Физическая эстафета для 10-11 классы
Вид занятия: игра
Цель занятия:
Повторить и закрепить основной программный материал по физике с 7-11 классы.
Развитие мышления, логики, формирование познавательного интереса к предмету.
Выявление знаний и умений учащихся, а также умение их применять в нестандартных ситуациях.
Задачи занятия:
Образовательная: формировать у школьников умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Развивающая: развивать познавательный интерес обучающихся.
Воспитательная: повышение мотивации обучающихся за счет игровых технологий, умение работать в группе.
Оборудование и материалы:
Листочки и ручки для команд
Лабораторное оборудование, оборудование для эксперимента;
Мультимедийный проектор, экран, ноутбук;
Презентация, подготовленная в Microsoft PowerPoint;
Карточки с заданиями
Ход мероприятия:
Рефлексия
Здравствуйте садитесь! Покажите лайк или дизлайк характеризующее ваше настроение. Теперь пожмите руку друг другу с пожеланием лучшего настроения.
Задача, конечно, не слишком простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!
Мотивация
Играть любят все. Любая игра только внешне кажется легкой и беззаботной, а на самом деле он требует от играющего максимальной энергии, а также ума и выдержки. Сегодняшняя игра будет проходить в виде «эстафеты». Ваша задача: добраться до конца эстафеты с хорошими результатами.
Для того чтобы пуститься в соревнование мы должны выбрать капитана групп, для этого я зачитываю по вопросу каждой группе, кто отгадает первый, тот главенствует.
Какая физическая величина измеряется в Паскалях (давление)
Какую приставку обычно употребляют физики, когда видя число 106? (мега)
А теперь капитаны вместе с со своими командами придумайте физические названия ваших команд. Кто быстрее отправится по эстафете предлагаю вытянуть спичку(одна длинная, другая короткая), кто вытянет из капитанов короткую спичку начинают первыми.
Эстафета
1 этап
У вас на листках написаны буквы – обозначения физических величин: плотность, давление, сила, скорость, масса, путь. Ваша задача: прослушав половицы, поговорки, загадки, поднять карточку с соответствующей величиной.
Пеший конному не товарищ; поспешишь - людей насмешишь; тише едешь – дальше будешь. О какой физической величине идет речь? (скорость)
С какой физической величиной можно связать эти пословицы: не все на свой аршин меряй; семь раз отмерь - один раз отрешь; без меры и лаптя не сплетешь? (Ответ: путь, длина).
Плохи дела, где сила без ума; без уменья и сила не при чем; через силу и конь не тянет. (Ответ: сила)
Мал золотник да дорог; своя ноша не тянет; тяжело понесешь - домой не донесешь. (Ответ: масса)
этап «Любители животных»
Участникам выдаются карточки с рисунками животных, птиц, транспорта и людей и отдельно карточки со скоростями их передвижения. Необходимо определить, кому и чему соответствуют данные скорости.
Муха | 18 км/ч | 5 м/с |
Рыба | 4 км/ч | 1,1 м/с |
Орел | 86 км/ч | 23,9 м/с |
Ястреб | 360 км/ч | 100 м/с |
Заяц | 65км/ч | 18,1 м/с |
черепаха | 70 м/ч | 0,02 м/с |
Ласточка | 120 км/ч | 33,3 м/с |
Теплоход | 18м/с | 18 м/с |
Лошадь | 13 км/ч | 3,6 м/с |
Охотничья собака | 90 км/ч | 25 м/с |
Человек | 1,5 м/с | 1,5 м/с |
Поезд | 100 м/с | 100 м/с |
Пчела | 50 км/ч | 13,9 м/с |
Улитка | 5,4 м/ч | 0,0015 м/с |
Бегун | 10 м/с | 10 м/с |
лыжник | 5 м/с | 5 м/с |
3 этап «Шифровка».
Вам дается 4 заданий, отгадать слово. Вам известно несколько букв, а вместо остальных поставлены звездочки-точки. Отгадайте эти слова, ответив на вопрос в карточке.
В слове, состоящем из 14 букв, 4 буквы известны, а вместо остальных поставлены точки: **а***д****в*е. Отгадайте это слово, означающее действие тел друг на друга. (Взаимодействие)
В слове, состоящем из 9 букв, 3 буквы известны, а вместо остальных поставлены точки: **к**р**я. Отгадайте это слово, означающее величину, характеризующуюся не только числовым значением, но и своим направлением. (Векторная)
В слове, состоящем из 6 букв, 2 буквы известны, а вместо остальных поставлены точки: *ь**о*. Отгадайте это слово, означающее единицу силы в системе СИ. (Ньютон)
В слове, состоящем из 10 букв, 3 буквы известны, а вместо остальных поставлены точки: **и**ж***е. Отгадайте это слово, означающее причину падения всех тел на землю. (Притяжение).
В слове, состоящем из 10 букв, 3 буквы известны, а вместо остальных поставлены точки: *е**р**ц**. Отгадайте это слово, означающее изменение формы или размеров тела. (Деформация)
В слове, состоящем из 9 букв, 2 буквы известны, а вместо остальных поставлены точки: ***у*о***. Отгадайте это слово, означающее свойство тел возвращать первоначальную форму. (Упругость)
В слове, состоящем из 10 букв, 2 буквы известны, а вместо остальных поставлены точки: ***а***е**. Отгадайте это слово, означающее прибор для измерения силы (Динамометр).
В слове, состоящем из 6 букв, 1 буква известна, а вместо остальных поставлены точки: **е***. Отгадайте это слово, означающее взаимодействие, возникающее в месте соприкосновения тел и препятствующее их относительному движению. (Трение)
4 этап: «Мудрецы»
Каждой команде дается пословица объяснить ее физический смысл
Баба с возу – кобыле легче.
Ответ: Без бабы давление и вес тела меньше, значит и лошади свести телегу легче.
Не подмажешь - не поедешь.
Ответ: При смазывании сила трении уменьшается, что содействует движению.
5 этап: «Объясни увиденное»
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/16/s_5cdd3339a17a5/1158621_1.jpeg)
Зажженная спичка
Опыт: Зажгите спичку и держите на расстоянии 10-15 сантиметров от стены. Посветите на спичку фонариком, и увидите, что на стене отражается только ваша рука и сама спичка.
Вопрос: Почему огонь не отбрасывает тени?
Объяснение: Огонь не отражает и не поглощает свет, лучи света беспрепятственно проходят через него.
Огнеупорный шарик
Опыт: Надуйте шарик и подержите его над зажженной свечкой, чтобы продемонстрировать детям, что от огня шарик лопнет. Затем во второй шарик налейте простой воды из-под крана, завяжите и снова поднесите к свечке. Окажется, что с водой шарик спокойно выдерживает пламя свечи.
Вопрос: Почему второй шарик не лопнул?
Объяснение: Вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет.
6 этап «Проведи эксперимент» (после проведения защита эксперимента)
команде
Определение жесткости пружины: Для выполнения этого задания используйте лабораторное оборудование: штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и два груза. Соберите экспериментальную установку для определения жесткости пружины. Определите жесткость пружины, подвесив к ней два груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.
При выполнении задания (на листочке):
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) запишите формулу для расчета жесткости пружины;
3) укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины;
4) запишите численное значение жесткости пружины.
Образец возможного выполнения:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/16/s_5cdd3339a17a5/1158621_3.jpeg)
команда
Зависимость периода свободных колебаний нитяного маятника от длины:
Используя штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью, линейку и часы с секундной стрелкой (или секундомер), соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. Определите время для 30 полных колебаний и посчитайте период колебаний для трех случаев, когда длина нити равна соответственно 1 м, 0,5 м и 0,25 м.
На листочке:
1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити маятника в виде таблицы;
3) посчитайте период колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу;
4) сформулируйте качественный вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.
Образец возможного выполнения:![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/16/s_5cdd3339a17a5/1158621_4.jpeg)
7 этап «Ядерная физика»:
Ядро бора может захватить нейтрон в результате чего происходит ядерная реакция
с образованием ядра химического элемента
. Каковы заряд образовавшегося ядра z и массовое число А. (А=7; z=3)
В результате реакции
образуется некоторое ядро Х. Каковы заряд образовавшегося ядра z и массовое число А. (А=24; z=11).
8 этап «Решение задач «Механика»:
1 команде: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/16/s_5cdd3339a17a5/1158621_8.png)
2 команде:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/16/s_5cdd3339a17a5/1158621_9.png)
9 этап «Цена деления и погрешность»:
1 команде:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/16/s_5cdd3339a17a5/1158621_10.png)
Ответ: 705
2 команде:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/05/16/s_5cdd3339a17a5/1158621_11.png)
Ответ: 0,200,02
Игра с болельщиками «Устами младенца»:
(ТЕРМОМЕТР)
У него есть цифры
У него есть красная штучка и он пипикает
Он похож на трубу и овальный
Он сделан из стекла
У него есть красная линия
Его можно увидеть в больнице
Им можно посмотреть погоду
Он меряет температуру на улице
(МАГНИТ)
Он маленький
Он разный и цветной
Он прямоугольный и двусторонний
Притягивает всю бумагу
Если его поменять, то он отталкивает
Он прилипает к доске
Он притягивает железу
4. Заключение:
«Ода физике»
Продолжить фразу: «О, физика, люблю тебя за то….»
Подведение итогов:
Этап | Команда «1» | Команда «2» |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | | |
7 | | |
итого | | |
Рефлексия
Покажите лайк или дизлайк характеризующее ваше настроение после «эстафеты»
Награждение: Команде победителей «5» по физике, второй команде «4». Хорошо если у Вас победит дружба