Урок № 107-108______
Предмет: ОУД 08 Физика
Дата проведения: 6.04.2020 год. Преподаватель: Алхуватова Л.И.
Группа № 1-4
Тема урока: Решение задач
Цель: развитие практических навыков
Вид урока: практическое занятие
Оснащение урока: ПК, проектор.
Литература: А.В. Фирсов: Физика.Учебник для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей.Москва, 2018г, издательский центр «Академия»
Задача № 1. Автомобиль, двигаясь с ускорением -0,5 м/с2, уменьшил свою скорость от 54 до 18 км/ч. Сколько времени ему для этого понадобилось?
Задача № 2. При подходе к станции поезд начал торможение, имея начальную скорость 90 км/ч и ускорение 0,1 м/с2. Определите тормозной путь поезда, если торможение длилось 1 мин.
Задача № 3. По графику проекции скорости определите: 1) начальную скорость тела; 2) время движения тела до остановки; 3) ускорение тела; 4) вид движения (разгоняется тело или тормозит); 5) запишите уравнение проекции скорости; 6) запишите уравнение координаты (начальную координату считайте равной нулю).
Решение:
Задача № 4. Движение двух тел задано уравнениями проекции скорости:
v1x(t) = 2 + 2t
v2x(t) = 6 – 2t
В одной координатной плоскости постройте график проекции скорости каждого тела. Что означает точка пересечения графиков?
Задача № 5. Движение тела задано уравнением x(t) = 5 + 10t — 0,5t2. Определите: 1) начальную координату тела; 2) проекцию скорости тела; 3) проекцию ускорения; 4) вид движения (разгоняется тело или тормозит); 5) запишите уравнение проекции скорости; 6) определите значение координаты и скорости в момент времени t = 4 с. Сравним уравнение координаты в общем виде с данным уравнением и найдем искомые величины.
Решение:
адача № 6. Вагон движется равноускоренно с ускорением -0,5 м/с2. Начальная скорость вагона равна 54 км/ч. Через сколько времени вагон остановится? Постройте график зависимости скорости от времени.
Урок № 109-110______
Предмет: ОУД 08 Физика
Дата проведения: 8.04.2020 год. Преподаватель: Алхуватова Л.И.
Группа № 1-4
Тема урока: Перемещение и скорость при криволинейном движении
Цель: Рассмотреть криволинейное движение -сложное движение.
Вид урока: Комбинированный урок
Оснащение урока: ПК, проектор.
Литература: А.В. Фирсов: Физика.Учебник для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей.Москва, 2018г, издательский центр «Академия»
1Мы знаем, что при прямолинейном движении направление вектора скорости всегда совпадает с направлением перемещения. Что можно сказать о направлении скорости и перемещения при криволинейном движении? Чтобы ответить на этот вопрос, мы воспользуемся тем же приемом, которым пользовались в предыдущей главе при изучении мгновенной скорости прямолинейного движения.
На рисунке 56 представлена некоторая криволинейная траектория. Допустим, что тело движется по ней из точки А в точку В.
При этом пройденный телом путь — это дуга А В, а его перемещение это вектор
Конечно, нельзя считать, что скорость тела во время движения направлена вдоль вектора перемещения. Проведем между точками А и В ряд хорд (рис. 57) и представим себе, что движение тела происходит именно по этим хордам. На каждой из них тело движется прямолинейно и вектор скорости
направлен вдоль хорды.
Сделаем теперь наши прямолинейные участки (хорды) более короткими (рис. 58). По-прежнему на каждом из них вектор скорости направлен вдоль хорды. Но видно, что ломаная линия на рисунке 58 уже более похожа на плавную кривую.
Ясно поэтому, что, продолжая уменьшать длину прямолинейных участков, мы их как бы стянем в точки и ломаная линия превратится в плавную кривую. Скорость же в каждой точке этой кривой будет направлена но касательной к кривой в этой точке (рис. 59).
Скорость движения тела в любой точке криволинейной траектории направлена по касательной к траектории в этой точке.
В том, что скорость точки при криволинейном движении действительно направлена по касательной, убеждает нас, например, наблюдение за работой гочнла (рис. 60). Если прижать к вращающемуся точильному камню концы стального прутка, то раскаленные частицы, отрывающиеся от камня, будут видны в виде искр. Эти частицы летят с той скоростью, которой
рис.59
Рис.63
они обладали в момент отрыва от камня. Хорошо видно, что направление вылета искр всегда совпадает с касательной к окружности в той точке, где пруток касается камня. По касательной к окружности движутся и брызги от колес буксующего автомобиля (рис. 61).
Таким образом, мгновенная скорость тела в разных точках криволинейной траектории имеет различные направления, как это показано на рисунке 62. Модуль же скорости может быть во всех точках траектории одинаковым (см. рис. 62) или изменяться от точки к точке, от одного момента времени к другому (рис. 63).
Закрепление:
1Как направлены перемещение и скорость при прямолинейном движении?
2 Какое движение называется криволинейным? Примеры
3 Как направлено перемещение при криволинейном движении?
4 Как направлена скорость при криволинейном движении?
5 Что называют касательной к графику?
Урок № 111______
Предмет: ОУД 08 Физика
Дата проведения: 9.04.2020 год. Преподаватель: Алхуватова Л.И.
Группа № 1-4
Тема урока: Ускорение при равномерном движении по окружности
Цель: Выяснить направление ускорения при движении по окружности и получить значение ускорения.
Вид урока: Комбинированный урок
Оснащение урока: ПК, проектор.
Литература: А.В. Фирсов: Физика.Учебник для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей.Москва, 2018г, издательский центр «Академия»
Центростремительное ускорение. |
Вычислим величину ускорения при равномерном движении точки по окружности и найдем его направление. Пусть за некоторый промежуток времени t тело переместилось из точки А в точку А1 с постоянной по модулю скоростью. Изобразим вектора скорости в этих точках и найдем вектор изменения скорости . Рассмотрим треугольники АА1О и А1СВ. Эти треугольники равнобедренные и углы при их вершинах равны, т.к. АО┴СВ и А1О┴А1С (углы со взаимно перпендикулярными сторонами). Следовательно, эти треугольники подобны. Из подобия треугольников следует пропорция: или, переходя к физическим обозначениям . Разделим правую и левую части равенства на промежуток времени, за которое совершено перемещение, и учтем, что и . Тогда: . | Примеры: - Земля при вращении вокруг оси ацс=0,03 м/с2, - Земля при вращении вокруг Солнца ацс=0,006 м/с2, - Солнечная система при вращении вокруг центра Галактики ацс=3.10-10 м/с2. |
Теперь определим направление ускорения. Т.к. мы должны для определения ускорения брать предел при Δt→0, то из рисунка видно, что угол φ будет уменьшаться (→0), а b→900. Это значит, что прямая А1В (вектор ) будет стремиться наложиться на АО. Но вектор ускорения сонаправлен с вектором изменения скорости. Следовательно, вектор ускорения при равномерном движении по окружности направлен к центру окружности (центру вращения). Поэтому ускорение наз. центростремительным ускорением. | |
Центростремительное ускорение меняет скорость только по направлению, но не меняет по величине. Вектор центростремительного ускорения перпендикулярен вектору скорости. Используя связь между угловой и линейной скоростями, получим: . | |
Равнопеременное движение по окружности. Все уравнения для этого движения получим по аналогии с равнопеременным прямолинейным движением. |
Равнопеременное прямолинейное движение. | Равнопеременное движение по окружности. - угловое ускорение (рад/с2) | |
Контрольные вопросы:
1 По какой формуле определяют направление ускорения?
2 Как напрвлено ускорение при равномерном движении по окружности?
3 Чему равен модуль ускорения при равномерном движении по окружности?
4 Какова единица ускорения?
5 Как понять равнопеременное движение?
Ответы на контрольные вопросы оставьте на моей электронной почте:
[email protected]
Пишите ответы указав соответствующее число