СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физические величины. Экспериментальные работы по измерению физических величин. Погрешность измерений».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Для оптимизации образовательного процесса объяснение нового материала можно давать с использованием  телевизора и видеомагнитофона, компьютерной презентации как источники  учебной информации и наглядного пособия.

Для расширения видов учебной деятельности учащихся по усвоению новых знаний и способов действий возможно проведение уроков-исследований с использованием обучающих программ, на которых ученики самостоятельно в ходе исследовательской деятельности добывают знания.

Урок  физики в 7 классе на тему:

«Физические величины. Экспериментальные работы по измерению физических величин. Погрешность измерений».

На уроке учащиеся получают  знания о физических величинах (буквенных обозначениях, единицах измерения, формулах), а также умения и навыки переводить единицы измерения физических величин в системе СИ. Учатся навыкам правильно работать с физическими приборами, снимать показания приборов правильно, учитывая их погрешности. Все эти знания необходимы для решения задач. Во время урока использую презентацию со слайдами, в одном из которых есть видеофайл- отрывок из мультфильма. При помощи длинной ленты дети самостоятельно измеряют длину демонстрационного стола разными единицами длины- тапанами, пядями, саженями, локтями, шагами. Затем сами делают вывод. 

Просмотр содержимого документа
«Физические величины. Экспериментальные работы по измерению физических величин. Погрешность измерений».»

Алматинская область

Енбекшиказахский район

Сш. имени М.Макатаева












Урок физики в 7 классе на тему:

« Физические величины. Экспериментальные работы по измерению физических величин. Погрешность измерений».


Учитель физики: Ибрагимова Р.Т.

























Тема « Физические величины. Экспериментальные работы по измерению физических величин. Погрешность измерений».


Цели урока:

1) Закрепить и углубить знания о физических явлениях, о физических величинах и их измерении.

2) развивать логическое и абстрактное мышление, память, устную речь, наблюдательность.

3) Способствовать воспитанию любознательности и интереса к предмету.


Оборудование урока: компьютер, проектор, доска, презентация, видеоролик из мультфильма, карточки, физические приборы, нить.


Тип урока: комбинированный

Методы: устного и письменного контроля, диалогического изложения, демонстрация, иллюстративный, исследование.


Ход урока:


  1. Организационный момент:

  1. Приветствие с учащимися.

  2. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Теперь улыбнитесь нашим гостям. Желаю гостям и вам хорошего дня и удачи.

  1. Знакомство с темой урока. Повторение.

  1. Сегодня на уроке мы м повторим теоретический материал по данной теме и вспомним правила работы с приборами. Эпиграф урока:


«Наука начинается там, где начинают измерять» Д.И.Менделеев

2) Что изучает физика?

3) Что называют физическими телами?

4) Приведите примеры физических веществ.

5) что называют физическими явлениями?- Физ. явления – изменения, происходящие в природе.

Группы явлений: 1.-механические- движение мотоцикла, машин, людей, животных и т.д.

2.-Электрические- молния, электризация;3.-Тепловые-таяние льда, нагревание воды, испарение, роса и т.д.;4-Магнитные:взаимодействие магнитных полей, притяжение магнитов и железных опилок к магниту; 5.-Звуковые: все явления, воспринимаемые органами слуха-эхо, раскаты грома, шум ;6:Световые: рассвет, закат, радуга и т.д.


Если мы просто следим за протеканием этих явлений, мы совершаем наблюдения, а если мы будем изучать их как экспериментаторы, для количественной характеристики явлений нам необходимо знать

скорость мотоциклиста;

путь, который он пройдет за определенное время.

длительность разряда молнии и его мощность

массу льда

при какой температуре он плавится

объем образовавшейся воды и т д

Скорость, время, температура, объем-это количественные характеристики физических явлений.

Для количественной характеристики физических явлений используют физические величины.


  1. Объяснение новой темы:

СЛАЙД 6: Физической величиной называют количественную характеристику физических явлений (Длина, l; Масса,m; Время, t; Температура, t; Объем, V; Площадь, S; Скорость, ϑ; и т. д. )

Перейдем к измерению физических величин.

СЛАЙД 7: Измерить физическую величину - это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу.

Для начала проведём эксперимент и определим длину верёвки народными способами без физических приборов.

Ребята поступили примерно так, как и древние люди – они сравнили длину измеряемой веревки с размерами частей тела.(записать на доске.)

«Аршин» по-персидски – локоть. На Руси четверть называли «пядь». Вы наверное слышали поговорку «Семи пядей во лбу». В переводе с английского «ступня»- фут, с уйгурского «тапан». У моряков есть такое напутствие «Семи футов под килем». Переведём старинные меры длины в более понятные нам единиц:

1 аршин=47см=(длина веревки в см)

1 пядь= 18 см=

1 фут = 30 см=

Какой вывод вы сделали?

У нас получилось, что длина одной и той же веревки получилась разной, как в мультфильме: длина удава…

ВИДЕО (фрагмент м/ф «38 попугаев»)




Чтобы избежать таких расхождений в измерениях была введена первая общая единица длины- метр, затем единица массы- килограмм, в 18 веке во Франции принята десятичная метрическая система мер, которая впоследствии стала международной - СИ. СЛАЙД №11.

В СИ физические величины делятся на 2 группы: основные( ученки читает по стенду), и производные. Основные введены через эталон или образец. Производные получены через формулы, связанные с ними. Кроме единиц к СИ относятся приставки, увеличивающие или уменьшающие единицы измерения в 10,10,1000 раз.Слайды №12,13. Давайте переведём в СИ данные величины. Слайд №14-15.

Подведем итоги первой части урока.

Здесь изоражены физические приборы. Они делятся на 2 группы: электронные и шкальные. Демонстрация их.

Рассмотрим прибор для измерения длины-линейку. Определим цену деления шкалы данного прибора.

Практическая работа: определить ЦД мензурки, амперметра.

Измерения физических величин бывают с небольшой ошибкой, её называют погрешностью измерения. Она равна половине цены деления шкалы прибора. Измерьте длину учебника с точностью.

Когда мы говорим о приборах нужно:

  1. Название прибора;

  2. Измеряемая физическая величина;

  3. Единица измерения;

  4. Пределы измерения;

  5. Цена деления;

  6. Погрешность;

  7. Результат измерений.

Экспериментальная работа: измерить температуру воды в стакане и заполнить данную таблицу.( выполняет с объяснением ученик, все записывают в тетрадь). *Если есть время аналогично выполнить работу с рычажными весами и динамометром.


  1. Итог урока, оценки.

  1. Чему вы сегодня научились?

  2. Что нового вы сегодня узнали?

  3. Что тебе понравилось?

  4. Оценки за урок. Измерение- неотъемлемая часть производства, где бы вы не работали в будущем. Поэтому знания, полученные сегодня на уроке вам обязательно пригодятся в жизни.

  1. Д/з Слайд№36, аналогичную работу мы сделали на уроке, вам нужно выполнить её с приборами, имеющимися у вас дома.( танометр, спидометр, весы и т.д.)



4



Скачать

© 2016, 946 18

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!