Разработка внеклассного мероприятия по физике
Цель проведения мероприятия:
Способствовать развитию познавательных интересов.
Развитие логического мышления.
Содействовать формированию у учащихся умения совместной работы в команде, развитию коммуникативных способностей.
Оборудование:
Компьютер, экран и видеопроектор. Столы для команд и для жюри. Заранее приготовленная презентация с вопросами и ответами конкурса. Для третьего этапа необходимы портреты учёных с подписями к ним. Для четвёртого этапа готовится стол с оборудованием для опытов. (2 стакана с водой, чаша с водой, картофелина, 2 куска пластилина, апельсин, соль)
Ход мероприятия:
Представление команд, далее идёт поэтапное развитие мероприятия.
1 этап. Разминка
Команды отвечают на вопросы по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. Имеются ли отличия между молекулами льда, воды и водяного пара? (нет)
2. Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звезд. Что это? (Ракета)
3. Что тяжелее: килограмм железа или пуха? (Они одинаковы).
4. На двух руках 10 пальцев, сколько пальцев на 20 руках? (100).
5. На какое число нужно разделить 2, чтобы получить 4? (на 1/2)
6. Крыльями машет, а улететь не может. (Ветряная мельница)
7. Одно яйцо варят при нормальных условиях до состояния «крутое» 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 минуты)
8. Почему лед плавает в воде? (плотность льда меньше плотности воды)
9. Почему вода в глубинах Северного Ледовитого океана не замерзает, хотя температура её ниже нуля? (вода солёная).
10. Воздушная оболочка Земли. (Атмосфера)
11. Сколько надрезов необходимо сделать, чтобы разрезать 8 метровый кусок
материи на 2-х метровые куски? (3)
12. На всякий зов даю ответ, а ни души, ни тела нет. (Эхо)
2 этап. Физика в живой природе.
Команды отвечают на вопросы- изображения и далее приводят свои примеры, как используются законы физики в живой природе. (за каждый ответ и пример получают по 3 балла)
(Вес рыб практически полностью уравновешен архимедовой силой. А их воздушный пузырь способен заметно сужаться, меняя объем тела рыбы и среднюю плотность, благодаря чему она спокойно может подниматься и опускаться в воде)
(Чтобы уменьшить силу трения о воздух и силу сопротивления. Более сильная птица летит впереди. Ее тело рассекает воздух, как киль корабля. Остальные выстраиваются по обе стороны от нее, инстинктивно сохраняя острый угол, потому что в таком положении сила сопротивления минимальна, и птицы могут лететь легко и быстро)
(Летучие мыши испускают ультразвуковые колебания)
Как объяснить тот факт, что водоплавающие птицы мало погружаются в воду?
(Выталкивающее действие жидкости (величина силы Архимеда) зависит от объема тела – чем больше объем тела, тем больше выталкивающая сила.
У водоплавающих птиц имеется толстый, не пропускающий воды слой перьев и пуха, в котором содержится значительное количество воздуха. Благодаря этому своеобразному воздушному пузырю, окружающему всё тело птицы, её объем увеличивается, а средняя плотность оказывается очень малой.)
3 этап. Галерея портретов.
Командам необходимо восстановить соответствие портретов и подписей к ним.
За каждое правильное соответствие команде подучает по 3 балла.
Если команда сразу не называет учёного, то для нее озвучиваются подсказки. Со второй подсказки команда получает 2 балла, с третьей- 1 балл.
(Архимед, Ю.А.Гагарин, М.В. Ломоносов, Исаак Ньютон, А.С. Попов, С.П.Королев, Д. И. Менделеев, Г. Галилей)
Подсказки:
( Архимед)
Этот учёный жил в Сиракузах, на о. Сицилия. Великий
инженер и конструктор своего времени.
Он с помощью линз и зеркал потопил римский военный флот.
По легенде ему принадлежит возглас «Эврика!» вслед за
сделанным открытием.
(Гагарин Ю.А.)
путешествие было около 3 тысяч.
Сын крестьянина, ученик ремесленного училища, рабочий,
студент, курсант.
Ему принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги «Поехали!».
(М.В. Ломоносов)
Этот учёный оставил после себя много идей, реализация которых осуществлялась наукой в течении 100-150 лет после его смерти.
Пушкин так говорил об этом учёном: «Он создал первый русский университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом»; открыл принцип относительности и закон инерции.
Зимой 1730 года он ушёл с обозом в Москву, для того чтобы учиться.
(И. Ньютон)
Выдающийся физик, механик, астроном. Первые его работы относятся к оптике.
Знание его законов считалось обязательным во всех школах мира.
Закон всемирного тяготения- это четвёртый закон этого учёного.
( А.С. Попов)
После открытия электромагнитных волн этот учёный увлёкся
Значительную часть своего заработка тратил на проведение опытов по радиосигнализации.
Этот учёный изобрел радио.
( С.П.Королёв)
Этот учёный стоял у истоков прорыва в космос.
Главный конструктор, дважды герой Социалистического труда.
Циолковский - его коллега по покорению космоса.
( Д.И. Менделеев)
Его имя дорого всем советским людям.
Победное шествие его закона продолжается и в наше время.
Периодическая таблица химических элементов - его заслуга.
(Г. Галилей)
В еликий итальянский учёный, ещё в студенческие годы он открыл, что период колебания маятника не зависит амплитуды.
Им открыт принцип относительности и закон инерции.
Для изучения закономерностей свободного падения тел использовал наклонную Пизанскую башню.
4этап. Опытным путем
Команды выбирают из подготовленного оборудования необходимое для постановки их опыта, проводят опыт и объясняют его.
1 команда:
- Продемонстрировать зависимость выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело, от плотности этой жидкости. (2 стакана с водой, соль, картофелина)
2 команда:
- Продемонстрировать зависимость выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело, от формы тела. (чаша с водой, 2 куска пластилина) (чем больше воды вытесняется предметом во время погружения, тем с большей силой предмет выталкивается вверх)
Дополнительный балл получит команда, ответившая на вопрос:
- Почему апельсин хорошо умеет плавать в воде, а вот очищенный апельсин тут же опустится на дно? (в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке»)
5этап. Гимнастика ума
На этом этапе необходимо с пояснением ответить на качественные вопросы по физике. За каждый правильный ответ 1 балл.
Объясните, как вы понимаете поговорку «Как с гуся вода»
Почему подъемная сила воздушного шара зависит от времени суток и днем является наибольшей? (солнечные лучи нагревают газ в оболочке, поэтому увеличивается ее объем и подъемная сила)
Почему водой нельзя тушить горящий керосин? (плотность керосина меньше плотности воды, керосин будет находиться над водой)
В какое время года провода сильнее провисают? (летом, в жаркое время при нагревании расширяются)
Почему ржавой иглой труднее шить? (увеличивается сила трения)
какую сторону повернул автобус, если пассажиры отклонились влево? (вправо)
Почему трудно отвинтить гайку, много времени находившуюся в туго завинченном состоянии, хотя болт и гайка, сделаны из нержавеющего металла? (Вследствие диффузии увеличилось сцепление между гайкой и болтом).
При какой температуре происходит испарение воды? (при любой)
6этап. Подведение итогов. Рефлексия.
Пока жюри подсчитывает баллы, команды делятся впечатлениями, задают вопросы, обсуждают спорные моменты.
Жюри подводит итоги и объявляет результаты конкурса эрудитов, далее происходит награждение команд-участниц грамотами.