Физические идеи в картинах художников.
Выполнила:
Десятниченко Александра.
ученица 10 А кл.
Руководитель: учитель физики
Гориванова Татьяна Владимировна
Цели
Интеграция науки и искусства с целью формирования целостного восприятия мира
Задачи
- Рассмотреть какие физические идеи лежат в основе картин великих художников Сальвадора Дали и Мориса Эшера.
- Исследовать историю создания анаморфных картин, изучить виды анаморфоскопов
- Воспитать патриотизм и чувство прекрасного через искусство.
Физические идеи в картинах Сальвадора Дали и Мориса Эшера
Модель Дали.
На что похожи наши мысли?
Можно ли их изобразить на картине, моделируя какими-нибудь материальными условными обозначениями ?
“ Портрет моего покойного брата”
Умершие люди, по представлению Дали, как бы переходят в иное состояние, напоминающее состояние невидимого газа. В этом же потустороннем газообразно-молекулярном мире живут наши образы и представления. Своими мыслями и воспоминаниями мы их как бы материализуем, вызываем к жизни. У них появляется даже такая же атомная структура, как у обычных окружающих нас предметов. А значит, это можно нарисовать!
Как можно себе представить “механику” перехода человека из “твердого состояния” в “газообразное”? На помощь снова пришла молекулярная модель. Вот отрывок из его книги “Дневник гения”.
Способ фотографического изображения Вознесения : берете пять порций турецкого горошка, затем пересыпаете их в мешочек; далее высыпаете горох с тридцатипятифутовой высоты. На падающий горох направляете яркий луч проектора с изображением Мадонны; зерна отделяются друг от друга подобно атомам, представляя собой мельчайшие частички образа; затем изображение переворачивается: благодаря ускорению, объясняющемуся законом гравитации, создается впечатление “вознесения”. Следуя этим указаниям, вы получаете “возносящееся” изображение, полностью отвечающее всем физическим законам. Необходимо отметить, что это эксперимент, единственный в своем роде.
Легенда о Галатее
Неизвестный художник давнишнего века – Может, был он известен, но в узком кругу – Написал на холстине портрет человека Так, что глаз от него оторвать не могу.
Краска лупится, трещинки как паутина. Реставратор, волнуясь, трясет головой. Но живет и поет о бессмертье картина, Потому что написана кистью живой.
Модели Эшера.
Голландский художник Морис Эшер еще в большей степени, чем Сальвадор Дали, внес свой вклад в разработку моделей магического оживления неодушевленных объектов. Интересно, что
он тоже использовал в своем творчестве физические идеи.
“ Оживающие орнаменты” Эшера дают полное представление о замысле художника: орнамент (кристаллическая решетка) постепенно нарушает свою строгую упорядоченность, превращаясь в живые существа.
Модель творческой энергии
На картине “Рисующие руки” творческая энергия “оживила” нарисованную руку, которая сама стала рисовать “автопортрет”. Он тоже получился “как живой” и круг замкнулся. Картина символизирует вечное движение, наподобие обращения планет вокруг
Солнца или электронов в атоме. Такое идеальное движение обеспечивает само себя, продолжая жить своей замкнутой жизнью.
На другой графической картине Эшера можно прямо-таки прикинуть количество “творческого флюида”, неуловимого носителя творческой энергии, скрытой в изображении орнамента из ящериц-крокодильчиков.
Модель разноименных зарядов .
На картине “Столкновение” можно увидеть зашифрованный процесс электризации, в котором происходит разделение заряда.
Анаморфные картины и цилиндрические зеркала.
Анаморфоз - это умышленно-уродливое искаженное изображение предмета, которое при известных условиях представляется правильным. Изображения на анаморфных картинах сильно искажены, но
если смотреть их с помощью зеркала, то можно увидеть неискаженное изображение предмета.
Рисунок Леонардо Да Винчи.
При рассматривании в плоскости рисунка под углом появляется ясное изображение лица ребенка.
Ханса Гольбейна младшего «Посланники»
Портрет Карла I .
Место, на которое необходимо поставить цилиндрическое зеркало обозначено кружком с черепом.
В эпоху Ренессанса анаморфозная живопись была одним из излюбленных приемов .
Велосипедная парковка в Мельбурне (Австралия)
Выпуклые цилиндрические зеркала.
Для того чтобы увидеть неискаженное изображение анаморфной картинки нужен металлический отполированный цилиндр, и для этого можно свернуть лист фольги в виде цилиндра. Затем надо придумать картинку и нарисовать её в исходной прямоугольной координатной сетке.
Для точного переноса обычного изображения на лист будущей анаморфной картины, нужно четко просчитать возможные искажения объектов рисунка.
Ишван Орос
Вогнутые цилиндрические зеркала .
Полое цилиндрическое зеркало поставлено вертикально на поверхность, на которой нарисована фигура человечка. Изображение человечка, выдаваемое внутренними зеркальными стенками цилиндра, получается перпендикулярным к поверхности с исходным рисунком. Такое зеркало и изображения, получаемые с его помощью, были описаны ещё в 17 веке.
«Искусство для ученого – не отдых от напряженных занятий наукой, не только способ подняться к вершинам культуры, а совершенно необходимая составляющая его профессиональной деятельности».
И.Артоболевский