СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физическая культура с детьми ОВЗ

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как работать на занятиях физической культуре с детьми ОВЗ. Какие виды физической культуры бывают

Просмотр содержимого документа
«Физическая культура с детьми ОВЗ»

Особенности организации работы по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья Винокович Алина Вячеславовна Каргасок 20215

Особенности организации работы по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Винокович Алина Вячеславовна

Каргасок 20215

Цель  Формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Цель

Формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

Задачи Оказывать общеукрепляющие действия на растущий организм ребенка Содействовать своевременной коррекции имеющегося патологического и состояния. Повышать защитные силы организма, его адаптационных возможностей. Повышать интерес детей к различным видам двигательной деятельности. Увеличивать объём двигательной активности детей. Создавать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий.

Задачи

  • Оказывать общеукрепляющие действия на растущий организм ребенка
  • Содействовать своевременной коррекции имеющегося патологического и состояния.
  • Повышать защитные силы организма, его адаптационных возможностей.
  • Повышать интерес детей к различным видам двигательной деятельности.
  • Увеличивать объём двигательной активности детей.
  • Создавать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий.

Школьники с ОВЗ  Нарушение зрения (слепые, слабовидящие) Нарушение речи (логопаты) Нарушение опорно-двигательного аппарата С умственной отсталостью С задержкой психического развития С нарушением поведения и общения С комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, глухие или слепые дети, а также дети с умственной отсталостью) Временными ограничения: после перенесённых заболеваний (пневмония, грипп, обострение хронических заболеваний)

Школьники с ОВЗ

  • Нарушение зрения (слепые, слабовидящие)
  • Нарушение речи (логопаты)
  • Нарушение опорно-двигательного аппарата
  • С умственной отсталостью
  • С задержкой психического развития
  • С нарушением поведения и общения
  • С комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, глухие или слепые дети, а также дети с умственной отсталостью)
  • Временными ограничения: после перенесённых заболеваний (пневмония, грипп, обострение хронических заболеваний)

Особенности физического развития  детей с ОВЗ:   мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса; нарушение общей моторики, особенно ациклических движений  (лазание, прыжки в длину, метание); нарушение ручной моторики; общая скованность и замедленность выполнения движений; дискоординация движений; несформированность функций равновесия; недостаточное развитие чувства ритма; нарушение ориентировки в пространстве; замедленность процесса освоения новых движений; нарушение осанки, плоскостопие; заметное отставание в показателях основных физических  качеств: силы ловкости, скорости.

Особенности физического развития детей с ОВЗ:

  • мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;
  • нарушение общей моторики, особенно ациклических движений

(лазание, прыжки в длину, метание);

  • нарушение ручной моторики;
  • общая скованность и замедленность выполнения движений;
  • дискоординация движений;
  • несформированность функций равновесия;
  • недостаточное развитие чувства ритма;
  • нарушение ориентировки в пространстве;
  • замедленность процесса освоения новых движений;
  • нарушение осанки, плоскостопие;
  • заметное отставание в показателях основных физических

качеств: силы ловкости, скорости.

Общие принципы работы  с детьми с ОВЗ Принцип наглядности Принцип учета возрастных особенностей Принцип постепенности Принцип систематичности и последовательности

Общие принципы работы с детьми с ОВЗ

  • Принцип наглядности
  • Принцип учета возрастных особенностей
  • Принцип постепенности
  • Принцип систематичности и последовательности
Работа с родителями Цель: Обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, привлечение родителей к коррекционно-реабилитационному и воспитательному процессу. Задачи:  Оказание помощи правовой, психолого-педагогической направленности. Повышение у родителей чувства собственной компетентности. Установление единства в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома. Преодоление состояния кризиса у родителей.

Работа с родителями

Цель: Обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, привлечение родителей к коррекционно-реабилитационному и воспитательному процессу.

Задачи:

  • Оказание помощи правовой, психолого-педагогической направленности.
  • Повышение у родителей чувства собственной компетентности.
  • Установление единства в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома.
  • Преодоление состояния кризиса у родителей.
Формы работы с родителями  • Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого»  ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов. • Дни открытых дверей – родители  (законные представители)  посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов. • Семинары-практикумы – где родители  (законные представители)  знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике. • Проведение совместных праздников - где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях. .

Формы работы с родителями

Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого»  ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.

Дни открытых дверей – родители  (законные представители)  посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

Семинары-практикумы – где родители  (законные представители)  знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

Проведение совместных праздников - где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях.

.

Взаимодействие специалистов ДОУ   Совместные мероприятия специалистов с детьми: занятия, развлечения, праздники, викторины и др.  Методический аспект: консультации, рекомендации, мастер – классы, педсоветы, МО, семинары  Инструктор по физической культуре – учитель – логопед – педагог – психолог-социальный педагог  Взаимодействие с родителями воспитанников с ОВЗ : беседы, рекомендации, практические занятия  ПМПк (психолого-медицинская педагогическая комиссия): определение направлений и форм работы с детьми с ОВЗ.

Взаимодействие специалистов ДОУ

  • Совместные мероприятия специалистов с детьми: занятия, развлечения, праздники, викторины и др.
  • Методический аспект: консультации, рекомендации, мастер – классы, педсоветы, МО, семинары
  • Инструктор по физической культуре – учитель – логопед – педагог – психолог-социальный педагог
  • Взаимодействие с родителями воспитанников с ОВЗ : беседы, рекомендации, практические занятия
  • ПМПк (психолого-медицинская педагогическая комиссия): определение направлений и форм работы с детьми с ОВЗ.

План индивидуального  сопровождения педагога  по физической культуре детей с ОВЗ Содержание деятельности: - развитие физических качеств - формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании Формы работы: - диагностика физического развития - выполнение рекомендаций специалистов - индивидуальная коррекционная работа - организация совместных праздников и развлечений

План индивидуального сопровождения педагога по физической культуре детей с ОВЗ

  • Содержание деятельности:

- развитие физических качеств

- формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании

  • Формы работы:

- диагностика физического развития

- выполнение рекомендаций специалистов

- индивидуальная коррекционная работа

- организация совместных праздников и развлечений

Адаптивная физическая культура  Целью является социализация детей с ограниченными возможностями с помощью физических упражнений. Содержание такой физкультуры направлено на активизацию, поддержку и восстановление, повышение жизненных сил через удовольствие и психологический комфорт. Это обеспечивается полной свободой выбора форм, методов и средств занятий.

Адаптивная физическая культура

Целью является социализация детей с ограниченными возможностями с помощью физических упражнений. Содержание такой физкультуры направлено на активизацию, поддержку и восстановление, повышение жизненных сил через удовольствие и психологический комфорт. Это обеспечивается полной свободой выбора форм, методов и средств занятий.

Цель и задачи адаптивной программы  Цель:   получение ребёнком комплексной помощи специалистов по физической культуре , направленной на индивидуальное развитие и успешной адаптации, реабилитации ребёнка в обществе.  Задачи: 1. Создание комфортной среды на занятиях по физической культуре для развития детей и компенсация имеющихся недостатков. 2. Формирования у детей двигательных навыков, улучшение координации движений, увеличение силы и выносливости мышц. 3. Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции и поведения. 4. Оказание консультативной и методической помощи родителям.

Цель и задачи адаптивной программы

Цель:   получение ребёнком комплексной помощи специалистов по физической культуре , направленной на индивидуальное развитие и успешной адаптации, реабилитации ребёнка в обществе.

Задачи:

  • 1. Создание комфортной среды на занятиях по физической культуре для развития детей и компенсация имеющихся недостатков.
  • 2. Формирования у детей двигательных навыков, улучшение координации движений, увеличение силы и выносливости мышц.
  • 3. Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции и поведения.
  • 4. Оказание консультативной и методической помощи родителям.
Принципы адаптивной физической  культуры Принцип диагностирования: учет основного диагноза, медицинские показания и противопоказания, особенности психических и личностных качеств. Принцип адекватности: поставленные задачи, выбор средств, методов коррекционной работы соответствуют функциональному состоянию ребенка. Принцип оптимальности: не допускать физических и психических перегрузок, а физические упражнения должны оказывать стимулирующее воздействие на организм ребенка. Принцип вариативности: создавать условия для выполнения физических упражнений, воздействуя на сенсорные ощущения, речь (используя речитативы во время выполнения упражнений), мелкую моторику (пальчиковую гимнастику и др.), интеллект (игры со счетом, выстраивание слов и др.).

Принципы адаптивной физической культуры

  • Принцип диагностирования: учет основного диагноза, медицинские показания и противопоказания, особенности психических и личностных качеств.
  • Принцип адекватности: поставленные задачи, выбор средств, методов коррекционной работы соответствуют функциональному состоянию ребенка.
  • Принцип оптимальности: не допускать физических и психических перегрузок, а физические упражнения должны оказывать стимулирующее воздействие на организм ребенка.
  • Принцип вариативности: создавать условия для выполнения физических упражнений, воздействуя на сенсорные ощущения, речь (используя речитативы во время выполнения упражнений), мелкую моторику (пальчиковую гимнастику и др.), интеллект (игры со счетом, выстраивание слов и др.).
Сроки реализации адаптированной образовательной программы по физической культуре   Адаптированная образовательная программа в области физического развития предусматривает постепенное развитие двигательных навыков с учётом состояния здоровья и возрастных периодов развития детей. При составлении адаптированной образовательной программы в области физическое развитие учитываются рекомендации специалистов. Адаптированная образовательная программа рассчитана на детей дошкольного и школьного возраста (3-17 лет). Занятия проводятся на базе «ЦСПСиД Каргасокского района» Проходят 2 раза в неделю на улице и в спортивном зале.

Сроки реализации адаптированной образовательной программы по физической культуре

  • Адаптированная образовательная программа в области физического развития предусматривает постепенное развитие двигательных навыков с учётом состояния здоровья и возрастных периодов развития детей.
  • При составлении адаптированной образовательной программы в области физическое развитие учитываются рекомендации специалистов.
  • Адаптированная образовательная программа рассчитана на детей дошкольного и школьного возраста (3-17 лет).
  • Занятия проводятся на базе «ЦСПСиД Каргасокского района»
  • Проходят 2 раза в неделю на улице и в спортивном зале.
Моменты в работе педагога Проявляя настойчивость, нельзя впадать в крайность - уверовав в могущество движения, отказываться от всех других рекомендаций врача. Физические упражнения - это всего лишь часть, хотя и очень важная, целого комплекса как профилактических, так и лечебных мер. И как бы ни были они полезны, принцип “чем больше - тем лучше” в данном случае неприемлем. Со временем комплексы, которые будут предложены можно добавить и усложнить.

Моменты в работе педагога

  • Проявляя настойчивость, нельзя впадать в крайность - уверовав в могущество движения, отказываться от всех других рекомендаций врача.
  • Физические упражнения - это всего лишь часть, хотя и очень важная, целого комплекса как профилактических, так и лечебных мер. И как бы ни были они полезны, принцип “чем больше - тем лучше” в данном случае неприемлем.
  • Со временем комплексы, которые будут предложены можно добавить и усложнить.

Методы организации занятий с детьми с ОВЗ  Групповые занятия Подгрупповые занятия Индивидуальные коррекционные занятия

Методы организации занятий

с детьми с ОВЗ

  • Групповые занятия
  • Подгрупповые занятия
  • Индивидуальные коррекционные занятия

Формы организации занятий:    Коррекционно- оздоровительная гимнастика: позволяет получить положительное эмоциональное состояние и хороший тонус.  Гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров: система физических упражнений для коррекции речи - элементы логоритмики, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика.  Релаксация: упражнения для расслабления мышцы рук, ног, лица, туловища.  Оздоровительный дозированный бег: для тренировки всех функциональных систем организма, развития физической выносливости.  Физические упражнения в воде и плавание:  лечебная гимнастика, занятия по рекомендации врача.

Формы организации занятий:

 

  • Коррекционно- оздоровительная гимнастика: позволяет получить положительное эмоциональное состояние и хороший тонус.
  • Гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров: система физических упражнений для коррекции речи - элементы логоритмики, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика.
  • Релаксация: упражнения для расслабления мышцы рук, ног, лица, туловища.
  • Оздоровительный дозированный бег: для тренировки всех функциональных систем организма, развития физической выносливости.
  • Физические упражнения в воде и плавание: лечебная гимнастика, занятия по рекомендации врача.

В содержание работы с детьми ОВЗ входят:   Уменьшение физической нагрузки в процессе занятий;  Адаптирование сложных для выполнения упражнений на более легкие;  Исключение некоторых видов упражнений по медицинским показаниям;  Формирование правильного отношения к физической культуре, к себе и к своему здоровью;  Наблюдение за состоянием ребенка во время занятий физ. инструктором, мед. сестрой, воспитателем;  Мотивация на улучшение результатов (похвала);   Релаксация во время занятия;  Оказание помощи ребенку при выполнении упражнений;  Предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.

В содержание работы с детьми ОВЗ входят:

Уменьшение физической нагрузки в процессе занятий;

Адаптирование сложных для выполнения упражнений на более легкие;

Исключение некоторых видов упражнений по медицинским показаниям;

Формирование правильного отношения к физической культуре, к себе и к своему здоровью;

Наблюдение за состоянием ребенка во время занятий физ. инструктором, мед. сестрой, воспитателем;

Мотивация на улучшение результатов (похвала);

Релаксация во время занятия;

Оказание помощи ребенку при выполнении упражнений;

Предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.

Коррекционные задачи:    формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений; изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов; развитие речи посредством движения; формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности; управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.

Коррекционные задачи:

  • формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;
  • изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;
  • развитие речи посредством движения;
  • формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;
  • управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.
Структура проведения занятий в спортивном зале   Подготовительная часть  предусматривает подготовку к выполнению основных видов движения и специальных упражнений, постепенно включает в нагрузку. Длительность части 10-20% от всего времени занятия. В основной части  занятия применяются специальные упражнения в чередовании с общеукрепляющими. Длительность основной части 60-80% от всего времени занятия. В заключительной части   нагрузку постепенно снижают. Физическую нагрузку контролируют и регулируют, наблюдая за ответными реакциями организма.

Структура проведения занятий в спортивном зале

  • Подготовительная часть  предусматривает подготовку к выполнению основных видов движения и специальных упражнений, постепенно включает в нагрузку. Длительность части 10-20% от всего времени занятия.
  • В основной части  занятия применяются специальные упражнения в чередовании с общеукрепляющими. Длительность основной части 60-80% от всего времени занятия.
  • В заключительной части   нагрузку постепенно снижают. Физическую нагрузку контролируют и регулируют, наблюдая за ответными реакциями организма.

Мониторинг   Система мониторинга достижения детьми с ОВЗ планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования призвана обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения программы и динамики развития детей. Определение освоения основных видов движения для оценки развития ребёнка с ОВЗ и его функциональных возможностей. В результате изучения возможностей детского организма разработаны критерии по освоению ребёнком с ОВЗ основных видов движения и освоения упражнений в воде.

Мониторинг

  • Система мониторинга достижения детьми с ОВЗ планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования призвана обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения программы и динамики развития детей.
  • Определение освоения основных видов движения для оценки развития ребёнка с ОВЗ и его функциональных возможностей.
  • В результате изучения возможностей детского организма разработаны критерии по освоению ребёнком с ОВЗ основных видов движения и освоения упражнений в воде.

Ожидаемые конечные результаты  реализации программы:   укрепить здоровье детей и развить правильное отношение к здоровому образу жизни; сформировать нравственные ценности: доброты, милосердия, отзывчивости, дружбы; сформировать у детей навыки самостоятельной деятельности.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

  • укрепить здоровье детей и развить правильное отношение к здоровому образу жизни;
  • сформировать нравственные ценности: доброты, милосердия, отзывчивости, дружбы;
  • сформировать у детей навыки самостоятельной деятельности.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!