Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Абакана
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Согласовано на заседании МО учителей естественнонаучного цикла Протокол № 1 от «28» августа 2018 г | | Утверждено приказом директора МБОУ «СОШ № 10» от 28.08.2018 № 152 |
ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ
ДЛЯ 8-Х КЛАССОВ
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель: Моховикова Е.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физике для 8-х классов составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №10.
В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ №10» на изучении физике отводится 66 часов.
В программе предусмотрен резерв (2 часа), который планируется использовать при форс – мажорных обстоятельствах (например, выпадение учебных занятий на актированные дни и т.д.). При отсутствии форс- мажорных обстоятельств часы резерва используются на организацию системного повторения, устранение пробелов в знаниях, подготовку к государственной итоговой аттестации.
С целью предоставления равных возможностей всем ученикам используется дифференцированный и индивидуальный подход в изучении предмета. Индивидуальные особенности каждого ученика учитывается при планировании урока.
Текущий контроль и промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением «О форме, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся».
Планируемые результаты изучения физике в 8 классе
Тепловые явления
Выпускник научится:
• распознавать тепловые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объёма тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твёрдых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация, кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи;
• описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя закон сохранения энергии; различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки моделей строения газов, жидкостей и твёрдых тел;
• решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах, формулы, связывающие физические величины (количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования, удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций;
• приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и ограниченность использования частных законов;
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
• распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;
• описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля — Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля — Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля — Ленца и др.);
• приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема (раздел), количество часов | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
8А | 8Б | 8В | 8А | 8Б | 8В |
| Тепловые явления (22ч) | |
1.1 | Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. | | | | | | | |
2.2 | Виды теплопередачи. Теплопроводность. | | | | | | | |
3.3 | Конвекция. Излучение. | | | | | | | |
4.4 | Количество теплоты. Единицы количества теплоты. | | | | | | | |
5.5 | Удельная теплоемкость. | | | | | | | |
6.6 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. | | | | | | | |
7.7 | Лабораторная работа № 1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» | | | | | | | |
8.8 | Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» | | | | | | | |
9.9 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | | | | | | | |
10.10 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | | | | | | | |
11.11 | Проверочная работа №1 «Тепловые явления» | | | | | | | |
12.12 | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание. | | | | | | | |
13.13 | График плавления и отвердевания кристаллических тел. Удельная теплота плавления. | | | | | | | |
14.14 | Решение задач по теме «Нагревание тел. Плавление и кристаллизация» | | | | | | | |
15.15 | Испарение. Насыщенный и ненасыщенный пар. Конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. | | | | | | | |
16.16 | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. | | | | | | | |
17.17 | Решение задач на расчет удельной теплоты парообразования, количества теплоты, отданного (полученного) телом при конденсации (парообразовании). | | | | | | | |
18.18 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. Лабораторная работа № 3 «Измерение влажности воздуха» | | | | | | | |
19.19 | Работа газа и пара при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | | | | | | | |
20.20 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | | | | | | | |
21.21 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | | | | | | | |
22.22 | Проверочная работа «Агрегатные состояния вещества» | | | | | | | |
| Электрические явления (28 ч) | |
23.1 | Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. | | | | | | | |
24.2 | Электроскоп. Электрическое поле. Делимость электрического заряда. Электрон. Строение атома. | | | | | | | |
25.3 | Объяснение электрических явлений. | | | | | | | |
26.4 | Проводники, полупроводники и непроводники электричества. | | | | | | | |
27.5 | Электрический ток. Источники электрического тока. | | | | | | | |
28.6 | Электрическая цепь и ее составные части. | | | | | | | |
29.7 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление электрического тока. | | | | | | | |
30.8 | Сила тока. Единицы силы тока. | | | | | | | |
31.9 | Амперметр. Измерение силы тока. | | | | | | | |
32.10 | Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» | | | | | | | |
33.11 | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. | | | | | | | |
34.12 | Вольтметр. Измерение напряжения. Зависимость силы тока от напряжения. | | | | | | | |
35.13 | Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа № 5 «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи» | | | | | | | |
36.14 | Закон Ома для участка цепи. | | | | | | | |
37.15 | Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. | | | | | | | |
38.16 | Решение задач на расчет сопротивления проводника, силы тока и напряжения. | | | | | | | |
39.17 | Реостаты. Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом» | | | | | | | |
40.18 | Лабораторная работа № 7 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра» | | | | | | | |
41.19 | Последовательное соединение проводников. | | | | | | | |
42.20 | Параллельное соединение проводников. | | | | | | | |
43.21 | Решение задач «Соединение проводников. Закон Ома для участка цепи» | | | | | | | |
44.22 | Проверочная работа «Электрический ток», «Соединение проводников» | | | | | | | |
45.23 | Работа и мощность электрического тока. | | | | | | | |
46.24 | Единицы работы электрического тока, применяемые на практике. Лабораторная работа № 8 «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе» | | | | | | | |
47.25 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля - Ленца. | | | | | | | |
48.26 | Конденсатор. | | | | | | | |
49.27 | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. Короткое замыкание, предохранители. | | | | | | | |
50.28 | Проверочная работа «Электрические явления» | | | | | | | |
| Электромагнитные явления (3ч) |
51.1 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. Магнитное поле катушки с током. Лабораторная работа № 9 «Сборка электромагнита и испытание его действия» | | | | | | | |
52.2 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Действие магнитного поля на проводник с током. Электрический двигатель. Лабораторная работа № 10 «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)» | | | | | | | |
53.3 | Контрольная работа «Электрические и электромагнитные явления» | | | | | | | |
| Оптические явления (11ч) |
54.1 | Источники света. Распространение света. Видимое движение светил. | | | | | | | |
55.2 | Отражение света. Закон отражения света. | | | | | | | |
56.3 | Плоское зеркало. | | | | | | | |
57.4 | Преломление света. Закон преломления света. | | | | | | | |
58.5 | Линзы. Оптическая сила линзы. | | | | | | | |
59.6 | Изображения, даваемые линзой. | | | | | | | |
60.7 | Лабораторная работа № 11 «Получение изображения при помощи линзы» | | | | | | | |
61.8 | Решение задач. Построение изображений, полученных с помощью линз. | | | | | | | |
62.9 | Глаз и зрение. | | | | | | | |
63.10 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | | | | | | | |
64.11 | Проверочная работа «Законы отражения и преломления света» | | | | | | | |
| Резерв (2 час) |
65-66 | Повторение материала курса физики 8 класса. | | | | | | | |