СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физика 9 класс "Колебательное движение"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты :

Предметные:

  • познакомить учащихся с колебательным движением, его особенностями и характеристиками: амплитудой, периодом, частотой; сформировать умение наблюдать и анализировать физические явления;

метапредметные:

  • познавательные - выделять и формулировать познавательную цель; работать с учеб­ником и другими источниками информации; проводить анализ информации;
  • регулятивные - выделять и осознавать, что уж е усвоено и что еще подлежит усвоению ; самостоятельно формулировать познавательную задачу;
  • коммуникативные - слышать, слушать и понимать партнёра; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.

Просмотр содержимого документа
«Физика 9 класс "Колебательное движение"»

Планируемые результаты :

Предметные:

  • познакомить учащихся с колебательным движением, его особенностями и характеристиками: амплитудой, периодом, частотой; сформировать умение наблюдать и анализировать физические явления;

метапредметные:

  • познавательные - выделять и формулировать познавательную цель; работать с учеб­ником и другими источниками информации; проводить анализ информации;

  • регулятивные - выделять и осознавать, что уж е усвоено и что еще подлежит усвоению ; самостоятельно формулировать познавательную задачу;

  • коммуникативные - слышать, слушать и понимать партнёра; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;

личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.

Оборудование: шарик на нити; груз на пружине, мультимедийное оборудование.

Задачи урока: обеспечить усвоение знаний о понятии «колебательное движение»; формировать умение определять колебательное движение по его признакам; познакомиться с основными физическими характеристиками колебательного движения.

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы деятельности

1.Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.

Добрый день! Я рада всех вас видеть. И желаю каждому хорошего настроения, а оно начинается с улыбки. Давайте друг другу улыбнемся. А теперь внутренне соберемся и настроимся на работу на уроке.

Настраиваются на учебную деятельность.

Концентрируют внимание на работе на уроке.


Формировать навыки само­организации

2. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта.

Постановка учебной задачи


Выявляет уровень знаний.

А начнем мы сегодня работу с решения кроссворда.

Вопросы к кроссворду:

1. Физическая величина, характеризующая быстроту движения?(1)

2. Физическая векторная величина, равная изменению скорости с течением времени?(2)

3. Характеристика взаимодействия тел?(3)

4. Векторная физическая величина, измеряющаяся в метрах?(4)

5. Как называется падение тел под действием силы тяжести?(5)

6. В каких единицах измеряют углы?(6)

7. Изменение положения тела в пространстве с течением времени называется…(7)

8. Явление, возникающее между двумя соприкасающимися телами?(8)

9. Физическая величина, единицами измерения которой является век, год.(9)

Вы отлично справились, а теперь давайте вспомним, какие виды движения вам известны?

Сегодня мы познакомимся еще с одним видом движения - колебаниями.


Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.









Скорость


Ускорение


Сила


Перемещение


Свободное

Градус

Движение


Трение


Время


Равномерное, равноускоренное, движение по окружности

Развивать навыки целеполагания

3. Постановка учебной задачи.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Попробуйте сформулировать тему урока (записать в тетрадь число и тему урока)

А теперь попробуем сформулировать учебную цель урока:

Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока.


«Колебательное движение»


  1. Узнать, какой вид движения является колебательным.

  2. Узнать, какие физические характеристики имеет данный вид движения

Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу

4. Построение проекта выхода из затруднения

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.


Я попрошу вас привести примеры колебания, которые встречаются в нашей жизни






У меня на столе две установки. Можем ли мы продемонстрировать на них колебательное движение?

Назовите основной признак данного вида движения

А теперь попробуем сформулировать, что такое колебание



Колебания, повторяющиеся через равные промежутки времени называются периодическими.
Промежутки времени, через который процесс повторяется, называется периодом колебаний.

А теперь обратимся к учебнику на странице 99 и прочитаем определение механических колебаний

Давайте попробуем найти положение равновесия на наших установках.

Так что же такое равновесие?

Равновесие механической системы – состояние при котором все её точки покоятся относительно рассматриваемой системы отсчёта.

Устойчивое – при малых отклонениях тело возвращается в положение равновесия

А теперь более подробно рассмотрим колебательные движения двух тел:











Колебания, происходящие только благодаря начальному запасу энергии называются свободными колебаниями.

Колебательные системы, которые мы сегодня рассматривает называются маятниками.

Маятники

Нитяной маятник Пружинный маятник

Все колебательные системы имеют 3 основные физические характеристики. Это

Амплитуда (называют максимальное смещение от положения равновесия) А(м)

Период (Периодом колебаний называется промежуток времени, в течение которого совершается одно полное колебание) Т (с) .

Частота колебания (число колебаний, совершенных за единицу времени) ʋ (Гц).

Давайте разберемся, что это за характеристики, используя установку нитяного маятника. (На маятнике показываются амплитуда и период колебаний).

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.)



Ответы детей: колеблются высотные здания и высоковольтные провода под действием ветра, маятник заведенных часов и автомобиль на рессорах во время движения, уровень реки в течение года.






(Один из учеников запускает колебательное движение колебательных систем)

Повторяемость



Колебания — это движение или процессы, которые точно или приблизительно повторяются через определенные промежутки времени.










Читают определение из учебника






























Запись в тетради:







Читают определение из учебника


Запись в тетради:

Маятником называется твёрдое тело (или система тел), способное совершать колебания около неподвижной точки или оси.


Запись в тетради:


Выражать свои мысли в соответствии с задачей

5. Первичное закрепление.

Устанавливает осознанность ситуации

А теперь давайте попробуем использовать полученные нами знания для решения физических задач.

Решение задачи №1

Груз, колеблющийся на пружине, за 10 секунд совершил 35 колебаний. Найдите период и частоту колебаний.

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух


Умение с помощью вопросов добывать недостающую информацию

Умение проводить исследование

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организует деятельность по применению новых знаний.

Маятник совершил 20 колебаний за 1 мин 20 с . Найти период и частоту колебаний.


Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Осуществ­лять актуали­зацию полу­ченных на уроке зна­ний и умений

7. Домашнее задание

Озвучивает домашнее задание

§23,24 – прочитать, определения выучить,

Упр. 24 (2) – оформить в тетради.

Записывают домашнее задание

Формировать навыки само ­организации

8. Рефлексия деятельности (итог)

Организует рефлексию.

Ребята, какие цели мы ставили сегодня на уроке?




Скажите, достигли мы поставленных целей?

  • Что такое колебания?



  • Какие физические характеристики имеет данный вид движения.




Отметки за урок:

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


  1. Узнать, какой вид движения является колебательным.

  2. Узнать, какие физические характеристики имеет данный вид движения


Колебания — это движение или процессы, которые точно или приблизительно повторяются через определенные промежутки времени.

Период (время одного полного колебания), частота (число колебаний в единицу времени) и амплитуда (максимальное отклонение от положения равновесия) колебания

Отслеживать цель учебной деятельности