Фитбол-сказка « Глупый мышонок на новый лад» в средней логопедической группе
Цель. Развитие двигательной активности по средством театрализованной деятельности.
Образовательные задачи:
совершенствовать двигательные умения и навыки детей;
формировать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения в образа, а также их исполнительные умения
Развивающие задачи:
развивать двигательные способности детей: силу , гибкость, координацию движений через упражнения на фитболе;
развивать дыхательную систему;
развивать музыкально-ритмические, танцевальные и творческие способности детей;
развивать коммуникативную и эмоционально-волевую сферы;
развивать интерес к театрализованной деятельности.
Воспитательные задачи:
Оздоровительные задачи:
формирование навыка правильной осанки;
профилактика и коррекция различных заболеваний опорно-двигательного аппарата, внутренних органов;
общее укрепление организма через упражнения на фитболах.
Предварительная работа: прочтение сказки «Глупый мышонок». Разучивание правильной посадки на фитболе. Ознакомление с правилами безопасности выполнения упражнений на фитболе. Дать представление и разучить основные исходные положения на фитболе и с ним. Ознакомить с приемами самостраховки. Учить выполнение общеразвивающих упражнений сидя на мяче. Разучить упражнения с фитболом. Разучить пружинистые покачивания на мяче и перекаты. Учить выполнение общеразвивающих упражнений в сочетании с пружинными покачиваниями на фитболе. Разучить исходное положение на мяче. Дать представление о прокатах на мяче. Разучить переходы из одних исходных положений в другие. Учить упражнения на удержание равновесия. Разучивание игровых упражнений на координацию движений и речи на фитболе: Ходьба, Зайчик, Рыбка, Птица, Лягушка, Лошадка ,Кошечка. Разучивание музыкально-ритмических комплексов на фитболе «Песенка мамонтенка», «Веселые путешественники», «Мои цыплятки».
Актеры
Мама Мышь, Мышонок, Птица, Лягушата, Лошадка, Зайчик, Рыбка, Кошечка.
Атрибуты
Костюмы персонажей сказки, фитболы для каждого ребенка, декорация-дерево, декорация-дом.
Под музыку дети с воспитателем и фитболом заходят в зал, выполняют разминку и дыхательные упражнения
Ход занятия.
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята сегодня я приглашаю вас в сказку. Но чтобы попасть в нее мы должны сказать волшебные слова и сделать волшебные движения.
Здравствуй, сказка! (В.Берестов).
Солнце, дождик, приходите, | Сделать приглашающий жест сначала одной рукой, затем другой. |
Детям сказку приводите! | Похлопать в ладоши |
А из тучи гром, гром | Постучать кулачками по столу |
Загоняет в дом, в дом. | Соединить руки над головой – «крыша». |
Покажись из тучи, солнце, | Поднять руки вверх, запястья соединить, сжимать и разжимать пальчики каждой руки попеременно. |
Загляни скорей в оконце, | Сложить ладошки перед лицом, затем раскрыть их и приставить к щекам –«глядим в окошко» |
Освети скорей светлицу, | Поднять руки вверх и развести в стороны, описывая дугу. |
Расскажи нам небылицу. | Левую руку выставить перед собой горизонтально, правую – вертикально, указательный палец правой руки приложить к правой щеке, покачать головой вправо и влево. |
Воспитатель: Отправляемся в путь к приключениям.
Дети вместе с воспитателем выполняют музыкально-ритмический комплекс на фитболах «Веселые путешественники».
ВЕСЕЛЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ |
Слова С. Михалкова Музыка М. Старокадомского |
1.Мы едим, едим, едим В далекие края, Хорошие соседи, Счастливые друзья. | Стоя, правая рука на мяче, - обход вокруг мяча по часовой стрелке. |
Мы солнышком согреты, Мы вместе все живем, И песенку об этом Мы петь не устаем. | Стоя, левая рука на мяче, - обход вокруг мяча против часовой стрелке. |
Припев: Красота! Красота! | Сидя на мяче, руки на поясе. Делать притопы ногами в ритм слов. |
Мы везем | Энергично отвести в сторону левую руку и ногу, затем приставить. |
С собой кота, | То же сделать вправо. |
Чижика, | Сидя на мяче, наклон вперед, прямые руки завести за спину «(птичка клюет») |
Собаку, | Спинка прямая, руки согнуты в локтях, кисти перед грудью («лапки»). |
Петьку- | Руки согнуты в локтях, кисти к плечам, топнуть правой ногой, поднимая и опуская локти. |
Забияку, | Топнуть левой ногой. |
Обезьяну, | Широко развести ноги и руки в стороны. |
Попугая - | Руки к плечам, ноги вместе. |
Вот компания какая! | Выставить пятку правую ногу, правую руку вперед ладошкой вверх: то же выполнить левой. |
Вот компания какая! | В том же ритме правую ногу и правую руку на пояс: то же левой. |
2. Когда живется дружно, Что может лучше быть? | Ходьба с высоким подниманием бедра, руки с мячом вытянуты перед собой. |
И ссориться не нужно, И можно всех любить, | Ходьба продолжается, руки подняты над головой. |
А если нас увидит Иль встретит кто-нибудь, | Обход мяча в полуприседе, придерживая мяч правой рукой (по часовой стрелке). |
Друзей он не обидит, Он скажет: «Добрый путь!» | Обход мяча в полуприседе, придерживая мяч левой рукой (против часовой стрелки). |
Припев | Как в первом куплете. |
3. Мы выйдем из вагона На солнечный перрон, | Ходьба на носках, руки с мячом вытянуты вперед. |
И музыка с перрона Ворвется к нам в вагон. | Мяч над головой, ходьба на носках. |
Мы ехали, мы пели И с песенкой смешной | Прокатывание мяча вперед и назад. |
Все вместе, как сумели, Приехали домой. | Повторить прокатывание. |
Дети садятся друг за другом в две шеренги на фитболы.
Воспитатель. Мы оказались свами на полянке. Давайте посмотрим, что вокруг нас. (Звучит звуки живой природы)
Дыхательная гимнастика «Ароматы природы»
Упражнение «На лугу вырос цветок»
И.П. –основная стойка на фитболе
На счет 1 вдох через нос. Поднять руки через стороны в верх.
На счет 2 выдох через рот со звуком «а-а-х». Опустить руки вниз. И.П.
Упражнение «Подул ветерок»
И.П. –основная стойка на фитболе. Руки сложены на груди.
На счет 1 вдох через нос. Развести руки в стороны.
На счет 2 выдох через рот со звуком «ф-ф-ф-у». Руки вытянуты вперед. Подуть на одони. Вернуться в И.П.
Упражнение «Цветок качается на ветру»
И.П. – основная стойка на фитболе, руки на поясе.
На счет 1 вдох через нос. Перекат на носки.
На счет 2 выдох через рот. Перекат на пятки.
Воспитатель. Послушайте кто же это поет. (выходит Мама Мышь и Мышонок)
Воспитатель.: Пела ночью мышка в норке
Мышка: Спи мышонок, замолчи
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Воспитатель.: Отвечает ей мышонок:
Мышонок: Голосок твой слишком тонок.
Ты мне мама не пищи
Лучше няньку поищи.
Воспитатель.: Побежала Мышка-мать,
Стала Утку в няньки звать:
Мышка: Приходи к нам, тетя Птица,
Нашу детку покачать.
Но сначала не спеши
Ты летать нас научи
Упражнение «Птица»
ПТИЦА |
 | Птицу в клетку не сажай, Отпусти ее на волю, Добрым словом провожай, Пусть летает в поле. |  |
Исходное положение. Сидя на мяче, руки опущены вниз. Выполнять маховые движения обеими руками одновременно – «большие крылья» |
Терапевтический эффект. Упражнение увеличивает подвижность в плечевых суставах и формирует навык правильной осанки. |
Особое внимание! Обратить внимание на постоянную вибрацию на мяче в ритм движений руками. Особое внимание обратить на выполнение этого упражнения мальчиками, так как для них задание на пластичность бывают наиболее сложными. |
Воспитатель.: Стала петь мышонку Утка:
Птица: Баю-бай, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду!
Воспитатель.: Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет, твой голос не хорош:
Очень громко ты поешь.
Воспитатель.: Побежала Мышка мать,
Стала Жабу в няньки звать:
Мышка: Приходи к нам, тетя Жаба,
Нашу детку покачать.
Жаба Ква-Ква-Ква. Я не могу,
Лягушат я петь учу.
С нами вы повеселитесь,
С лягушатами резвитесь.
Упражнение «Лягушка»
ЛЯГУШКА |
 | Квакали лягушки: Песенку свою Я с моей подружкой Тоже подпою. Красота на озере, Лилии цветут, В лягушачьей опере Сто певцов поют. |  |
Исходное положение. Лежа на мяче на животе, обхватив мяч согнутыми в коленях ногами, руки на полу. В первом куплете толчком сделать толчок ногами перекат мяча впред с упором на руки, затем вернуться в И.П. Выполнить 3 раза и на четвертую строчку перейти в положение сидя ноги скрестно, мяч перед собой Во втором куплете выполнить покачивание бедер вверх-вниз, сохраняя правильную осанку. |
Терапевтический эффект. Упражнение увеличивает подвижность в тазобедренных суставах, корригирует деформацию стоп, формирует навык правильной осанки. |
Особое внимание! Голову и спину при выполнении упражнения необходимо держать ровно и в положении некоторого вытяжения. |
Воспитатель.: Стала Жаба важно квакать:
Жаба: Ква-ква-ква – не надо плакать,
Спи, Мышонок, до утра
Дам тебе я комара
Воспитатель. Глупый маленький Мышонок
отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет, твой голос не хорош:
Очень скучно ты поешь.
Воспитатель. Побежала Мышка мать,
Стала Лошадь в няньки звать.
Где Лошадка делась вдруг,
Поищи ее наш друг.
Упражнение «Лошадка»
ЛОШАДКА |
 | У нас в саду площадка, Стоит на ней лошадка Очень боевая, Ну совсем живая. Лошадка скок-поскок, Копытцами цок-цок Не ходит, а летает, Деток всех катает. |  |
Исходное положение. Стоя, мяч пред собой. В ритм музыки выполнить бег с высоким подниманием бедра. |
Терапевтический эффект Упражнение укрепляет мышцы передней поверхности бедер, увеличивает подвижность в тазобедренных и коленных суставах. |
Особое внимание! При выполнении упражнения колено должно касаться мяча. |
Мышка: Приходи к нам, тетя Лошадь,
Нашу детку покачать.
Лошадь: Иго-го!
Воспитатель.: поет Лошадка…
Лошадь: …Спи, Мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
Воспитатель.: Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет, твой голос не хорош
Очень страшно ты поешь.
Воспитатель. Побежала Мышка мать,
Стала Зайку в няньки звать.
Упражнение «Заяц»
ЗАЙЧИК |
 | Скачет зайка на опушке, Он живой, а не игрушка, Дайте зайке лист капустный, Самый лакомый и вкусный. |  |
Исходное положение. Стоя, мяч перед собой в руках. Выполнить прыжки на носках на месте, удерживая мяч перед грудью. В усложненном варианте ребенок сначала прыгает 4 раза вперед, затем 4 раза назад, затем прыжки с поворотом на 90 градусов. |
Терапевтический эффект. Упражнение укрепляет своды стоп, тренирует навык прыжков, развивает координацию движений. |
Мышка: Приходи к нам серый Зайка
Нашу детку покачать.
Воспитатель.: Зайка стал капусту кушать,
Непослушного баюкать…
Зайка: Баю-баюшки,
Хрум! Хрум!
Воспитатель.: Глупый маленький Мышонок
Отвечает ему спросонок:
Мышонок: Нет, твой голос не хорош
Очень грубо ты поешь.
Воспитатель.: Стала думать Мышка-мать
Мышка: Надо Курицу позвать…
Приходи к нам, тетя Клуша,
Нашу детку покачать.
Воспитатель.: Закудахтала Наседка:
Дети выполняют музыкально-ритмический комплекс на фитболах «Мои цыплятки»
МОИ ЦЫПЛЯТА |
Слова Т. Муталлибова Музыка Г. Гусейнли |
Припев: Цып, цып, мои цыплятки, | Стоя, мяч в согнутых руках перед грудью. («цыплята клюют») |
Цып, цып, цып, мои касатки, | Наклоны головы в ритм слов. |
Вы пушистые комочки, Мои будущие квочки | Поворот топающим шагом вокруг мяча в полуприседе по и против часовой стрелки. |
Здесь в траве густой привольно, Погулять вам можно вволю, Ой, мои вы цыплятки, Ой мои вы касатки! | Ходьба свободная в разных направлениях, мяч катить рядом с собой то правой, то левой рукой. |
Припев | |
Подойдите вы напиться, Дам вам зерен и водицы. | Ходьба на носочках, мяч высоко поднят над головой. |
Ой, мои вы цыплятки, Ой мои вы касатки! | Ходьба на пятках, мяч в согнутых руках перед собой. |
Воспитатель. Глупый, маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Нет, твой голос не хорош,
Эдак вовсе не уснешь!
Воспитатель.: Побежала Мышка мать,
Стала в няньки Щуку звать
Мышка: Приходи к нам, тетя Щука,
Нашу детку покачать.
Упражнение «Рыбка»
РЫБКА |
 | В колыбельке рыбка, Колыбелька – зыбка, На волне качается, В сети попадается |  |
Исходное положение. Лежа на животе, мяч в вытянутых руках. На первую строчку поднять ноги; На вторую строчку поднять плечи и руки с мячом; На третью и четвертую строчки покачивающие движения туловищем вперед – назад. -
|
Терапевтический эффект Упражнение укрепляет разгибатели спины. |
Особое внимание! При выполнении упражнения не запрокидывать голову назад и не лордозировать поясничный отдел позвоночника. |
Воспитатель.: Стала петь Мышонку Щука
Не услышал он не звука
Разевает Щука рот
И не слышно, что поет.
Воспитатель.: Побежала Мышка мать,
Стала в няньки Кошку звать.
Мышка: Приходи к нам, тетя Кошка,
Нашу детку покачать.
Упражнение «Кошка»
КОШЕЧКА |
 | Киска Маркизка Кланяется низко. Лезет под забором, За сметаной вор. |  |
Исходное положение. Стоя на коленях, руки на мяче. Кошечка «ласковая» - прогнуть спину кошечка «сердиться» - выгнуть спину дугой, при этом откатывая мяч вперед. |
Терапевтический эффект. Упражнение формирует естественные физиологические изгибы, укрепляет мышцы брюшного пресса и тазового дна. |
Воспитатель.: Стала петь мышонку Кошка
Кошка: Мур-мур-мур,
Усни, мой крошка...
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу на кровать.
Все равно ночной порой
Мы бы встретились с тобой!
Не нужны нам кошки-мышки
Надоела беготня!
Спи мышонок,
Сладко, сладко!
Воспитатель.: Глупый маленький Мышонок
Отвечает ей спросонок:
Мышонок: Не обманешь ты меня! (Прячется за мяч)
Кошка: Для меня ты слишком худ! Я зря теряю время тут.
(кошка рассержено машет рукой и уходит)
Воспитатель.
Прибежала мышка мать, посмотрела на кровать
Ищет своего мышонка, а мышонка не видать.
Вылезает вдруг мышонок, отвечает ей спросонок
Мышонок:
Мамочка, прости, мама не грусти!
Теперь тебя я буду слушать
Спать ложиться вовремя и кушать.
Я понял все, и это не секрет,
Лучше мамы няньки нет!
Дети выполняют музыкально-ритмический комплекс на фитболах «Песенка мамонтенка»
ПЕСЕНКА МАМОНТЕНКА |
(Их мультфильма «Мамонтенок») Слова Д. Непомнящей Музыка В. Шаинского |
По синему морю к зеленой земле Плыву я на белом своем корабле, На белом своем корабле, На белом своем корабле, | Сидя на мяче, наклон вперед с одновременным разведением рук в стороны («плаванье брассом») |
Меня не пугает ни волны, ни ветер! | «Ветер». Поднять прямые руки и покачать ими над головой, делая небольшие наклоны. |
Плыву я к единственной маме на свете! Плыву я сквозь волны и ветер К единственной маме на свете! Плыву я сквозь волны и ветер | «Плаванье». Стоя на коленях, руки опираются на мяч, прокатить мяч вперед и назад Сидя на коленях, помахать правой рукой. |
К единственной маме на свете! | Тоже левой. «Прощание». |
Скорей до земли я добраться хочу. «Я здесь! Я приехал!» - я ей закричу. Я маме своей закричу, Я маме своей закричу. | Прокатывание на мяче вперед и назад с опорой на руки. Выполнить два раза. |
Пусть мама услышит, пусть мама придет, | Сидя на коленях, прокатить мяч вокруг себя по часовой стрелки. |
Пусть мама меня непременно найдет! Ведь так не бывает на свете, | Прокатывание мяча против часовой стрелки. |
Чтоб были потеряны дети?! Ведь так не бывает на свете, Чтоб были потеряны дети?! | Сидя на коленях, откатить мяч от себя как можно дальше и вернуться в исходное положение. |
Воспитатель То-то, рада мышка мать!
Ну, мышонка обнимать!
Вот и сказки конец, а кто был с нами молодец!
В этой сказке большой намек,
Непослушным детям урок.
Друзья, давайте маму слушать,
И не лениться никогда!
Поверьте, Вас не смогу скушать
Когда послушны вы всегда!
А артистов приглашаем на поклон!
(дети становятся полукругом с фитболами в руках, проходят круг по залу и уходят)
Литература:
Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь? :картотека тематических пальчиковых игр/сост. Л.Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 247 с.
Потапчук А.А., Т.С. Овчинникова «Двигательный игротренинг для дошкольников»
Самуил Маршак Сказка о глупом мышонке –М.: АСТ. -64с.
Сайкина Е.Г., С.В. Кузьмина «Теоретико-методические основы занятий фитбол-аэробикой»
https://infourok.ru
http://www.maam.ru
14