СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по предмету физика 8 класс. ФГОС ОО. 2017г.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету физика 8 класс. ФГОС ОО. 2017г.

Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования. Физика 7-9 классы. Авторы: А.В.Перышкин, Н.В.Филонович, Е.М.Гутник. М.Дрофа.2015.

Рабочая программа    ориентирована     на     использование учебника «Физика-8», А.В.Перышкин, М., Дрофа, 2015 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету физика 8 класс. ФГОС ОО. 2017г.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 г.Советский»

Рассмотрено на заседании МО учителей математики, физики и информатики

Пр.№1 от 29.08.2017г.

Руководитель МО

__________Васильева Е.Д.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________Федориненко И Н.

30.08.2017г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ №2 г.Советский

____________Котикова Л.Ф.

31.08.2017г.











Рабочая программа по предмету физика

8 а,б,в,г, д классы

на 2017-2018 уч.год













Учитель: Васильева Елена Дмитриевна,

первая категория.












г.Советский

2017 год.


Пояснительная записка

Рабочая программа по физике составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Положение о рабочей программе по учебному предмету (курсу) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Советский» разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 2885 г. Москва. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию».

  • Основной образовательной программы основного общего образования на 2015-2016 учебный год МБОУ СОШ №2 г.Советский, утверждённая приказом №86/6 от 31.08.2015г.

  • Программа основного общего образования. Физика 7-9классы. Авторы: А.В.Перышкин, Н.В.Филонович, Е.М.Гутник. М.Дрофа.2015.

  • Рабочая программа    ориентирована     на     использование учебника «Физика-8», А.В.Перышкин, М., Дрофа, 2015 г. УМК, используемый при организации образовательного процесса:

  • «Сборник задач по физике 7-9», В.И.Лукашик, Е.В.Иванова, -М, « Просвещение», 2014;

  • «Дидактические материалы 8 класс», А.Е.Марон, Е.А.Марон, -М, «Дрофа», 2014;

  • «Физика 8. Самостоятельные и контрольные работы», Л.А.Кирик, -М, «ИЛЕКСА», 2011.

Цели и задачи:

Цели, на достижение которых направлено изучение физики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в Федеральном государственном стандарте общего образования и конкретизированы в основной образовательной программе основного общего образования Школы:

  • Повышение качества образования в соответствии с требованиями социально-экономического и информационного развития общества и основными направлениями развития образования на современном этапе.

  • Создание комплекса условий для становления и развития личности выпускника в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости в соответствии с требованиями российского общества

  • Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

  • Усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;

  • Формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;

  • Формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;

  • Развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся и приобретение опыта применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; оценка погрешностей любых измерений;

  • Систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;

  • формирование готовности современного выпускника основной школы к активной учебной деятельности в информационно-образовательной среде общества, использованию методов познания в практической деятельности, к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета для продолжения образования;

  • Организация экологического мышления и ценностного отношения к природе, осознание необходимости применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;

  • Понимание физических основ и принципов действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияния их на окружающую среду; осознание возможных причин техногенных и экологических катастроф;

  • Формирование представлений о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, загрязнении окружающей среды как следствие несовершенства машин и механизмов;

  • Овладение основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека

  • Развитие умения планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья.

Достижение целей рабочей программы по физике обеспечивается решением следующих задач:

  • обеспечить эффективное сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

  • организовать интеллектуальные и творческие соревнования, проектную и учебно-исследовательскую деятельности;

  • сохранять и укреплять физическое, психологическое и социальное здоровье обучающихся, обеспечивать их безопасность;

  • формировать позитивную мотивацию обучающихся к учебной деятельно­сти;

  • обеспечивать условия, учитывающие индивидуально-личностные особенно­сти обучающихся;

  • совершенствовать взаимодействие учебных дисциплин на основе интеграции;

  • внедрять в учебно-воспитательный процесс современные образовательные технологии, формирующие ключевые компетенции;

  • развивать дифференциацию обучения;

  • знакомить обучающихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

  • приобретать обучающимися знания о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;

  • формировать у обучающихся умения наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;

  • овладевать обучающимися общенаучными понятиями: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;

  • понимать обучающимися отличия научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Общая последовательность изучения материала физики в 8 классе:

- глава 1 –тепловые явления.

- глава 2 – .электрические явления

- глава 3 – электромагнитные явления.

- глава 4 – световые явления.


Особенности класса


8 а

8 в

8 г

Количество учащихся

27

26

23

24

На «4-5»

19

11

5

12

На «3»

8

15

18

12

Качество обучения за 2017-18

70

42

22

50

На параллели 8-х классов 100 учащихся, 47 из них имеет высокий уровень успеваемости по физике, с ними надо вести работу по углублению интереса к предмету. Есть дети, которые отличаются неординарным мышлением, сообразительностью и находчивостью. Большая группа учащихся имеет средний уровень успеваемости, к ним необходим индивидуальный подход и дополнительное внимание и на уроках, и во внеурочной деятельности.

Специфика целей и содержания изучения физики существенно повышает требования к рефлексивной деятельности обучающихся: к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности.


2. Принципы и подходы к формированию программы:

Актуальность изучения физики очевидна, т.к. различные механизмы, компьютеризированная техника играют в нашей жизни огромную роль. Знание законов физики позволяет пользоваться в быту различными приборами, их ремонтировать, создавать новые.

Для физического образования приоритетным является раз­витие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную де­ятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элемен­ты причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущно­стные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для срав­нения, сопоставления, оценки и классификации объектов — в плане это является основой для целеполагания. Обучающиеся должны приобрести умения по фор­мированию собственного алгоритма решения познавательных задач форму­лировать проблему и цели своей работы, определять адекватные способы и методы реше­ния задачи, прогнозировать ожидаемый результат и сопоставлять его с собственными (математическими) знаниями. Обучающиеся должны научиться представлять результаты ин­дивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации. В процессе обучения предполагается активное использование информационных технологий.

Общая характеристика учебного предмета:

Школьный курс физики — системообразующий для естественно-научных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Программа учитывает взаимосвязь физики с другими предметами учебного плана. Логические связи с другими предметами учебного плана: математические преобразования, вычисления; круговорот в природе, тепловые процессы – движение воздушных масс, атмосферное давление, умение пользоваться компасом, магнитное поле Земли. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7 и 8 классах происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Для организации занятий используются следующие формы:

  • эвристические беседы;

  • практикумы по решению задач;

  • исследования;

  • работа в малых группах.

Методы обучения: словесные, наглядные и практические.

Предусматривается применение следующих технологий обучения: игровые технологии, элементы проблемного, исследовательского обучения, технологии уровневой дифференциации, здоровьесберегающие технологии, ИКТ. (приложение №1 Тематика рефератов, учебно-исследовательских работ).

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов программой предусмотрены демонстрации, лабораторные опыты, фронтальные лабораторные работы.

Текущий контроль образовательных результатов учащихся рекомендуется проводить по дидактическим материалам, рекомендованным министерством просвещения РФ в соответствии с образовательным стандартом. Практические задания, указанные в планировании рекомендуются для формирования у учащихся умений применять знания для решения задач, и подготовки учащихся к сдаче базового уровня ЕГЭ по физике.

После изучения какой-либо темы или двух небольших тем, связанных между собой линейными связями проводится тематический контроль. Тематический контроль начинается на повторительно-обобщающих уроках. Его цель – обобщение и систематизация учебного материала всей темы. Организуя повторение и проверку знаний и умений на таких уроках, учитель предупреждает забывание материала, закрепляет его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебного предмета. Задания для контрольной работы рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связей внутри темы и с предыдущими темами курса, на умение переносить знания на другой материал, на поиск выводов обобщающего характера. Формы проведения промежуточного контроля: физический диктант, самостоятельная работа, лабораторная работа, зачет, тест, компьютерное тестирование.

Механизм формирования ключевых компетенций обучающихся:

Учебно-познавательные компетенции:

- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;

- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

- обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, описывать результаты, формулировать выводы;

- выступать устно и письменно о результатах своего исследования.

Информационные компетенции:

- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;

- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое.

Коммуникативные компетенции:

- владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане:

Учебная программа 8 класса рассчитана на 70 часов, по 2 часа в неделю. Лабораторных работ 11, контрольных – 5.

Содержание курса физики основной школы, являясь базовым звеном в системе непрерывного естественнонаучного образования, служит основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса физики.

С введением ФГОС реализуется смена базовой парадигмы образования со «знаниевой» на «системно-деятельностную», т. е. акцент переносится с изучения основ наук на обеспечение развития УУД (ранее «общеучебных умений») на материале основ наук. Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями по предметам, становятся универсальные (метапредметные) умения (и стоящие за ними компетенции).

Поскольку концентрический принцип обучения остается актуальным в основной школе, то развитие личностных и метапредметных результатов идет непрерывно на всем содержательном и деятельностном материале.















Планируемые результаты

1.Личностные результаты

  • формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений,

  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями,

  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

2.Метапредметные результаты.

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий для решения познавательных задач,

  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем,

  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

3.Предметные результаты.

  • знать о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимать смысл физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

  • уметь пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

  • применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

  • применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды,

  • формировать убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей,

  • развивать теоретическое мышление на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы,

  • докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

  • понимать и объяснять такие физические явления, как свободное падение тел, колебания нитяного и пружинного маятников, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавания вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел;

  • измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность воздуха;

  • владеть экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, период колебаний маятника от его длины, объем газа от давления при постоянной температуре;

  • понимать смысл основных физических законов и умение применять их на практике: законы динамики Ньютона, закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения импульса, закон сохранения энергии;

  • понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;

  • овладеть разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями постоянной задачи на основании использования законов физики;

  • использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности).

Предметные результаты изучения курса физики представлены на двух уровнях: базовом и повышенном.

Ученик научится: (базовый уровень)

Распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов.

  1. Проводить опыты по наблюдению физических явлений и их свойств: выбирать оборудование в соответствии с целью исследования, собирать установку из имеющегося оборудования, описывать ход исследования, делать вывод по результатам исследования.

  2. Проводить прямые измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, сопротивления, работы и мощности электрического тока, при этом выбирать оптимальный способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений. Анализировать полученные результаты с учетом заданной точности измерений, по изученному закону или формуле определять физические величины, подлежащие прямому измерению, записывать результаты прямых измерений с учетом заданных абсолютных погрешностей измерений.

  3. Выбирать измерительный прибор с учетом его назначения, цены деления и пределов измерения прибора. Правильно составлять схемы включения измерительного прибора в экспериментальную установку. Считывать показания приборов с их округлением до ближайшего штриха шкалы. При необходимости проводить серию измерений в неизменных условиях и находить среднее значение. Записывать результаты измерений в виде неравенства х ± Dх, обозначать этот интервал на числовой оси, совпадающей по виду со шкалой прибора. В простейших случаях сравнивать точность измерения однородных и разнородных величин по величине их относительной погрешности.

  4. Проводить исследование зависимости физических величин, закономерности которых известны учащимся: указывать закон (закономерность), связывающий физические величины, конструировать установку, проводить прямые измерения величин, указывая показания в таблице или на графике, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, формулировать вывод о зависимости физических величин, оценивать значение и физический смысл коэффициента пропорциональности, делать выводы по результатам исследования.

  5. Понимать и объяснять принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия безопасного использования в повседневной жизни. Различать примеры использования в быту и технике физических явлений и процессов.

  6. Использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные издания (на бумажных и электронных носителях и ресурсы Internet). При чтении научно-популярных текстов отвечать на вопросы по содержанию текста. Понимать смысл физических терминов при чтении научно-популярных текстов. Понимать информацию, представленную в виде таблиц, схем, графиков и диаграмм и преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую. Применять информацию из текстов физического содержания при выполнении учебных задач.

  7. Распознавать физические явления по его определению, описанию, характерным признакам. Различать для данного явления основные свойства или условия протекания явления. Объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания явления. Приводить примеры использования явления на практике (или проявления явления в природе).

  8. Описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины; при описании, верно передавать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины.

  9. Анализировать свойства тел, физические явления и процессы, используя физические законы и принципы; при этом словесную формулировку закона и его математическое выражение. Различать словесную формулировку и математическое выражение закона. Применять закон для анализа процессов и явлений.

  10. Применять законы и формулы для решения расчетных задач с использованием 1 формулы: записывать краткое условие задачи, выделять физическую величину, необходимую для ее решения и проводить расчеты физической величины. Применять законы и формулы для решения расчетных задач, с использованием не менее 2 формул.


Ученик получит возможность научиться: (повышенный уровень)

  1. использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций;

  2. приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых, электромагнитных и световых явлениях;

  3. различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;

  4. приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;

  5. находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.

В период приостановления учебного процесса (карантин, актированные дни) получение образовательной услуги обучающимися обеспечивается иными (отличными от урочной) формами организации образовательной деятельности: дистанционное обучение, групповое и индивидуальное консультирование, on-line уроки, самостоятельная работа по индивидуальному образовательному маршруту.

Духовно-нравственное воспитание на уроках физики включает в себя аспекты:

Нравственный - предполагает не только видеть, понимать, чувствовать красоту науки, но и понимать необходимость разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества и охраны окружающей среды.

Гражданственный - формирование творческой личности с активной жизненной позицией, испытывающей уважение к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники, готовой к морально-этической оценке использования научных достижений.

Политехнический - предполагает политехническую подготовку учащихся, использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, рационального природопользования, а также: воспитание культуры труда, уважения к труду, чувства ответственности и долга, способствует профориентации учащихся.

Здоровьесберегающий - предполагает формирование здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности человека и общества.

Формировать у школьников чувства патриотизма можно, ознакомив учащихся с жизнью и творчеством ученых; показав, что у многих российских ученых были замечательные качества: преданность Отчизне, стремление развить науку своей Родины, поднять ее престиж на более высокий уровень.

Отражение колоссальных успехов нашей страны в области физики и техники в школьном курсе физики позволяет формировать у учащихся чувство гордости за свою Родину.

Практическая направленность уроков физики формирует умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).

5. Основное содержание программы.

I. Тепловые явления

Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Вид теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

Преобразование энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.

Демонстрации

  1. Принцип действия термометра.

  2. Теплопроводность различных материалов.

  3. Конвекция в жидкостях и газах.

  4. Теплопередача путем излучения.

  5. Явление испарения.

  6. Постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении.

  7. Понижение температуры кипения жидкости при понижении давления.

  8. Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.

Лабораторные работы

  1. Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.

Возможные объекты экскурсий: холодильное предприятие, исследовательская лаборатория или цех по выращиванию кристаллов, инкубатор.


  1. Измерение удельной теплоемкости твердого тела.

  1. Измерение влажности воздуха.


II. Электрические явления

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле.

Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.


Демонстрации

  1. Электризация тел.

  2. Два рода электрических зарядов.

  3. Устройство и действие электроскопа.

  4. Закон сохранения электрических зарядов.

  5. Проводники и изоляторы.

  6. Источники постоянного тока.

  7. Измерение силы тока амперметром.

  8. Измерение напряжения вольтметром.

  9. Реостат и магазин сопротивлений.

  10. Свойства полупроводников.

Лабораторные работы

  1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в её различных участках.

  2. Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

  3. Регулирование силы тока реостатом.

  4. Измерение электрического сопротивления проводника.

  5. Измерение мощности и работы тока в электрической лампе.


III. Магнитные явления

Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле постоянного тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель постоянного тока.

Демонстрации

  1. Опыт Эрстеда.

  2. Магнитное поле тока.

  3. Действие магнитного поля на проводник с током.

  4. Устройство электродвигателя.

Лабораторные работы

  1. Сборка электродвигателя и испытание его действия.

  2. Изучение электрического двигателя постоянного тока.


IV. Световые явления

Свет – электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света.

Демонстрации

  1. Прямолинейное распространение света.

  2. Отражение света. Преломление света.

  3. Ход лучей в собирающей линзе. Ход лучей в рассеивающей линзе. Построение изображений с помощью линз.

  4. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

  5. Дисперсия белого света.

  6. Получение белого света при сложении света разных цветов.

Лабораторные работы

  1. Получение изображений с помощью собирающей линзы.


Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Всего часов

в том числе

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Л.р

К.р.

экскурсия

прак.раб

1

Физические методы изучения природы

2





1







Описывать и объяснять явление теплопроводности, приводить примеры практического использования материалов с плохой и хорошей теплопроводностью, научиться описывать и объяснять явление конвекции, приводить примеры конвективных движений воздуха и жидкости в природе и технике; рассчитывать количество теплоты, поглощаемое или выделяемое при изменении температуры тела.

2

Тепловые явления.

25

№1, 2 ,3

3

Изменение агрегатных состояний вещества.


1



Описывать и объяснять явление испарения и конденсации, плавления и кристаллизации, приводить примеры этих явлений в природе и технике.

4

Электрические явления

28

№ 4,5,6,7,8


2



Описывать и объяснять явления электризации тел и взаимодействия электрических зарядов; собирать простейшие электрические цепи по заданной схеме, уметь чертить схемы собранной электрической цепи. Измерять силу тока, напряжение. Использовать закон Ома для решения задач на вычисление напряжения, силы тока и сопротивления участка цепи. Определять силу тока, напряжение и сопротивление для отдельных участков и всей цепи при параллельном соединении проводников. Решать задачи на применение изученных физических законов.

5

Электромагнитные явления

8

№ 9,10




Описывать и объяснять действие магнитного поля на проводник с током.

6

Световые явления

7

№ 11

1



Строить отраженный луч; строить изображение в тонких линзах, получать различные виды изображений при помощи собирающей линзы, измерять фокусное расстояние собирающей линзы.

Итого

70

11

5










Календарно-тематическое планирование

Тепловые явления (27 часов).

урока

Дата проведения

Тема урока

Планируемые результаты обучения


план

фактически


предметные

метапредметные универсальные учебные действия


1

02.09


Тепловое движение. Температура.

Объяснять тепловые явления, характеризовать тепловое явление, анализировать зависимость температуры тела от скорости движения его молекул. Наблюдать и исследовать превращение энергии тела в механических процессах.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.


2

07.09


Внутренняя энергия.

Приводить примеры превращения энергии при подъеме тела, его падении. Давать определение внутренней энергии тела как суммы кинетической энергии движения его частиц и потенциальной энергии их взаимодействия

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия, направленные на структури­рование информации по данной теме.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного ре­зультата, составлять план последовательности действий

Познавательные: выявлять особенности (ка­чества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания.


3

09.09


Способы изменения внутренней энергии тела.

Объяснять изменение внутренней энергии тела, когда над ним совершают работу. Перечислять способы изменения внутренней энергии. Приводить примеры изменения внутренней энергии тела путем совершения работы и теплопередачи.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.


4

14.09


Теплопроводность.

Объяснять тепловые явления на основе молекулярно-кинетической теории. Приводить примеры теплопередачи путем теплопроводности.

Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения.

Регулятивные: находить и формулировать учеб­ную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях


5

16.09


Конвекция.

Проводить исследовательский эксперимент по теплопроводности различных веществ и делать выводы.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.


6

21.09


Излучение.

Приводить примеры теплопередачи путем конвекции и излучения. Анализировать, как на практике учитываются различные виды теплопередачи. Сравнивать виды теплопередачи.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.


7

23.09


Количество теплоты. Единицы количества теплоты.

Находить связь между единицами, в которых выражают количество теплоты Дж, кДж, кал, ккал. Самостоятельно работать с текстом учебника.

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия, направленные на структури­рование информации по данной теме.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного ре­зультата, составлять план последовательности действий

Познавательные: выявлять особенности (ка­чества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания.


8

28.09


Удельная теплоемкость.

Объяснять физический смысл удельной теплоемкости веществ. Анализировать табличные данные. Приводить примеры, применения на практике знаний о различной теплоемкости веществ.



Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.


9

30.09


Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении.

Рассчитывать количество теплоты, необходимое для нагревания тела или выделяемое им при охлаждении.

Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения.

Регулятивные: находить и формулировать учеб­ную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях


10

05.10


Лабораторная работа №1. «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры».

Разрабатывать план выполнения работы. Определять и сравнивать количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене. Объяснять полученные результаты, представлять их в табличной форме, анализировать причины погрешностей.

Коммуникативные: управлять своим поведени­ем (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: формировать способность к мо­билизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные: ориентироваться на разнооб­разие способов решения задач.


11

07.10


Лабораторная работа №2. «Измерение удельной теплоемкости твердого тела».


12

12.10


Энергия топлива. Удельная теплота сгорания.

Объяснять физический смысл удельной теплоты сгорания топлива и рассчитывать ее. Приводить примеры экологически чистого топлива

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия, направленные на структури­рование информации по данной теме.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного ре­зультата, составлять план последовательности действий

Познавательные: выявлять особенности (ка­чества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания.


13

14.10


Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.

Приводить примеры превращения механической энергии во внутреннюю, перехода энергии от одного тела к другому. Формулировать закон сохранения механической энергии и приводить примеры из жизни, подтверждающие этот закон. Систематизировать и обобщать знания закона сохранения и превращения энергии на тепловые процессы

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.


14

19.10


Подготовка к контрольной работе.

Применять теоретические знания к решению задач

Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения.

Регулятивные: находить и формулировать учеб­ную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях


15

21.10


Контрольная работа №1.

«Тепловые явления».

Рассчитывать количество теплоты

Коммуникативные: управлять своим поведени­ем (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: формировать способность к мо­билизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные: ориентироваться на разнооб­разие способов решения задач.


16

26.10


Анализ контрольной работы. Агрегатные состояния вещества.

Понимать особенности внутреннего строения веществ в различных состояниях

Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения.

Регулятивные: находить и формулировать учеб­ную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях


17

28.10


Плавление и отвердевание. Кристаллических тел. График плавления и отвердевания.

Приводить примеры агрегатных состояний вещества. Отличать агрегатные состояния вещества и объяснять особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел. Использовать межпредметные связи физики и химии для объяснения агрегатного состояния вещества. Отличать процессы плавления тела от кристаллизации и приводить примеры этих процессов.

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия, направленные на структури­рование информации по данной теме.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного ре­зультата, составлять план последовательности действий

Познавательные: выявлять особенности (ка­чества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания.


18

09.11


Удельная теплота плавления.

Проводить исследовательский эксперимент по изучению удельной теплоты плавления, делать отчет и объяснять результаты эксперимента. Анализировать табличные данные температуры плавления, график плавления и отвердевания. Рассчитывать количество теплоты, выделившееся при кристаллизации.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.


19


11.11


Испарение. Насыщенный и не насыщенный пар. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение её при конденсации пара.

Объяснять понижение температуры жидкости при испарении. Приводить примеры явлений природы, которые объясняются конденсацией пара. Выполнять исследовательское задание по изучению испарения и конденсации, анализировать его результаты и делать выводы.

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия, направленные на структури­рование информации по данной теме.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного ре­зультата, составлять план последовательности действий

Познавательные: выявлять особенности (ка­чества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания.


20

16.11


Кипение. Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха.

Работать с таблицей 6 учебника. Приводить примеры, использования энергии, выделяемой при конденсации водяного пара.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.


21

18.11


Решение задач на тепловые процессы.

Находить в таблице необходимые данные. Рассчитывать количество теплоты, полученное (отданное) телом, удельную теплоту парообразования

Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения.

Регулятивные: находить и формулировать учеб­ную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях


22

23.11


Удельная теплота парообразования и конденсации.

Рассчитывать количество теплоты, необходимое для превращения в пар жидкости любой массы. Самостоятельно проводить эксперимент по изучению кипения воды, анализировать его результаты, делать выводы.


Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия, направленные на структури­рование информации по данной теме.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного ре­зультата, составлять план последовательности действий

Познавательные: выявлять особенности (ка­чества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания.


25.11


Лабораторная работа №3. "Измерение влажности воздуха."

Приводить примеры влияния влажности воздуха в быту и деятельности человека. Определять влажность воздуха. Работать в группе.

.

Коммуникативные: управлять своим поведени­ем (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: формировать способность к мо­билизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные: ориентироваться на разнооб­разие способов решения задач.



23



24

28.11


Работа пара и газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания.

(внеурочное занятие)

Объяснить принцип действия четырехтактного ДВС

Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения.

Регулятивные: находить и формулировать учеб­ную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях


25

03.12


Паровая турбина. КПД теплового двигателя.

Рассказывать о применении паровой турбины в технике. Объяснять устройство и принцип работы паровой турбины. Сравнивать КПД различных машин и механизмов.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.


26

05.12


Подготовка к контрольной работе.

Решать задачи на определение КПД

Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения.

Регулятивные: находить и формулировать учеб­ную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях


27

08.12


Контрольная работа №2. «Изменение агрегатных состояний вещества».

Применять и вычислять основные понятия, определения, формулы.

Выражать результаты в СИ.


Коммуникативные: управлять своим поведени­ем (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: формировать способность к мо­билизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные: ориентироваться на разнооб­разие способов решения задач.


Электрические явления (29 часов).


28

12.12


Анализ контрольной работы. Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел.

Объяснять взаимодействие заряженных тел и существование двух родов заряда.

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия, направленные на структури­рование информации по данной теме.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного ре­зультата, составлять план последовательности действий

Познавательные: выявлять особенности (ка­чества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания.


29

17.12


Электроскоп. Электрометр.

Внеурочное занятие. Ученическая конференция.

Обнаруживать наэлектризованные тела, электрическое поле. Пользоваться электроскопом.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.


30

19.12


Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон.

Определять изменение силы, действующей на заряженное тело при удалении и приближении его к заряженному телу.

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия, направленные на структури­рование информации по данной теме.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного ре­зультата, составлять план последовательности действий

Познавательные: выявлять особенности (ка­чества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания.


31

24.12


Строение атомов.

Объяснять опыт Иоффе —Милликена. Доказывать существование частиц, имеющих наименьший электрический заряд. Объяснять образование положительных и отрицательных ионов. Применять межпредметные связи химии и физики для объяснения строения атома.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.


32

26.12


Объяснение электрических явлений. Проводники полупроводники и не проводники электричества.

Объяснять электризацию тел при соприкосновении. Устанавливать зависимость заряда при переходе его с наэлектризованного тела на ненаэлектризованное при соприкосновении. Формулировать закон сохранения электрического заряда.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.


33

09.01


Электрический ток. Источники электрического тока.

Объяснять устройство сухого гальванического элемента. Приводить примеры источников электрического тока, объяснять их назначение.

Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения.

Регулятивные: находить и формулировать учеб­ную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях


34

14.01


Электрическая цепь и ее составные части.

Собирать электрическую цепь. Объяснять особенности электрического тока в металлах, назначение источника тока в электрической цепи. Различать замкнутую и разомкнутую электрические цепи. Работать с текстом учебника.

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия, направленные на структури­рование информации по данной теме.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного ре­зультата, составлять план последовательности действий

Познавательные: выявлять особенности (ка­чества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания.


35

16.01


Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока.

На основе знаний строения атома объяснять существование проводников, полупроводников и диэлектриков. Приводить примеры применения проводников, полупроводников и диэлектриков в технике, практического применения полупроводникового диода. Наблюдать и исследовать работу полупроводникового диода.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.


36

21.01


Сила тока. Единицы силы тока.

Определять направление силы тока. Рассчитывать по формуле силу тока, выражать в различных единицах силу тока.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.


37

23.01


Лабораторная работа №4. «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках». Амперметр. Измерение силы тока.

Включать амперметр в цепь. Определять силу тока на различных участках цепи. Определять цену деления амперметра и гальванометра. Чертить схемы электрической цепи.

Коммуникативные: управлять своим поведени­ем (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: формировать способность к мо­билизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные: ориентироваться на разнооб­разие способов решения задач.


38

28.01


Электрическое напряжение. Единицы напряжения.

Выражать напряжение в кВ, мВ. Анализировать табличные данные. Рассчитывать напряжение по формуле.

Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения.

Регулятивные: находить и формулировать учеб­ную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях


39

30.01


Вольтметр. Измерение напряжения.

Включать вольтметр в цепь. Определять напряжение на различных участках цепи. Определять цену деления вольтметра. Чертить схемы электрической цепи.

самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: формировать способность к мо­билизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные: ориентироваться на разнооб­разие способов решения задач.


40

04.02


Лабораторная работа №5. «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи».

Строить график зависимости силы тока от напряжения. Объяснять причину возникновения сопротивления. Анализировать результаты опытов и графики. Собирать электрическую цепь, пользоваться амперметром и вольтметром. Разрабатывать план выполнения работы, делать выводы.

Коммуникативные: управлять своим поведени­ем (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: формировать способность к мо­билизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные: ориентироваться на разнооб­разие способов решения задач.


41

06.02

.

Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления.

Определять цену деления вольтметра, подключать его в цепь, измерять напряжение. Чертить схемы электрической цепи.

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия, направленные на структури­рование информации по данной теме.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного ре­зультата, составлять план последовательности действий

Познавательные: выявлять особенности (ка­чества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания.


42

11.02


Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи.

Устанавливать зависимость силы тока в проводнике от сопротивления этого проводника. Записывать закон Ома в виде формулы. Использовать межпредметные связи физики и математики для решения задач на закон Ома. Анализировать табличные данные.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.


43

13.02


Реостаты. Лабораторная работа №6. «Регулирование силы тока реостатом».

Пользоваться реостатом для регулировки силы тока в цепи. Собирать электрическую цепь. Измерять силу тока с помощью амперметра, напряжение, с помощью вольтметра.

Коммуникативные: управлять своим поведени­ем (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: формировать способность к мо­билизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные: ориентироваться на разнооб­разие способов решения задач.


44

18.02


Лабораторная работа №7. «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра».

Собирать электрическую цепь. Измерять сопротивление проводника при помощи амперметра и вольтметра.

Коммуникативные: управлять своим поведени­ем (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: формировать способность к мо­билизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные: ориентироваться на разнооб­разие способов решения задач.


45

20.02


Последовательное соединение проводников.

Рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при последовательном соединении проводников.

Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения.

Регулятивные: находить и формулировать учеб­ную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях


46

27.02


Параллельное соединение проводников.

Рассчитывать силу тока, напряжение и сопротивление при параллельном соединении.

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия, направленные на структури­рование информации по данной теме.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного ре­зультата, составлять план последовательности действий

Познавательные: выявлять особенности (ка­чества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания.


47

04.03


Решение задач на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников.

Рассчитывать силу тока, напряжение, сопротивление при параллельном и последовательном соединении проводников. Применять знания, полученные при изучении теоретического материала

Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения.

Регулятивные: находить и формулировать учеб­ную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях


48

06.03


Работа электрического тока.

Рассчитывать работу и мощность электрического тока. Выражать единицу мощности через единицы напряжения и силы тока.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.


49

11.03


Мощность электрического тока.

Рассчитывать работу и мощность электрического тока. Выражать единицу мощности через единицы напряжения и силы тока.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.


50

13.03


Единицы работы электрического тока, применяемые на практике.


Выражать работу тока в Вт ч.; кВт ч. Определять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр, часы.

Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения.

Регулятивные: находить и формулировать учеб­ную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях


51

18.03


Лабораторная работа №8. «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе».

Выражать работу тока в Вт ч.; кВт ч. Определять мощность и работу тока в лампе, используя амперметр, вольтметр, часы.

Коммуникативные: управлять своим поведени­ем (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: формировать способность к мо­билизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные: ориентироваться на разнооб­разие способов решения задач.


52

20.03


Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца.

Объяснять нагревание проводников с током с позиции молекулярного строения вещества. Рассчитывать количество теплоты, выделяемое проводником с током по закону Джоуля-Ленца.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.


53

25.03


Конденсатор. Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы.

Объяснять для чего служат конденсаторы в технике, объяснять способы увеличения и уменьшения емкости конденсатора. Рассчитывать электроемкость конденсатора, работу, которую совершает электрическое поле конденсатора, энергию конденсатора.

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия, направленные на структури­рование информации по данной теме.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного ре­зультата, составлять план последовательности действий

Познавательные: выявлять особенности (ка­чества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания.


54

27.03


Короткое замыкание. Предохранители. Подготовка к контрольной работе.

Различать по принципу действия лампы, используемые для освещения, предохранители в современных приборах.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.


55

03.04


Контрольная работа №3. «Электрический ток».

Применять и вычислять основные понятия, определения, формулы.

Выражать результаты в СИ.

Коммуникативные: управлять своим поведени­ем (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: формировать способность к мо­билизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные: ориентироваться на разнооб­разие способов решения задач.


Магнитное поле.

19.04

56

08.04


Анализ контрольной работы. Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии.

Выявлять связь между электрическим током и магнитным полем. Показывать связь направления магнитных линий с направлением тока с помощью магнитных стрелок. Приводить примеры магнитных явлений.

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия, направленные на структури­рование информации по данной теме.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного ре­зультата, составлять план последовательности действий

Познавательные: выявлять особенности (ка­чества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания.


57

10.04


Магнитное поле катушки с током. Электромагниты и их применение.


Перечислять способы усиления магнитного действия катушки с током. Приводить примеры использования электромагнитов в технике и быту.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.


58

15.04


Лабораторная работа №9. «Сборка электромагнита и испытание его действия».

Применение электро-

магнитов.

Перечислять способы усиления магнитного действия катушки с током. Приводить примеры использования электромагнитов в технике и быту.

Коммуникативные: управлять своим поведени­ем (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: формировать способность к мо­билизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные: ориентироваться на разнооб­разие способов решения задач.


59

17.04


Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов.

Объяснять возникновение магнитных бурь, намагничивание железа. Получать картину магнитного поля дугообразного магнита. Описывать опыты по намагничиванию веществ.

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия, направленные на структури­рование информации по данной теме.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного ре­зультата, составлять план последовательности действий

Познавательные: выявлять особенности (ка­чества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания.


60

22.04


Магнитное поле Земли.

Внеурочное занятие. Ученическая конференция.

Объяснять возникновение магнитных бурь, намагничивание железа. Получать картину магнитного поля дугообразного магнита. Описывать опыты по намагничиванию веществ.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.


61

24.04


Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель.

Объяснять принцип действия электродвигателя и области его применения. Перечислять преимущества электродвигателей в сравнении с тепловыми. Ознакомиться с историей изобретения электродвигателя. Собирать электрический двигатель постоянного тока (на модели). Определять основные детали электрического двигателя постоянного тока (подвижные и неподвижные его части): якорь, индуктор, щетки, вогнутые пластины

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия, направленные на структури­рование информации по данной теме.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного ре­зультата, составлять план последовательности действий

Познавательные: выявлять особенности (ка­чества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания.


62

29.04


Лабораторная работа №10. «Изучение электрического двигателя постоянного тока».

Применять знания о принципе действия электродвигателя. Собирать модель электродвигателя. Анализировать результаты, полученные экспериментально, делать выводы.

Коммуникативные: управлять своим поведени­ем (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: формировать способность к мо­билизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные: ориентироваться на разнооб­разие способов решения задач.


63

06.05


Административная контрольная работа (№4)

Применять и вычислять основные понятия, определения, формулы.

Выражать результаты в СИ.

Коммуникативные: управлять своим поведени­ем (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: формировать способность к мо­билизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные: ориентироваться на разнооб­разие способов решения задач.


64

08.05


Источники света. Распространение света.

Формулировать закон прямолинейного распространения света. Объяснять образование тени и полутени. Проводить исследовательский эксперимент по получению тени и полутени.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.


65

13.05


Видимое движения светил. Отражение света. Закон отражения света.

Находить Полярную звезду созвездия Большой Медведицы. Используя подвижную карту звездного неба определять положение планет.

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.


66

15.05


Плоское зеркало. Преломление света. Закон преломления.

Применять законы отражения при построении изображения в плоском зеркале. Строить изображение точки в плоском зеркале.

Коммуникативные: формировать коммуника­тивные действия, направленные на структури­рование информации по данной теме.

Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного ре­зультата, составлять план последовательности действий

Познавательные: выявлять особенности (ка­чества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания.


67

20.05


Линзы. Оптическая сила линзы.

Различать линзы по внешнему виду. Определять, какая из двух линз с разными фокусными расстояниями дает большее увеличение.

Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения.

Регулятивные: находить и формулировать учеб­ную проблему, составлять план выполнения работы.

Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях


68

22.05


Лабораторная работа №11 «Получение изображения при помощи линзы».


Проводить исследовательское задание по получению изображения с помощью линзы. Экспериментально определять оптическую силу линзы.

Коммуникативные: управлять своим поведени­ем (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: формировать способность к мо­билизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные: ориентироваться на разнооб­разие способов решения задач.


69

27.05


Контрольная работа №5. «Световые явления».

Применять и вычислять основные понятия, определения, формулы.

Выражать результаты в СИ.

Коммуникативные: управлять своим поведени­ем (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: формировать способность к мо­билизации сил и энергии, к волевому усилию — выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные: ориентироваться на разнооб­разие способов решения задач.


70

29.05


Анализ контрольной работы. Глаз и зрение. Обобщение изученного материала.

Объяснять восприятие изображения глазом человека. Применять межпредметные связи физики и биологии для объяснения восприятия изображения

Коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии.

Регулятивные: определять новый уровень от­ношения к самому себе как субъекту деятель­ности.

Познавательные: анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты.




Контрольные работы 8 класс. Автор Марон А.Е.

1. Расчет количества теплоты. (три уровня сложности)

Вариант 1

  1. Какое количество теплоты требуется для нагревания стальной детали массой 200 г от 35 до 1235 о С?

  2. Сколько энергии выделилось при охлаждении куска меди массой 0,6 кг от 272 до 22 о С?

  3. Какое количество теплоты выделится при сжигании 3,5 кг торфа?


  1. Для нагревания 400 г свинца от 25 до 45о С требуется количество теплоты 1120 Дж. Определите удельную теплоемкость свинца.

  2. Какое количество теплоты потребуется для того, чтобы в алюминиевом чайнике массой 700 г вскипятить 2 кг воды? Начальная температура воды 20о С.

  3. Ра сколько градусов нагреется 4 кг воды при сжигании 30 г каменного угля, если считать, что вся энергия, выделенная при сгорании угля, пойдет на нагревание воды?


  1. В воду с температурой 20о С влили ртуть, масса которой равна массе воды. Определите начальную температуру ртути, если установившаяся температура стала 21о С.

  2. Сколько граммов древесного угля надо сжечь в самоваре, емкость которого 5 л, чтобы нагреть в нем воду от 20 до100о С? Учесть, что только 25% выделяемой энергии расходуется на нагревание.

  3. Чтобы охладить до 60о С 2 л воды, взятой при температуре 80о С, в нее добавляют холодную воду, температура которой 10о С. Сколько литров холодной воды требуется добавить?

Вариант 2

  1. Какое количество теплоты требуется для нагревания кирпича массой 4 кг от 15 до 30оС?

  2. Какое количество теплоты отдал окружающей среде кипяток массой 3 кг при остывании до 50о С?

  3. Сколько энергии выделится при полном сгорании 4 т каменного угля?


  1. Воду какой массы можно нагреть от 0 до 60оС, сообщив ей количество теплоты 500 кДж?

  2. Определите, какое количество теплоты потребуется для нагревания смеси из 300 г воды и 50 г спирта от 20 до 70оС

  3. Сколько граммов спирта потребуется, чтобы нагреть до кипения 3 кг воды, взятой при температуре 20оС? Потерями тепла пренебречь.


  1. В воду массой 5 кг, взятую при температуре 7оС, погрузили кусок железа, нагретый до 540оС. Определите массу железа, если температура смеси стала равной 40оС.

  2. В резервуаре нагревателя находится 800 г керосина. Сколько литров воды можно нагреть этим количеством керосина от 10 до 100оС, если на нагревание расходуется 40% выделяемой энергии?

  3. Металлический цилиндр массой 200 г нагрели в кипящей воде до 100оС и затем опустили в воду массой 400 г, имеющую температуру 22оС. Через некоторое время температура воды и цилиндра стала равной 25оС. Какова удельная теплоемкость металла, из которого сделан цилиндр?


2. Изменение агрегатных состояний вещества. (три уровня сложности)

1 вариант.

  1. Рассчитайте количество теплоты, которое необходимо для обращения в пар 250г воды, взятой при температуре 100о С.

  2. Свинцовый брусок имеет массу 400 г и температуру 327о С. Какое количество теплоты выделится при его кристаллизации?


  1. Какое количество теплоты выделяется при конденсации и дальнейшем охлаждении до 18о С 2 г спирта?

  2. Определите количество теплоты, необходимое для обращения в пар 8 кг эфира, взятого при температуре 10о С.

  3. Какая энергия выделится при отвердевании 2,5 кг серебра, взятого при температуре плавления, и его дальнейшем охлаждении до 160о С?


  1. Какая установится окончательная температура, если 500 г льда при температуре 0оС погрузить в 4 л воды при температуре 30о С?

  2. Сколько килограммов стоградусного пара потребуется для нагревания бетонной плиты массой 200 кг от 10 до 40о С?


2 вариант.

  1. Водяной стоградусный пар массой 5 кг конденсируется. Какое количество теплоты при этом выделяется?

  2. Какая энергия потребуется для плавления стального цилиндра массой 4 кг, взятого при температуре плавления?


  1. Какое количество теплоты выделится при кристаллизации и охлаждении 1,5 кг цинка до температуры 20о С?

  2. Рассчитайте энергию, выделяющуюся при охлаждении и дальнейшей кристаллизации воды массой 2 кг. Начальная температура воды 30о С.

  3. Какое количество теплоты потребуется для нагревания и плавления 1 г свинца, начальная температура которого 27о С?


  1. Какое количество теплоты необходимо для плавления 3 кг льда, имеющего начальную температуру -20о С, и нагрева образовавшейся воды до температуры кипения?

  2. В сосуд с водой, имеющей температуру 0о С, впустили 1 кг стоградусного водяного пара. Через некоторое время в сосуде установилась температура 20о С. Определите массу воды, первоначально находящейся в сосуде.




Контрольная работа №3

« Электрический ток». 8 класс.

Вариант -1

1.Сопротивление вольтметра равно 6000 Ом. Какой ток проходит через вольтметр, если он показывает напряжение 90 В?

2.Длина провода, подводящего ток от генератора электрической энергии к потребителю, равна 120 м. Какое сечение должен иметь медный провод, если при величине протекающего по нему тока в 160 А напряжение равно 8 В?  (меди)=0,017  .

3.Пять проводников, имеющих сопротивление 5, 8, 10, 2, 4 Ом, могут быть соединены последовательно и параллельно. Начертите схему соединения и определите их общее сопротивление в обоих случаях.

4.Определите стоимость электроэнергии, которую израсходует лампочка в 15 Вт за 24 ч при тарифе 4 коп. за 1 кВт/ч.


Вариант -2

1.Определите напряжение на клеммах электрической плитки, если сопротивление её спирали 30 Ом, а сила тока 4 А.

2.Определите силу тока на участке цепи, состоящем из константановой проволоки длиной 20 м, сечением 1,26 мм2, если напряжение на концах этого участка цепи 40 В. (константана)=0,5  .

3.Четыре проводника с сопротивлением в 2, 4, 5, 8 Ом соединены параллельно. Начертите схему соединения и определите величину тока в каждой ветви, если в первой из них ток равен 5 А. Определите общий ток.

4.Семья за пользование электроэнергией в своей квартире при тарифе 4 коп. за 1 кВт/ч за месяц заплатила 4 р. 80 коп. Определите израсходованную энергию.





























Контрольная работа №4. 8 класс.

Работа и мощность тока.

Вариант 1

I

  1. Определите мощность тока в электрической лампе, включенной в сеть напряжением 220 В, если известно, что сопротивление нити накала лампы 1936 Ом. Какой силы ток течет по нити накала?

  2. Чему равна работа, совершенная электрическим током за 50 с в резисторе, рассчитанном на напряжение 24 В? Сила тока в резисторе 2 А.

  3. Какое количество теплоты выделится в проводнике сопротивлением 500 Ом за 10 с, если его включили в сеть с напряжением 220 В?

II

  1. Рассчитайте сопротивление электрической плитки, если она при силе тока 4 А за 20 мин потребляет 800 кДж энергии.

  2. По рисунку оопределите мощность, потребляемую первой лампой, если амперметр показывает 2 А.

  1. За какое время на электроплитке можно нагреть до кипения 1 кг воды, взятой при температуре 20°С, если при напряжении 220 В сила тока в ней 5 А? Потерями энергии пренебречь.


Вариант 2

I

  1. Какое количество теплоты выделит за 10 мин проволочная спираль сопротивлением 40 Ом, если сила тока в ней 1 А?

  2. При напряжении 450 В сила тока в электродвигателе 90 А. Определите мощность тока в обмотке электродвигателя и его сопротивление.

  3. Каков расход энергии за 40 с в автомобильной электрической лампочке, рассчитанной на напряжение 12 В при силе тока 3 А?

II

  1. За какое время электрический утюг выделит количество теплоты 800 Дж, если сила тока в спирали 3 А, а напряжение в сети 220 В?

  2. По рисунку оопределите мощность, потребляемую второй лампой если показания вольтметра 6 В.

  1. Определите мощность электрического чайника, если за 5 мин в нем 1 кг воды нагреется от 20 до 80 °С. Потерями энергии пренебречь.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!