Алматинская область
Енбекшиказахский район
Сш. имени М.Макатаева
Урок физики в 7 классе на тему:
« Физические величины. Экспериментальные работы по измерению физических величин. Погрешность измерений».
Учитель физики: Ибрагимова Р.Т.
Тема « Физические величины. Экспериментальные работы по измерению физических величин. Погрешность измерений».
Цели урока:
1) Закрепить и углубить знания о физических явлениях, о физических величинах и их измерении.
2) развивать логическое и абстрактное мышление, память, устную речь, наблюдательность.
3) Способствовать воспитанию любознательности и интереса к предмету.
Оборудование урока: компьютер, проектор, доска, презентация, видеоролик из мультфильма, карточки, физические приборы, нить.
Тип урока: комбинированный
Методы: устного и письменного контроля, диалогического изложения, демонстрация, иллюстративный, исследование.
Ход урока:
Организационный момент:
Приветствие с учащимися.
Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Теперь улыбнитесь нашим гостям. Желаю гостям и вам хорошего дня и удачи.
Знакомство с темой урока. Повторение.
Сегодня на уроке мы м повторим теоретический материал по данной теме и вспомним правила работы с приборами. Эпиграф урока:
«Наука начинается там, где начинают измерять» Д.И.Менделеев
2) Что изучает физика?
3) Что называют физическими телами?
4) Приведите примеры физических веществ.
5) что называют физическими явлениями?- Физ. явления – изменения, происходящие в природе.
Группы явлений: 1.-механические- движение мотоцикла, машин, людей, животных и т.д.
2.-Электрические- молния, электризация;3.-Тепловые-таяние льда, нагревание воды, испарение, роса и т.д.;4-Магнитные:взаимодействие магнитных полей, притяжение магнитов и железных опилок к магниту; 5.-Звуковые: все явления, воспринимаемые органами слуха-эхо, раскаты грома, шум ;6:Световые: рассвет, закат, радуга и т.д.
Если мы просто следим за протеканием этих явлений, мы совершаем наблюдения, а если мы будем изучать их как экспериментаторы, для количественной характеристики явлений нам необходимо знать
скорость мотоциклиста;
путь, который он пройдет за определенное время.
длительность разряда молнии и его мощность
массу льда
при какой температуре он плавится
объем образовавшейся воды и т д
Скорость, время, температура, объем-это количественные характеристики физических явлений.
Для количественной характеристики физических явлений используют физические величины.
Объяснение новой темы:
СЛАЙД 6: Физической величиной называют количественную характеристику физических явлений (Длина, l; Масса,m; Время, t; Температура, t○ ; Объем, V; Площадь, S; Скорость, ϑ; и т. д. )
Перейдем к измерению физических величин.
СЛАЙД 7: Измерить физическую величину - это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу.
Для начала проведём эксперимент и определим длину верёвки народными способами без физических приборов.
Ребята поступили примерно так, как и древние люди – они сравнили длину измеряемой веревки с размерами частей тела.(записать на доске.)
«Аршин» по-персидски – локоть. На Руси четверть называли «пядь». Вы наверное слышали поговорку «Семи пядей во лбу». В переводе с английского «ступня»- фут, с уйгурского «тапан». У моряков есть такое напутствие «Семи футов под килем». Переведём старинные меры длины в более понятные нам единиц:
1 аршин=47см=(длина веревки в см)
1 пядь= 18 см=
1 фут = 30 см=
Какой вывод вы сделали?
У нас получилось, что длина одной и той же веревки получилась разной, как в мультфильме: длина удава…
ВИДЕО (фрагмент м/ф «38 попугаев»)
Чтобы избежать таких расхождений в измерениях была введена первая общая единица длины- метр, затем единица массы- килограмм, в 18 веке во Франции принята десятичная метрическая система мер, которая впоследствии стала международной - СИ. СЛАЙД №11.
В СИ физические величины делятся на 2 группы: основные( ученки читает по стенду), и производные. Основные введены через эталон или образец. Производные получены через формулы, связанные с ними. Кроме единиц к СИ относятся приставки, увеличивающие или уменьшающие единицы измерения в 10,10,1000 раз.Слайды №12,13. Давайте переведём в СИ данные величины. Слайд №14-15.
Подведем итоги первой части урока.
Здесь изоражены физические приборы. Они делятся на 2 группы: электронные и шкальные. Демонстрация их.
Рассмотрим прибор для измерения длины-линейку. Определим цену деления шкалы данного прибора.
Практическая работа: определить ЦД мензурки, амперметра.
Измерения физических величин бывают с небольшой ошибкой, её называют погрешностью измерения. Она равна половине цены деления шкалы прибора. Измерьте длину учебника с точностью.
Когда мы говорим о приборах нужно:
Название прибора;
Измеряемая физическая величина;
Единица измерения;
Пределы измерения;
Цена деления;
Погрешность;
Результат измерений.
Экспериментальная работа: измерить температуру воды в стакане и заполнить данную таблицу.( выполняет с объяснением ученик, все записывают в тетрадь). *Если есть время аналогично выполнить работу с рычажными весами и динамометром.
Итог урока, оценки.
Чему вы сегодня научились?
Что нового вы сегодня узнали?
Что тебе понравилось?
Оценки за урок. Измерение- неотъемлемая часть производства, где бы вы не работали в будущем. Поэтому знания, полученные сегодня на уроке вам обязательно пригодятся в жизни.
Д/з Слайд№36, аналогичную работу мы сделали на уроке, вам нужно выполнить её с приборами, имеющимися у вас дома.( танометр, спидометр, весы и т.д.)
4