СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Фитомодуляция и фитодизайн школьных кабинетов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель авторского здоровьесберегающего проекта «Фитомодуляция как средство оздоровления воздушного пространства школьных кабинетов» явилось создание в кабинете начальных классов фитомодулей,  комплексов  определенных субтропических и тропических видов растений, фитонциды которых способны уничтожать патогенную микрофлору, а также благотворно действовать на общее состояние  организма младшего школьника.  

Просмотр содержимого документа
«"Фитомодуляция и фитодизайн школьных кабинетов"»


Введение.


Так устроен человек, что зимой хочется лета. Цветение и ароматы лета, тепло и зелень мы хотим видеть вопреки смене времен года за окном.

Таинственную, притягательную силу цветов испытывает на себе каждый человек. Но далеко не все за­думываются над тем, откуда возникает эта сила, как цветы своими красками, формой, неповторимым ароматом влияют на наши эмоции, формируют настроение.

Дом в жизни человека это нечто большее, чем просто крыша над головой. Времена учебных классов, похожих один на другой, прошли. Интерьер вашего класса - замечательная тема для фантазий. Что нужно, чтобы создать учебный кабинет по-настоящему уютный, комфортный и любимый? Мода, безусловно, диктует современный стиль интерьера, но стоит прислушаться к себе и дополнить его тем, что вам ближе и приятнее.( Мы все чаще ощущаем дефицит живой природы. «Вдохнуть жизнь» в любой интерьер, сделать его милым и радостным помогут растения. Растения не просто элемент интерьера, они оказывают незаметное, но существенное воздействие на нашу жизнь. Оформляя интерьер горшечными растениями, важно подобрать и разместить их таким образом, чтобы подчеркнуть общий стиль дизайна помещения.
При этом обязательно учитываются декоративные свойства отдельных видов растений и выбираются те из них, которые гармонируют с общим стилем интерьера, дополняют и украшают его.

Всё вышесказанное очень точно объясняет актуальность данного проекта.
Цель авторского здоровьесберегающего проекта «Фитомодуляция как средство оздоровления воздушного пространства школьных кабинетов» явилось создание в кабинете начальных классов фитомодулей, комплексов определенных субтропических и тропиче­ских видов растений, фитонциды кото­рых способны уничтожать патогенную микрофлору, а также благотворно действовать на общее состояние организма младшего школьника.

Задачи:

  • Изучить информацию по фитодизайну интерьеров.

  • Создать проект фитомодуля кабинета в программе POINT.

  • Подобрать комнатные растения, в связи с особенностями кабинета.

  • Реализовать проект.

  • Оформить презентацию в POVER POINT.

1.Обзор литературы.

По данным Всемирной организации здравоохране­ния сегодня свыше миллиарда горожан подверга­ются воздействию высокой концентрации загряз­нителей воздуха, от которых не защищает даже си­стема кондиционирования зданий.

«Воздушный коктейль» в наших квартирах со­стоит порой из вредных для здоровья человека ве­ществ, выделяемых различными синтетическими покрытиями, ДСП, а электромагнитные поля от бы­товых приборов нарушают ионный баланс, способ­ствуя образованию положительно заряженных ча­стиц. Кроме того, в воздухе есть бактерии, для ко­торых закрытое пространство все равно, что инку­батор, и, наконец, табачный дым.

Все перечисленные негативные факторы мож­но нейтрализовать с помощью комнатных расте­ний. Прежде всего, это субтропические и тропиче­ские виды, летучие выделения (фитонциды) кото­рых способны уничтожать патогенные микроорга­низмы, а также обогащать воздух биогенными ве­ществами, благотворно действующими на общее состояние нашего организма.

Анализ данных за последние 40 лет позволил составить ассортимент растений (их объединили в 3 группы) для использования в про­филактических и лечебных целях.

В I группу входят растения, фитонциды кото­рых обладают выраженной антимикробной актив­ностью (так называемые санирующие виды): сансевиерия трехполосая, агава американская, аукуба японская, пеларгония душистейшая, колеус Блюма, алоэ древовидное, ги­бискус китайский, фикусы укореняющийся и кар­ликовый, мирт обыкно­венный, примула обконика, циссус антарктиче­ский. Эти растения подавляют деятельность микроорганизмов, которые могут стать причиной аллергии, желудочно-кишечного расстройства и респираторных заболеваний.

В качестве основных санирующих видов ис­пользуют мирт обыкновенный и псидиум Кэттли, но если в помещении (100 mj) находится 7 растений мирта 3-4-летнего возраста, то в 50% случаев до­стигается еще и лечебный эффект. Используя для озеленения комнат мирт, можно значительно уме­ньшить число острых респираторных заболеваний.

Ко II группе относятся растения, фитонциды ко­торых обладают лечебным действием. Так, монстера привлекательная благотворно влияет на людей с нарушением деятельности нервной системы, устраняет головную боль. Пеларгония душистей­шая помогает при бессоннице, неврозах различной этиологии, улучшает кровообращение. Розмарин лекарственный оказывает противовоспалительное и успокаивающее действие, повышает иммунитет, показан при заболеваниях дыхательной системы, хронических бронхитах и астме. Мирт обыкновен­ный обладает антибактериальным действием про­тив возбудителей легочных инфекций, эффективен в профилактике ОРВИ. Жасмин индийский снима­ет напряжение от стрессов, а избавиться от пере­возбуждения в конце рабочего дня и хорошо от­дохнуть помогут розмарин, мелисса, мята, разме­щенные в спальне.

Запах листьев лимона дает ощу­щение бодрости, снижает артериальное давление, а цитрус дивный, или грейпфрут, способствует улучшению биоритмов мозга, обладает стимулиру­ющим действием.

III группу составляют так называемые биологи­ческие фильтры - растения, очищающие воздух от вредных газов. Например, хлорофитум хохлатый поглощает и полностью нейтрализует значитель­ное количество газообразных углеводородов, а циссус антарктический лишь частично.

В ходе экспериментов было установлено, что если в квартире разместить несколько экземпля­ров хлорофитума, то в течение 24 часов погибает 80% вредных микроорганизмов.

2. Методика проекта

В последнее время все большее распростране­ние получает использование перечисленных выше видов растений в так называемых фитомодулях (пространство определенного объема с находящимися в нем ра­стениями). При их создании надо учитывать осве­щенность и объем помещения, влажность воздуха и температуру, а также условия выращивания каж­дого вида.

Для создания оздоровительных композиций необходимо большое количество растений, а для профилактических целей и де­кора 5-10 экземпляров одного или нескольких видов. Фитомодули можно создавать в офисах, жи­лых комнатах, детских садах, поликлиниках, школах и др.

Принципы расположения и расстановки растений в модуле.

Кабинет, в котором создан фитомодуль, расположен так, что окна выходят на север, поэтому для него не подходят любые растения. Мы отбирали теневыносливые растения, которые выдерживают температуру до +16ºС.

Выносливые комнатные растения есть необходимый компонент для озеленения зоны, где находится мебель. В природе существует достаточно выносливых растений разнообразных видов и форм (например, циссусы, разнообразные суккуленты: алоэ, толстянки, а также другие растения, которые хорошо уживаются вместе – нефролепис, спатифиллум, плющ, диффенбахия), что позволяет составить гармоничную композицию.

В тех местах помещения, где освещения недостаточное, возможно использование таких растений, как спатифиллум (spathiphyllum), молочай Тирукалли (euphorbia tirukalli), сансевиерия (sansevieria).

Была измерена влажность воздуха с помощью гигрометра до, и после опрыскивания растений водой.

При составлении композиции учитывались потребности растений, составляющие основную часть, т.к. даже не очень «капризные» растения нуждаются в определенном микроклимате. Поэтому производились неоднократные замены растений из-за несовместимости видов.

3. Исследования и результаты.

Первым этапом моей работы было создание проекта в программе Point будущего фитомодуля кабинета (рис. 1) и композиции (рис.2). Нами учитывались потребности растений, которые будут задействованы в работе (Приложение 3).



Проект фитомодуля


Рис.1 1- хлорофитум, 2 – папоротник, 3 - «сад в аквариуме», 4- Пот-э-флер


Рис.2 1- , 2 - Ктенанта Оппенгейма, 3 - Кампелия занония, 4 - Фикус каучуканосный

Чудесным украшением кабинета стал миниатюрный «ландшафт» за стеклом или «сад в аквариуме», где расположились: маранта (maranta); сансевиерия (sansevieria), плющ (nedera) и подчеркивающие изящество своих соседей сортовых цветущих сенполий (saintpaulia): сиреневые с белым кантом (Gleeful Фото 1Elf), бело – розовые с зеленым глазком (Irish Flirt) и традиционные цветущие фиалки, подобранные по цветовой гамме. В аквариум растения подбирались и адаптировались более 2-х лет, производились многократные замены в связи с несовместимостью некоторых видов растений. Соблюдалась некоторая перспективная ярусность в посадке растений (Фото 1).

На металлической стойке (Фото 2) расположились биологические фильтры: хлорофитумы (поглощают и полностью нейтрализует значитель­ное количество газообразных углеводородов), циссус ромболистный («березка» вьющиеся побеги которого дают энергию и силу). Завершает этот фрагмент фитомодуля композиция пот–э–флер (Фото 1). Это маленькая цветочница, в которую мы высадили сансивиерию, плющ и сингониум. В центр горшка мы поместили стеклянный цилиндр, заполнили его водой и поместили в него срезанные розы. Таким образом, покупные цветы можно использовать для создания постоянно изменяющихся композиций, которые будут служить для оживления комнатной зелени особенно в зимний период. Цветущие растения смотрятся особенно красиво, но и требуют, как правило, тщательного ухода .

В процессе работы я измеряла температуру и влажность воздуха в разных зонах кабинета. Это дало возможность выявить благоприятные зоны и зоны риска. Сравнительный анализ влажности воздуха до и

п осле увлажнения воздуха показал что на подоконниках влажность увеличивается на 3 %, что на 15% меньше увеличения этого показателя в аквариуме, изменения в котором составило 18 % (Приложение 4,5) В правом углу кабинета около доски создала композицию с использованием нового полимерного материала «радужный гель» (Фото 2),





Фото 3


который является одновременно грунтом и питательной средой для растений.

Н

Фото 4а

а фото 3 можно увидеть результат воплощения проекта фитомодуля, созданного на листе бумаге в начале работы. В проекте задействован 31 вид растений (Приложение 1). Теперь кабинет насыщен зелеными растениями каждое, из которых имеет этикетку с названием и особенностями ухода и происхождение, теперь на уроках окружающего мира можно активно использовать наши растения в практической деятельности (Приложение 2). Они благоприятно воздействуют на микроклимат, насыщая его фитонцидами, биогенными веществами и влагой.





Выводы

  1. При создании фитомодуля кабинета начальных классов было учтено расположение окон, так как они выходят на северную сторону, то подобраны теневыносливые растения: спатифиллум ( spathiphyllum), молочай Тирукалли (euphorbia tirukalli), сансевиерия (sansevieria) растения расположены близко к окну, а некоторым: сенполия, узумбарская фиалка (saintpaulia), маранта (maranta) создали дополнительные источники света.

  2. Для определения предполагаемых областей размещения растений, были тщательно проанализированы особенности микроклимата кабинета (влажность, освещенность), особое внимание было уделено «зонам риска» для размещения комнатных растений - темные углы, места, где гуляют сквозняки, подоконники над жаркими батареями.

  3. Для эффектного озеленения убранства кабинета совсем необязательно перенасыщать его растениями. Мы использовали 31 вид, гармонично сочетающегося с интерьером кабинета.

  4. Размещение растений в интерьере и построение художественно-декоративных композиций было основано на знании эколого-географических особенностей каждого ботанического вида и законов современной аранжировки.

  5. Декоративное озеленение кабинета начальных классов даёт желанный результат при сочетании трех моментов: умелого выбора растительного вида, выгодного местоположения и достаточной культуры ухода.


Цветы привносят в нашу жизнь нечто... Это "нечто" каждый может сформулировать для себя по-разному: тяга к природе, стремление к достижению гармонии, эстетическое удовлетворение, психологическая разгрузка.

Однако когда речь идет о комнатных растениях, для выполнения этих задач следует учесть целый ряд особенностей современного интерьерного озеленения. Как правильно украсить кабинет цветами и создать в нем уютную атмосферу? Над этим я планирую работать в дальнейшем.

 















В результате внедрения фитомодуляции в положительную сторону изменилась динамика острых респираторных заболеваний, резко сократилось число пропусков уроков, улучшилось общее состояние здоровья учащихся.

Работая над проектом, дети помогают выращивать и ухаживать за растениями, тем самым прививая любовь к земле , труду. В зимнее время у нас в кабинете можно увидеть свежую зелень.










П риложение.

Приложение 1

Список растений задействованных в проекте.

В работе использован 31 вид следующих растений:

  1. Аглаонема Aglaonema sp.

  2. Алоэ Aloe sp.

  3. Бегония Каралловая Begona Coralline Lucerna

  4. Диффенбахия Dieffenbachia

  5. Кактус Rebutia senilis

  6. Кампелия Занония Campelia Zanonia

  7. Колеус Coleus Salmon Lase

  8. Ктенанта Оппенгейма Ctenanthe Oppenheimiana

  9. Маранта Maranta

  10. Монантес многолистный Monanthes poluphylla

  11. Молочай Тирукалли Euphorbia tirukalli

  12. Нефролепис Nephrolepis exaltata bostoniensis

  13. Пеларгония душистая (герань) Pelargonium

  14. Пеперомия Клузиелистная Peperomia clusiifolia

  15. Плющ Nedera

  16. Рипсалидопсис (декабрист) Rhipsalidopsis

  17. Роза Rosa sp.

  18. Сансевиерия Sansevieria

  19. Сингониум Syngonium

  20. Спатифиллум Spathiphyllum

  21. Сенполия, узумбарская фиалка Saintpaulia

  22. Сенполия (сиреневая с белым кантом) Gleeful Elf,

  23. Сенполия (бело – розовая с зеленым глазком) Irish Flirt

  24. Сциндаптус или эпипренум Scindapsus Aureus

  25. сорт Роициссус Елен

  26. Толстянка серебристая Crassula Argentea

  27. Фикус Каучуканосный Ficus Elastika

  28. Ф. Бенжамина F. Benjamina

  29. Хавортия жемчугоносная Haworthia mfrgaritifera

  30. Хлорофитум Chlorophytum Comosum

  31. Циссус Cissus



Условия выращивания комнатных растений.


Ботаническое название

Русское название

Местоположение

Температура зимой

Влажность воздуха

Aglaonema Аглаонема

15-20

Aloё

Алоэ

10

Begona

Бегония

16-20

Dieffenbachia

Диффенбахия

15-22

Campelia Zanonia

Кампелия Занония

12-16

Coleus Salmon Lase

Колеус

10

Ctenanthe Oppenheimiana Ктенанте Оппенгейма

18-22

Maranta

Маранта

18-22

Euphorbia tirukalli Молочай Тирукалли

18-22

Nephrolepis exaltata bostoniensis

Нефролепис

16-18

Pelargonium

Пеларгония

6-10

Peperomia clusiifolia Пеперомия Клузиелистная

18-22

Nedera

Плющ

10-16

Rhipsalidopsis Рипсалидопсис

20-22

Rosa

Роза

2-10

Sansevieria

Сансевиерия

15-22

Syngonium Сингониум

18-22

Спатифиллум Spathiphyllum

16-22

Сенполия

Saintpaulia

18-22

Толстянка

Crassula

6-10

Ficus

Фикус

16-18

Хавортия

Haworthia

10-12

Хлорофитум Chlorophytum

12-22

Cissus

Циссус

15



Местоположение:

затенённое


полузатененное

светлое

солнечное


Влажность воздуха:

нормальная

высокая



Приложение 4

Сравнение влажности воздуха до и после опрыскивания



















Приложение 5.


Температура воздуха в разных зонах кабинета.

Место в кабинете

Подоконник

Угол

На полках

На шкафу

Аквариум

на высоте 2,5 от пола

1,5 м от пола

Температура

19º С

23º С

21º С

23º С

23º С

19º С










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!