СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тетрадь для лабораторных работ (по ФГОС)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тетрадь для лабораторных работ по физике для 7 класса. Для каждой работы есть инструктаж, цели, приборы и материалы. Имеются таблицы для введения данных. Есть примеры как расчитывать цену деления и погрешность. Тетрадь в течении года обновится. Будет полностью описан порядок выполнения.

Просмотр содержимого документа
«Тетрадь для лабораторных работ (по ФГОС)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» с.Усть-Кулом












Тетрадь

для лабораторных и практических работ

по физике

учаще 7 __ класса

____________________________

____________________________









Материал собран учителем физики МБОУ «СОШ» с.Усть-Кулом

Мингалевой Е.С.











Усть-Кулом

2017-2018



Содержание


Техника безопасности при выполнении лабораторных работ в кабинете физики……………………………………………………………………………………………3

Определение цены деления (ЦД) приборов………………………………………………….6

Определение погрешности прибора………………………………………………………… .7

Лабораторная работа №1. Измерение размеров тел (Измерение размеров малых тел )….8

Лабораторная работа №2. Измерение скорости равномерного движения (Измерение средней скорости движения ) …………………………………………………………………...9

Лабораторная работа №3. Измерение силы ……………………………………………….....9

Лабораторная работа №4. Измерение массы тела ………………………………………….10

Лабораторная работа №5. Измерение объема тела ………………………………………...10

Лабораторная работа №6. Измерение плотности вещества твердого тела ………………. 10

Лабораторная работа №7. Исследование зависимости массы от объема ………………....11

Лабораторная работа №8. Определение жесткости пружины (Исследование зависимости деформации пружины от силы) ……………………………………………………………….11

Лабораторная работа №9. Определение коэффициента трения скольжения (Исследование зависимости силы трения от характера поверхности, ее независимости от площади)……11

Лабораторная работа №10. Определение момента силы ………………………………….12

Лабораторная работа №11. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело (Исследование зависимости выталкивающей силы от объема погруженной части от плотности жидкости, ее независимости от плотности и массы тела; исследование зависимости веса тела в жидкости от объема погруженной части)……….12



Домашняя лабораторная работа № 1. Конструирование наклонной плоскости с заданным значением КПД

Домашняя лабораторная работа № 2. Конструирование ареометра и испытание его работы

Домашняя лабораторная работа № 3. Конструирование модели лодки с заданной грузоподъемностью



Список литературы ………………………………………………………………………….14













Техника безопасности при выполнении лабораторных работ в кабинете физики

ТБ к лабораторной работе №1. Измерение размеров тел (Измерение размеров малых тел )

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5.Аккуратно пользуйтесь мелкими предметами (горох, пшено, дробь)

6. При работе с иглами будьте внимательны и осторожны. Если иглу уронили найти её надо с помощью магнита.


ТБ к лабораторной работе №2. Измерение скорости равномерного движения (Измерение средней скорости движения )

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5.Внимательно слушайте удары метронома

6.Аккуратно пользуйтесь желобом, длинный конец желоба должен находится на столе.

7.Для торможения шарика пользуйтесь пеналом

8.Осторожно опускайте шарик по наклонной плоскости



ТБ к лабораторной работе №3, №8. Измерение силы. Определение жесткости пружины (Исследование зависимости деформации пружины от силы)

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5.При работе с динамометром нельзя нагружать его так, чтобы длина пружины превысила ограничитель по шкале.

6. Не растягивайте пружину динамометра руками.

7.Тщательно закрепите динамометр в лапке штатива.



ТБ к лабораторной работе №4. Измерение массы тела

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5.При пользовании весами взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а разновесы на правую. Мелкие гири берите пинцетом.

6.Взвешиваемое тело и разновесы нужно опускать на чашки весов осторожно не роняя их.

7.По окончанию работы с весами разновесы кладут в футляр, а не на стол.


ТБ к лабораторной работе №5. Измерение объема тела.

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5.При работе с мензурками нельзя пользоваться сосудами с трещинами или с отбитыми краями.

6.Аккуратно обращайтесь с сосудами, наполненными водой, со стеклянной посудой.

7.Если сосуд разбит в процессе работы, то осколки нельзя убирать со стола тряпкой или руками, надо пользоваться щеткой и совком.

8.Металлический цилиндр осторожно опускайте в мензурку. Воду промокайте салфеткой.



ТБ к лабораторной работе №6, №7. Измерение плотности вещества твердого тела

Исследование зависимости массы от объема

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5.При работе с мензурками нельзя пользоваться сосудами с трещинами или с отбитыми краями.

6.Аккуратно обращайтесь с сосудами, наполненными водой, со стеклянной посудой.

7.Если сосуд разбит в процессе работы, то осколки нельзя убирать со стола тряпкой или руками, надо пользоваться щеткой и совком.

8.Металлический цилиндр осторожно опускайте в мензурку. Воду промокайте салфеткой.

9.При пользовании весами взвешиваемое тело кладут на левую чашку весов, а разновесы на правую. Мелкие гири берите пинцетом.

10.Взвешиваемое тело и разновесы нужно опускать на чашки весов осторожно не роняя их.

11.По окончанию работы с весами разновесы кладут в футляр, а не на стол


ТБ к лабораторной работе №9. Определение коэффициента трения скольжения (Исследование зависимости силы трения от характера поверхности, ее независимости от площади)

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5.При работе с динамометром не нагружайте его так, чтобы длина пружины превышала ограничитель по шкале.

6.Грузы,чтобы исключить падение, помещайте крючками в отверстия бруска.


ТБ к лабораторной работе №10. Определение момента силы

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5.При использовании рычага-линейки придерживайте свободный от грузов конец линейки рукой.

6.Недопускайте кругового вращения рычага вокруг оси.


ТБ к лабораторной работе №11. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

1.Будьте внимательны, дисциплинированны, осторожны. Точно выполняйте указания учителя

2. Располагайте приборы , материалы, оборудование на рабочем месте в порядке, указанном учителем.

3.Не держите на рабочем столе предметы, не требующиеся для выполнения задания.

4.Перед тем, как приступить к работе тщательно изучите её описание, уясните ход её выполнения.

5.При работе с динамометром нельзя нагружать его так, чтобы длина пружины превысила ограничитель по шкале.

6. Не растягивайте пружину динамометра руками.

7.Аккуратно обращайтесь с сосудами, наполненными водой, со стеклянной посудой.

8.Если сосуд разбит в процессе работы, то осколки нельзя убирать со стола тряпкой или руками, надо пользоваться щеткой и совком.

9.Металлический цилиндр осторожно опускайте в стакан с водой. Воду промокайте салфеткой.

10. При работе с солью пользуйтесь специальными солонками, если рассыпали соль, аккуратно сметите её щеткой.






Определение цены деления (ЦД) приборов

  1. Выбираем два ближайших штриха с числами.

  2. Из большего числа вычитаем меньшее.

  3. Полученное значение делим на число белых делений между черными штрихами.

  4. Записываем результат.









Например:

  1. Мензурка (измерительный цилиндр)

Рис.1. Рис.2.



Рис.2.







  1. Спидометр

Рис.1. Рис.2.



Рис.2.





  1. Линейка

Рис.1.

Рис.1.





Рис.2.

Рис.2.







Определение погрешности приборов

Погрешность измерения не может быть больше цены деления измерительного прибора.

Чем меньше цена деления, тем больше точность измерения.

Во время выполнения некоторых лабораторных работ или просто измерений (если не указано другое) следует считать, что:

Погрешность измерений равна половине цены деления шкалы измерительного прибора.

Абсолютная погрешность – это модуль разности измеренного Аизм и истинного А значений:

Максимальное значение указанной величины, которое может быть получено при измерении, называют максимальной абсолютной погрешностью ∆А.

Результат измерения записывают в виде интервала:

или

Максимальная относительная погрешность –это отношение максимальной абсолютной погрешности к модулю измеренного значения:

Часто максимальную относительную погрешность выражают в процентах. В этом случае выражение записывают в виде:

Например:

или

Аизм = 3,9см = 390мм

или

Результат измерения:

3,9 - 0,05 ≤ 3,9 ≤ 3,9 + 0,05

3,85 ≤ 3,9 ≤ 3,95 или А = 3,9 ± 0,05 (см)

Лабораторная работа №1.

Измерение размеров тел (Измерение размеров малых тел )

Цель работы: научиться выполнять измерения размеров тел

Приборы и материалы: линейка, мерная лента, карандаш, лист тонкого картона или ватмана, лист миллиметровой бумаги, дробь, горох, бусинки (пшено), иголка, брусок №1 и №2.

Таблица 1.

опыта

L,см

L,см

А

, см

Брусок 1


Длина





Ширина





Высота





Брусок 2


Длина





Ширина





Высота





Таблица 2

опыта (название тела)

Число частиц в ряду N

Длина ряда

L=Lизм±∆L, мм

Средний диаметр частицы

d=dизм±∆d, мм

  1. Горох




  1. Пшено




  1. Дробь





Таблица 3

Измерительный прибор

Цена деления измерительного прибора

Результат измерения

L minLL max

Лента



Линейка




Таблица 4

Номер опыта

Площадь клетки палетки

Число клеток, которые попали на фигуру

Площадь фигуры

SminSSmax

полностью

Полностью и частично

1





2











Лабораторная работа №2.


Измерение скорости равномерного движения (Измерение средней скорости движения )

Цель работы: изучить и измерить зависимость перемещения тела от времени при равномерном прямолинейном движении.

Приборы и материалы: штатив с муфтой и лапкой, жёлоб, металлический шарик, карандаш, метроном (один на класс), деревянный брусок, мерная лента (метровая линейка, рулетка).

Таблица 1

Расстояние, пройденное за время между двумя последовательными ударами метронома, см

Значение скорости, м/с

x2 - x1

ϑ1=

x3 - x2

ϑ2=

x4 - x3

3=

x5 - x4

ϑ4=

Таблица 2

Расстояние, пройденное за время между двумя ударами метронома, см

Промежутки времени, с

x2 - x1

t2 – t1 =

x3 – x1

t3 – t1 =

x4 – x1

t4 – t1 =

x5 – x1

t5 – t1 =






Лабораторная работа №3.


Измерение силы

Цель работы: научиться градуировать пружину, получать шкалы с любой (заданной) ценой деления и с ее помощью измерять силы.

Приборы и материалы: динамометр, шкала которого закрыта бумагой, набор грузов массой по 102г, штатив с муфтой, лапкой и кольцом.



Лабораторная работа №4.


Измерение массы тела

Цель работы: научиться пользоваться рычажными весами и с их помощью измерять массу тела.

Приборы и материалы: весы с разновесами, несколько небольших тел разной массы


Номер тела

Масса тела, г

1


2


3




Лабораторная работа №5.


Измерение объема тела

Цель работы: научиться определять объем тела с помощью измерительного цилиндра.

Приборы и материалы: мензурка, тела неправильной формы небольшого объема (гайки, кусочки металла и т.д.), нитки.


опыта

Название тела

Начальный объем жидкости в мензурке

V1, см3

Объем жидкости и тела V2, см3

Объем тела

V, см3

V= V2 - V1













Лабораторная работа №6.


Измерение плотности вещества твердого тела

Цель работы: научиться измерять плотность твердого тела с помощью весов и мензурки

Приборы и материалы: весы, набор гирь, твердое тело, помещающееся в мензурку, нить, мензурка, вода.


Масса тела

m, г

Начальный объем воды Vн, см3

Суммарный объем воды и тела

Vк, см3

Объем тела

Vт, см3

Плотность

ρ, г/см3

Плотность

ρ, кг/м3











Лабораторная работа №7.


Исследование зависимости массы от объема

Цель работы: исследовать зависимость массы тела из однородного вещества от их объема.

Приборы и материалы: мензурки - с водой и пустая, весы с разновесами, металлические цилиндры разного вещества и объема.


Тело

Масса тела

Объем тела

Алюминий



Сталь







Лабораторная работа №8.


Определение жесткости пружины (Исследование зависимости деформации пружины от силы)

Цель работы: научиться градуировать пружины, наносить шкалу с заданной ценой делений, измерять с помощью полученного динамометра вес тела неизвестной массы;

исследовать, как зависит деформация пружины (сила упругости) от силы (удлинения).

Приборы и материалы: набор грузов массой по 102 г, небольшое тело неизвестной ассы, штатив с лапкой, динамометр с бумагой, карандаш, линейка с делениями.



Лабораторная работа №9.


Определение коэффициента трения скольжения (Исследование зависимости силы трения от характера поверхности, ее независимости от площади)

Цель работы: исследовать с помощью динамометра зависимость силы сухого трения от силы реакции опоры и материалов соприкасающихся тел.

Приборы и материалы: набор грузов известной массы, деревянный брусок известной массы, динамометр, поверхность (дерево, стекло, песок)

Таблица 1 (поверхность дерево)

Величины

Брусок без груза

Брусок с одним грузом

Брусок с двумя грузами

Брусок с тремя грузами

N





Fтр





μ





Таблица 2 (поверхность стекло)

Величины

Брусок без груза

Брусок с одним грузом

Брусок с двумя грузами

Брусок с тремя грузами

N





Fтр





μ







Таблица 3 (поверхность песок)

Величины

Брусок без груза

Брусок с одним грузом

Брусок с двумя грузами

Брусок с тремя грузами

N





Fтр





μ








Лабораторная работа №10.


Определение момента силы

Цель работы: проверить, при каких соотношениях моментов сил рычаг находится в равновесии.

Приборы и материалы: три груза массой по 102 г, рычаг с рядом отверстий, штатив, динамометр, линейка.

m, кг

F1=m*g, Н

F2, Н

L1

L2, м

М1, Н*м

М2, Н*м











Лабораторная работа №11.


Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело

Исследование зависимости выталкивающей силы от объема погруженной части от плотности жидкости, ее независимости от плотности и массы тела

( Исследование зависимости веса тела в жидкости от объема погруженной части)


Цель работы: измерить выталкивающую силу, действующую на тело, погружаемое в жидкость; определить плотность жидкости.

Приборы и материалы: штатив, динамометр, мензурка, металлический цилиндр на нити, помещающийся в мензурку, вода.

Таблица 1

Жидкость

Вес тела в воздухе P, Н

Начальный объем вещества

V0, мл

Суммарный объем вещества и половины цилиндра V1, мл

Показания динамометра после половины погружения цилиндра в мензурку

Р1, Н

Объем погруженной в вещество части цилиндра

Vц= V1 - V0

Выталкивающая сила, действующая на цилиндр, частично погруженный в вещество

FА = Р - Р1

Вода







Насыщенный раствор соли в воде








Таблица 2

Жидкость

Вес тела в воздухе P, Н

Начальный объем вещества

V0, мл

Суммарный объем вещества и цилиндра V2, мл

Показания динамометра после погружения цилиндра в мензурку

Р2, Н

Объем погруженной в вещество цилиндра

Vц= V2 - V0

Выталкивающая сила, действующая на цилиндр, частично погруженный в вещество

FА = Р – Р2

Вода







Насыщенный раствор соли в воде































Список литературы:

  1. https://infourok.ru/instrukcii-po-tehnike-bezopasnosti-pri-vipolnenii-laboratornih-rabot-po-fizike-1168963.html

  2. https://yandex.ru/images/search?text=%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%B9%D0%BA%D0%B0&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F0570%2F000262e7-2aff67ad%2Fhello_html_m7e303443.jpg&pos=20&rpt=simage&lr=19

  3. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B7%D1%83%D1%80%D0%BA%D0%B0%20%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&lr=19

  4. https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D0%BF%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%20%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&lr=19

  5. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%8B%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F&img_url=http%3A%2F%2F2becomegu.ru%2Fykizayof%2F3348&pos=1&rpt=simage&lr=19

  6. Грачёв А.В. Физика 7 класс. – М.: Вентана-Граф, 2015. – с.255 – 280.

  7. Перышкин А.В. Физика 7 класс. – М.: Дрофа, 2010. – с. 159 - 171.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!