Просмотр содержимого документа
«Физиологические особенности детей среднего школьного возраста»
1.1.Физиологические и психолого-педагогические особенности детей среднего школьного возраста
Как отмечают многие авторы, в среднем школьном возрасте у детей наступает переход от детства к взрослению. Основной фактор развития личности в этом возрасте – социальная активность ребенка, проявляющаяся при активном умственном и физическом развитии, то есть, тогда, когда в организме ребенка происходят серьезные изменения.
Многие исследователи указывают на то, что в среднем школьном возрасте начинается переход от детства к взрослению. По данным специальной литературы, в этом возрастном периоде происходит переход от детства к взрослости, на фоне умственного и физического развития проявляется социальная активность детей. Кроме того, наблюдаются значимые изменения в организме детей.
Исследования многих физиологов подтверждают взаимосвязь у детей в возрасте 9-12-ти лет функциональной и эндокринной систем и повышенную чувствительность к патогенным воздействиям. Именно поэтому у детей часто проявляются необоснованные отклонения в поведении, сочетающие в поведении ребенка то раздражение, то вялость и апатию.
В работах отечественных ученых подчеркивается необходимость занятий физическими упражнениями и отмечается, что это оказывает положительное влияние не только на сердечно-сосудистую и дыхательную систему, но, что не менее важно – улучшает деятельность центральной нервной системы [14].
Регулярные занятия двигательной деятельностью способствуют не только регуляции силы и подвижности нервных процессов, но и способствуют повышению как физической, так и умственной работоспособности школьников.
Следовательно, у регулярно занимающихся двигательной деятельностью школьников имеется явное преимущество в развитии всех органов и систем организма [39].
В среднем школьном возрасте у детей наблюдается значительное повышение устойчивости внимания. Дети среднего школьного возраста обладают расширенным кругозором и способны более качественно реализовать свои интеллектуальные способности.
В возрасте 9-12 лет дети могут не только реально оценивать эти способности, но и подбирать соответствующую сферу деятельности, позволяющую реализовать потребность в тех или иных знаниях.
Все это следует учитывать при построении тренировочного процесса школьников.