« Физическая культура и физическое воспитание »
Выполнил учитель по физической культуре:
Козаченко О.В.
Отдых после умственного труда нисколько не состоит в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело: труд физический является не только приятным, но и полезным отдыхом после труда умственного.
.
Константин Дмитриевич Ушинский (педагог, основоположник научной педагогики в России .)
Физическое воспитание направлено на формирование физической культуры, укрепление здоровья, развитие необходимых физических качеств, здорового образа жизни. Это процесс организации познавательной и оздоровительной деятельности. Физическая культура — часть образа жизни человека, система сохранения здоровья, обеспечивающая гармонию духа и тела, развитие духовных и физических сил, которые неотделимы друг от друга.
Отечественная педагогика опирается на систему физического воспитания, основы которой были заложены еще в XIX в. известным русским педагогом и врачом П. Ф. Лесгафтом (1837-1909).
Возникновение физического воспитания относится к самому раннему периоду в истории человеческого общества. Элементы физического воспитания возникли в первобытном обществе. Люди добывали себе пищу, охотились, строили жилье, и в ходе этой естественной, необходимой деятельности спонтанно происходило совершенствование их физических способностей — силы, выносливости, быстроты.
Постепенно в ходе исторического процесса люди обратили внимание на то, что те члены племени, которые вели более активный и подвижный образ жизни, многократно повторяли те или иные физические действия, проявляли физические усилия, были и более сильными, выносливыми и работоспособными. Это привело к осознанному пониманию людьми явления упражняемости (повторяемости действий). Именно явление упражняемости стало основой физического воспитания.
Цель физического воспитания — способствовать развитию физических и психических качеств школьников, формируя у них не только двигательные умения и навыки, но и личность.
Основными задачами в этой cфepe воспитания являются:
- формирование системы знаний в области здоровья, гигиены, спорта, здорового образа жизни;
- воспитание устойчивого интереса и потребности в в систематических занятиях физической культурой;
- обеспечение правильного физического развития, закаливания, повышения работоспособности, укрепление здоровья.
В систему физического воспитания в учебном заведении входят не только упражнения на занятиях по физкультуре, но и знания, получаемые в курсах биологии и некоторых других дисциплин. В эту систему входят и исторически сложившиеся виды игр, спортивные соревнования, туризм. Исключительную роль в этой системе играют и природные силы (солнце, воздух, вода), комплекс гигиенических факторов (здоровый режим труда и отдыха, организация питания, соблюдение санитарных норм в устройстве помещений).
Образовательная роль физических упражнений
Через физические упражнения познаются законы движения в окружающей среде и в собственном теле. Чем больше человек овладеет двигательным багажом, тем легче ему приспособиться к условиям окружающей среды, легче осваивать новые формы движения. В процессе занятий физическими упражнениями происходит освоение целого рядя специальных знаний, выполняется и углубляется ранее приобретенная информация.
Влияние физических упражнений на личность
Физические упражнения требуют неординарного проявления личностных качеств, преодоление различных трудностей, управление своими эмоциями. В процессе занятия физическими упражнениями, человек вырабатывает в себе ценные для жизни черты характера.
Занятия, как правило, проходят в коллективе. Поэтому нужно уметь быть сдержанным, подчинять себя воли коллектива, не считаясь со своими амбициями.
Эти и другие качества формируются при занятии физическими упражнениями.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ВОСПИТАНИЕ
ОБРАЗОВАНИЕ
ОПТИМИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Средства физического воспитания
Вспомогательные средства (оздоровительные силы природы: солнце, воздух, вода)
Основное средство(физические упражнения)
Вспомогательные средства (гигиенические факторы: личная и общественная гигиена, режим питания и сна)
В физическом воспитании выделяют две стороны : физическое образование и развитие физических качеств.
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА
ГИБКОСТЬ
ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВКОЫВ
ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ
СИЛА
ЛОВКОСТЬ
ПЕРЕДАЧА СПЕЦИАЛЬНЫХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗНАНИЙ
БЫСТРОТА
ВЫНОСЛИВОСТЬ
СПОРТ В СТРУКТУРЕ ДОСУГА ПОДРОСТКА
В ходе опроса школьникам задавался вопрос о том, чем они предпочитают заниматься в свободное от учебы время. В качестве вариантов ответа предлагалось выбрать различные виды деятельности: общение с друзьями, просмотр телепередач, чтение книг, «общение» с компьютером, занятия спортом, посещение театров, концертов, музеев и др.
Полученные данные показали, что спорт занимает важное место в структуре досуга современных школьников. Занятия спортом отметили 32,0 % респондентов. Эти данные сопоставили с результатами проведенного в 1991 г. опроса 1162 старшеклассников московских школ, которые отвечали на подобный же вопрос. Оказалось, что несмотря на существенные изменения в целом всей структуры досуга подростка, которые произошли в течение 1990-х гг., доля учащихся, отмечающих занятия спортом как свой любимый вид деятельности при проведении досуга.
Таким образом, занятия спортом — это один из немногих видов деятельности, сохранивших свой статус в подростковой субкультуре, несмотря на существенные социокультурные трансформации, которые произошли в последние десять лет.
Можно сделать вывод, что физическое воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно-образовательных задач, которому присущи все признаки педагогического процесса. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность.
Спасибо за внимание!