1.Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. Добрый день! Я рада всех вас видеть. И желаю каждому хорошего настроения, а оно начинается с улыбки. Давайте друг другу улыбнемся. А теперь внутренне соберемся и настроимся на работу на уроке. | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке. | Формировать навыки самоорганизации |
2. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Выявляет уровень знаний. А начнем мы сегодня работу с решения кроссворда. Вопросы к кроссворду: 1. Физическая величина, характеризующая быстроту движения?(1) 2. Физическая векторная величина, равная изменению скорости с течением времени?(2) 3. Характеристика взаимодействия тел?(3) 4. Векторная физическая величина, измеряющаяся в метрах?(4) 5. Как называется падение тел под действием силы тяжести?(5) 6. В каких единицах измеряют углы?(6) 7. Изменение положения тела в пространстве с течением времени называется…(7) 8. Явление, возникающее между двумя соприкасающимися телами?(8) 9. Физическая величина, единицами измерения которой является век, год.(9) Вы отлично справились, а теперь давайте вспомним, какие виды движения вам известны? Сегодня мы познакомимся еще с одним видом движения - колебаниями. | Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. Скорость Ускорение Сила Перемещение Свободное Градус Движение Трение Время Равномерное, равноускоренное, движение по окружности | Развивать навыки целеполагания |
3. Постановка учебной задачи. | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Попробуйте сформулировать тему урока (записать в тетрадь число и тему урока) А теперь попробуем сформулировать учебную цель урока: | Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока. «Колебательное движение» Узнать, какой вид движения является колебательным. Узнать, какие физические характеристики имеет данный вид движения | Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Я попрошу вас привести примеры колебания, которые встречаются в нашей жизни У меня на столе две установки. Можем ли мы продемонстрировать на них колебательное движение? Назовите основной признак данного вида движения А теперь попробуем сформулировать, что такое колебание Колебания, повторяющиеся через равные промежутки времени называются периодическими. Промежутки времени, через который процесс повторяется, называется периодом колебаний. А теперь обратимся к учебнику на странице 99 и прочитаем определение механических колебаний Давайте попробуем найти положение равновесия на наших установках. Так что же такое равновесие? Равновесие механической системы – состояние при котором все её точки покоятся относительно рассматриваемой системы отсчёта. Устойчивое – при малых отклонениях тело возвращается в положение равновесия А теперь более подробно рассмотрим колебательные движения двух тел: Колебания, происходящие только благодаря начальному запасу энергии называются свободными колебаниями. Колебательные системы, которые мы сегодня рассматривает называются маятниками. Маятники Нитяной маятник Пружинный маятник Все колебательные системы имеют 3 основные физические характеристики. Это Амплитуда (называют максимальное смещение от положения равновесия) А(м) Период (Периодом колебаний называется промежуток времени, в течение которого совершается одно полное колебание) Т (с) . Частота колебания (число колебаний, совершенных за единицу времени) ʋ (Гц). Давайте разберемся, что это за характеристики, используя установку нитяного маятника. (На маятнике показываются амплитуда и период колебаний). | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.) Ответы детей: колеблются высотные здания и высоковольтные провода под действием ветра, маятник заведенных часов и автомобиль на рессорах во время движения, уровень реки в течение года. (Один из учеников запускает колебательное движение колебательных систем) Повторяемость Колебания — это движение или процессы, которые точно или приблизительно повторяются через определенные промежутки времени. Читают определение из учебника Запись в тетради: Читают определение из учебника Запись в тетради: Маятником называется твёрдое тело (или система тел), способное совершать колебания около неподвижной точки или оси. Запись в тетради: | Выражать свои мысли в соответствии с задачей |
5. Первичное закрепление. | Устанавливает осознанность ситуации А теперь давайте попробуем использовать полученные нами знания для решения физических задач. Решение задачи №1 Груз, колеблющийся на пружине, за 10 секунд совершил 35 колебаний. Найдите период и частоту колебаний. | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух | Умение с помощью вопросов добывать недостающую информацию Умение проводить исследование |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организует деятельность по применению новых знаний. Маятник совершил 20 колебаний за 1 мин 20 с . Найти период и частоту колебаний. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Осуществлять актуализацию полученных на уроке знаний и умений |
7. Домашнее задание | Озвучивает домашнее задание §23,24 – прочитать, определения выучить, Упр. 24 (2) – оформить в тетради. | Записывают домашнее задание | Формировать навыки само организации |
8. Рефлексия деятельности (итог) | Организует рефлексию. Ребята, какие цели мы ставили сегодня на уроке? Скажите, достигли мы поставленных целей? Отметки за урок: | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Узнать, какой вид движения является колебательным. Узнать, какие физические характеристики имеет данный вид движения Колебания — это движение или процессы, которые точно или приблизительно повторяются через определенные промежутки времени. Период (время одного полного колебания), частота (число колебаний в единицу времени) и амплитуда (максимальное отклонение от положения равновесия) колебания | Отслеживать цель учебной деятельности |