Особенности организации работы по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Винокович Алина Вячеславовна
Каргасок 20215
Цель
Формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
Задачи
- Оказывать общеукрепляющие действия на растущий организм ребенка
- Содействовать своевременной коррекции имеющегося патологического и состояния.
- Повышать защитные силы организма, его адаптационных возможностей.
- Повышать интерес детей к различным видам двигательной деятельности.
- Увеличивать объём двигательной активности детей.
- Создавать условия для проявления максимума самостоятельности, инициативы, волевых усилий.
Школьники с ОВЗ
- Нарушение зрения (слепые, слабовидящие)
- Нарушение речи (логопаты)
- Нарушение опорно-двигательного аппарата
- С умственной отсталостью
- С задержкой психического развития
- С нарушением поведения и общения
- С комплексными нарушениями психофизического развития (слепоглухонемые, глухие или слепые дети, а также дети с умственной отсталостью)
- Временными ограничения: после перенесённых заболеваний (пневмония, грипп, обострение хронических заболеваний)
Особенности физического развития детей с ОВЗ:
- мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;
- нарушение общей моторики, особенно ациклических движений
(лазание, прыжки в длину, метание);
- нарушение ручной моторики;
- общая скованность и замедленность выполнения движений;
- дискоординация движений;
- несформированность функций равновесия;
- недостаточное развитие чувства ритма;
- нарушение ориентировки в пространстве;
- замедленность процесса освоения новых движений;
- нарушение осанки, плоскостопие;
- заметное отставание в показателях основных физических
качеств: силы ловкости, скорости.
Общие принципы работы с детьми с ОВЗ
- Принцип наглядности
- Принцип учета возрастных особенностей
- Принцип постепенности
- Принцип систематичности и последовательности
Работа с родителями
Цель: Обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, привлечение родителей к коррекционно-реабилитационному и воспитательному процессу.
Задачи:
- Оказание помощи правовой, психолого-педагогической направленности.
- Повышение у родителей чувства собственной компетентности.
- Установление единства в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома.
- Преодоление состояния кризиса у родителей.
Формы работы с родителями
• Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов.
• Дни открытых дверей – родители (законные представители) посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
• Семинары-практикумы – где родители (законные представители) знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
• Проведение совместных праздников - где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях.
.
Взаимодействие специалистов ДОУ
- Совместные мероприятия специалистов с детьми: занятия, развлечения, праздники, викторины и др.
- Методический аспект: консультации, рекомендации, мастер – классы, педсоветы, МО, семинары
- Инструктор по физической культуре – учитель – логопед – педагог – психолог-социальный педагог
- Взаимодействие с родителями воспитанников с ОВЗ : беседы, рекомендации, практические занятия
- ПМПк (психолого-медицинская педагогическая комиссия): определение направлений и форм работы с детьми с ОВЗ.
План индивидуального сопровождения педагога по физической культуре детей с ОВЗ
- развитие физических качеств
- формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании
- диагностика физического развития
- выполнение рекомендаций специалистов
- индивидуальная коррекционная работа
- организация совместных праздников и развлечений
Адаптивная физическая культура
Целью является социализация детей с ограниченными возможностями с помощью физических упражнений. Содержание такой физкультуры направлено на активизацию, поддержку и восстановление, повышение жизненных сил через удовольствие и психологический комфорт. Это обеспечивается полной свободой выбора форм, методов и средств занятий.
Цель и задачи адаптивной программы
Цель: получение ребёнком комплексной помощи специалистов по физической культуре , направленной на индивидуальное развитие и успешной адаптации, реабилитации ребёнка в обществе.
Задачи:
- 1. Создание комфортной среды на занятиях по физической культуре для развития детей и компенсация имеющихся недостатков.
- 2. Формирования у детей двигательных навыков, улучшение координации движений, увеличение силы и выносливости мышц.
- 3. Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции и поведения.
- 4. Оказание консультативной и методической помощи родителям.
Принципы адаптивной физической культуры
- Принцип диагностирования: учет основного диагноза, медицинские показания и противопоказания, особенности психических и личностных качеств.
- Принцип адекватности: поставленные задачи, выбор средств, методов коррекционной работы соответствуют функциональному состоянию ребенка.
- Принцип оптимальности: не допускать физических и психических перегрузок, а физические упражнения должны оказывать стимулирующее воздействие на организм ребенка.
- Принцип вариативности: создавать условия для выполнения физических упражнений, воздействуя на сенсорные ощущения, речь (используя речитативы во время выполнения упражнений), мелкую моторику (пальчиковую гимнастику и др.), интеллект (игры со счетом, выстраивание слов и др.).
Сроки реализации адаптированной образовательной программы по физической культуре
- Адаптированная образовательная программа в области физического развития предусматривает постепенное развитие двигательных навыков с учётом состояния здоровья и возрастных периодов развития детей.
- При составлении адаптированной образовательной программы в области физическое развитие учитываются рекомендации специалистов.
- Адаптированная образовательная программа рассчитана на детей дошкольного и школьного возраста (3-17 лет).
- Занятия проводятся на базе «ЦСПСиД Каргасокского района»
- Проходят 2 раза в неделю на улице и в спортивном зале.
Моменты в работе педагога
- Проявляя настойчивость, нельзя впадать в крайность - уверовав в могущество движения, отказываться от всех других рекомендаций врача.
- Физические упражнения - это всего лишь часть, хотя и очень важная, целого комплекса как профилактических, так и лечебных мер. И как бы ни были они полезны, принцип “чем больше - тем лучше” в данном случае неприемлем.
- Со временем комплексы, которые будут предложены можно добавить и усложнить.
Методы организации занятий
с детьми с ОВЗ
- Групповые занятия
- Подгрупповые занятия
- Индивидуальные коррекционные занятия
Формы организации занятий:
- Коррекционно- оздоровительная гимнастика: позволяет получить положительное эмоциональное состояние и хороший тонус.
- Гимнастика для стимуляции деятельности речевых центров: система физических упражнений для коррекции речи - элементы логоритмики, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика.
- Релаксация: упражнения для расслабления мышцы рук, ног, лица, туловища.
- Оздоровительный дозированный бег: для тренировки всех функциональных систем организма, развития физической выносливости.
- Физические упражнения в воде и плавание: лечебная гимнастика, занятия по рекомендации врача.
В содержание работы с детьми ОВЗ входят:
Уменьшение физической нагрузки в процессе занятий;
Адаптирование сложных для выполнения упражнений на более легкие;
Исключение некоторых видов упражнений по медицинским показаниям;
Формирование правильного отношения к физической культуре, к себе и к своему здоровью;
Наблюдение за состоянием ребенка во время занятий физ. инструктором, мед. сестрой, воспитателем;
Мотивация на улучшение результатов (похвала);
Релаксация во время занятия;
Оказание помощи ребенку при выполнении упражнений;
Предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.
Коррекционные задачи:
- формирование в процессе физического воспитания пространственных и временных представлений;
- изучение в процессе предметной деятельности различных свойств материалов, а также назначения предметов;
- развитие речи посредством движения;
- формирование в процессе двигательной деятельности различных видов познавательной деятельности;
- управление эмоциональной сферой ребенка, развитие морально-волевых качеств личности, формирующихся в процессе специальных двигательных занятий, игр, эстафет.
Структура проведения занятий в спортивном зале
- Подготовительная часть предусматривает подготовку к выполнению основных видов движения и специальных упражнений, постепенно включает в нагрузку. Длительность части 10-20% от всего времени занятия.
- В основной части занятия применяются специальные упражнения в чередовании с общеукрепляющими. Длительность основной части 60-80% от всего времени занятия.
- В заключительной части нагрузку постепенно снижают. Физическую нагрузку контролируют и регулируют, наблюдая за ответными реакциями организма.
Мониторинг
- Система мониторинга достижения детьми с ОВЗ планируемых результатов освоения основной образовательной программы дошкольного образования призвана обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения программы и динамики развития детей.
- Определение освоения основных видов движения для оценки развития ребёнка с ОВЗ и его функциональных возможностей.
- В результате изучения возможностей детского организма разработаны критерии по освоению ребёнком с ОВЗ основных видов движения и освоения упражнений в воде.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
- укрепить здоровье детей и развить правильное отношение к здоровому образу жизни;
- сформировать нравственные ценности: доброты, милосердия, отзывчивости, дружбы;
- сформировать у детей навыки самостоятельной деятельности.
Спасибо за внимание!