СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физический конкурс эрудитов

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного мероприятия "Физический  конкурс эрудитов". Можно  использовать данный конкурс для проведения заключительного урока в 7классе.

Просмотр содержимого документа
«Физический конкурс эрудитов»

Разработка внеклассного мероприятия по физике




Цель проведения мероприятия: 

      Способствовать развитию познавательных интересов.

      Развитие логического мышления.

      Содействовать формированию у учащихся умения совместной работы в команде, развитию коммуникативных способностей.

 

Оборудование: 

Компьютер, экран и видеопроектор. Столы для команд и для жюри. Заранее приготовленная презентация с вопросами и ответами конкурса. Для третьего этапа необходимы портреты учёных с подписями к ним. Для четвёртого этапа готовится стол с оборудованием для опытов. (2 стакана с водой, чаша с водой, картофелина, 2 куска пластилина, апельсин, соль)

 

Ход мероприятия:

 

Представление команд, далее идёт поэтапное развитие мероприятия.

1 этап. Разминка

Команды отвечают на вопросы по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Имеются ли отличия между молекулами льда, воды и водяного пара? (нет)

2. Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звезд. Что это? (Ракета)

3. Что тяжелее: килограмм железа или пуха? (Они одинаковы).

4. На двух руках 10 пальцев, сколько пальцев на 20 руках? (100).

5. На какое число нужно разделить 2, чтобы получить 4? (на 1/2)

6. Крыльями машет, а улететь не может. (Ветряная мельница)

7. Одно яйцо варят при нормальных условиях до состояния «крутое» 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 минуты)

8. Почему лед плавает в воде? (плотность льда меньше плотности воды)

9. Почему вода в глубинах Северного Ледовитого океана не замерзает, хотя температура её ниже нуля? (вода солёная).

10. Воздушная оболочка Земли. (Атмосфера)

11. Сколько надрезов необходимо сделать, чтобы разрезать 8 метровый кусок
материи на 2-х метровые куски? (3)

12. На всякий зов даю ответ, а ни души, ни тела нет. (Эхо)


2 этап. Физика в живой природе.

Команды отвечают на вопросы- изображения и далее приводят свои примеры, как используются законы физики в живой природе. (за каждый ответ и пример получают по 3 балла)

  • П
    очему рыбы спокойно могут менять глубину?


(Вес рыб практически полностью уравновешен архимедовой силой. А их воздушный пузырь способен заметно сужаться, меняя объем тела рыбы и среднюю плотность, благодаря чему она спокойно может подниматься и опускаться в воде)


  • Зачем птицы летят клином?




(Чтобы уменьшить силу трения о воздух и силу сопротивления. Более сильная птица летит впереди. Ее тело рассекает воздух, как киль корабля. Остальные выстраиваются по обе стороны от нее, инстинктивно сохраняя острый угол, потому что в таком положении сила сопротивления минимальна, и птицы могут лететь легко и быстро)


  • Как ориентируются в пространстве летучие мыши?



(Летучие мыши испускают ультразвуковые колебания)


  • Как объяснить тот факт, что водоплавающие птицы мало погружаются в воду?


(Выталкивающее действие жидкости (величина силы Архимеда) зависит от объема тела – чем больше объем тела, тем больше выталкивающая сила.

У водоплавающих птиц имеется толстый, не пропускающий воды слой перьев и пуха, в котором содержится значительное количество воздуха. Благодаря этому своеобразному воздушному пузырю, окружающему всё тело птицы, её объем увеличивается, а средняя плотность оказывается очень малой.)


3 этап. Галерея портретов.

Командам необходимо восстановить соответствие портретов и подписей к ним.
За каждое правильное соответствие команде подучает по 3 балла.

Если команда сразу не называет учёного, то для нее озвучиваются подсказки. Со второй подсказки команда получает 2 балла, с третьей- 1 балл.




 






 

  

(Архимед, Ю.А.Гагарин, М.В. Ломоносов, Исаак Ньютон, А.С. Попов, С.П.Королев, Д. И. Менделеев, Г. Галилей)


 Подсказки:  

( Архимед)

  • Этот учёный жил в Сиракузах, на о. Сицилия. Великий

инженер и конструктор своего времени.

  • Он с помощью линз и зеркал потопил римский военный флот.

  • По легенде ему принадлежит возглас «Эврика!» вслед за

сделанным открытием.

(Гагарин Ю.А.)

  • Речь пойдёт об уникальном путешественнике. Претендентов на это

путешествие было около 3 тысяч.

  • Сын крестьянина, ученик ремесленного училища, рабочий,

студент, курсант.

  • Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги «Поехали!».


  (М.В. Ломоносов)

  • Этот учёный оставил после себя много идей, реализация которых осуществлялась наукой в течении 100-150 лет после его смерти.

  • Пушкин так говорил об этом учёном: «Он создал первый русский университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»; открыл принцип относительности и закон инерции.

  • Зимой 1730 года он ушёл с обозом в Москву, для того чтобы учиться.

 

  (И. Ньютон)

  • Выдающийся физик, механик, астроном. Первые его работы относятся к оптике.

  • Знание его законов считалось обязательным во всех школах мира.

  • Закон всемирного тяготения- это четвёртый закон этого учёного.

 


( А.С. Попов)

  • После открытия электромагнитных волн этот учёный увлёкся

  • Значительную часть своего заработка тратил на проведение опытов по радиосигнализации.

  • Этот учёный изобрел радио.


( С.П.Королёв)

  • Этот учёный стоял у истоков прорыва в космос.

  • Главный конструктор, дважды герой Социалистического труда.

  • Циолковский - его коллега по покорению космоса.


( Д.И. Менделеев)

  • Его имя дорого всем советским людям.

  • Победное шествие его закона продолжается и в наше время.

  • Периодическая таблица химических элементов - его заслуга.


 (Г. Галилей)

  • В еликий итальянский учёный, ещё в студенческие годы он открыл, что период колебания маятника не зависит амплитуды.

  • Им открыт принцип относительности и закон инерции.

  • Для изучения закономерностей свободного падения тел использовал наклонную Пизанскую башню.


4этап. Опытным путем

Команды выбирают из подготовленного оборудования необходимое для постановки их опыта, проводят опыт и объясняют его.

1 команда:

- Продемонстрировать зависимость выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело, от плотности этой жидкости. (2 стакана с водой, соль, картофелина)

2 команда:

- Продемонстрировать зависимость выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело, от формы тела. (чаша с водой, 2 куска пластилина) (чем больше воды вытесняется предметом во время погружения, тем с большей силой предмет выталкивается вверх)

Дополнительный балл получит команда, ответившая на вопрос:


- Почему апельсин хорошо умеет плавать в воде, а вот очищенный апельсин тут же опустится на дно? (в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке»)


5этап. Гимнастика ума

На этом этапе необходимо с пояснением ответить на качественные вопросы по физике. За каждый правильный ответ 1 балл.

  1. Объясните, как вы понимаете поговорку «Как с гуся вода»

  2. Почему подъемная сила воздушного шара зависит от времени суток и днем является наибольшей? (солнечные лучи нагревают газ в оболочке, поэтому увеличивается ее объем и подъемная сила)

  3. Почему водой нельзя тушить горящий керосин? (плотность керосина меньше плотности воды, керосин будет находиться над водой)

  4. В какое время года провода сильнее провисают? (летом, в жаркое время при нагревании расширяются)

  5. Почему ржавой иглой труднее шить? (увеличивается сила трения)

  6. какую сторону повернул автобус, если пассажиры отклонились влево? (вправо)

  7. Почему трудно отвинтить гайку, много времени находившуюся в туго завинченном состоянии, хотя болт и гайка, сделаны из нержавеющего металла? (Вследствие диффузии увеличилось сцепление между гайкой и болтом).

  8. При какой температуре происходит испарение воды? (при любой) 


6этап. Подведение итогов. Рефлексия.

Пока жюри подсчитывает баллы, команды делятся впечатлениями, задают вопросы, обсуждают спорные моменты.

Жюри подводит итоги и объявляет результаты конкурса эрудитов, далее происходит награждение команд-участниц грамотами.


 




 

           




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!