относятся: мини – постановки и сказки.
Театр обладает уникальной возможностью через игру, действие, атмосферу говорить с ребенком на серьезные темы.
Познавательные, веселые постановки обогащают внутренний мир ребенка, доступны по содержанию, что дает возможность их обсуждения, небольшие по времени, не позволяют нестойкому вниманию детей рассредоточиться.
Они учат детей рассуждать, сравнивать, выражать свои мысли, помогают развивать память, внимание, наблюдательность, знакомят с азами финансовой грамотности. Дети легко усваивают основные понятия, погружаясь в сказку, получают знания, которые станут в будущем основой для формирования финансовой грамотности.
Также важная роль в экономическом воспитании отводится использованию сказок. Все мы с детства любим читать, у каждого есть любимые сказки, сказки-помощники. Они учат различать добро и зло, лень и трудолюбие, эгоизм и бескорыстие, высмеивают глупость и восхваляют мудрость.
Сказка способствует пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению.
Можно выделить несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:
Сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения; (Народные сказки «Жадная старуха», «Иван – царевич и серый волк», «Как коза избушку построила»);
Сказки, отражающие труд людей («Хаврошечка», «Морозко», А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»);
Сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства (С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»);
Сказки, которые знакомят с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», труд, распределение, обмен, производство (С. Михалков «Как старик корову продавал», «Лисичка со скалочкой», Г.Х. Андерсен «Огниво»);
Сказки, помогающие понять значение экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость. (К. Чуковский «Федорино горе», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).
В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.
Мини постановки и сказки - прекрасная альтернатива карточкам и прописям. Они интересны детям и развивают как память, внимание и речь, так и формируют основные навыки математического мышления. Изучение математики через сказку доступно совсем маленьким детям, проходит легко и гармонично.
Например, любимая многими малышами сказка «Три медведя» закрепляет такие понятия как «больше», «меньше». В ней сравниваются размеры стульев, тарелок, ложек и кроватей.
В сказке «Репка» наглядно показан первый математический ряд в жизни ребенка: от большего - к меньшему, от большой-пребольшой репки с дедкой
- до малюсенькой мышки.
А благодаря сказке «Теремок» или похожей на нее «Рукавичке» малыш получит первые уроки сложения «+1»: «Стали они вдвоем жить, затем втроем и т.д.»
Всеобщий любимец «Колобок» формирует необходимый навык пространственного мышления. Попробуйте нарисовать с малышом карту путешествия колобка: где его путешествие началось, где он встретил зайца и т.д. В принципе, все сказки или истории про путешествия развивают ориентацию в пространстве. Это и «Гуси-лебеди», и «Кот в сапогах», и «Приключения Незнайки и его друзей», а также «Волшебник изумрудного города».
Сказка - это поистине удивительное сокровище, имеющее огромный потенциал для обучения и развития ребенка. Финансовое воспитание детей - важная часть образовательного процесса.
Ребенок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходимо помочь социализироваться и достичь успеха в будущем.