СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тетрадь для лабораторных работ для 7 класса

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стандарты физического образования в процессе обучения курса физики предполагают, что обучающиеся должны овладевать приемами и методами при проведении эксперимента:

1.Собирать экспериментальные установки, проводить наблюдения и делать соответствующие выводы.

2.Измерять физические величины с учетом погрешности с помощью измерительных приборов.

3.Представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц, графиков, диаграмм.

4.На основе теоретического материала объяснять результаты наблюдений и экспериментов, полученные при проведении лабораторных работ.

5.Использовать результаты наблюдений и экспериментов для выдвижения гипотез.

6.Изучать функции и назначение физических приборов.

 

Структура лабораторной работы выглядит так, что обучающие сначала выполняют задания с использованием теоретического материала. В лабораторных работах вводятся построение графиков, расчета относительной ошибки при косвенных измерениях. Но эти задания рассчитаны в основном на более сильных учеников, поэтому варьирование хода лабораторной работы остается как за учителем, так и за учениками.

В каждой лабораторной работе есть краткая техника безопасности, которая убережет от лишних последствий.

Просмотр содержимого документа
«Тетрадь для лабораторных работ для 7 класса»

Лабораторная работа № 1

Определение цены деления измерительного прибора.


Цель работы: Научиться пользоваться измерительными приборами (линейкой, измерительным цилиндром(мензуркой) и термометром); научиться записывать результат измерений с учетом погрешности.

Приборы и материалы: линейка с миллиметровыми делениями, измерительный цилиндр(мензурка), стакан с водой, термометр и другие сосуды.


Правила техники безопасности.

Осторожно! Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах и резкой перемене температуры. Не пейте воду из стакана! Снимайте данные, не вынимая термометр из жидкости!

Тренировочные задания и вопросы

1.Найдите цену деления и снимите

показания стрелки. Результат запишите

с учетом абсолютной погрешности.



































































































2.Определите цену деления термометра и

запишите показания их с учетом абсолютной

погрешности.





































































































Порядок выполнения работы


1. Рассмотрите измерительный цилиндр, обратите внимание на его деления. Ответьте на следующие вопросы.

1) Какой объём жидкости вмещает измерительный цилиндр, если жидкость налита:

а) до верхнего штриха________________

б) до первого снизу штриха, обозначенного цифрой, отличной от нуля________________

2) Какой объём жидкости помещается:

а) между 2-м и 3-м штрихами, обозначенными цифрами___________

б) между соседними (самыми близкими) штрихами мензурки_______________________

2. Как называется последняя вычисленная вами величина? Как определяют цену деления шкалы измерительного прибора?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




























































































3. Рассмотрите рисунок 7 учебника и определите цену деления изображённой на нём мензурки.




































































































4. Налейте в измерительный цилиндр воды, определите и запишите, чему равен объём налитой воды.







Примечание. Обратите внимание на правильное положение глаза при отсчёте объёма жидкости. Вода у стенок сосуда немного приподнимается, в средней же части сосуда поверхность жидкости почти плоская. Глаз следует направить на деление, совпадающее с плоской частью поверхности (рис. 198).

5. Налейте полный стакан воды, потом осторожно перелейте воду в измерительный цилиндр. Определите и запишите с учётом погрешности, чему равен объём налитой воды. Вместимость стакана будет такой же.

6. Таким же образом определите вместимость колбы, аптечных склянок и других сосудов, которые находятся на вашем столе.







7. Результаты измерений запишите в таблицу 6.

№ опыта

Название сосуда

Объем жидкости

V,см3

Вместимость сосуда

V,см3













8.Сделайте вывод из проделанной работы.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Лабораторная работа № 2

Измерение размеров малых тел


Цель работы: Научиться измерять размеры малых тел; научиться выполнять измерения способом рядов.

Приборы и материалы: линейка, горох, пшено, иголка, катушка ниток или тонкая проволока.

Правила техники безопасности.

Не берите в рот и не рассыпайте мелкие предметы по столу и полу. Будьте осторожны с иголкой. На столе не должно быть никаких посторонних предметов.

Тренировочные задания и вопросы

1.Как меняется объем тела при нагревании и охлаждении? Почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Равны ли размеры молекул одинаковых веществ, находящихся в составе других веществ(например: молекула воды в молоке, лимонаде, в белизне)

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Порядок выполнения работы

  1. Изучите шкалу линейки. Определите цену деления.

  2. Определите способом рядов диаметр пшена, горошины. Для этого положите в плотную к линейке 20 горошин, пшена в ряд. Измерьте длину ряда и вычислите диаметр одной горошины или пшена.

  3. Для каждого вида малых тел измерения проведите не менее 3 раз. Для этого составляйте ряды с разным количеством частиц

  4. Для каждого малого тела вычислите среднее значение измеряемой величины.

  5. Рассмотрите фотографию атомов золота (рис. 178 стр. 161) в учебнике. Определите аналогично с предыдущим заданием размеры частиц.

  6. Данные измерений и вычислений запишите в таблицу.


Тело

№ опыта

Кол-во частиц в ряду

Длина ряда, мм

размер частицы,

мм

среднее значение размера частицы

мм

м



пшено



1






2




3






горох



1






2




3




молекула

1




На фото

Истин. размер



2






3





























7.Сделайте вывод из проделанной работы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Лабораторная работа № 3

Измерение массы тела на рычажных весах

Цель работа: научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью определять массу тел.

Приборы и материалы: весы, гири, несколько небольших тел разной массы.

Правила техники безопасности

На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Будьте осторожны с весами. Придерживайтесь правил взвешивания, установив весы посредине стола. Аккуратно обращайтесь с разновесами, т.к. они имеют малый размер!

Правила взвешивания

1.Перед взвешиванием необходимо убедится, что весы уравновешены. При необходимости для установления равновесия на более легкую чашку нужно положить полоски бумаги.

2.Взешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а гири – на правую.

3.Во избежание порчи весов взвешиваемое тело и гири нужно опускать на чашки осторожно, не роняя их даже с небольшой высоты.

4.Нельзя взвешивать тела более тяжелые, чем указанная на весах предельная нагрузка.

5.На чашки весов нельзя класть мокрые, грязные, горячие тела, наливать жидкости, насыпать порошки без использования подкладки.

6.Мелкие гири и разновесы надо брать пинцетом.

7.Положив взвешиваемое тело на левую чашку, на правую кладут гирю, имеющую массу, приближенную к массе тела.

8.Если гиря перетянет чашку, то ее ставят обратно в футляр, если нет – оставляют на чашке. Затем подбирают таким же образом гири меньшей массы, пока не будет достигнуто равновесие.

9.Уравновесив тело, подсчитывают общую массу гирь, лежащих на чашке весов. Затем переносят гири в футляр.

Тренировочные задания и вопросы

1.Какие способы измерения массы вы знаете?

2.Что необходимо сделать на рычажных весах перед взвешиванием?

3.Выполните упражнения:

6,4 т=_________кг 400 мг=____________г

0,4 т=_________кг 150 мг=____________г

120 г=__________кг 90 мг =____________г


4. 100 г+20 г+2 г+1 г+500 мг+200 мг=__________г

20 г+10 г+1 г+200 мг+100 мг=__________г

Порядок выполнения работы

1. Изучите устройство рычажных весов.

2. Уравновесьте весы.

3.Придерживаясь правил взвешивания, определите массу тела .


Например:

Название тела

Набор гирь, уравновешивающих тело

Масса тела

Масса тела (г.)

Масса тела (кг.)

резинка

20 г, 10г, 2г, 200 мг, 50 мг

20 г+10г+ 2г+200 мг+ 50 мг=32г 250мг

32,25

0,03225


.





5. Измерьте массу остальных тел. Результаты измерений запишите в таблицу.


Название тела

Набор гирь, уравновешивающих тело

Масса тела

Масса тела (г.)

Масса тела (кг.)





























6.Сделайте вывод.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Лабораторная работа № 4

Измерение объема твердого тела

Цель – научиться определять объем твердого тела с помощью линейки и измерительного цилиндра (мензурки).

Приборы и материалы: измерительный цилиндр (мензурка), стакан с водой, брусок, линейка, тела неправильной формы небольшого объема(гайки, фарфоровые ролики, и др.)нитки.

Тренировочные задания и вопросы

1. Что такое объем?_________________________________________________________

2. Как обозначается объем? _________________________________________________

3. В международной системе единиц (СИ) единицей объема является _____, обозначается _____________________________________________________________________________

4. Какие еще единицы объема вы знаете? ______________________________________



Порядок выполнения работы:


I.Определение объема бруска при помощи линейки.

Измерьте при помощи линейки длину, ширину и толщину стального и алюминиевого брусков. Результаты измерений запишите в таблицу:


№ опыта

Тело

Длина

L,см

Ширина

B,см

Толщина

H,см

Объем

V=L*B*H,

см3

Погрешность

Измерения объема

1


Алюминиевый

брусок






2

Стальной брусок







Рассчитайте объемы этих тел, результаты запишите в ту же таблицу.


II.Определение объема бруска при помощи мензурки.

Определите цену деления мензурки:

цена деления шкалы мензурки равна__________мл = _____________см3.

Перелейте осторожно воду полностью из стакана в мензурку. Определите объем налитой воды:

начальный объем воды в мензурке V1=____________мл = ______________см3.

Погрузите брусок полностью в воду, удерживая его за нитку, и снова измерьте объем воды:

объем воды и бруска V2=__________мл =_____________ см3.

Определите объем бруска по формуле:

объем бруска V= V2- V1= _______________см3.

Измерьте объемы остальных тел аналогичным способом.

Результаты измерений запишите в таблицу:


№ опыта

Тело

Начальный объем воды в мензурке V1 ,см3

Объем воды и тел

V2,см3

Объем тела

V= V2- V1,см3

Погрешность

Измерения объема

1


Алюминиевый

брусок





2

Стальной брусок





3


Тело неправильной формы






Сделайте вывод из проделанной работы

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Лабораторная работа № 5

Измерение плотности твердого тела

Цель работы: научиться измерять плотность вещества с помощью весов и измерительного цилиндра (мензурки).

Приборы и материалы: весы, разновесы, измерительный цилиндр (мензурка), твердое тело на нити, деревянный брусок.

Правила техники безопасности

На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Будьте осторожны с весами. Придерживайтесь правил взвешивания, установив весы посредине стола. Аккуратно обращайтесь с разновесами, т.к. они имеют малый размер! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах.

Тренировочные задания и вопросы

1. Плотность - это физическая величина, которая равна _____________________________________________________________________________

2. Единицей плотности вещества в СИ является_________________________________

3. В таблице дана плотность молока, равная 1030 кг./м3 . Что это означает? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ХОД РАБОТЫ

1. Измерьте массу тела на весах.

2. Измерьте объем тела с помощью мензурки.

3. Рассчитайте по формуле ρ=m/v

4. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу:


Название тела

объём, V

масса тела, m

плотность ρ

см3

m3

г

кг

г/см3

кг/м3
















5.Сделайте вывод.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




«Измерение плотности жидкости»

Цель: научиться измерять плотность жидкости.

Оборудование: мензурка с водой, сосуд с пробкой, весы с разновесками.


ХОД РАБОТЫ


  1. Определите цену деления шкалы мензурки, в которую налита вода.


































































































2. Определите объем воды в мензурке_________________________________

3. Определите массу пустого сосуда с помощью рычажных весов_____________________

4. Аккуратно перелейте воду из мензурки в сосуд и определите массу сосуда с водой.

_____________________________________________________________________________


5. Рассчитайте массу воды______________________________________________________


6. Рассчитайте плотность воды__________________________________________________


7. Результаты измерений и вычислений занесите в таблицу


V, см3

mс, г

m, г

(чашка с водой)

mв = m – mс

ρ =m/v








Сравните полученный результат с табличными данными и сделайте вывод.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!