СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физиологические адаптации 9 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Показать многообразие адаптаций
  2. Выявить механизм возникновения адаптаций
  3. Выявить роль адаптаций в жизни животных и растений

Просмотр содержимого документа
«Физиологические адаптации 9 класс»


9класс

Тема урока: Физиологические адаптации

Тип урока: комбинированный (урок комплексного применения знаний)

Цель: Изучить физиологические адаптации, выяснить механизм их возникновения

Задачи:

Образовательные:

  1. Показать многообразие адаптаций

  2. Выявить механизм возникновения адаптаций

  3. Выявить роль адаптаций в жизни животных и растений

Развивающие:

  1. Продолжить развивать коммуникативные навыки учащихся

  2. Продолжить развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы и находить причинно-следственные связи

  3. Продолжить формирование умений и навыков работы с учебной литературой

Воспитательные:

  1. Показать целесообразность и гармоничность возникающих приспособлений.



Оборудование для урока: презентация, учебник: С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина "Биология. Общие закономерности. 9 класс" - Захаров В.Б.Дрофа 2012.



















Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Метод

Средства обучения

Время

1

Организационный момент




Готовятся к уроку

Обеспечивает учащихся всем необходимым для урока

_

Слайд1

1мин

2

Постановка целей и задач урока



Записывают тему урока

Концентрирует внимание учащихся

Рассказ

Слайд1

2мин

3

Актуальность урока

Слушают

Концентрирует внимание учащихся

Беседа

Слайд2

1мин

4

Изучение нового материала

Часть1.

Лекция с элементами беседы

Слушают

Составляют краткий конспект


Рассказывает.


Беседа

Слайд 3-6


15мин

5

Изучение нового материала

Часть2.

Работа с учебной литературой

Отвечают на вопросы


Задает вопросы


Беседа

Слайд 7-9

Учебник

11мин

6

Вывод

Записывают

Рассуждают

Рассуждает вместе с учащимися

Беседа

Слайд 10

2мин

7


Закрепление пройденного материала


Выполняют тестовые задания

Осуществляют проверку


Задает вопросы


Фронтальный опрос



Слайд 11-16




5мин




8


Домашнее задание


дневники задание


Поясняет домашнее задание


Рассказ


Слайд 13


3мин











Содержание

Оборудование

1

Организационный момент

Слайд 1

2

Тема урока: Физиологические адаптации

Постановка целей и задач

На сегодняшнем уроке мы рассмотрим различные виды физиологических адаптаций и выясним механизмы их возникновения.

Слайд 1

3

Актуальность урока

Что же такое физиологические адаптации. Как вы думаете, что подразумевает этот термин? (Учащиеся высказывают свое мнение, а затем записывают определение со слайда в тетрадь)

Слайд 2

4

Изучение нового материала Часть1.. Лекция с элементами беседы

Разнообразные механизмы физиологических адаптаций к неблагоприятным условиям выработали птицы и млекопитающие. Многие пустынные животные перед наступлением засушливого сезона накапливают много жира: при его окислении образуется большое количество воды. Птицы и млекопитающие способны регулировать потери воды с поверхности дыхательных путей. Например, верблюд при лишении воды резко сокращает испарение, как с дыхательных путей, так и через потовые железы.

Жиры плохо проводят тепло. Они откладываются под кожей, образуя у некоторых животных огромные скопления. Например, у кита слой подкожного жира достигает 1 м. Это позволяет теплокровному животному жить в холодной воде полярного океана.


Многим животным свойственно сильное развитие органов чувств

У летучей мыши очень чуткие уши. Они помогают ориентироваться им в пространстве с помощью неслышимых для нас ультразвуков. Летучие мыши анализируют эхо, возникающее в момент отражения ультразвуков от различных препятствий. Эта совершенная система позволяет им распознавать форму препятствий и точно определять их местоположение. Это эхолокация.

Главный орган чувств змеи – длинный раздвоенный на конце язык. При закрытом рте язык высовывается через полукруглую вырезку верхней челюсти, а во время заглатывания пищи убирается в особое мускульное влагалище. С помощью языка змея ощупывает окружающие предметы, попадающие на язык молекулы пахучих веществ переносятся в парный орган обоняния . Ориентируясь на запах, змея может двигаться и отыскивать жертву в полной темноте. Кроме того, язык может служить температурным датчиком. Такую же функцию выполняют специальные органы, расположенные на голове некоторых змей (питона, африканской гадюки, ямкоголовой змеи).

У крота органы зрения, слуха недоразвиты( ушки закрытые, глаза под" пленкой") ,так что полагаются на развитое обоняние(нос)


У растений пустынь есть целый ряд характерных приспособлений. Один из них (юкка коротколистная) могут сохнуть без всякого вреда для себя. Старые листья высыхают полностью и отмирают, но молодые, хотя они тоже высыхают и буреют, продолжают расти при очередном выпадении осадков. 
Другие растения умеют уклоняться от воздействия засухи. Цикл развития, например калифорнийского мака, завершается в течение очень короткого промежутка времени, так что засушливые периоды (иногда несколько лет) растение переживает в виде семени. Интересно, что семена пустынных растений после первого дождя прорастают не все или частично. Это помогает выживанию вида. 


Некоторым растениям свойственен особенный тип питания. Например, Росянка, Венерина мухоловка, Непентес перешли на хищный образ жизни.


Слайд 3














Слайд4



















Слайд 5












Слайд 6

5.

Изучение нового материала. Часть 2 Работа с учебной литературой

Рассмотрим еще несколько примеров физиологических адаптаций.

Некоторые животные могут оставаться под водой без кислорода 40-60 мин. Как им это удается? (Учащиеся ищут ответ в учебнике)

Ответ: это происходит благодаря особому пигменту миоглобину.


А какие приспособления помогают животным найти пищу или партнера? (Учащиеся ищут ответ в учебнике)

  • Ответ: Органы химического чувства (насекомые)

  • Термолокация (змеи)

  • Эхолокация (летучие мыши, совы дельфины)

А что произойдет с приспособлениями, если изменятся условия среды?

(Учащиеся ищут ответ в учебнике)

Ответ: они окажутся бесполезными

(приводят пример с крысой: Рост резцов у грызунов – очень важная особенность, но лишь при питании твердой пищей. Если крысу держать на мягкой пище, резцы ее не изнашиваясь, вырастают до таких размеров, что мешают, есть, и зверек может погибнуть от голода)

Слайд 7







Слайд8







Слайд 9








6


Вывод: Целесообразность живой природы имеет временный характер, так как эта целесообразность полезна в определённых условиях

Слайд 10


7.



Закрепление пройденного материала

Работа с тестами

1. Явление, которое служит примером маскировочной окраски:

а) окраска пятнистого оленя и тигра;

б) пятна на крыльях некоторых бабочек, похожие на глаза позвоночных животных;

в) сходство окраски крыльев бабочки пиериды с окраской крыльев несъедобной бабочки геликониды;

г) окраска божьих коровок и колорадского жука.

2. Явление, примером которого служит сходство мухи-журчалки и ос по окраске брюшка и форме усиков:

а) предостерегающая окраска;

б) мимикрия;

в) приспособительная окраска;

г) маскировка.


3. Пример покровительственной окраски:

а) зимнее оперение куропатки;

б) зеленая окраска листьев у большинства растений;

в) ярко-красная окраска у божьей коровки;

г) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы.

4. Пример предостерегающей окраски:

а) ярко-красная окраска цветка у розы;

б) ярко-красная окраска у божьей коровки;

в) сходство в окраске брюшка у мухи-журчалки и осы;

г) белые и черные полоски у зебры.

5. С позиций эволюционного учения Ч.Дарвина любое приспособление организмов является результатом

а) дрейфа генов

б) изоляции

в) искусственного отбора

г) естественного отбора


Проверь себя!

  1. Б

  2. Б

  3. А

  4. Б

  5. Г


Слайд11-15

































Слайд 16

8

Домашнее задание!

Изучить стр. 49-52, повторить термины.

Слайд 17































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!