Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Абакана
«Средняя общеобразовательная школа №10»
Согласовано на заседании МО учителей естественнонаучного цикла Протокол № 1 от «28» августа 2019 г | | Утверждено приказом директора МБОУ «СОШ № 10» от 28.08.2019 № 160 |
ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ
ДЛЯ 9-х КЛАССОВ
НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель Моховикова Е.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по физике 9-х классов составлена на основе Образовательной программы МБОУ «СОШ №10» на 2019-2020 учебный год.
Согласно учебному плану МБОУ «СОШ №10» на изучение физики 62 часа в год.
В программе предусмотрен резерв (2 часа), который планируется использовать при форс – мажорных обстоятельствах (например, выпадение учебных занятий на актированные дни). При отсутствии форс- мажорных обстоятельств часы резерва используются на организацию системного повторения, устранение пробелов в знаниях учащихся, подготовки к государственной итоговой аттестации.
С целью предоставления равных возможностей всем ученикам используется дифференцированный и индивидуальный подход в изучении предмета. Индивидуальные особенности каждого ученика учитывается при планировании урока
Текущий контроль и промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением «О форме, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся».
Предусмотрено выполнение 10 лабораторных работ.
Планируемые результаты изучения физике в 9 классе
Механические явления
Выпускник научится:
• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение тел, невесомость, равномерное движение по окружности, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел, колебательное движение, резонанс, волновое движение;
• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, равнодействующая сила, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчёта;
• решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость её распространения): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, оценивать реальность полученного значения физической величины.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
• распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел, взаимодействие зарядов, нагревание проводника с током, взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного поля на проводник с током, прямолинейное распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света;
• описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи, закон Джоуля — Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля — Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света, закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа тока, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля — Ленца и др.);
• приёмам построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием математического аппарата и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Квантовые явления
Выпускник научится:
• распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная радиоактивность, возникновение линейчатого спектра излучения;
• описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, период полураспада; при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; указывать формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
• анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового числа, закономерности излучения и поглощения света атомом;
• различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного ядра;
• приводить примеры проявления в природе и практического использования радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, линейчатых спектров.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами (счётчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
• приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы; понимать принцип действия дозиметра;
• понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого термоядерного синтеза.
Элементы астрономии
Выпускник научится:
• различать основные признаки суточного вращения звёздного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звёзд;
• понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира.
Выпускник получит возможность научиться:
• указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов; малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звёздного неба при наблюдениях звёздного неба;
• различать основные характеристики звёзд (размер, цвет, температура), соотносить цвет звезды с её температурой;
• различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
Календарно - тематическое планирование 9 класс.
№ | Тема | Дата по плану | Дата по факту | примечание |
А | А |
| Законы взаимодействия и движения тел (26 часов). | | | |
1.1. | Механическое движение. Система отсчета. | | | |
1.2. | Скорость. Путь. Перемещение. | | | |
1.3. | Прямолинейное равноускоренное движение и его характеристики | | | |
1.4. | Путь при равноускоренном движении | | | |
1.5. | Решение задач | | | |
1.6. | Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | | | |
1.7. | Решение задач | | | |
1.8. | Решение задач | | | |
1.9. | Контрольная работа № 1 по теме «Механическое движение» | | | |
1.10. | Законы инерции. Первый закон Ньютона | | | |
1.11. | Второй закон Ньютона | | | |
1.12. | Третий закон Ньютона | | | |
1.13. | Решение задач | | | |
1.14. | Свободное падение тел. Измерение ускорения свободного падения. | | | |
1.15. | Движение тела брошенного вертикально вверх. | | | |
1.16. | Закон Всемирного тяготения | | | |
1.17 | Решение задач. | | | |
1.18. | Движение тел по окружности с постоянной по модулю скоростью | | | |
1.19. | Решение задач. | | | |
1.20. | Проверочная работа «Силы в механике» | | | |
1.21. | Импульс. Закон сохранения импульса | | | |
1.22. | Реактивное движение. Неупругое столкновение. | | | |
1.23. | Решение задач. | | | |
1.24. | Механическая работа. Мощность. | | | |
1.25. | Энергия. Закон сохранения энергии. | | | |
1.26. | Решение задач | | | |
| 2. Механические колебания и волны (10 часов). | | | |
2. 27 | Механические колебания | | | |
2.28 | Превращение энергии при колебаниях. | | | |
2.29 | Решение задач. | | | |
2.30. | Решение задач | | | |
2.31. | Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити | | | |
2.32. | Механические волны. | | | |
2.33. | Звук. | | | |
2.34. | Звуковые волны. Скорость звука. | | | |
2.35. | Решение задач. | | | |
2.36. | Проверочная работа «Механические колебания и волны» | | | |
| 3. Электромагнитное поле (17 часов) | | | |
3.37. | Магнитное поле и его графическое представление. Неоднородное и однородное магнитное поле | | | |
3.38. | Направление тока и направление линий его магнитного поля. | | | |
3.39. | Правило левой руки. Правило Ленца | | | |
3.40. | Индукция магнитного поля | | | |
3.41. | Явление электромагнитной индукции Магнитный поток | | | |
3.42. | Самоиндукция. Получение переменного электрического тока. Трансформатор. | | | |
3.43. | Электромагнитное поле. | | | |
3.44. | Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. | | | |
3.45. | Вынужденные электромагнитные колебания | | | |
3.46. | Электромагнитные колебания. | | | |
3.47. | Интерференция света. | | | |
3.48. | Электромагнитная природа света. Шкала электромагнитные колебания | | | |
3.49. | Решение задач. | | | |
3.50. | Изучение явления электромагнитной индукции | | | |
3.51. | Решение задач. | | | |
3.52. | Решение задач. | | | |
3.53. | Проверочная работа «Электромагнитное поле» | | | |
| 4. Строение атома и атомного ядра (11 часов) | | | |
4.54. | Строение атома. Элементы астрономии. | | | |
4.55. | Излучение и поглощение света атомами. | | | |
4.56. | Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания. | | | |
4.57. | Атомное ядро. Радиоактивность. Ядерные реакции. | | | |
4.58. | Изучение деления ядра урана по фотографии. | | | |
4.59. | Изучение треков заряженных частиц. | | | |
4.60. | Проверочная работа «Атом и атомное ядро». | | | |
| 5.Резерв (2 часа) | | | |
5.61 | Элементы астрономии | | | |
5.62 | Элементы астрономии | | | |