СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Финляндия страна белых лилий

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Финляндия страна белых лилий

Очень интересная книга для учителей, родителей, учеников

Просмотр содержимого документа
«Финляндия страна белых лилий»

Финляндия, страна белых лилий

Петров в своей книге рассказывается о Финляндии, идеализируя её и ставя в пример, описывая эту страну как образец для подражания, как живой пример для России и других государств и в политической, и в экономической, и в культурной сферах [1] . Через смешение исторических фактов и своих представлений об идеальном , уц д пользовались, обещая хранить оные в ненарушимой и непреложной их силе и действии; в удостоверение чего и сию грамоту Собственноручным подписанием Нашим утвердить благоволили. В городе Борго. Марта 15 дня 1809 года. Боргоский манифест Александра I [8] государстве, в строительстве которого принимают деятельное участие как простые люди, так и «водители народные», автор создаёт миф, «почти сказочное повествование о героическом народе», «наставление по устройству идеального государства» [6] . Книга начинается с размышлений автора о том, что мудрость государственного управления заключается в своевременном обновлении, в чутком реагировании на изменение ситуации, в замене фундамента, на котором стоит «здание государства»; если же такого обновления не происходит, государство утрачивает жизненную силу и неизбежно гибнет (Глава I. Мене, Текел, Перес). Далее Петров пишет о том, что состояние, в котором находится государство, зависит как от правителей (героев), то есть тех, кто в силу своих особенных качеств или обстоятельств оказался на «острее движения», так и от жителей страны, от их воли и устремлений. Примером того, как сами граждане могут влиять на мощь и благосостояние государства, «может стать маленькая, бедная страна с двумя миллионами жителей» — Финляндия (Глава II. Герои и масса) [9] . «Икуйнен тайстелу» («Вечная борьба») — пьеса 1903 года финского писателя и журналиста Йоханнеса Линнанкоски (1869—1913), спектакль по которой в своё время в Хельсинки смотрел Петров; «вечная борьба», по мнению Петрова, — это и точная характеристика того, что происходит в Финляндии: вечная борьба с суровой природой, борьба новых начинаний с пережитками, борьба света с мраком. И достигнутые результаты этой борьбы весьма заметны во всех областях — и в образовании, и в достижении женского равноправия, и в борьбе с пьянством (Глава III. «Икуйнен тайстелу»). Все эти успехи произошли за сравнительно небольшой в исторической перспективе отрезок времени, ведь до начала XIX века Финляндия, входя в состав Швеции, была в подчинённом, неразвитом состоянии, культура народа не продвигалась дальше элементарной грамотности. Россия, завоевав Финляндию в результате очередной русско-шведской войны (Петров использует выражение «объединение Финляндии и России»), отодвинула тем самым границу от Санкт- Петербурга, Финляндия же взамен получила автономию и реальную возможность развивать свою культуру (Глава IV. Суоми) [9] . В восьми следующих главах главным действующим лицом становится фигура одного из главных идеологов финского национального возрождения Йохана Вильгельма Йохан Снелльман. Сенатор, идеолог финского национального возрождения Снелльмана (1806—1881) — философа, государственного деятеля, журналиста, боровшегося в том числе за статус финского языка как языка культуры и государственного управления [10] . Петров называет Снелльмана «предводителем апостолов финской культуры» и «лучшим представителем новой молодой финской интеллигенции». В весьма мифологизированной форме он рассказывает, как Снелльман встал во главе «крестового похода за просвещение народных масс», ездил по стране, встречался с людьми, собирал школьных учителей и выступал перед ними, призывая «будить народную мысль» (Глава V. Снельман); церковным же деятелям Снелльман говорил, что в умирании религии следует винить не науку или интеллигенцию, а прежде всего самих себя; призывал священников стряхнуть «слой мёртвой схоластики с живого Христа», перестать быть церковными чиновниками, а стать именно пастырями своего народа (Глава VI. Церковь). В уста Снельмана Петров вложил и размышления о том, насколько важно иметь умных, честных и трудолюбивых чиновников, поскольку чиновники, являясь представителями закона, становятся главными учителями несправедливости, когда они сами не соблюдают закон, забывают про мораль, не умеют и не желают работать (Глава VII. Администрация). Суть перемен в армии Снелльман, согласно Петрову, видел в том, что не должно быть той пропасти между офицерами и солдатами, которая была при шведах, когда офицеры видели в солдата только пушечное мясо; офицер солдату должен быть учителем и воспитателем; казарма не должна быть пугалом для народа, она должна «повзрослеть умстенно и морально», должна стать народной школой и народным университетем (Глава VIII. Казарма). К спорту Снелльман, согласно Петрову, относился вполне положительно, однако его возмущало, что для некоторых молодых людей занятия спортом становятся главным в жизни и они в погоне за «ногами буйвола» забывают о своём умственном развитии, о «голове Сократа» (Глава IX. Футбол). Именно с молодёжью Снелльман связывал будущее страны; для этого, по его мнению, очень важно, чтобы дети воспитывались в нравственно и умственно здоровой семейной среди. Когда родители говорят одно, а сами поступают наоборот, дети перестают их уважать, перестают их слушать и в конце концов не имеют уважения ни к труду, ни к родине, ни к самим себе