В Китае культ образования. Эту черту он, видимо, перенял у Японии, где критично важно, в какой детский сад ходит ребенок, потому что от этого зависит, в какую школу он пойдет дальше, в какой институт и, в конечном итоге, в какую корпорацию поступит на работу. То есть не нужно быть Пифией - детский сад сразу определяет судьбу и вырваться из этого круга, увы, очень сложно.
Как попасть в китайский детский сад
В детские сады в Поднебесной принимают только по прописке, поэтому родители зачастую выбирают крошечную студию, но у хорошего сада или школы, вместо просторных апартаментов, но рядом с учреждением с плохой репутацией. Все сады платные. Цены на любой карман: в Пекине от 300 долларов до бесконечности.
Сады попроще предлагают довольно скромные условия, в частности, в них нет очистителей воздуха, а это очень плохо, ведь весь мир уже в курсе, что в Пекине чистый воздух – настоящая роскошь. В садах со средней стоимостью, а это около 600 долларов в месяц, очистители стоят. Я как раз в таком и работаю. Уровень загрязнения воздуха обычно прикидывают на глазок: видно соседние высотки – идем гулять, не видно – что ж, посидим в классе. И так целый день.
Как работает детский сад
Режим работы детского сада – с 8:00 до 16:30. Групп всего три: младшая (3-4 года), средняя (4-5 лет) и старшая (5-6 лет), в каждой из них в среднем по 25 детей. В нашем саду яслей нет – это типично для Китая. До сада с малышами сидят бабушки и дедушки. Политика «одна семья-один ребенок» дает о себе знать, она действовала с 80-х годов и отменили ее только прошлой весной. Говоря проще, у двух семей зачастую был только один любимый внук или внучка – «маленький император». Китайские суетливые бабули и дедули нянчат малыша, в то время, как родители работают (в Китае декрет как одно мгновение – всего 3 месяца), так принято в обществе. Когда приходит время провожать детей домой, я часто общаюсь как раз со старшим поколением, потому что за детьми в сад, как правило, приходят старики. Они же и приводят их утром.
Как проходит день
Утро в нашем детском саду начинается с легкого разговора на английском«small talk». Мы встречаем детей, рассказываем про погоду-природу, попутно показывая карточки по теме. А по понедельникам день еще и начинается с поднятия государственного флага и исполнения гимна КНР в унисон. Дети знают слова гимна и поют. У жителей соседних домов, должно быть, стальные нервы – разделить этот патриотический порыв в 9 утра довольно сложно. Это американская традиция любить свою страну здорово прижилась в Китае.
Потом дети идут в свои классы. К слову, дети и занимаются, и играют, и едят, и спят в одной комнате. Деревянные кровати стоят стопками по 10 штук прямо здесь же, в конце недели все постельные принадлежности - от матрасика до подушки - дети забирают домой на стирку. Перед занятиями – завтрак, он не лишком разнообразен – это рисовая клейкая каша и пампушки «маньтоу» и (страшный сон советского пионера) никакого компота! Дети весь день пьют воду или сладкий йогурт. Зимой им еще дают пастеризованное молоко в маленьких пакетиках.
После завтрака свободные игры минут на 20. Затем дети рассаживаются полукругом и начинается урок английского. Мне на помощь приходит китаянка-воспитательница. Она помогает перевести что-то, если непонятно, но ее главная задача – сохранять дисциплину. Она даже может прикрикнуть на кого-то, если ребенок совсем не хочет слушаться. И это вполне нормально среди китайцев. Тут встречается и рукоприкладство, но если такой случай всплывает, санкции к детскому саду применяются очень жесткие, вплоть до закрытия.
Что такое «китайская мечта»
Китай во многом берет пример у США, а новый председатель КНР даже провозгласил курс на «китайскую мечту» по аналогии с «American dream», поэтому английский это must, и чем раньше ребенок начинает его учить, тем круче, по крайней мере, так считается в обществе. Хотя, конечно, польза раннего развития научно не доказана ни в одной стране мира.
Вместе с английским в Китай пришли и все праздники, начиная от Пасхи, заканчивая Хэллоуином, а также песенки и игры. Но есть и чисто китайские игры, например, мы часто играем в игру «Орел и цыплята»: один из учителей – орел, второй – курица, дети – это цыплята. Дети выстраиваются в линию за спиной «курицы». «Орел» должен обогнуть «курицу» и схватить кого-то из «цыплят».
Незамысловатая игра, но дети в восторге. В нее играют даже белые воротнички на корпоративах, чтобы укреплять командный дух. Видимо, все они росли в одних детских садах.
Китайские воспитатели, как правило, все с профильным образованием, им до 30 лет. В хорошем детском садике обязательно должен быть учитель-иностранец, который будет обучать детей английскому языку. Носитель языка ли он, или просто может связать два слова по-английски - это не так важно. Главное, что не китаец, иначе не престижно.
Как устроены школы в Финляндии
В 6 лет финские дети идут в подготовительные классы при школах. Такой учебный год — самый простой, больше похожий на садик, без уроков, с играми, рукоделием и частым гулянием на свежем воздухе. Сама подготовительная школа с 8:15 и до обеда бесплатная, а дальше — продленка до 17:00 за деньги (у нас было 158,4 евро в месяц). Большинство родителей выбирает этот вариант, потому что куда денешь ребенка в середине дня? Сложно представить себе работу до обеда, после которой ты сможешь сидеть дома с детьми.
В первом и втором классе продленка дешевле — 120 евро в месяц (дальше есть не всегда). Но туда надо еще успеть записаться: мы как-то опоздали с сыном в школьную группу продленного дня, пришлось записываться… на детской площадке! Площадка была через пару кварталов от школы, при ней был домик, вполне современный, с вешалками для верхней одежды, туалетами, большой комнатой со столами, стульями, игрушками, бумагой и карандашами — в общем, можно было проводить время и внутри. Но обычно дети были именно на площадке — в сопровождении пары взрослых педагогов.
Один прием пищи в финской школе бесплатный. Назовем его «обед», хотя столовая одна и расписание составляют для параллелей. У сына сейчас в школе «обед» начинается в 11, и домой в 15 или в 16 часов он приходит голодный. Еда — хм, как сказать… Разная бывает еда. Я слышу всякие отзывы. Но в этом школы не выделяются из сложившихся правил финского общепита. Важно то, что еда все-таки бесплатная и организованная: родители могут быть уверены, что ребенок в школе поел. В интервью мэр Хельсинки Эва-Рита Сиитонен мне заявила:
В Финляндии уже 60 лет детей в школах кормят горячей едой, так что маме не нужно оставаться дома и готовить для ребенка. Я думаю, это больше способствовало участию финских женщин в рабочей жизни, чем какие-то политические демонстрации.
Первый класс в финской школе
Уроки в первом классе — c 8:15 и до 12:15 или 13:00. У сына-шестиклассника учеба начинается в 8:30 или в 9:15 — а заканчивается попозже, то в 13:30, а то и в 15:30. Финские школьники не учатся по субботам и среди учебного года у них много каникул: осенние, рождественские, «лыжные» (в феврале), пасхальные и cамые большие — летние, они длятся два месяца. Единой даты начала учебы вроде нашего первого сентября нет: новый учебный год начинается вместе с осенним холодом и дождями во вторую неделю августа. Церемоний в стиле «Здравствуй, школа!» по этому случаю ни для «подготовишек», ни для первоклашек не проводят — и это кажется неожиданным для такой церемониальной страны. Да, Финляндия — страна церемоний, но не страна торжественности. Пышно и громко — это точно не про финнов. Во всем простота, даже сдержанность. Практично. По делу. Надо учиться — пришли и учимся.
В Финляндии ребенок обязан пойти в первый класс осенью того года, в котором ему исполняется семь лет. Сын у нас в Берлине влился в школьную систему раньше (так получилось), и после переезда в Финляндию оказалось, что по финским правилам ему по возрасту надо идти во второй класс, хотя он в Германии во втором классе уже отучился. Никакие наши доводы система не приняла — мальчишке пришлось второй раз учиться во втором классе.
Перед началом учебы устраивают специальное родительское собрание. Рассказ о своем ребенке там не услышишь — это не происходит при других родителях, только тет-а-тет (15-минутные встречи родителей с учителем устраивают в определенный момент в учебном году). На общем собрании в середине года могут упомянуть чью-то проблему или какой-то конфликт, но опять же не назовут имен. В разговоре для всех говорят о программе, о каких-то школьных мероприятиях, дают установки — что важно для родителей в этом году. У нас, родителей первоклассников, собрание началось с того, что каждого попросили встать, представиться и в двух словах рассказать о своем ребенке.
Родителям первоклассников, среди прочего, раздают памятки. Моя жена рассказывает, что было важного в памятке для нас: «Подбадривайте своего ребенка. Следите, чтобы у него был организованный ритм жизни, обеспечьте ежедневно пять приемов пищи и хотя бы раз в день ешьте всей семьей. Расспрашивайте ребенка о том, как идут дела. Отслеживайте, чтобы его в школе не травили одноклассники».
Особенности образования
Школ в стране много, второй смены нет, в классе обычно человек двадцать. Когда говорят, что Финляндия высоко ценит образование, то видно это как раз на таких примерах: здания школ в хорошем состоянии, нужен ремонт — делают ремонт, с родителей деньги на это не собирают. Вот у сына сейчас ремонтируют в школе спортзал. Прошлый ремонт был совсем недавно, во время каникул, но что-то там не получилось, и в середине года затеяли его снова. Директору радость, учителю физкультуры наверняка головная боль (с каждым классом он ездит в крытый спортивный центр на сдвоенный урок), но недофинансирования школы точно нет.
Оснащенность школ разная, но определенный минимум, например, компьютеры, везде есть. Мой сын с завистью смотрел видеоматериалы, которые я снял в трех часах езды от Хельсинки, в глубокой финской провинции — там ученикам на уроке географии раздали айпады, они вместе искали по координатам здание своей школы на Google Maps. Такие роскошества все-таки не у всех, и вот читаю историю в местной прессе: учитель в каком-то поселке обратился к местному бизнесу за помощью — так ему для уроков бизнесмены скинулись и купили айпады. Тут же в газете результаты научного исследования: обучение с айпадами более эффективное. Да кто бы сомневался.
У нас был разный опыт с финскими школами. Я уж точно не скажу, что все они идеальные — ту, где сын учился поначалу, вспоминаю с тихим ужасом — и учителя нам не нравились, и одноклассники были явно не того круга, что наш сын… Но ведь есть что-то присущее всем финским школам. И хорошим, и не очень — какой-то финский подход к школьному образованию. Финны часто говорят о том, что создают ученикам мотивацию и что за теми остается свободный выбор. Например, ученики одеваются во что хотят, школьной формы нет. В старших классах они могут свободно выбирать предметы и, соответственно, экзамены. Вообще здесь другое отношение к дисциплине. Cтрогости, грозности в образе учителя или директора в школе совсем нет — есть уважение и авторитет (хотя кого-то любят больше, кого-то меньше). Очень редко случается, чтобы учителя на учеников кричали. Разумеется, никого указками не бьют. Cовсем нет в школе муштры, нет жесткости — так сказать, образование без стресса. Я бы даже добавил, образование вообще без напряжения и без конкуренции.
Дневников в школе нет. Учебники школа выдает бесплатно, в них можно и нужно рисовать, писать, чиркать, обводить кружочками — короче, половина работы делается прямо на странице учебника. В младших классах в учебниках есть постоянные герои: у дочки сейчас в первом классе на каждой странице учебника математики живет компания: зайчик, белочка, собака, две лисы — все с именами — и в заданиях нужно разбираться, кто кому сколько дал орехов, как разделить между ними грибы и прочее.
Финских школьников явно не заставляют читать книги. Отдельного предмета «Чтение» просто нет — и только на уроке финского языка, среди прочего, у сына за год проходят четыре книги (их нужно прочесть, потом написать по ним небольшие сочинения). Литература — вещь факультативная, и тех, кто хочет, в начале года заносят в специальный список соискателей «Диплома читателя». Ученики получают список из 12 «категорий» — юмористические книги, научная фантастика, фэнтэзи, путешествия, отдельно у сына в прошлом году была категория «Путешествия во времени», и так далее. Дают им адрес в Интернете, где по каждой категории находишь большой список книг (как финских, так и переводных с других языков). За год доброволец должен прочесть эти двенадцать книг и написать по ним сочинения — а в конце года специальную тетрадочку с отчетом сдают учителю. Таким любителям чтения вместе с документом об окончании учебного года выдают «Диплом читателя» с оценкой. Мы с сыном, конечно, читаем и русскую литературу, но это уже не школьная программа (мы еще российскую историю и географию учим, а куда деваться? В финской школе же таких подробностей нет).
Вот еще про «Диплом читателя»: у сына в пятом классе такие дипломы получили (кроме него) только несколько девочек. От многих финнов я слышал, что девочки, мол, конечно, учатся лучше. Мне всегда казалось, что школьные успехи не зависят от пола — и когда я сам учился в школе, вот уж точно не было явного разделения на отличниц-девочек и так-себе-мальчиков (в десятом классе золотые медали вместе со мной получали и те, и другие). Но по финской статистике, девочки и правда учатся заметно лучше мальчиков! В знаменитом международном тестировании школьников PISA среднее количество баллов, которое набрали финны, было 529. Но это среднее число, а если посмотреть отдельно, то средний балл у девочек был 543, а у мальчиков — 516! То ли финские девочки и в самом деле умнее мальчиков, то ли местная система образования девочкам больше подходит.
И еще замечу: система современного финского образования создавалась в стране мононациональной. Этим она сильно отличается от многих других — и потому не везде ее можно перенять. В последних результатах PISA у финнов была одна всерьез отстающая группа — иммигранты первой волны. В среднем их уровень оказался на два класса ниже, чем у остальных учеников-финнов. Это показывает, что финской школе нужно меняться, иначе знаменитое равенство возможностей останется только на бумаге.
Система оценки знаний
Теперь невероятная новость про домашнюю работу: ее в финской школе не проверяют и никогда за нее не ставят оценки! Я к этому так и не могу привыкнуть. Вот сделала дочка все по математике — на следующий день спрашиваю ее: «Что сказали? Все правильно?» — «А учитель не смотрел». Свобода. Сделал, не сделал — получается, это важно только ученику и его родителям.
До шестого класса оценок вообще никаких не ставят. «Я и так знаю, кто как учится», — замечает знакомая учительница. В шестом классе сыну, наконец, начали ставить оценки, и выяснилось, что высшая отметка здесь не привычная нам пятерка, а десятка. Когда сын приносит домой проверенные контрольные, у меня в голове включается «обменный пункт»: 10 — это наши «пять с плюсом», «молодец», «блестяще». Такую оценку дают редко и рассчитывать на нее каждый раз бессмысленно, учитель так постоянно делать не будет. 9 — это просто «пятерка», 8 — «пять с минусом» или «четыре с плюсом», когда могут быть мелкие недочеты, но общий уровень работы хороший. 7 или 6 — уже не очень, это «четверка», «четверка с минусом» или даже «трояк». Ниже оценок я не встречал — сын старается, но думаю, их и правда редко ставят. И если в нашей школе фактически есть четыре оценки (5, 4, 3 и 2), то у финнов их шесть (10, 9, 8, 7, 6 и 5). Формально есть даже «4» (вроде нашего «кола»), но одна финская учительница призналась мне, что директор просил их не ставить «4», такие оценки плохо влияют на репутацию всей школы.
«Послушай, — как-то спросил я сына, — но если устно отвечать, у доски, ведь учитель должен сказать, что он ставит за ответ?!» «А нас к доске раньше и не вызывали, — смеется сын. — В Финляндии столько интровертов, что если попросить кого-то выйти и говорить перед всем классом, многие испугаются и будут бормотать — бу-бу-бу — никто ничего и не услышит!» Сейчас, в шестом классе, они все-таки отвечают вслух, но оценок за это так и не ставят.