СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физическая культура 5 класс

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прочитать и запомнить

Выполнять утреннюю гимнастику https://youtu.be/xit7yDZguYY

Составить и выслать на проверку комплекс ОРУ(обще-развивающих упражнений). Подобрать упражнения на своё усмотрение, типо таких как мы выполняли на каждом уроке во время разминки. 

почта: [email protected] 

Просмотр содержимого документа
«Физическая культура 5 класс»



Футбол — описание и история спортивной игры

Футбол (термин происходит от английского football, от foot — нога и ball — мяч) — это спортивная игра на травяном поле, в которой две противоборствующие команды (по 11 человек в каждой), используя ведение и передачи мяча ногами или другой частью тела (кроме рук), стремятся забить его в ворота соперника и не пропустить в свои. Футбольное поле — 90-120×45-90 м, продолжительность игры — 90 минут (2 тайма по 45 мин с перерывом 15 мин). Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА (FIFA — Federation Internationale de Footbal Association) — международная федерация футбола. Основана 21 мая 1904 в Париже.

На учредительном конгрессе, состоявшемся 23 мая 1904 года, первым президентом ФИФА был избран француз Робер Герен. С 8 июня 1998 президентом стал Йозеф Зепп Блаттер (Швейцария). В составе ФИФА 204 национальные федерации (2000).)) основана в 1904 году, объединяет 204 национальных федерации (2002).

27 марта 1928 года в Голландии была выпущена первая в мире почтовая марка на футбольную тему.

Правила игры в футбол

Спортсмены, используя индивидуальное ведение и передачи мяча партнёрам ногами или любой другой частью тела, кроме рук, стараются забить его в ворота соперника наибольшее количество раз в установленное время. В команде 11 человек, в том числе вратарь. Игровая специально размеченная прямоугольная площадка — поле (110 — 100 х 75 — 69 м — для официальных матчей) имеет обычно травяной покров. Длина окружности мяча по диаметральному сечению 680 — 710 мм, масса 396 — 453 г.

Время игры 90 минут (2 периода-тайма по 45 мин с 10 — 15-минутным перерывом). В отличие от других игр с мячом прикасаться к нему руками разрешается только вратарю (в пределах штрафной площадки), остальным игрокам — при вбрасывании мяча в игру из-за боковой линии.

Существенно влияет на тактику футбольное правило «положение вне игры» — спортсмен, находящийся на половине поля соперника, имеет право принимать мяч от партнёра при условии, что между ними и линией ворот находится не менее двух игроков противника, включая вратаря. За нарушение правил назначаются штрафные удары по свободно лежащему мячу (при отдалении от него игроков команды-соперника не менее чем на 9 м); за нарушение в штрафной площади — 11-метровый удар (пенальти) по воротам, защищаемым только вратарём, стоящим на их линии. Регламент некоторых соревнований по футболу предусматривает при ничейном результате встречи дополнительное время или серии пенальти для выявления победителей; для матчей детей[en] и молодёжи — сокращение времени игры и размеров поля.

10 июля 1878 года на одном из футбольных матчей в Лондоне судить игру доверили полицейскому, и когда на игре возникла драка, он, не задумываясь, засвистел в свисток. Напуганные и ошеломленные игроки тотчас же прекратили драку. С тех пор арбитры на поле пользуются свистком.

23 марта 1891 года в матче английских команд Севера и Юга на футбольных воротах появилась сетка, годом ранее запатентованная ливерпульским инженером Джоном Броди.

История возникновения игры в футбол

Футбол — самая популярная командная игра в мире. История «ножного мяча» насчитывает немало столетий. В различные игры с мячом, похожие на футбол, играли в странахстран[en] Древнего Востока (ЕгипетКитай), в античном мире (Греция, Рим), во Франции («ла суль»), в Италии («кальчио»), в Англии. В Древнем Египте похожая на футбол игра была известна в 1900 до нашей эры. В Древней Греции игра в мяч была популярна в различных проявлениях в 4 веке до н. э., о чем свидетельствует изображение жонглирующего мячом юноши на древнегреческой амфоре, хранящейся в музее в Афинах. Среди воинов Спарты была популярна игра в мяч «эпискирос», в которую играли и руками, и ногами.

Непосредственным предшественником европейского футбола был, по всей вероятности, римский «гарпастум». В этой игре, которая была одним из видов военной тренировки легионеров, следовало провести мяч между двумя стойками. Их игра отличалась жестокостью. Именно благодаря римским завоевателям игра в мяч в 1 в. н. э. стала известна на Британских островах, быстро получив признание среди коренных жителей бриттов и кельтов. Бритты оказались достойными учениками — в 217 н. э. в г. Дерби они впервые победили команду римских легионеров.

Примерно в 5 в. эта игра исчезла вместе с римской империей, но память о ней осталась у европейцев, особенно в Италии. Даже великий Леонардо да Винчи[en], состязался в излюбленной флорентийскими юношами игре в ножной мяч. Когда в 17 веке сторонники казненного английского короля Карла I бежали в Италию, они познакомились там с этой игрой, а после восшествия на престол в 1660 Карла II завезли ее в Англию, где она стала игрой придворных. Средневековый футбол в Англии носил чрезвычайно азартный и грубый характер, и сама игра представляла собой, в сущности, дикую свалку на улицах. Англичане и шотландцы играли не на жизнь[en], а на смерть[en]. Неудивительно, что власти вели упорную войну с футболом; были изданы даже запретительные королевские указы Эдуарда II (под страхом тюремного заключения запрещалось играть в городе), Эдуарда III (запрещал футбол из-за того, что войска предпочитали эту игру совершенствованию в стрельбе из лука), Ричарда II, который вместе с футболом запретил теннис и игру в кости. Футбол не нравился и последующим английским монархам — от Генриха IV до Якова II.

Но популярность футбола в Англии была столь велика, что ей не могли помешать и королевские указы. Именно в Англии эта игра была названа «футболом», хотя это и произошло не при официальном признании игры, а при ее запрещении. В начале 19 в. в Великобритании произошел переход от «футбола толпы» к организованному футболу, первые правила которого были разработаны в 1846 году в Регби-скул и два года спустя уточнены в Кембридже. А в 1857 г. в Шеффилде был организован первый в мире футбольный клуб (Клуб (английское club) — общественная организация, объединяющая группы людей в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными, досуговыми и другими интересами.).

В 1863 году представители уже 7 клубов собрались в Лондоне, чтобы выработать единые правила игры и организовать Национальную футбольную ассоциацию. Были разработаны первые в мире официальные правила игры, получившие спустя несколько десятилетий всеобщее признание. С тех пор в правила неоднократно вносились изменения, которые, безусловно, влияли на тактику и технику игры. В 1873 состоялась первая международная встреча сборных команд Англии и Шотландии, закончившаяся со счетом 0:0. С 1884 на Британских островах начали разыгрываться первые международные турниры с участием футболистов Англии, Шотландии, Уэльса и Ирландии (такие турниры проводятся ежегодно и сейчас).

В конце 19 века футбол начал быстро завоевывать популярность в Европе и Латинской Америке[en]. В 1904 году по инициативе Бельгии, Дании, Нидерландов и Швейцарии была создана Международная федерация футбольных ассоциаций (ФИФА).

Футбол — олимпийский вид спорта

В олимпийском турнире участвуют 16 команд: 14 вакансий разыгрывается в отборочных соревнованиях: чемпион предыдущих Олимпийских игр и команда страны-организатора Олимпиады допускаются к соревнованиям без отборочных матчей. На первом этапе турнира матчи проводятся в четырех группах по круговой системе (каждый с каждым), затем команды, занявшие первое и второе места в подгруппах, разбиваются на пары и продолжают борьбу с выбыванием. С 1996 в программу Олимпийских игр включен женский турнир.

Полноправным олимпийским видом спорта футбол стал в 1900 году, на Олимпиаде в Афинах (1896) проводились только показательные соревнования по футболу. На Олимпийских играх в Париже (1900) участвовали всего три команды — Бельгии, Великобритании и Франции, чемпионами стали британцы (до Первой мировой войны[en] они еще два раза завоевывали золотые олимпийские медали в 1908 и 1912. В 1924 и 1928 олимпийское золото досталось сборной Уругвая, многие игроки которой стали первыми чемпионами мира в 1930. На Олимпийских играх в Берлине (1936) победила сборная Италии, которая через два года завоевала Кубок мира. В послевоенный период на Олимпийских играх блистали команды Швеции (1948), Венгрии (1952), СССР[en] (1956).

В 1960 году в Риме победила сборная Югославии. В последующие годы олимпийскими чемпионами становились: в 1964 Токио, в 1968 в Мехико — Венгрия, в 1972 в Мюнхене — Польша, в 1976 в Монреале — ГДР, в 1980 в Москве — Чехословакия, в 1984 в Лос-Анджелесе — Франция, в 1988 в Сеуле — СССР, в 1992 в Барселоне — Испания, в 1996 в Атланте — Нигерия, в 2000 в Сиднее — Камерун.

ВЕДЕНИЯ МЯЧА

В современном скоростном футболе такой прием как ведение мяча заметно утратил свою значимость. При использовании большого количества ведений темп мяча заметно снижается; данная тенденция четко прослеживается в играх национальных команд и команд стран СНГ — вследствие низкого уровня развития быстроты и скоростно-силовых качеств отечественных плэймэйкеров. При благоприятных условиях предпочтительнее ускорить ход встречи, выполнив точную передачу мяча партнеру. Однако, иногда возникают ситуации, когда без применения ведения мяча просто невозможно обойтись (например, если партнеры по команде оказываются “плотно прикрытыми” игроками противника).

С помощью ведения мяча выполняются всевозможные перемещения игроков. При этом мяч находится под их постоянным контролем. При ведении используется бег (иногда ходьба) и производятся в различной последовательности и разном ритме удары по мячу ногой и головой.

В настоящее время в футболе чаще всего используют ведение мяча внешней частью подъема. Кроме того, применяют ведение средней частью подъема, внутренней частью стопы, носком, внутренней частью подъема, бедрами и головой. На рис. 50 представлена классификация ведений мяча. Некоторые способы ведения не имеют самостоятельного значения и в отдельности редко используются в игре. Однако, в сочетании с другими разновидностями ведения их применение бывает оправданным. Например, ведение мяча бедром или головой (типа жонглирования) тактически нецелесообразно. Но в игре часто возникают ситуации, когда выполняется несколько ударов головой, затем прыгающий мяч подыгрывают бедром и в заключении переходят к необходимым способам ведения мяча стопой.

Рис. 50. Классификация ведений мяча.

Ведение мяча ногой. Это основной прием ведения, который представляет собой сочетание бега (реже ходьбы) и ударов по мячу ногой различными способами. Так как детали техники бега и ударов по мячу ногой различными способами были рассмотрены выше, подробно остановимся на особенностях ведения мяча.

В соответствии с тактическими задачами во время выполнения ведения удары по мячу наносят с различной силой. Если необходимо быстро преодолеть значительное расстояние, то мяч отпускают от себя на дистанцию до 10-12 м. Если возникает противодействие соперника, появляется возможность потери мяча, поэтому необходимо держать мяч под постоянным контролем, не отпуская его от себя дальше 1-2 м. В то же время, частые удары снижают скорость ведения мяча.

В рассмотренных случаях нет необходимости использовать специальные маховые движения для выполнения ударов. Задний толчок является подготовительной фазой для удара. Опорная нога ставится сбоку от мяча. Маховая нога движется к мячу и выполняется удар.

Основные способы ведения представлены на рис. 51.

 


 

 

а

 

 

б

 

 

в

 

г

 

д

 

 

е

 

Рис. 51. Техника выполнения ведения мяча различными способами: а) внешней частью подъема, б) внутренней частью подъема, в) средней частью подъема, г) внутренней стороной стопы, д) носком, е) бедром.

 

 

 

 

 

 

Ведение мяча внешней частью подъема принято считать наиболее универсальным способом. Используя данный прием, футболисты перемещаются по прямой, дугам и с изменением направления движения (рис. 51, а). При выполнении приема стопу ведущей мяч ноги необходимо развернуть носком в середину.

Ведение мяча внутренней частью подъема поз­воляет осуществлять перемещение по дуге (рис. 51, б).

Посредством ведения мяча средней частью подъема (рис. 51, в) и носком (рис. 51, д) осуществляется, в основном, прямолинейное движение футболиста, реже по дуге. Достаточно редко ведение средней частью подъема используется в игре, особенно начинающими и низкоквалифицированными футболистами, так как существует угроза зацепить землю носком. В то же время, данный прием относится к числу надежных, потому что достаточная величина поверхности соприкосновения ноги с мячом и отсутствие разворота стопы при осуществлении ведения обеспечивают точность выполнения движений.

При ведении мяча носком (рис. 51, д) опорная нога ставится сбоку от мяча; маховая нога, согнутая в колене, движется к мячу; игрок подталкивает мяч перед собой носком. Туловище прямое или немного наклонено вперед. Колено маховой ноги в момент соприкосновения стопы с мячом находится над мячом. Чтобы выполнить перемещение по дуге, удары следует производить по той части мяча, которая дальше от опорной ноги.

Для совершенствования техники ведения мяча носком рекомендуются следующие упражнения:

1. Ведение мяча правой, затем левой ногой в ритме шага, касаясь мяча на каждом шаге.

2. То же в медленном беге.

3. Ведение мяча поочередно правой и левой ногой.

4. Ведение мяча правой и левой ногой по дуге.

5. Ведение мяча с остановками по сигналу.

6. Сочетание ведения мяча с передачами партнеру и ударом по воротам.

Ведение мяча внутренней стороной стопы применяется, если игроку необходимо изменить направление движения. С мячом контактирует внутренняя часть стопы — от большого пальца до голени. Футболист толкает мяч развернутой наружу (от себя) стопой, возвращаясь после толчка в исходное положение (рис. 51, г). Колено ноги, выполняющей ведение, тоже развернуто наружу, туловище немного наклонено в сторону опорной ноги. Во время ведения шаги игрока шире обычного.

Ниже приведен комплекс упражнений, способствующий освоению и совершенствованию основных способов ведения мяча — внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частями подъема.

1. Ведение мяча сначала внутренней стороной стопы, внутренней частью подъема, затем — внешней по прямой в ритме шага, выполняя касания мяча на каждом шаге.

2. То же по кругу.

3. Упражнение 1 и 2, но в темпе медленного бега.

4. Ведение мяча в темпе медленного бега по малому кругу, обводя стойки или стоящих игроков.

5. Ведение мяча по восьмерке внутренней частью подъема.

Ведение мяча бедром (рис 51, е). Данный способ ведения используется для обработки мячей, летящих на средней высоте, а также во время быстрого бега, чтобы не тратить время на опускание мяча вниз. Короткими движениями вверх, в необходимом направлении мяч подбивается частью бедра (нахо­дящей­ся ближе к колену).

Кроме того, для ведения прыгающих мячей применяют удары бедром и средней частью подъема. Используя данные приемы, можно продвигаться с держанием мяча в воздухе.

Применяя ведение мяча головой, можно перемещаться в различных направлениях и удерживать мяч в воздухе с помощью последовательных ударов. Удары наносятся, в основном, средней частью лба. Техника выполнения данного приема не отличается от техники ударов по мячу головой. Футболист подбивает мяч невысоко вперед-вверх с таким расчетом, чтобы успеть переместиться и, догнав летящий мяч, нанести следующий удар головой.

Основы обучения ведению мяча

Одной из главных задач при обучении данному приему является достижение слитности движений. Решение такой задачи обеспечивается тренировкой в ведении мяча различными способами, с различной скоростью, в различных направлениях и в усложненных условиях — с использованием препятствий (подвешенных мешков; стоек; барьеров и игроков).

Для освоения ведения мяча на высокой скорости используют метод сопряженного воздействия — речь об этом пойдет несколько ниже. Рекомендуется применять большое количество игр и игровых упражнений.

Специалисты советуют упражнения, направленные на совершенствование в технике ведения мяча различными способами, включать в подготовительную часть тренировочного занятия.

Последовательность обучения ведению мяча

Обучение необходимо осуществлять в такой последовательности: ведение внешней частью подъема, ведение внутренней частью подъема и внутренней стороной стопы, ведение серединой подъема, ведение носком, ведение бедром, ведение головой.

На первом этапе учатся вести мяч во время ходьбы, затем — во время бега, постоянно увеличивая скорость передвижения.

Второй этап обучения — выполнение ведения мяча поочередно левой и правой ногой по прямой линии, затем по дуге, “восьмеркой” и, наконец, “слаломом” (между флажками, “фишками”).

Третий этап — закрепления и совершенствования — предполагает выполнение различных задач с применением ведения мяча. Например, ведение мяча после передачи партнера, ведение с остановками по сигналу, выполнение ударов по воротам (мишени) после ведения мяча; ведение мяча в усложненных условиях: на фоне утомления, при наличии дефицита времени, в ограниченном пространстве, на фоне ограничения деятельности ведущих анализаторов (слуховых, зрительных), при активном противодействии соперника и т.д.

С целью качественного овладения таким техническим приемом, как ведение мяча, необходимо использовать следующие методические рекомендации:

1. Ведение осуществляется путем несильных, последовательных толчков мяча ненапряженной стопой.

2. В момент соприкосновения ноги с мячом взгляд игрока направлен на мяч, за ситуацией на поле он следит периферическим зрением. Между двумя прикосновениями ноги к мячу взгляд игрока на мгновение переключается (для оценки обстановки) на поле, в этот момент периферическое зрение его сосредотачивается на мяче.

3. В тех случаях, когда рядом находится соперник, мяч нельзя отпускать от себя дальше 2 м, если же нужно быстро преодолеть значительное расстояние, то мяч отпускают от себя на 10-12 м.

4. Ведут мяч дальней от соперника ногой, закрывая подступы к мячу туловищем и опорной ногой.

5. Ведение следует применять только в тех случаях, когда нет возможности использовать передачу.

Типичные ошибки, встречающиеся при выполнении ведения мяча различными способами.

1. Во время ведения футболист слишком далеко отпускает мяч от себя. В таком случае необходимо, чтобы перед игроком спиной вперед двигался противник или следует указать футболисту количество касаний мяча на данном отрезке.

2. Спортсмен ведет мяч, не толкая его, а, нанося по нему удары, что способствует потере контроля над мячом — мяч отскакивает на значительное расстояние. Для исправления такой ошибки при ведении следует использовать мяч увеличенного веса или недостаточно накачанный снаряд.

3. Во время ведения футболист все внимание концентрирует на мяче.

4. Игрок может выполнять ведение только одной ногой.

5. Футболист не прикрывает мяч туловищем и опорной ногой, так как осуществляет ведение ближней к сопернику ногой.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!