Физическая культура Древней Греции
Выполнила: Сорокина А.И., группа ДИ-21
Оглавление
Введение
Древнегреческая гимнастика
Спартанская система воспитания
Афинская система воспитания
Общеэллинские игры в Древней Греции
Контрольные вопросы
Введение
История физической культуры является важным разделом научных знаний о физическом воспитании, составной частью истории культуры общества. Изучение возникновения, становления и развития физической культуры помогает выявить и раскрыть общие закономерности и особенности физической культуры у разных народов. Изучение различных форм, средств, методов, фактов и систем физического воспитания и спорта выявляет закономерности развития физической культуры в зависимости от развития культуры человеческого общества, от смены общественно экономических формаций.
В Древней Греции физическая культура рабовладельческого общества достигла своего наибольшего развития, состоявшая из рабов, была лишена возможности заниматься физической культурой. Физическая культура приобрела классовый характер.
С самого раннего возраста древние греки пропагандировали основы и правила физических упражнений, гимнастики и спорта, которые создают здоровое красивое тело, необходимое как дом для здорового духа.
Празднества в честь богов обычно сопровождались соревнованиями. Так возникли Олимпийские игры, ставшие величайшим праздником спорта и религиозных обрядов.
Греки представляла идеал человека как сочетание телесной и физической красоты с духовным и интеллектуальным содержанием
Поэтому особенности физической культуры целесообразно рассматривать на примере древнегреческих государств-полисов, таких, как, например, Спарта, Афины.
При изучении истории физической культуры используются археологические находки и этнографические свидетельства, памятники изобразительного искусства, различные письменные источники, архивные кино- и фотоматериалы.
Древнегреческая гимнастика
Возникновение греческой античной культуры имеет свою предысторию, и связана она с крито-микенским периодом, или ранним этапом античности. Центром этой культуры в конце III и середине II тысячелетий до н.э. был остров Крит в Эгейском море, а несколько позже та часть греческого материка, где находится город Микены. Культура этого периода получила название крито-микенской, или эгейской.
Особенно на о. Крит в XXV-XX вв. до н.э. популярны были игры с быками. Их появление связано с развитием скотоводства, большая роль в котором принадлежала женщинам. Поэтому первоначально в играх принимали участие только женщины. Участница хваталась за рога нагнувшего голову животного и бык взмахом головы назад бросал ее над своей спиной. Сделав в воздухе сальто, участница приземлялась сзади быка. Были и более простые прыжки поперек быка. На спине бегущего по кругу животного участницы игр демонстрировали упражнения в равновесии и вольтижировке. Позже (в эпоху патриархата) в играх с быком принимали участие и мужчины, которые, взяв быка за рога или же путем подножек и других приемов, заставляли его ложиться на землю.
Игры с быком являлись захватывающим зрелищем для зрителей, однако нередко они заканчивались трагически для людей.
Спартанская система воспитания
Особые формы физического воспитания были в Спарте - городе, который занимал обособленное положение среди других греческих полисов.
Основу физического воспитания составляли бег, борьба, метание диска и копья. Девочки также должны были выполнять эти упражнения, чтобы их будущие дети были крепки телом. Законы Спарты запрещали им баловать себя, сидеть дома и вести изнеженный образ жизни. Физическое воспитание юношей дополнялось охотой и военными играми.
С 16 до 20 лет юноши занимались в отрядах эйренов, где больше внимания уделялось уже упражнениям с оружием, строевой подготовке. Практиковали боевые танцы, во время которых имитировался поединок с противником, умение управляться со щитом и копьем.
С 20 лет юноши после успешных испытаний переходили в группу эфебов, где подготовка длилась до 30 лет. В течение VII в. до н.э. победителями игр постоянно становились спартиаты. Поэтому древнегреческие полисы заимствовали опыт спартанской системы воспитания. Систематическая физическая подготовка спартанцев практически вся являлась качественно новым явлением в истории физической культуры, так как здесь право на занятия физическими упражнениями было всеобщим для всех граждан, кроме рабов-илотов.
Афинская система воспитания
В Афинах, в отличие от Спарты, воспитание детей было частным делом родителей, которые после достижения детьми 7-летнего возраста отправляли их в школу грамматиста, где они обучались чтению, письму и счету, а позже или одновременно - в школу кифариста, где занимались музыкой, пением, декламацией.С 12-14 лет они посещали палестры, частные школы, где под руководством педатриба в течение 2-3-х лет занимались гимнастикой.
В целом античную гимнастику древних греков можно разделить на три части: палестрику, орхестрику и игры. Палестрика включала в себя: а) главные упражнения (различные виды бега, прыжков, метаний копья и диска, борьбу, кулачный бой); б) военные упражнения (метание с помощью пращи, удары боевым копьем, стрельбу из лука); в) специальные упражнения (верховую езду, езду на колесницах, плавание); г) сферистику (игры в мяч).
В орхестрику входили акробатика, хореография, танцы в кругу, выполняемые под музыку. В раздел игр входили детские подвижные игры с палками, колесом, шаром, мячом и др.
К концу V в. до н.э. физическая культура Афин несколько видоизменилась, на первый план вышли оздоровительно-развлекательные игры в мяч, появилась даже должность мастера игр в мяч. При учебных заведениях строились купальни, бани, бассейны. На первое место выдвигалась красота человеческого тела, а затем уже сила.
Во II веке до н.э. после римских завоеваний проведение эллинских игр широко распространилось по всему Средиземноморью: около 40 городов проводили у себя состязания наподобие олимпийских желая подчеркнуть блеск и величие самих городов и их римских наместников. Агонистика практически полностью вытеснила гимнастику из гимнасий. Таким образом, классическая античная гимнастика как средство физического воспитания постепенно утратила свое влияние.
Общеэллинские игры в Древней Греции
Становление общеэллинских игр произошло от древних обрядов посвящений молодежи, подвергавшейся различным испытаниям в скорости, силе, выносливости, а также ритуальных магических церемоний, посвященных успехам в земледелии, или при погребении умерших знатных людей рода.
На территории Древней Греции в конечном итоге образовалось несколько центров, наиболее масштабных и популярных среди эллинов, по проведению состязаний.
Одним из них была Кирренская долина близ города Дельфы у подножия горы легендарного Парнаса,где устраивались Пифийские игры. Первоначально здесь проходили состязания только музыкантов-кифаредов (певцов, исполнявших хвалебные песни). В 590 г. до н.э. к ним добавляются выступления флейтистов, атлетов и наездников. Эта дата считается официальным годом рождения Пифийских игр. Победители здесь награждались венками из ветвей священного лавра, росшего в Темпейской долине. Его срезал золотым ножом мальчик благородного происхождения, у которого были живы родители. Первым победителем этих игр считался бог Аполлон, который был умелым дискоболом и кулачным бойцом.
На Коринфском перешейке раз в два года проводились Истмийские игры , посвященные богу морей Посейдону. Победителей здесь награждали венками из сосновых ветвей или свежего сельдерея. Начальной датой Истмийских игр считается 583 год до н.э.
Также раз в два года праздновались и Немейские игры , в Немейской долине близ города Клеон в Арголиде. Немейские игры возникли, вероятно, позже других общеэллинских состязаний, хотя есть древние мифы об их происхождении.
В Афинах проводились Панафинейские игры , которые первоначально отмечались как местный общинный (т.е. городской) праздник - Афинеи в честь покровительницы города богини Афины. Панафинейские игры включали в себя конные, гимнастические и мусические состязания. Победителей игр награждали оливковыми венками и амфорами с освященным оливковым маслом. В Афинах изготовляли специальные амфоры с изображением видов состязаний, позже получившие распространение и в других городах и колониях Древней Греции. Впоследствии, в I—II вв. н.э., амфоры стали заменять кубками.
Главными считались игры, проводимые в конце лета, состязания же в начале и середине года, за исключением Пифийских, считались подготовительными. Почетной считалась победа на каждой из этих игр, но особой славы удостаивали победителей трех соревнований года. Атлеты, побеждавшие на всех четырех главных соревнованиях Олимпиады, получали высшее спортивное звание Древней Греции - периодоник. В истории Олимпиад их было всего 46 человек.
Год Олимпиады
Время проведения игр
февраль-март
I
Делии
II
май-июнь
август-сентябрь
Немеи
III
Гераклеи в Фивах
IV
Гераклеи в Сикионе
Гераклеи на о. Кос
Олимпийские игры
Гераклеи на о. Мендос
Истмии
Пифии
Панафинеи
Истмии
Немеи
Наибольший след в истории античности оставили Олимпийские игры, проводившиеся в долине Алфея на берегу Кладея.
Подготовка к играм занимала длительное время. Сперва назначались судьи, которые определяли сроки проведения игр. После этого специальные вестники, называемые «теорами» (священными посланниками Зевса), отправлялись из Олимпии по греческим городам и приглашали их посетить состязания. Поначалу в играх принимали участие только дорийские племена Пелопоннеса, но с течением времени в них стали участвовать и остальные греческие племена.Прибывали участники игр по-разному: кто пешком, кто морем, кто на повозках. Спали под открытым небом. На Олимпийских играх присутствовали только мужчины. Женщинам под страхом смерти запрещалось появляться на празднике. Игры занимали три из пяти дней праздника. За расписанием следили судьи, называвшиеся «элленодиками» («элладониками»).
Точка отсчета Олимпийских игр ведется с 776 г. до н.э., когда было зафиксировано имя победителя в беге на один стадий - Кореба. Первый день игр состоял из торжественного шествия, клятвы спортсменов и судей, а также жеребьевки.
Спортивные состязания начинались на второй день после представления атлетов зрителям. Программа соревнований на первых тридцати играх состояла из бега на один стадий. Постепенно она расширяется. Вводятся новые дистанции бега: на расстояние в два стадия - диаулос (724 г. до н.э.), 24 стадия - долихос (720 г. до н.э.). Скачки на колесницах были самым опасным видом состязаний. Например, в 462 г. до н.э. из сорока участников уцелел лишь один.
Любимым зрелищем у греков был пентатлон, включавший в себя бег, прыжки в длину, метание диска и копья, борьбу. Борьбой заканчивалась программа второго дня Олимпийских игр.
Третий день посвящался соревнованиям юношей (старше 17 лет и моложе 20). Для них дистанцию бега уменьшали наполовину, при борьбе и кулачных боях уши и головы юношей защищались наушниками из мягкой кожи или плотно прилегающими шапочками. В программу четвертого дня входили бег мужчин, кулачный бой, панкратион и бег в вооружении.
Кулачный бой был самым популярным видом во все периоды древнегреческой истории игр. Бой проводился на широкой площадке, без ограничения времени (до победы одного из бойцов), не было разделения по весовым категориям. Нередки были случаи серьезных увечий.
Бег в вооружении был заключительным зрелищем Олимпийских игр. Требовалось пробежать два стадия в военном вооружении гоплита (тяжеловооруженного воина), состоявшем из щита, шлема, копья и наколенников. Постепенно правила изменялись, облегчая бег. В IV в. до н.э. участники состязаний бежали только с одним шлемом.
В последний день (пятый) праздника устраивалась торжественная процессия в честь победителей. Жрецы Олимпии и должностные лица Элиды чествовали победителей, их имена вносились в специальные списки олимпиоников, которые выставлялись для всеобщего обозрения в гимнасии. Дома в честь олимпиоников воздвигали каменные столбы, статуи на городской площади или в храме, иногда давали и денежное вознаграждение. Олимпионикам предоставлялось преимущественное право на занятие почетных должностей, для них оставлялись почетные места в театре и на праздниках.
Контрольные вопросы
1)Как проходили Олимпийские Игры?
2)Из чего состояла Спартанская система воспитания?
3)В чем была особенность физической культуры в Кносе?