ФИЗИКА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
Сценарий мероприятия
Играет песня «Вставай, страна огромная»
Вступительное слово преподавателя
9 мая 2025 года исполнится 80 лет со дня Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Многонациональный народ нашей страны в борьбе выстоял, и не просто выстоял, а победил, сокрушив фашизм. На разгром врага, на Победу работала вся страна- и воины, и тыл: женщины, старики, дети. День победы «приближали как могли» все, но огромный вклад, до сих пор не оцененный по достоинству, внесли ученые страны.
Играет песня «Вставай, страна огромная»
Цель данной конференции: вспомнить, перечислить открытия, изобретения, конструкторские находки, ставшие решающими факторами в деле Победы и принесшие славу и приоритет советской науке
Задачи: 1. Выяснить, какие советские ученые принимали участие в разработке изобретений, принёсшие победу в Великой Отечественной войне.
2. Выяснить, какие задачи приходилось решать советским ученым в годы Великой Отечественной войны.
Память человеческая несовершенна, многие события забываются. Мы должны знать реальных людей, которые приближали победу и подарили нам будущее.
Великая Отечественная война для советского народа началась 22 июня 1941 года. Уже 23 июня состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР, который принял решение направить все силы и средства на быстрейшее завершение работ важных для обороны и народного хозяйства страны. Уже через 5 дней, 28 июня Академия наук обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человеческой культуры от фашизма. В нем также говорилось: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы в борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей Родины и во имя защиты мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству». Великая Отечественная война всколыхнула весь народ, в том числе и людей занимающихся наукой. Отечественная наука и техника тоже встала на военную вахту. Как писал выдающийся физик и организатор науки Сергей Иванович Вавилов, «…научная громада - от академика до лаборанта и механика - направила без промедления все свои усилия, знания и умения на прямую или косвенную помощь фронту. Физики-теоретики от вопросов о внутриядерных силах и квантовой электродинамики перешли к вопросам баллистики, военной акустики, радио. Экспериментаторы , отложив на время острейшие вопросы космической радиации ,спектроскопии ,занялись дефектоскопией, заводским спектральным анализом, радиолокацией… Во многих случаях физики работали непосредственно на фронте, испытывая свои предложения на деле, немало физиков пало на поле брани, защищая Родину»
Выступление студентов
1. Размагничивание судов и магнитные мины.
Размагничивание кораблей явилось одной из многих важных задач оборонного значения. Противник уже в первые дни войны создал серьезную минную угрозу у выходов из наших военно-морских баз и на основных морских путях. Уже 24 июня 1941 года в устье Финского залива на минах магнитного действия подорвались эсминец «Гневный» и крейсер « Максим Горький». Перед физиками была поставлена задача - создать эффективный метод защиты кораблей от этих мин. Ее решение было возложено на Ленинградский физико-технический институт, а возглавил работы А.П.Александров. Еще до войны в Ленинградском физико-техническом институте группой ученых были начаты работы по уменьшению возможности поражения кораблей магнитными минами. В их ходе был создан обмоточный метод размагничивания судов. Известно, что земной шар создает вокруг себя магнитное поле. Оно небольшое по величине, всего около десятитысячной доли Тесла. Однако его достаточно, чтобы ориентировать стрелку компаса по своим силовым линиям. Если в этом поле находится массивный предмет, например, корабль, и железа (вернее стали) в нем много, несколько тысяч тонн, то магнитное поле концентрируется и может увеличиваться в несколько десятков раз. Способы размагничивания судов1. Магнитное траление, которое заключается в том, что низко летящий над поверхностью самолет проносит над участком моря подвешенный на тросах сильный магнит. Под влиянием магнитного поля механизмы бомб приходят в действие и они взрываются.
2. Нейтрализация магнитного поля корабля. Он состоит в том, что корабль обматывают петлей изолированного провода по которому пропускают ток с таким расчетом, чтобы поле было противоположно полю постоянного магнита. Оба поля складываются и нейтрализуют друг друга. Корабль проходит под миной не приводя ее в действие.
3. Безобмоточный способ
Для этого по обводу корабля, примерно на уровне ватерлинии, на пеньковых концах подвешивали толстый гибкий кабель. При пропускании по нему тока борта корабля намагничиваются. Часто для усиления эффекта намагничивали широкие пояса бортов корабля путем перемещения (натирания) кабеля в вертикальном направлении в момент пропускания тока. Если сила тока очень большая, то кабель настолько сильно притягивается к борту, что переместить его вручную не хватает сил. На больших торговых судах для перемещения кабеля в момент пропускания тока использовали краны, лебедки и т. п.
К августу 1941 года ученые защитили от магнитных мин основную часть боевых кораблей на всех действующих флотах и флотилиях. Этот подвиг ученых увековечен памятником им в Севастополе.
В начале войны к ученым обратились представители инженерных войск с просьбой выяснить, нельзя ли разработать магнитную мину не для кораблей, а для танков. Эта работа была сделана на Урале. Физикам предоставили несколько танков. Провели измерения магнитного поля под ними на разных глубинах. Оказалось, что поле довольно заметное, и можно было попробовать применить магнитный механизм для подрыва танков. Однако ставилось важное дополнительное требование: сама мина должна содержать как можно меньше металла. Ведь к тому времени уже были разработаны миноискатели. Потребовалось придумать специальный сплав для своеобразной стрелки «компаса», замыкающего цепь, содержащую небольшую батарейку, сплав легко намагничивающийся под действием танка. В результате работы суммарное количество металла ограничивалось 2-3 граммами на одну мину, а магнитик из сплава был настолько хорош, что позволял подорвать не только танк, но и автомашину. Что уж говорить о паровозах…
2. Электрическая дуга.
На защиту Родины была поставлена электрическая дуга Василия Петрова. Требования к прочности сварки броневых щитов, артиллерийских орудий, танковых башен и другой боевой техники предъявлялись небывалые. Сварные швы должны были выдерживать удары снарядов. И тут, выяснилось, что воздух, которым мы дышим, оказывается для шва отравой . Расплавленный металл поглощает кислород и азот и от этого броня становится ломкой. Но тревожило не только это, нужно было резко повысить скорость сварки. На заводах всех стран мира сварка велась вручную. Это напоминало шитье гимнастерки ручной иглой. Профессор Е.О Патон придумал способ, позволяющий обгонять по скорости сварочные машины на электродах Славянова и Бенардоса на столько, на сколько швейная машинка обгоняет иглу швеи. Электросварочная машина Патона и впрямь похожа на швейную, словно ниточка подается проволочный электрод, на конце другой нитки вместо иголки пылает дуга Василия Петрова. Но самой дуги не видно. Она скрыта слоем флюса – особого порошка, сыпляющегося из маленького бункева наверху.(способ сварки под слоем флюса придумал в 30 –х годах Советский изобретатель Дульчевский). Флюс плавится в дуге и застывает каменной коркой шлака, защищая шов от доступа воздуха, как одеялом укутывая дугу. Температура дуги возрастает, тепло идет целиком на плавление металла: капли жидкой стали брызжут с проволоки дробной струей. Жар дуги велик, но железо не пережигается: одеяло из флюса не пускает ко шву кислород. Машинка быстро движется вдоль стыка броневых плит. Когда сбивают зубилом корку шлака, то открывается блестящий, гладкий и прочный шов. Дуга Василия Петрова пылала также в прожекторах. Мощный луч света, отраженный вогнутыми зеркалами слепил вражеских летчиков. Военные действия происходили в основном днем, но некоторые крупные операции: освобождение Киева, штурм Берлина, проводились ночью. Тогда и были применены прожекторы. (Зееловские высоты 16 апреля 1945г. «ночь феерии огня»). 140 зенитных прожекторов направили свои лучи сначала вверх, а потом вниз. 1млн.206 выстрелов, 96 тыс тонн металла обрушилось на голову врага и привело его в состояние паники. Сражения были выиграны.
3. Разработка новых моделей самолетов.
Не менее важную задачу перед учеными поставила военная авиация. В ходе испытания скоростных машин летчики столкнулись с явлением флаттера- внезапного разрушения самолета из-за появления интенсивных вибраций. Группа Мстислава Всеволодовича Келдыша, изучив это явление, разработала надежные меры по предупреждению флаттера. Ученым были даны рекомендации, которые требовалось учитывать при конструировании самолетов .Их приняли во внимание, и за время войны не было случаев разрушения самолетов из-за флаттеров. В результате такой работы наша авиация не знала потерь, связанных с этим явлением, и появилась возможность значительно увеличить скорость и маневренность самолетов. Знаменитый воздушный ас трижды Герой Советского Союза И.Н. Кожедуб, сбивший в годы войны 62 вражеских самолета, в своих воспоминаниях, делясь впечатлениями о качестве самолетов конструктора С.А. Лавочкина, писал о том, что в экстремальных ситуациях ему удавалось достигать скоростей, превышающих расчетную на несколько десятков километров в час. Этот факт свидетельствует о большой ответственности наших авиаконструкторов, создающих новую технику. Сам Семен Алексеевич Лавочкин писал: « Я не вижу моего врага- немца-конструктора, который сидит над своими чертежами… в глубоком убежище. Но, не видя его, я воюю с ним. Я знаю, что бы там ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю мою волю и фантазию, …все мои знания и опыт…чтобы в день, когда два новых самолета- наш и вражеский- столкнулись в военном небе, наш оказался победителем» . В 1943 году А.С. Лавочкин за свой творческий вклад в победу в величайшей битве за Волгу получил высокое звание Героя Социалистического Труда.
За годы войны советские конструкторы разработали и внедрили в производство модели самолетов, которые по качеству превосходили немецкую авиацию. Мы представим вам некоторую информацию о ряде новых машин, созданных в суровых условиях военного времени. Назовем лишь несколько:
Быстроходный, маневренный, хорошо вооруженный истребитель высокого класса Ла-5 ( конструктор С.А. Лавочкин). Физические характеристики: скорость 551 км/ч. Боевая нагрузка: до 600 кг различного вооружения. Обладал скороподъемностью, маневренностью, огневой мощью и большим потолком полета ( двигателем пятиконечной формы с воздушным охлаждением, такой двигатель, как броня, защищал летчика при лобовых атаках.
Як-3- самый легкий и маневренный истребитель Второй мировой войны ( 1943 год, конструктор А.С. Яковлев) Физические характеристики:
взлетная масса 2650 кг, потолок 12 км, для подъема на 5 км требовалось
всего 4,1 минута. Достоинство -сочетание простоты пилотирования с мощным вооружением. Позднее был сконструирован истребитель Як-9, способный развивать скорость до 605 км/ч.
Модифицированный штурмовик Ил-2 ( 1942 год, конструктор С. В. Ильюшин) с форсированным двигателем и крупнокалиберным пулеметом. Физические характеристики: скорость до 430 км/ч. Хвостовая часть была стрелковой установкой. Фашисты прозвали его « черной смертью».
Пикирующий бомбардировщик Ту-2 ( конструктор А.Н. Туполев).
Физические характеристики: два двигателя мощностью по 1361,6 кВт, потолок 9,5 км, дальность полета 2100км. Скорость до 570 км/ч, бомбовая нагрузка 100 кг! Специальное оборудование позволяло прицельно сбрасывать бомбы при разных режимах полета- по горизонтали и при пикировании.
4 . Артиллерийские установки и стрелковое оружие.
Напряженными творческими поисками в годы Великой Отечественно войны были заняты также ученые и конструкторы-артиллеристы. Ученые вложили свои знания и труд в создании новых артиллерийских установок, которые обеспечивали мощный маневренный огонь и массивные залпы. В начале 1942 года вооружение нашей армии пополнилось новым мощным орудием – 76-миллиметровой пушкой, ставшей самой массовой пушкой Великой Отечественной войны и признанной одной из гениальных конструкций в истории ствольной артиллерии. Грозным оружием военного периода являлся созданный советскими учеными и конструкторами гвардейской миномет БМ-13, широко известный под названием «Катюша».
Физические характеристики: снаряд этого орудия представлял собой пороховой реактивный двигатель, масса снаряда составляла 42, 5 кг, длина его 1,5 м, дальность полета около 8 км. Полк таких реактивных установок за 8-10 секунд обрушивал на врага 384 снаряда, уничтожая живую силу и технику на площади свыше 100 гектаров. Реактивные снаряды имели ряд преимуществ перед обычными: заряд, сообщающий движение, находился внутри, отсутствовала отдача при выстреле, а потому не требовались дорогие орудийные стволы из высококачественной стали.
Внезапность и массированность огня « Катюш» наносили большие потери противнику и настолько сильно действовали морально, что части противника обращались в паническое бегство. Вот как, например, выглядит рассказ одного пленного фашиста : « Сегодня в 8 часов утра русские открыли по нашим позициям убийственный огонь из орудий , минометов и « Катюш». Я никогда в жизни не испытывала такого ужаса. Нас словно ураганом повалило на дно траншей. Мы лежали, боясь поднять голову. Многие солдаты обезумели и бились головой о землю. Мне казалось, что происходит землетрясение».
Заметим, что в ходе войны грозное оружие совершенствовалось, благодаря исследованиям крупных ученых-физиков, в том числе академика С.А. Христиановича и члена-корреспондента Н.М. Беляева. Ими были выяснены причины разброса снарядов при сходе с направляющей рамы и высказаны рекомендации для достижения более точного полета снарядов по намеченной траектории. Кроме того, ученые разработали новую рецептуру топлива для реактивных снарядов и теорию его горения, что в дальнейшем позволило применять более тяжелые реактивные снаряды массой 72 кг.
Основное стрелковое оружие российской пехоты - автомат Калашникова. Разработка начата в 1943 году сержантом Калашниковым в госпитальной палате. Автомат создан «солдатом для солдат» , как говорят военные, в 1947 году. Принят АК-47 на вооружение Советской Армии в 1949 году, а старшему сержанту Калашникову присуждена была Сталинская премия. И сейчас АК не потерял своей актуальности: на него могут крепиться подствольный гранатомет ГП-25 или ГП-30,устанавливаться ночные или оптические прицелы и приборы для беззвучной или беспламенной стрельбы.
В начале 1943 года военным специалистом И.А. Ларионовым была изобретена авиационная бомба кумулятивно-концентрированного (остронаправленного) действия, теория которого вскоре была разработана выдающимся механиком академиком М.А. Лаврентьевым (бывшим председателем Сибирского отделения АН СССР). Эта бомба предназначалась для борьбы с танками, поскольку под громадным давлением, возникающим в ней при взрыве, металлические частицы со скоростью порядка 10 км/с узкой струей пронизывали танковую броню подобно тому, как сильная струя воды проникает в мягкую глину. Впервые бомбы остронаправленного действия были успешно применены в битве на Курской дуге, завоевав всеобщее признание. Вскоре ими оснастили воздушные армии Юго-Западного, Степного, Воронежского и Брянского фронтов, а их создатели - И.А. Ларионов и М.А. Лаврентьев - были удостоены Государственной премии СССР.
5. Развитие радиотехнических средств.
Нельзя переоценить роль радио в годы Великой отечественной войны. Когда в июне 1941г. германия напала на СССР, по радио зазвучали призывы всем встать на защиту отечества. В историческом сражении на Волге наши войска использовали около 9000 различных радиостанций, а в операции по освобождению Белоруссии в 1944 принимало участие более 27000 станций. Известен факт о сложной технической задаче, решенной радиотехниками в первый год войны. Существовало подозрение, что радиостанции Москвы служат фашистам радиомаяками: по их «лучам» самолеты точно выходили на бомбежку города. Чтобы сберечь радиостанции и отвести опасность от столицы было решено, все радиостанции общей мощностью 1625 кВт, которые вели передачи на длинных и средних волнах вынести на восток от города. Сообщения из радиоцентра велись по проводам телеграфной связи и уже с удаленных радиостанций передавались в эфир.
Немалый вклад в развитие радиотехнических средств и установок, предназначенных для военных целей, внес в годы Великой Отечественной войны академик А.Ф. Иоффе, который в то время являлся председателем комиссии по научно-техническим военно-морским вопросам. Специально для партизанских отрядов им был разработан термоэлектрогенератор, служивший источником питания для радиоприемников и передатчиков. Он состоял из нескольких термоэлементов, крепившихся к дну солдатского котелка. В котелок наливалась вода, и он ставился на костер. Вода определяла температуру одних спаев, а температуру других "задавало" пламя костра, нагревающее дно котелка. Перепада температур в таком случае в 250-300 градусов хватало для надежного обеспечения питания переносной радиоаппаратуры партизан. Подобный термогенератор был прост по конструкторскому оформлению, удобен в эксплуатации, а главное - готовым к действию в любое время.
Практические рекомендации А.Ф. Иоффе, подкрепленные теоретическими разработками академиков Л.И. Мандельштамма, Н.Д. Папалекси и В.А. Фока, нашли свое воплощение в реализации идеи по радиообнаружению самолетов. Практические потребности обороны страны поставили перед физиками важную научную проблему - создать такую технику, которая бы позволяла осуществлять точное обнаружение воздушных целей на дальних подступах от военных и гражданских объектов независимо от состояния погоды. Эта проблема оказалась успешно разрешенной при участии А.Ф. Иоффе. Первая отечественная радиолокационная установка была создана в лаборатории академика Ю.Б. Кобзарева, которая позволяла обнаруживать и пеленговать вражеские самолеты на расстояниях от 100 до 145 км. Это давало возможность основательно подготовиться к отражению воздушных атак противника, давая мощный отпор попыткам прицельного бомбометания по запланированным врагом объектам. Благодаря надежной работе радиолокаторов, только над столицей враг потерял 1300 самолетов.
5. 1. Радио в блокадном Ленинграде
Нигде радио не значило так много как в Ленинграде. В августе 41 , когда последние пути, ведущие из Ленинграда в страну были перерезаны и заняты немцами , радио было почти единственным средством общения со страной. Только по радио узнавали ленинградцы, что делается на фронте, только по радио узнавала страна, как живет Ленинград. «Фашисты, бешено штурмуя город, ежедневно сообщали. Что Ленинград вот-вот будет взят. Вот в эти дни, чтобы передачу не смог забивать немец Ленинград стал говорить со страной голосами своих защитников: рабочих, бойцов, женщин, поэтов, ученых. Москва принимала их и транслировала по всей стране. Немцы ломились к Москве . К концу ноября на улицах появились первые гробы. Один район за другим погружался во мглу, иссякала энергия, замирало движение, слабели люди. Сплошь и рядом оказывалось, что у ослабевшего, полуумирающего ленинградца существует только одна форма связи с внешним миром, это «тарелка» радио. …Даже если радио не говорило. А стучал метроном – и то было легче: это означало, что город жив, и сердце его бьется» писала Ольга Бергольц.
Стихотворение «Я говорю с тобой из Ленинграда» -читает О. Бергольц
6. Судьба ученого.
Известный автор занимательных книг по физике и астрономии Яков Исидорович Перельман шестидясителетним стариком в блокадном Ленинграде ходил пешком через весь город на курсы, где читал лекции партизанам и воинам разведчикам об ориентировании на местности без приборов. Выписывал на карточка полезные советы для моряков, танкистов, пехотинцев. Объяснял основы дальнего и меткого бросания гранаты, ведения прицельного огня
Памятка морякам:
Помните, товарищи бойцы!
На расстоянии 50 шагов хорошо различаются глаза и рты фашистских солдат.
На расстоянии 200 шагов можно различить пуговицы гитлеровцев.
На расстоянии 300 шагов видны их лица.
На расстоянии 400 шагов различаются движения ног.
На расстоянии 600 шагов видны оконные переплеты зданий
Поясняя памятку он добавлял: «Стало быть, товарищи, фашиста можно сразить меткой пулей уже с 300 шагов, а из винтовки с оптическим прицелом и за километр». Затем. На большом чертеже он показывал уязвимые места и мертвые секторы обстрелов немецких танков.
16 марта 1942 года Я.И Перельман скончался от голода в блокадном Ленинграде.
7. Исследования на Ладожской дороге.
Звучит песня Розенбаума «На Ладожской дороге»
В истории обороны Ленинграда, когда город 29 месяцев, почти 2 года, был во вражеском кольце, и в деятельности ленинградских ученых во время блокады есть эпизод, который связан с « Дорогой жизни». Эта дорога пролегла по льду замерзшего Ладожского озера: была проложена автотрасса, связывающая окруженный врагом город с большой землей. От нее зависела жизнь. Вскоре выяснилось на первый взгляд совершенно необъяснимое обстоятельство: когда грузовики шли в Ленинград максимально нагруженные, лед выдерживал, а на обратном пути, когда они вывозили больных и голодных людей, то есть имели значительно меньший груз, лед часто ломался и машины проваливались под лед. Руководство города поставило перед учеными задачу: выяснить, в чем дело, и дать рекомендации, избавляющие от этой опасности. Группа ученых, возглавляемая членом-корреспондентом АН СССР П.П. Кобеко, изучила механические свойства ледового покрова (его прочность, хрупкость, грузоподъемность, условия пролома) и на основе этого разработала правила движения автоколонн по льду. Физик П.П. Кобеко установил, что главную роль играет деформация льда. Эта деформация и распространяющиеся от нее по льду упругие волны зависят от скорости движения транспорта. Критическая скорость 35 км/ч : если транспорт шел со скоростью, близкой к скорости распространения ледовой волны, то даже одна машина могла вызвать гибельный резонанс и пролом льда. Большую роль играла интерференция волн сотрясений, возникающих при встрече машин или обгоне; сложение амплитуд колебания вызывало разрушение льда. Благодаря строгому выполнению этих правил, дорога действовала без аварий, не было случая разрушения льда из-за деформации или резонанса при движении транспорта.
8. Разработки в области металлургии
Весомую отдачу на полях сражений дали разработки ученых в области металлургии и металловедения. Труды академика Л.Ф. Верещагина позволили создать первую в мире установку по упрочению стволов минометов и других артиллерийских систем, в которых был использован принцип действия сверхвысоких давлений на кристаллическую структуру металла. Эта установка дала возможность увеличить срок службы орудий, их дальнобойность, а также применять для их изготовления менее качественные сорта стали.
Уместно отметить работы лауреата Нобелевской премии академика П.Л. Капицы. Чтобы обеспечить чрезвычайно возросшую потребность различных отраслей военной промышленности в жидком кислороде, Петр Леонидович с группой сотрудников Института физических проблем сконструировали самую мощную в мире ожижительную установку. Она давала 2000 кг жидкого кислорода в час и резко отличалась от имеющихся аналогов тем, что сжижение происходило при давлении всего в 6 атмосфер (ранее требовались давления порядка 200 атмосфер), занимаемая установкой площадь сократилась в 4 раза, а производительность ее возросла в 6-7 раз. Наряду с этим П.Л. Капицей предложен эффективный метод борьбы с неразорвавшимися фашистскими бомбами и снарядами, который сводился к замораживанию детонаторов-взрывателей жидким воздухом.
В 1942-1943 годах под руководством профессора И.И. Китайгородского была решена сложнейшая научно-техническая задача - разработан рецепт получения бронестекла, прочность которого в 25 раз превосходила прочность обычного стекла. На его основе удалось создать прозрачную пуленепробиваемую броню для кабин самолетов. Наши летчики получили возможность более безопасного обзора пространства во время боя.
Коллективы Государственного оптического института под руководством Сергея Ивановича Вавилова и Института точной механики и оптики провели ряд исследований, которые способствовали обеспечению нашей армии, авиации и флота первоклассными оптическими приборами - дальномерами, стереотрубами, биноклями, перископами, прицелами.
Специальным постановлением Совета Народных Комиссаров СССР в 1944 году на предприятиях оборонной промышленности внедрен метод спектрального анализа для быстрого и точного контроля состава черных и цветных металлов в процессе их производства. Основная заслуга в разработке этого метода принадлежит известному оптику академику Г.С. Ландсбергу.
9 . Ядерная энергетика.
Заметим, что в это время, опираясь на помощь почти двухсот талантливейших физиков, изгнанных фашизмом из Европы, в США успешно заканчивал работы по пуску первого в мире атомного реактора знаменитый итальянский физик Энрико Ферми. 11 февраля 1943 г. Сталин подписал постановление Правительства СССР об организации работ по использованию атомной энергии в военных целях. Возглавил это дело В.М. Молотов. По рекомендации А.Ф. Иоффе общее научное руководство было поручено И.В. Курчатову. Ю.Б. Харитон возглавил исследования по созданию конструкции ядерного заряда. Только в 1943 году И.В. Курчатову удалось вплотную заняться вопросами атомной энергетики, и уже в 1946 году в нашей стране был пущен созданный под его руководством атомный реактор.
Заключительное слово учителя
К началу Великой Отечественной войны промышленная база фашисткой Германии вместе с базой ее союзников и порабощенных стран превышала советскую в 1,5 – 2 раза, а в 1942 году в связи с захватом богатейших районов СССР в 3-4 раза. Хотя Советский Союз располагал значительно более слабой военно- промышленной базой, чем противник, он превзошел его в производстве военной техники: по орудиям - более чем в 2 раза, по танкам и самоходным артиллерийским установкам (САУ) – почти в 2 раза, по самолетам – в 1,7 раза, по автоматам и минометам – в 5 раз. В январе 1945 года мы имели в 2,8 раза больше танков и САУ, чем гитлеровцы, в 3,3 раза больше артиллерии и минометов, в 7,4 раза больше авиации. В ходе войны было проведено не просто оснащение техникой нашей многомиллионной армии, но и ее полное перевооружение. Таких фактов история до этого не знала!
Суммировать вклад отечественной физики и техники в дело Победы над фашистской Германией помогает высказывание академика С. И. Вавилова: «Советская наука с честью выдержала суровые испытания войны…Дальновидное объединение теоретических высот с конкретными техническими заданиями, неуклонно проводившееся в советских физических институтах, в полной мере оправдало себя в пережитые грозные годы».
Звучит стихотворение «Реквием» Р. Рождественского.