Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Согласовано на заседании МО учителей естественнонаучного цикла Протокол № 1 от « 28 » августа 2017 г | | Утверждено приказом директора МБОУ «СОШ № 10» от 28.08.2017 № 172 |
ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ
ДЛЯ 7 КЛАССА
НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель: Моховикова Е.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физике 7-го класса составлена на основе основной Образовательной программы МБОУ «СОШ №10».
Изучение предмета физики в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
Личностные:
сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные:
овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные:
понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, температуру;
владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, объема газа от давления при постоянной температуре;
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда;
понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Школьный курс физики – системообразующий для естественно - научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.
Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №10» на изучение физики отводится 68 часов в год.
В программе предусмотрен резерв (2 часа), который планируется использовать при форс – мажорных обстоятельствах (например, выпадение учебных занятий на актированные дни). При отсутствии форс- мажорных обстоятельств часы резерва используются на организацию системного повторения, устранение пробелов в знаниях учащихся, подготовки к государственной итоговой аттестации.
С целью предоставления равных возможностей всем ученикам используется дифференцированный и индивидуальный подход в изучении предмета. Индивидуальные особенности каждого ученика учитывается при планировании урока.
Текущий контроль и промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением «О форме, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся».
Предусмотрено выполнение 13 лабораторных работ.
Лабораторные работы:
Определение цены деления шкалы измерительного прибора. Измерение линейных размеров тел и площади поверхности.
Измерение размеров малых тел.
Измерение массы тела на рычажных весах.
Измерение объёма тела.
Определение плотности твёрдого тела.
Градуирование пружины и измерение сил динамометром. (Конструирование динамометра и нахождение веса тела).
Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Выяснения условия равновесия рычага.
Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости.
Измерение скорости движения тела.
Измерения коэффициента трения скольжения.
Нахождение центра тяжести плоского тела.
Учебно-методический комплекс: А.В. Перышкин
Образовательный ресурс:
http://www.drofa.ru/cat/product860.htm
Планируемые результаты изучения физики в 7 классе
научатся:
характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
получат возможность научиться:
применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Календарно- тематическое планирование
№ урока | Тема | Дата |
план | факт |
| Физика и физические методы изучения природы. (4часа) | | |
1/1 | Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты. | | |
2/2 | Физические величины. Измерение физических величин. | | |
3/3 | Точность и погрешность измерений. Физика и техника. | | |
4/4 | Л/р № 1 «Определение цены деления измерительного прибора». (Измерение линейных размеров тел и площади поверхности). Строение вещества. (6 часов) | | |
5/1 | Строение вещества. Молекулы. | | |
6/2 | Л/р № 2 «Измерение размеров малых тел». | | |
7/3 | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. | | |
8/4 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | | |
9/5 | Агрегатные состояния вещества. | | |
10/6 | Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов. | | |
| Движение и взаимодействие тел. (22 часа) | | |
11/1 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Л/Р №11 «Измерение скорости тела» | | |
12/2 | Скорость. Единицы скорости. | | |
13/3 | Скорость. Единицы скорости. | | |
14/4 | Расчёт пути и времени движения. | | |
15/5 | Расчёт пути и времени движения. | | |
16/6 | Инерция. Взаимодействие тел. | | |
17/7 | Масса тела. Единицы массы. | | |
18/8 | Измерение массы тела на весах. Л/р № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах». | | |
19/9 | Плотность вещества. | | |
20/10 | Л/р № 4 «Измерение объёма тела». Л/р № 5 «Определение плотности твёрдого тела». | | |
21/11 | Расчёт массы и объёма тела по его плотности. | | |
22/12 | Расчёт массы и объёма тела по его плотности. | | |
23/13 | к/р № 1 «Взаимодействие тел». | | |
24/14 | Сила. | | |
25/15 | Явление тяготения. Сила тяжести. | | |
26/16 | Сила упругости. Закон Гука. | | |
27/17 | Вес тела. | | |
28/18 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Л/Р №13 «Нахождение центра тяжести плоского тела» | | |
29/19 | Динамометр. | | |
30/20 | Л/р № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». | | |
31/21 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. | | |
32/22 | Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике. Л/Р №12 «Измерения коэффициента трения скольжения» | | |
| Давление. Закон Архимеда. Плавание тел. (22 часа) | | |
33/1 | Давление. Единицы давления. | | |
34/2 | Способы уменьшения и увеличения давления. | | |
35/3 | Давление газа. | | |
36/4 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. | | |
37/5 | Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. | | |
38/6 | Сообщающиеся сосуды. | | |
39/7 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. | | |
40/8 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | | |
41/9 | Барометр-анероид. | | |
42/10 | Атмосферное давление на различных высотах. | | |
43/11 | Манометры. | | |
44/12 | Поршневой жидкостный насос. | | |
45/13 | Гидравлический пресс. | | |
46/14 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | | |
47/15 | Архимедова сила. | | |
48/16 | Архимедова сила. | | |
49/17 | п/р № 2 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов». | | |
50/18 | Л/р № 7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | | |
51/19 | Плавание тел. | | |
52/20 | Л/р № 8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости». | | |
53/21 | Плавание судов. Воздухоплавание | | |
54/22 | п/р № 3 «Архимедова сила». | | |
| Работа Энергия (12 часов) | | |
55/1 | Механическая работа. Единицы работы. | | |
56/2 | Мощность. Единицы мощности. | | |
57/3 | Мощность. Единицы мощности. | | |
58/4 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | | |
59/5 | Момент силы. | | |
60/6 | Л/р № 9 «Выяснения условия равновесия рычага». | | |
61/7 | Рычаги в технике, быту и природе. Применение закона равновесия рычага к блоку. | | |
62/8 | Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. | | |
63/9 | Коэффициент полезного действия механизма. | | |
64/10 | Л/р № 10 «Измерение КПД при подъёме тела по наклонной плоскости». | | |
65/11 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой | | |
66/12 | п/р № 4 «Работа и мощность. Энергия». | | |
67/1 | Резерв | | |
68/2 | Резерв | | |
Список литературы:
Для учителя.
Сборник нормативных документов. Физика / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
Программы и примерное поурочное планирование для образовательных учреждений. Физика. 7-11 классы/(авт.-сост. Л.Э. Генденштейн, В.И. Зинковский).-М.: Мнемозина, 2010.
Программы для образовательных учреждений. Ф изика. Астрономия. 7-11 кл./ сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. 3-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2010.
Перышкин А.В. Физика 7 кл. учебник для общеобразоват. учреждений/ 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа 2013.
Касьянов В.А. Рабочая тетрадь по физике 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина “Физика. 7 класс»/В.А. Касьянов, В.Ф. Дмитриева.- М.: Издательство «Экзамен», 2012.
Контрольные и самостоятельные работы по физике, 7класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7класс»/ О.И. Громцева. 2-е изд., стереотипное – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
Тесты по физике: 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс»/ А.В. Чеботарева.- 5-е изд., перераб. и доп.-М.: Издательство «Экзамен», 2012.
ДИСКИ
1С Образовательная коллекция. Открытая физика 1.1 под.ред. профессора МФТИ С.М. Козелла. Московские ВУЗЫ-2002г.
Виртуальная лаборатория «Живая физика». Институт новых технологий образования, 2002г.
Библиотека электронных наглядных пособий ФИЗИКА 7-11 класс. Министерство образования РФ, ГУ РЦ ЭМТО, «Кирилл и Мефодий», 2003г.
Для ученика.
Перышкин А.В. Физика 7 кл. учебник для общеобразоват. учреждений/ 2-е изд., д стереотип. – М.: Дрофа 2013.