СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физика в задачах, 10 кл

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

курс по выбору для 10 класса "Физика в задачах"

Просмотр содержимого документа
«Физика в задачах, 10 кл»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №2 ГОРОДА РУДНЯ»


Рассмотрена на заседании МО учителей математики, физики, информатики

Руководитель МО

_____________Медведева В. И.

Протокол № 1

от «26» августа 2022 г.

Принята на педагогическом совете



Протокол № 1

от «30» августа 2022г.

«Утверждаю»:

Директор МБОУ «РСШ №2»

____________Чудалева Н.Д.


Приказ № ____

от «_____» августа 2022 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ «ФИЗИКА В ЗАДАЧАХ»

СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, 10 А КЛАСС

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В ГОД – 34, В НЕДЕЛЮ - 1 ЧАС

УЧИТЕЛЬ БАЗЫЛЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ



ПРОГРАММА РАЗРАБОТАНАНА ОСНОВЕ:

1. ФГОС, 2012

2. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ (СОСТАВИТЕЛЬ Е. Н. ТИХОНОВА) , 2015



ОБЕСПЕЧЕНА УЧЕБНИКАМИ:

УЧЕБНИК ДЛЯ 10 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г.Я. МЯКИШЕВ, Б.Б. БУХОВЦЕВ, Н.Н. СОТСКИЙ – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2014.









2022 - 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
















Пояснительная записка.

Программный материал рассчитан для учащихся 10 классов на 1 учебный час в неделю. Настоящая программа является дополняющий материал к основному учебнику физики. Она позволяет более глубоко и осмысленно изучать практические и теоретические вопросы физики.

Цель курса – развить у учащихся следующие умения: решать предметно-типовые, графические и качественные задачи по дисциплине; осуществлять логические приемы на материале заданий по предмету; решать нестандартные задачи, а так же для подготовки учащихся к успешной сдаче ЕГЭ. Программа посвящена рассмотрению отдельных тем, важных для успешного освоения методов решения задач повышенной сложности. В программе рассматриваются теоретические вопросы, в том числе понятия, схемы и графики, которые часто встречаются в формулировках контрольно измерительных материалов по ЕГЭ, а также практическая часть. В практической части рассматриваются вопросы по решению экспериментальных задач, которые позволяют применять математические знания и навыки, которые способствуют творческому и осмысленному восприятию материала.

В результате реализации данной программы у учащихся формируются:

следующие учебные компетенции: систематизация, закрепление и углубление

знаний фундаментальных законов физики; умение самостоятельно работать

со справочной и учебной литературой различных источников информации;

развитие творческих способностей учащихся.

Цель: Подготовка учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.

Задачи:

1. Научить учащихся самостоятельно анализировать конкретную проблемную задачу и находить наилучший способ её решения.

2. Развитие физического и логического мышления школьников.

3. Развить творческие способности учащихся и привитие практических умений.


1. Планируемые результаты освоения курса


Личностные результаты:

• в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;

• в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

• в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.


Метапредметные результаты:

• использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование и т.д.) для изучения различных сторон окружающей действительности;

• использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

• умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

• умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;

• использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

Предметные результаты

Обучающийся на базовом уровне научится:

– демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;

– демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

– устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;

– использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;

– различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;

– проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;

– проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;

– использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;

– использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;

– решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);

– решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;


– учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;

– использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;

– использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.


Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:

– понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

– владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

– характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

– выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

– самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

– характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;

– решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;

– объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

– объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.



2. Содержание курса

Описание содержания разделов программы курса

«Физика в задачах»

(10класс, 1 ч. в неделю, 34ч.)

1. Эксперимент (1 ч.)

Основы теории погрешностей. Погрешности прямых измерений. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков.

2. Механика (10 ч.)

Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров.

Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике: силы тяжести, упругости, трения, гравитационного притяжения.

Статика. Момент силы. Условия равновесия тел. Гидростатика.

Движение тел со связями – приложение законов Ньютона.

Законы сохранения импульса и энергии .

3. Молекулярная физика и термодинамика (12 ч.)

Основное уравнение МКТ газов.

Уравнение состояния идеального газа – следствие из основного уравнения МКТ. Изопроцессы..

Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.

Второй закон термодинамики, расчет КПД тепловых двигателей.

4. Электродинамика

(электростатика и постоянный ток) (11 ч. )

Электростатика. Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов.

Конденсаторы. Энергия электрического поля

Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчет разветвленных электрических цепей.

Учебно-тематический план

№ п\п

Содержание обучения

всего

Количество учебных занятий

теоретических

практических

1.

Эксперимент

1

1

-

2.

Механика

10

6

4

 

Кинематика

4

2

2

 

Динамика

3

2

1

 

Законы сохранения

3

2

1

3.

Молекулярная физика

12

4

8

4.

Электродинамика

11

5

6

 

Всего часов

34

16

18

Календарно-тематическое планирование (10 класс, 34 ч., 1 ч. в неделю)

№ урока

Тема занятия

Вид деятельности учащихся

Дата

I . Эксперимент (1 ч.)

1/1

Основы теории погрешностей. Погрешности прямых измерений. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков.

проводить физический эксперимент


II. Механика (11 ч.)

2/1

Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических параметров

давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез


3/2

Решение задач по кинематике поступательного и вращательного движения.

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни


4/3

Решение задач по теме «Графики основных кинематических параметров»

строить графики основных кинематических параметров


5/4

Динамика. Законы Ньютона. Силы в механике.

давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез;


6/5

Решение задач по теме «Законы Ньютона»

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни


7/6

Решение задач по теме «Силы в механике»

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни


8/7

Решение задач по теме «Статика»

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни


9/8

Решение задач по теме «Гидростатика»

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни


10/9

Законы сохранения

давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез;


11/10

Решение задач по теме «Законы сохранения»

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни


12/11

Контрольная работа №1 «Механика»

проверка знаний


III. Молекулярная физика и термодинамика (12 ч.)

13/1

Основное уравнение МКТ газов. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы

давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез;


14/2

Решение задач по теме «Основное уравнение МКТ»

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни


15/3

Решение задач по теме «Уравнение состояния идеального газа»

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни


16/4

Решение задач по теме «Изопроцессы»

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни


17/5

Решение графических задач по теме «Изопроцессы»

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни


18/6

Первый закон термодинамики и его применение для различных процессов изменения состояния системы. Термодинамика изменения агрегатных состояний веществ. Насыщенный пар.

давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез;







19/7

Решение задач по теме «Первый закон термодинамики»

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни


20/8

Решение задач по теме «Агрегатные состояния вещества.»

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни


21/9

Решение задач на уравнение теплового баланса

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни


22/10

Решение задач по теме «Насыщенный пар»

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни


23/11

Второй закон термодинамики, расчет КПД тепловых двигателей.

давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез;


24/12

Контрольная работа № 2. «Молекулярная физика»

проверка знаний


IV. Электродинамика (электростатика, постоянный ток) (10 ч.)

25/1

Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала. Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов. Конденсаторы. Энергия электрического поля

давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез;


26/2

Решение задач по теме «Напряженность и потенциал электростатического поля точечного заряда. Графики напряженности и потенциала»

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни


27/3

Решение задач по теме «Принцип суперпозиции электрических полей. Энергия взаимодействия зарядов»

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни


28/4

Решение задач по теме « Конденсаторы. Энергия электрического поля»

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни


29/5

Решение задач по теме «Движение электрических зарядов в электрическом поле»

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни


30/6

Постоянный ток. Закон Ома для однородного участка и полной цепи. Расчет разветвленных электрических цепей.

давать определения изученным понятиям; называть основные положения изученных теорий и гипотез;


31/7

Решение задач по теме «Закон Ома для однородного участка цепи»

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни


32/8

Решение задач по теме «Закон Ома для полной цепи»

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни


33/9

Решение задач на расчет работы мощности электрического тока.

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни


34/10

Контрольная работа № 3 «Электродинамика (электростатика, постоянный ток)»

проверка знаний