СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фитонциды овощей

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа учащихся по изучению активности фитонцидов овощей на опыте.

Просмотр содержимого документа
«Фитонциды овощей»

Фитонциды овощей


Что же такое фитонциды и какую роль они играют в жизни человека?

Фитонциды (слово «фитон» означает «растение», а «цедере» - «убивать») вещества различной химической природы, своеобразные ядохимикаты.

  Фитонциды - образуемые растениями биологически активные вещества, убивающие или подавляющие рост и развитие других микроорганизмов. Особо активные фитонциды были обнаружены в соке лука и чеснока.

    Бактериостатическое действие соков лука и чеснока известно давно. Но появление антибиотиков оттеснило значение лука и чеснока (в медицинской области) на второй план, в связи с быстрым и сильным влиянием, которое оказывают антибиотики на микроорганизмы. В то же время известно, что антибиотики наряду с болезнетворными микроорганизмами убивают и полезные бактерии, что вызывает серьезные нарушения в различных процессах жизнедеятельности организмов. Соки лука и чеснока, в отличие от антибиотиков, не имеют отрицательного воздействия на организм человека.

    Цель работы: сравнить степень подавления жизнедеятельности бактерий фитонцидами овощей.

Объект исследования: фитонциды лука (репчатого желтого и синего, перо), чеснока, горчицы, редьки и хрена.

Предмет исследования: степень воздействия фитонцидов на развитие бактерий.

Практическая значимость в составлении рекомендаций по использованию овощей с лечебной точки зрения.


Методика выполнения опыта.

  1. Очистите яйца от скорлупы. Эту операцию выполняйте без всяких предосторожностей, даже немытыми руками. После этого, чтобы на яйцах осталось еще больше бактерий, можно выдержать их некоторое время на воздухе.

  2. Нарежьте или натрите лук, чеснок и т.д. и поместите толстым слоем на дно колбы. (см. фото 1,2,3.)

  3. Подвесьте яйца на расстоянии 3—4 см от измельченной массы.

  4. Закройте колбы пробками. Для надежной герметизации края пробок залейте растопленным парафином. Можно использовать свечу или пластилин. (см.фото 4)

  5. Для контроля в пустую колбу также поместите яйцо.

  6. В течение последующих дней наблюдайте за всеми колбами и фиксируйте за­меченные вами изменения.





Фото 1,2,3. Подготовка овощей.




Фото 4. Начало эксперимента № 1. (19 марта)

Фото 5. Конец эксперимента № 1. ( 25 марта)



Фото № 6 а (22 марта – 4 день исследования) На контрольном образце появились первые признаки развития плесневых грибов и колонии бактерий.

Фото № 6 б Контрольный образец – конец эксперимента.



Фото № 7. Лук-перо (ярко видны колонии бактерий)



Фото № 8. Синий лук (ярко видны колонии бактерий)

Фото № 9. Лук порей. ( белок яйца чист)



Фото № 10. Начало эксперимента № 2.

Фото № 11. Чеснок ( видны маленькие желтые колонии бактерий)

Фото № 12. Горчица ( видны желтые точечные колонии бактерий)



Фото № 13. Хрен ( видны небольшие колонии бактерий)



Фото № 14. Редька (весь образец в плесневых грибах)



Выводы и рекомендации

1.Мы убедились на практике в ярко выраженном воздействии фитонцидов на развитие бактерий и плесневых грибов. ( Не смотря на то, что проводилось три эксперимента, время наблюдения ( неделя) и температурный режим соблюдался одинаковый. ( 20 ºС))

2. Получив фотографии, мы наглядно видим, что лучше всего подавляет жизнедеятельность бактерий лук порей (фото № 9). На белке нет колоний бактерий и плесневых грибов. На контрольном образце уже на четвертый день появились колонии бактерий и плесневые грибы. ( см. фото № 6а) На остальных образцах в большей или меньшей степени развились бактерии, а на образце с редькой появились плесневые грибы. (см. фото 7,8,11,12,13) Особенно ярко видны колонии бактерий на образцах после синего лука и лука –перо. (см. фото 7,8) В меньшей степени развитие колоний наблюдается после воздействия хрена. (см. Фото №13)

3. Интересно то, что чеснок ( исследование в марте) не показал высоких результатов. Это связано с тем, что хранящийся при комнатной температуре чеснок через восемь месяцев полностью теряет фитонцидные свойства; антибактериальное действие чеснока, хранившегося в холодильнике четыре месяца, снижается по сравнению с исходным его состоянием примерно вдвое. Повторный эксперимент был осуществлен в конце сентября. На белке яйца было обнаружено незначительное количество бактерий. Это позволяет полностью подтвердить выше указанные сроки антибактериального действия чеснока. Кроме того, это подчеркивает, что фитонциды лука лучше сохраняются в течение зимы.

3. Опираясь на результаты нашего эксперимента, мы рекомендуем вдыхание свежеприготовленной кашицы из лука или чеснока (она особенно активно выделяет летучие фитонциды в первые 10—15 минут, затем поток их быстро истощается). Советуем её применять для лечения заболеваний верхних дыхательных путей, острых и хронических заболеваний легких и бронхов — попадая в дыхательные пути, фитонциды очищают их от болезнетворных бацилл, тонизируют и оздоравливают организм.

При гриппе помогают ингаляции фитонцидами чеснока. Весьма действенным оказалось и лечение этого заболевания с помощью чесночного сока: добавить 8 капель чесночного сока к 1 столовой ложке молока, подогретого до 45—50°С, принимать 3—4 раза в день. С лечебной целью желательно использовать лук и чеснок в свежесобранном виде или после непродолжительного хранения, что и подтвердило наше исследование.

4. Кроме того, исследование наглядно показало, почему при приготовлении пищи, консервировании и т.д. мы используем в первую очередь лук и чеснок.



Литература.


  1. В.А. Доценко. Плоды и овощи против болезней. Минск,НТЦ «АПИ»1996

  2. Паршонок Д.И., Чиркин А.А. Лабораторный практикум по факультативному курсу биохимии для учащихся 7 классов 12-летней школы. Журнал Хiмiя: праблемы выкладання. № 2/ 2007




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!