СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по физической культуре 6 класс 2 часа в неделю
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Зимовниковская средняя общеобразовательная школа № 6
имени Героя России Дьяченко Андрея Алекандровича
филиал Харьковская основная общеобразовательная школа
| «Утверждаю» Директор МБОУ Зимовниковской СОШ №6 имени Героя России Дьяченко А. А. Приказ № 155 от «30» августа 2017 г. __________ Полищук Е. В.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
Уровень общего образования (класс)
основное общее образование 6 класс
Количество часов 68
Учитель Рашевская Мария Владимировна
х. Харьковский
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «Физическая культура для 6 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта второго поколения на основе авторской программы физического воспитания учащихся 6 классов: Физическая культура, Рабочие программы. Предметная линия учебника В.И. Ляха. - Москва: Просвещение, 2015 г.- 2-е издание, с требованиями ФГОС ООО и в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12. 2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089;
Образовательная программа основного общего образования МБОУ Зимовниковской СОШ № 6 имени Героя России Дьяченко Андрея Александровича на 2017-2018 учебный год, приказ МБОУ Зимовниковской СОШ № 6 имени Героя России Дьяченко Андрея Александровича от 30.08.2017 г. № 154 «Об утверждении образовательных программ»;
Учебный план МБОУ Зимовниковской СОШ № 6 имени Героя России Дьяченко Андрея Александровича на 2017 – 2018 учебный год, приказ МБОУ Зимовниковской СОШ № 6 имени Героя России Дьяченко Андрея Александровича от 30.08.2017 г. № 153 «Об утверждении учебного плана»
Федеральные письма:
Письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»; (для учителей физкультуры)
В соответствии с годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий МБОУ Зимовниковской СОШ № 6 имени Героя России Дьяченко А. А. рабочая программа по физической культуре для учащихся 6 класса рассчитана на 68 часов.
Такое распределение учебного материала содействует дальнейшему развитию и совершенствованию кондиционных (скоростных, скоростно - силовых, выносливости) и координационных способностей (к реакциям, дифференцированию временных, пространственных и силовых параметров движений, ориентированию в пространстве и чувству ритма); способствует воспитанию у учащихся морально-волевых качеств, а систематическое проведение занятий на открытом воздухе содействует укреплению здоровья, закаливания.
Целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать физическую культуру для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе, начиная с 5-го класса, данная цель конкретизируется и определяет направленность образовательного процесса на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостное развитие физических, духовных и нравственных качеств, творческий подход в организации здорового образа жизни. В рамках реализации этой цели образовательный процесс по физической культуре в 6-х классах ориентируется на решение следующих задач:
содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
выработку представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля;
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической само регуляции.
В соответствии с задачами уроков физической культуры, особенностями контингента учащихся, условиями проведения занятий определяются содержание учебного материала, методы и средства обучения и воспитания, способы организации занятий
Планируемые результаты освоения учебного курса
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют итоговые результаты, которые должны демонстрировать обучающиеся по завершении обучения в основной школе. Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем уровням, исходя из принципа «общее – частное – конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
Личностные результаты: личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
В области познавательной культуры:
владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;
владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;
владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.
В области нравственной культуры:
способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;
способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;
владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
В области трудовой культуры:
умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;
умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;
умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;
хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;
культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;
владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;
владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.
Метапредметные результаты характеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретённые на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные компетенции востребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизнедеятельности учащихся. Метапредметные результаты отражаются, прежде всего, в универсальных умениях, необходимых каждому учащемуся и каждому современному человеку. Это:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты па основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.
В области познавательной культуры:
понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;
понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;
понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.
В области нравственной культуры:
бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;
уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;
ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.
В области трудовой культуры:
добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;
рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;
поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.
В области эстетической культуры:
восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;
понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;
восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.
В области коммуникативной культуры:
владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;
владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;
владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
В области физической культуры:
владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;
владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой, укреплением здоровья, ведением здорового образа жизни. Предметные результаты отражают:
понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели;
приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга;
расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией;
формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.
В области познавательной культуры:
знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;
знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;
знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
В области нравственной культуры:
способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;
умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;
способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.
В области трудовой культуры:
способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;
способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.
В области эстетической культуры:
способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;
способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;
способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.
В области коммуникативной культуры:
способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;
способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;
способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.
В области физической культуры:
способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;
способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;
способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Знания о физической культуре
обучающиеся 6 класса научится:
• рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
• характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
• понимать определение допинга, основ антидопинговых правил и концепции честного спорта, осознавать последствия допинга;
• определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
• разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
• руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
• руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Обучающиеся 6 класса получат возможность научиться:
• характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
• характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принёсших славу российскому спорту;
• определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Обучающиеся 6 класса научатся:
• использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
• составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
• классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
• самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
• взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств.
Обучающиеся 6 класса получат возможность научиться:
• вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
• проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность.
Физическое совершенствование
Обучающиеся 6 класса научатся:
• выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
• выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
• выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
• выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
• выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
• выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.
обучающиеся 6 класса получат возможность научиться:
• выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
• преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
• выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
Физические качества | Физические упражнения | мальчики | девочки |
Быстрота | Бег 60м с низкого старта, с Прыжки через скакалку в максимальном темпе, с | 9,2
20 | 10,2
10 |
Сила |
Подтягивание из виса, кол-во раз
Прыжок в длину с места, см
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз | 8
180
- |
_
165
24
|
Выносливость (выбирается любое из упражнений) | Кроссовый бег на 2 км, мин
Бег на 2000 м, мин
Бег на 1000 м, мин | 14.30
10.30
- | 17.20
-
5.40 |
Координация движений | Последовательное выполнение кувырков, кол-во раз
Челночный бег 3*10 м, с | 5
8,2 | -
8,8 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способ саморегуляции и самоконтроля
Естественные основы
Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.
Социально-психологические основы
Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах. Ведение тетрадей самостоятельных занятий, контроля за функциональным состоянием.
Культурно-исторические основы
Основы истории возникновения и развития олимпийского движения, физической и отечественного спорта.
Приемы закаливания
Воздушные ванны (теплые, прохладные, холодные, очень холодные) Солнечные ванны (правила, дозировка).
Волейбол
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка мест занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Баскетбол
Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка мест занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Гимнастика
Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
Легкая атлетика
Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка мест занятий. Помощь в судействе.
Знания о физической культуре
История физической культуры.
Физическая культура (основные понятия)
Физическая культура человека
Способы двигательной физкультурной деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.
Оценка эффективности занятий физической культурой (самонаблюдение и самоконтроль)
Физическое совершенствование
1. Физкультурно-оздоровительная деятельность (оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели)
2. Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью:
- гимнастика с основами акробатики;
- лёгкая атлетика;
- спортивные игры (баскетбол, футбол, волейбол);
- упражнения общеразвивающей направленности;
1.Спортивный зал (игровой)
2.Кабинет ЛФК (бревно гимнастическое, гимнастические перекладины, беговая дорожка, степ-тренажёр)
3.Подсобный кабинет для хранения инвентаря и оборудования
Общая характеристика предмета
Согласно Концепции развития содержания образования в области физической культуры основой образования по физической культуре является двигательная деятельность. В соответствии со структурой двигательной деятельности программа включает в себя три основных учебных раздела: «Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и «Физическое совершенствование».
Раздел «Знания о физической культуре» соответствует основным представлениям о развитии познавательной активности человека и включает в себя такие учебные темы, как «История физической культуры и её развитие в современном обществе», «Базовые понятия физической культуры» и «Физическая культура человека».
Раздел «Способы двигательной активности» содержит задания, которые ориентированы на активное включение учащихся на самостоятельные занятия физической культурой.
Раздел «Физическое совершенствование» наиболее значительный по объёму учебного материала, ориентирован на гармоничное физическое развитие, всестороннюю физическую подготовку и укрепление здоровья школьников. Это раздел включает в себя несколько тем:
Тема «Физкультурно-оздоровительная деятельность» ориентирована на решение задач по укреплению здоровья учащихся.
Тема «Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает в себя средства общей и технической подготовки из базовых видов спорта: гимнастики с основами акробатики, лёгкой атлетики, баскетбол, волейбол, футбол, кроссовая подготовка.
Тема «Прикладное - ориентированные упражнения» поможет подготовить школьников к предстоящей жизни, качественному освоению различных профессий. Решение этой задачи осуществляется посредством обучения детей жизненно важным навыкам и умениям.
Тема «Упражнения общеразвивающей направленности» включает в себя физические упражнения на развитие физических качеств. Предлагаемые упражнения распределены по разделам базовых видов спорта и сгруппированы по признаку направленности на развитие соответствующего качества.
Аттестация учащихся по четвертям по текущим оценкам, а также по результатам тестирования по каждому разделы программы. Оценка успеваемости по физической культуре в 6 классе производится на общих основаниях и включает качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов. Учитывая психологические особенности подростков, следует глубже аргументировать выставление той или иной оценки, шире привлекать учащихся к оценке своих достижений и достижений товарищей. Оценка должна стимулировать активность подростка, интерес к занятиям, желание улучшить собственные результаты.
Характеристика основных содержательных линии
№ | Тема | Характеристика деятельности обучающихся |
1 | Знания о физической культуре | Характеризовать Олимпийские игры древности, раскрывать содержание, правила соревнований. Раскрывать причины возникновения олимпийского движения. Определять основные направления развития физической культуры в обществе, раскрывать целевое назначение каждого из них Подбирать и выполнять упражнения по профилактике нарушения и коррекции осанки. Регулировать физическую нагрузку и определять степень утомления по внешним признакам. Планировать самостоятельные занятия физической подготовкой, определять содержание и объём занятий для каждой части. Раскрывать понятие техники двигательного действия и использовать основные правила её освоения в самостоятельных занятиях Раскрывать понятие здорового образа жизни, спортивной подготовки, всестороннего и гармоничного физического развития. Определять назначение физкультурно-оздоровительных занятий, их роль и значение в режиме дня. Уметь составлять комплекс физических упражнений для самостоятельных занятий, определять дозировку температурных режимов, правилами безопасности при проведении закаливающих процедур. Характеризовать качества личности, приёмы массажа, силу бани, организовывать и проводить самостоятельные занятия. Руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах. |
2 | Способы двигательной деятельности | Готовить места для занятий на открытом воздухе, подбирать одежду и обувь в соответствии с погодными условиями. Выявлять факторы ТБ при занятиях ФК и своевременно устранять их. Составлять планы самостоятельных занятий физической подготовкой, отбирать ф.упр. и определять их дозировку. Тестировать развитие основных физических качеств и соотносить их с показателями физического развития определять их приросты. |
Физическое совершенствование | ||
3 | Физкультурно-оздоровительная деятельность | Самостоятельно осваивать упражнения с различной направленностью, составлять и выполнять комплексы упражнений в соответствии с индивидуальными особенностями, осуществлять контроль за физической нагрузкой во время занятий. |
4 | Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью Гимнастика с основами акробатики | Знать и различать строевые команды, чётко выполнять строевые приёмы. Описывать технику акробатических упражнений и составлять акробатические комбинации. Осваивать технику упражнений предупреждая появление ошибок, соблюдать правила ТБ, исправлять ошибки. Оказывать помощь сверстникам при освоении акробатических упражнений. Анализировать технику упражнений сверстников, выявлять типовые ошибки. Описывать и осваивать базовые шаги аэробики, составлять из них комбинации и выполнять под музыкальное сопровождение. |
5 | Лёгкая атлетика | Описывать технику выполнения беговых, прыжковых упражнений, метания теннисного мяча разными способами, осваивать её самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения. Применять л/а упражнения для развития физических качеств, выбирать индивидуальный режим физической нагрузки, контролировать её по ЧСС. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения л/а упражнений, соблюдать правила безопасности. Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации. Включать л/а упражнения в различные формы занятий ФК. Соблюдать правила техники безопасности при выполнении л/а упражнений |
6 | Спортивные игры (баскетбол) | Организовывать совместные занятия со сверстниками, осуществлять судейство игры. Описывать технику игровых действий приёмов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых действий и приёмов, соблюдать правила ТБ. Моделировать технику игровых действий и приёмов, варьировать её в зависимости от ситуации и условий возникающих в процессе игровой деятельности. Выполнять правила игры, уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями. Определять степень утомления организма во время игровой деятельности, использовать игровые действия баскетбола для развития физических качеств. Применять правила подбора одежды на открытом воздухе, использовать игру в баскетбол в организации активного отдыха |
7 | Волейбол | Организовывать совместные занятия волейболом со сверстниками, осуществлять судейство игры. Описывать технику игровых действий приёмов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействовать со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых действий и приёмов, соблюдать правила ТБ. Моделировать технику игровых действий и приёмов, варьировать её в зависимости от ситуации и условий возникающих в процессе игровой деятельности. Выполнять правила игры, уважительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями. Определять степень утомления организма во время игровой деятельности, использовать игровые действия волейбола для развития физических качеств. Применять правила подбора одежды на открытом воздухе, использовать игру в волейбол в организации активного отдыха |
10. | Прикладно-ориентированная подготовка | Организовывать и проводить сам. Занятия прикладной физической подготовкой, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой. Владеть вариативным выполнением прикладных упражнений, перестраивать их технику в зависимости от возникающих задач и изменяющихся условий. Применять прикладные упражнения, контролировать физическую нагрузку по ЧСС Преодолевать трудности и проявлять волевые качества личности при выполнении прикладных упражнений. |
11.
| Упражнения общеразвивающей направленности (ОФП) | Организовывать и проводить самостоятельные занятия физической подготовкой: лёгкой атлетикой, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой. Выполнять нормативы физической подготовки по гимнастике с основами акробатики, по лёгкой атлетике, по волейболу, по баскетболу, по футболу |
Демонстрировать
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 60 метров с высокого старта с опорой на руку, сек | 9, 2 | 10, 2 |
Силовые | Лазанье по канату на расстояние 6 метров, сек.
Прыжок в длину с места, см.
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, количество раз. | 12
180
- | -
165
18 |
К выносливости | Кроссовый бег 2 км. | 8 мин 50 сек | 10 мин 20 сек |
К координации | Последовательное выполнение пяти кувырков, с. Бросок малого мяча в стандартную мишень, м | 10,0
12,0 | 14,0
10,0 |
Двигательные умения, навыки и способности
В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9 - 13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9 - 13 шагов разбега прыжок в высоту способном "перешагивание".
В метаниях на дальность и на меткость:метать малый мяч с 3 - 6 шагов разбега с соблюдением ритма; метать малый мяч с места и с 3 шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10 - 15 метров, метать малый мяч по медлен, но и быстро движущейся цели с 10 - 12 м.
В гимнастических и акробатических упражнениях: выполнять комбинацию из 4 элементов на перекладине (мальчики) и на разновысоких брусьях (девочки); после разбега и отталкивания от мостика прыгать через козла в длину (мальчики) и в ширину (девочки); последовательно выполнять комбинацию движений с одним из предметов (мяч, палка, скакалка, обруч), состоящих из шести элементов, или комбинацию, со стоящую из шести гимнастических элементов; выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в "полушпагат", "мост" и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).
Физическая подготовленность: соответствовать не ниже, чем среднему уровню показателей развития основных физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей учащихся.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
Способы спортивной деятельность: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырёхборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; осуществлять соревновательную деятельность по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях по физической культуре: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю, поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность, проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Итоговая отметка успеваемости складывается из суммы баллов, полученных учащимися за все четыре направления (знать, уметь, демонстрировать, использовать).
Критерии оценивания различных видов работ
Выставление оценок в классный журнал (по 5- балльной системе) – практический курс осуществляется следующим образом:
«5» - упражнение выполнено правильно, легко, уверенно, в нужном ритме;
«4» - упражнение выполнено правильно, свободно, но при этом допущено две незначительных ошибки, например, небольшое нарушение ритма движения, смелости;
«3» - упражнение выполнено, в основном правильно, но с одной значительной или с тремя незначительными ошибками, т.е. недостаточно четко и ритмично, с отдельными отклонениями в направлении амплитуды и других характерных движения – скорости, силы или наблюдается заметная скованность движения;
«2» - упражнение выполнено не правильно, с нарушением схемы движения, с двумя-тремя значительными ошибками, с пропуском отдельных элементов.
Кроме оценок за физическую подготовленность учитель ставит оценки за освоение знании и двигательных умений (их объем определен образовательным стандартом). Критерии оценки может определять сам педагог, не вступая в противоречие с образовательным стандартом.
Итоговые оценки
Оценка за четверть и полугодие выводится на основании текущих.
Итоговая оценка за год выставляется на основании четвертных и зачета (экзамена) по физической культуре (для выпускных классов) и за счет прироста в тестировании.
Календарно – тематическое планирование по физической культуре
для учащихся 6 класса
( 2 часа в неделю)
№ | дата | тема урока | планируемые результаты |
| ||||
план | факт |
| ||||||
1 четверть |
| |||||||
Легкая атлетика |
| |||||||
1 | 5.09 |
| Инструктаж ТБ по легкой атлетике. Бег. Ходьба. Игра «Лапта» | Цель: обогащение двигательного опыта учащихся за счет овладения легкоатлетическими упражнениями, направленными на развитие выносливости, быстроты, координации движений. Задачи:
Личностные: проявлять положительное отношение к занятиям физкультурной деятельностью, накапливать необходимые знания и умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения значимых результатов в физическом совершенстве. Владеть знаниями об особенностях физического развития и физической подготовленности; владеть знаниями о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры
Метапредметные: - познавательные: понимать физическую культуру как явление культуры, способствующей развитию личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств, а также как средство организации здорового образа жизни и профилактики вредных привычек. - коммуникативные: владеть культурой речи, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявлять к собеседнику внимание, интерес и уважение; обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы; владеть умением грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения, доводить ее до собеседника. - регулятивные: добросовестно выполнять учебные задания; уметь организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; поддерживать оптимальный уровень работоспособности в процессе учебной деятельности, использовать занятия физической культурой для профилактики психического и физического утомления; владеть широким арсеналом двигательных действий из базовых видов спорта, активно их использовать в самостоятельно организуемой физкультурно-оздоровительной деятельности; владеть способами наблюдения за показателями физического развития и физической подготовленности. Предметные: Должны знать и иметь представление: правила техники безопасности на уроках лёгкой атлетики; влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья; понятия: спринтерский, эстафетный и кроссовый бег; правила соревнований в беге, прыжках и метаниях; названия разучиваемых упражнений; представление о темпе и скорости. Должны уметь: с максимальной скоростью пробегать 60 м. из положения низкого старта; пробегать до 2000 м. и в равномерном темпе бегать до 15 мин; прыгать в длину с места и в высоту с разбега; выполнять челночный бег 3x10 м/с., метание малого мяча на дальность и в цель.
|
| |||
2 | 7 |
| Бег 30м. на время. Ходьба. Игра. «Лапта» |
| ||||
3 | 12 |
| Ходьба. Бег 5 минут. Игра «Лапта» |
| ||||
4 | 14 |
| Тест - прыжок в длину с места. Бег 6 минут |
| ||||
5 | 19 |
| Бег 60м. с ускорение на время. Прыжки на одной и двух ногах. |
| ||||
6 | 21 |
| Кроссовый бег 300 м. Прыжки на каждый 3-й, 5-й шаг. |
| ||||
7 | 26 |
| Кроссовый бег 400м. Прыжок в длину с разбега |
| ||||
8 | 28 |
| ТБ по прыжкам. Прыжок в длину с разбега на результат Кроссовый бег 500м. |
| ||||
9 | 3.10 |
| Метание мяча на дальность. Фазы прыжка в высоту с разбега |
| ||||
10 | 5 |
| Прыжок в высоту с разбега. Толкание набивного мяча (2 кг) |
| ||||
11 | 10 |
| Прыжок в высоту с разбега на результат. Метание мяча в мишень. |
| ||||
Спортивные и подвижные игры. |
| |||||||
12 | 12 |
| Инструктаж ТБ по играм. Игра «Пионербол» | Цель: формирование двигательной активности учащихся посредством игр, игровых упражнений и соревнований. Задачи:
Личностные: проявлять положительное отношение к занятиям физкультурной деятельностью, накапливать необходимые знания и умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения значимых результатов в физическом совершенстве. Владеть знаниями об особенностях физического развития и физической подготовленности; владеть знаниями о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры Метапредметные: - познавательные: понимать физическую культуру как явление культуры, способствующей развитию личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств, а также как средство организации здорового образа жизни и профилактики вредных привычек. - коммуникативные: владеть культурой речи, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявлять к собеседнику внимание, интерес и уважение; обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы; владеть умением грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения, доводить ее до собеседника. - регулятивные: добросовестно выполнять учебные задания; уметь организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; поддерживать оптимальный уровень работоспособности в процессе учебной деятельности, использовать занятия физической культурой для профилактики психического и физического утомления; владеть широким арсеналом двигательных действий из базовых видов спорта, активно их использовать в самостоятельно организуемой физкультурно-оздоровительной деятельности; владеть способами наблюдения за показателями физического развития и физической подготовленности. Предметные: Должны знать и иметь представление: правила техники безопасности при занятиях спортивными играми; правила и организацию спортивных и подвижных игр; тактику нападения и защиты; технику владения мячом. Должны уметь: играть в спортивную игру (волейбол, баскетбол) по упрощенным правилам; выполнять освоенные приемы техники перемещений и владения мячом. Должны демонстрировать: активное участие в играх, умение самостоятельно подбирать и проводить их в свободное время. |
| |||
13 | 17 |
| Игра «Пионербол». Игра с элементами ОРУ Контрольная работа по теме «Лёгкая атлетика»(за 1 четверть) |
| ||||
14 | 19 |
| Тест – бросок набивного мяча 1кг. Игра – баскетбол. |
| ||||
15 | 24 |
| Игра – баскетбол с соблюдением правил. |
| ||||
16 | 26 |
| Тест - подтягивание на перекладине. Игра – баскетбол |
| ||||
2 четверть |
| |||||||
Гимнастика с элементами акробатики |
| |||||||
17 | 7.11 |
| Строевые упражнения. ОР и корригирующие упражнения без предметов | Цель: содействие развитию гибкости, координационных, силовых и скоростно-силовых способностей с помощью гимнастических, акробатических и общеразвивающих упражнений физкультурно-оздоровительной направленности. Задачи:
Личностные: проявлять положительное отношение к занятиям физкультурной деятельностью, накапливать необходимые знания и умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения значимых результатов в физическом совершенстве. Владеть знаниями об особенностях физического развития и физической подготовленности; владеть знаниями о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры Метапредметные: - познавательные: понимать физическую культуру как явление культуры, способствующей развитию личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств, а также как средство организации здорового образа жизни и профилактики вредных привычек. - коммуникативные: владеть культурой речи, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявлять к собеседнику внимание, интерес и уважение; обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы; владеть умением грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения, доводить ее до собеседника. - регулятивные: добросовестно выполнять учебные задания; уметь организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; поддерживать оптимальный уровень работоспособности в процессе учебной деятельности, использовать занятия физической культурой для профилактики психического и физического утомления; владеть широким арсеналом двигательных действий из базовых видов спорта, активно их использовать в самостоятельно организуемой физкультурно-оздоровительной деятельности; владеть способами наблюдения за показателями физического развития и физической подготовленности. Предметные: Должны знать и иметь представление: технику безопасности, страховку и помощь во время занятий гимнастикой; значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки; упражнения для разогревания; основы выполнения гимнастических упражнений. Должны уметь: выполнять строевые упражнения, общеразвивающие упражнения в парах; кувырки вперёд слитно, мост из положения стоя с помощью; выполнять комбинацию из акробатических упражнений; выполнять упражнения на гимнастических снарядах: козёл, канат, перекладина, бревно. |
| |||
18 | 9 |
| Инструктаж ТБ на гимнастике. Строевые упражнения. |
| ||||
19 | 14 |
| Строевые упражнения. ОР и корригирующие упражнения с предметами. |
| ||||
20 | 16 |
| Упражнения на гимнастической стенке. |
| ||||
21 | 21 |
| Упражнения на гимнастической стенке. Игры. |
| ||||
22 | 23 |
| Акробатические упражнения. Простые висы |
| ||||
23 | 28 |
| Упражнения на гимнастической стенке. Переноска груза. |
| ||||
24 | 30 |
| Строевые упражнения. Акробатические упражнения. Висы. |
| ||||
25 | 5.12 |
| Переноска груза и передача предметов. Упоры. Лазание. |
| ||||
26 | 7 |
| Лазание и перелезание. Танцевальные упражнения. |
| ||||
27 | 12 |
| Лазание и перелезание. Танцевальные упражнения. Эстафеты |
| ||||
28 | 14 |
| Равновесие. Опорный прыжок. |
| ||||
29 | 19 |
| Равновесие. Опорный прыжок. Контрольная работа по теме «Баскетбол» (за 2 четверть) |
| ||||
Спортивные игры. Баскетбол |
| |||||||
30 | 21 |
| Игры с элементами ОРУ. Игра «Баскетбол» | Метапредметные: - регулятивные:
- познавательные:
- коммуникативные:
|
| |||
31 | 26 |
| Игры с элементами прыжков. Игра – баскетбол |
| ||||
3 четверть |
| |||||||
Гимнастика с элементами акробатики |
| |||||||
32 | 11.01 |
| Равновесие. Опорный прыжок. | Метапредметные: - познавательные: понимать физическую культуру как явление культуры, способствующей развитию личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств, а также как средство организации здорового образа жизни и профилактики вредных привычек. - коммуникативные: владеть культурой речи, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявлять к собеседнику внимание, интерес и уважение; обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы; владеть умением грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения, доводить ее до собеседника. - регулятивные: добросовестно выполнять учебные задания; уметь организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; поддерживать оптимальный уровень работоспособности в процессе учебной деятельности, использовать занятия физической культурой для профилактики психического и физического утомления; владеть широким арсеналом двигательных действий из базовых видов спорта, активно их использовать в самостоятельно организуемой физкультурно-оздоровительной деятельности; владеть способами наблюдения за показателями физического развития и физической подготовленности. Предметные: Должны знать и иметь представление: технику безопасности, страховку и помощь во время занятий гимнастикой; значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки; упражнения для разогревания; основы выполнения гимнастических упражнений. Должны уметь: выполнять строевые упражнения, общеразвивающие упражнения в парах; кувырки вперёд слитно, мост из положения стоя с помощью; выполнять комбинацию из акробатических упражнений; выполнять упражнения на гимнастических снарядах: козёл, канат, перекладина, бревно. |
| |||
33 | 16 |
| Лазание и перелезание. Равновесие. |
| ||||
34 | 18 |
| Висы и упоры. Строевые упражнения. |
| ||||
35 | 23 |
| Прыжки со скакалкой. |
| ||||
Спортивные игры. Волейбол |
| Кувырк вперед и назад; стойка на лопатках. | ||||||
36 | 25 |
| Вводный инструктаж по ТБ на уроках физкультуры. Стойка волейболиста. | Личностные: проявлять положительное отношение к занятиям физкультурной деятельностью, накапливать необходимые знания и умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения значимых результатов в физическом совершенстве. Владеть знаниями об особенностях физического развития и физической подготовленности; владеть знаниями о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры Метапредметные: - познавательные: понимать физическую культуру как явление культуры, способствующей развитию личности человека, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств, а также как средство организации здорового образа жизни и профилактики вредных привычек. - коммуникативные: владеть культурой речи, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявлять к собеседнику внимание, интерес и уважение; обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы; владеть умением грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения, доводить ее до собеседника. - регулятивные: добросовестно выполнять учебные задания; уметь организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; поддерживать оптимальный уровень работоспособности в процессе учебной деятельности, использовать занятия физической культурой для профилактики психического и физического утомления; владеть широким арсеналом двигательных действий из базовых видов спорта, активно их использовать в самостоятельно организуемой физкультурно-оздоровительной деятельности; владеть способами наблюдения за показателями физического развития и физической подготовленности. Предметные: Должны знать и иметь представление: правила техники безопасности при занятиях спортивными играми; правила и организацию спортивных и подвижных игр; тактику нападения и защиты; технику владения мячом. Должны уметь: играть в спортивную игру (волейбол, баскетбол) по упрощенным правилам; выполнять освоенные приемы техники перемещений и владения мячом. Должны демонстрировать: активное участие в играх, умение самостоятельно подбирать и проводить их в свободное время. |
| |||
37 | 30 |
| Стойки и передвижения, повороты, остановки. |
| ||||
38 | 1.02 |
| Прием и передача мяча сверху двумя руками. |
| ||||
39 | 6 |
| Прием и передача мяча сверху двумя руками. Итоговая контрольная работа |
| ||||
40 | 8 |
| Прием и передача мяча сверху двумя руками. |
| ||||
41 | 13 |
| Прием мяча снизу над собой. |
| ||||
42 | 15 |
| Передача мяча с низу. |
| ||||
43 | 20 |
| Нижняя прямая подача мяча. |
| ||||
44 | 22 |
| Нижняя прямая подача мяча |
| ||||
45 | 27 |
| Нижняя прямая подача мяча |
| ||||
46 | 1.03 |
| Прямой нападающий удар. |
| ||||
47 | 6 |
| Прямой нападающий удар. |
| ||||
48 | 13 |
| Тактика свободного нападения. Контрольная работа по теме «Гимнастика» (за 3 четверть) |
| ||||
49 | 15 |
| Игры с элементами пионербола |
| ||||
50 | 20 |
| Игры с элементами волейбола |
| ||||
51 | 22 |
| Игры с элементами баскетбола |
| ||||
4 четверть |
| |||||||
Кроссовая подготовка |
| |||||||
52 | 3.04 |
| Преодоление препятствий | Р: формулируют и удерживают учебную задачу, описывают технику ходьбы и длительного бега. П: повторяют правила техники безопасности при ходьбе и беге по пересеченной местности. К: взаимодействуют со сверстниками в процессе урока , задают вопросы, обращаются за помощью к учителю и сверстникам; формулируют собственное мнение. Р: планируют бег по пересеченной местности до 2000 метров, прогнозируют его результат. П: анализируют результат бега. К: взаимодействуют со сверстниками в процессе урока и проведения подвижных игр. |
| |||
53 | 5 |
| Смешенное передвижение. |
| ||||
54 | 10 |
| Переменный бег. |
| ||||
55 | 12 |
| Гладкий бег |
| ||||
56 | 17 |
| Бег в равномерном темпе 15 мин. |
| ||||
57 | 19 |
| Бег в равномерном темпе 15 мин. |
| ||||
58 | 24 |
| Спринтерский бег |
| ||||
59 | 26 |
| Высокий старт. |
| ||||
Легкая атлетика |
| |||||||
60 | 3.05 |
| Спринтерский бег | Регулятивные: целеполагание - формулировать и удерживать учебную задачу; планирование - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: общеучебные - использовать общие приемы решения поставленных задач; определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями. Коммуникативные: инициативное сотрудничество - ставить вопросы, обращаться за помощью. Р.: целеполагание - формулируют и удерживают учебную задачу, контролируют и оценивают процесс и результат бега на 60 метров. П.:общеучебные–формулируют цель урока, выделяют важную информацию. К.: инициативное сотрудничество - ставят вопросы, обращаются за помощью; взаимодействие - формулируют собственное мнение и позицию. |
| |||
61 | 8 |
| Высокий старт. |
| ||||
62 | 10 |
| Финальное усилие. Эстафеты. |
| ||||
63 | 15 |
| Эстафеты. |
| ||||
64 | 17 |
| Бег на средние дистанции. |
| ||||
65 | 22 |
| Спринтерский бег Итоговая контрольная работа |
| ||||
66 | 24 |
| Эстафетный бег |
| ||||
67 | 29 |
| Метание мяча. |
| ||||
68 | 31 |
| Разновидность прыжков |
| ||||
Итого 68 часов за год |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Необходимое количество
| Примечание |
Основная школа | |||
1. | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция
| ||
1.1. | Стандарт основного общего образования по физической культуре | Д | Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала) |
1.2. | Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5-9 классы | Д |
|
1.3. | Рабочие программы по физической культуре | Д |
|
1.4. | Учебники и пособия, которые входят в предметную линию учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха Физическая культура. 5-7 классы / Под редакцией М.Я. Виленского. Учебник для общеобразовательных учреждений. В.И. Лях, А.А. Зданевич. Физическая культура. 8-9 классы / Под общ. ред. В.И. Ляха. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.Я. Виленский, В.Т. Чичикин. Физическая культура. 5-7классы. Пособие для учителя/ на сайте издательства по адресу: http://www.prosv.ru/ebooks/Vilenskii_Fiz-ra_5-7kl/index.html В.И. Лях, А.А. Зданевич. Физическая культура. Методическое пособие. 10-11 классы. Базовый уровень/ на сайте издательства «Просвещение» по адресу: http://www.prosv.ru/ebooks/Lah_Fiz-ra_10-11 /index.html В.И. Лях. Физическая культура. Тестовый контроль. 5-9 классы (серия «Текущий контроль»). Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика (серия «Работаем по новым стандартам»). Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол (серия «Работаем по новым стандартам»). Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол (серия «Работаем по новым стандартам»). | К | Учебники, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации, входят в библиотечный фонд. Методические пособия и тестовый контроль к учебникам входят в библиотечный фонд
|
1.5. | Учебная, научная, научно-популярная литература по физической культуре и спорту, олимпийскому движению | Д | В составе библиотечного фонда |
1.6. | Методические издания по физической культуре для учителей | Д | Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе» |
1.7. | Федеральный закон «О физической культуре и спорте» | Д | В составе библиотечного фонда |
2 | Демонстрационные учебные пособия | ||
2.1. | Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности | Д |
|
2.2. | Плакаты методические | Д | Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям |
2.3. | Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения | Д |
|
3 | Экранно-звуковые пособия | ||
3.1. | Аудиовизуальные пособия по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» (на цифровых носителях) | Д |
|
3.2. | Аудиозаписи | Д | Для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям; проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников |
4 | Технические средства обучения | ||
4.1. | Телевизор с универсальной приставкой | Д | Не менее 72 см по диагонали |
4.2. | DVD-плеер или DVD- рекордер (с набором дисков) | Д |
|
4.3. | Аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов и площадок |
| С возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD-RW, MP3, а также магнитофонных записей |
4.4. | Радиомикрофон (петличный) | Д |
|
4.5. | Мегафон | Д |
|
4.6. | Мультимедийный компьютер | Д | Технические требования: графическая операционная система, привод для чтения/записи компакт-дисков, аудио- и видеовходы/выходы, возможность входа в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ ( текстовых, табличных, графических, и презентационных) |
4.7. | Сканер | Д |
|
4.8. | Принтер лазерный | Д |
|
4.9. | Копировальный аппарат | Д | Может входить в материально-техническое оснащение образовательного учреждения |
4.10. | Цифровая видеокамера | Д |
|
4.11. | Цифровая фотокамера | Д |
|
4.12. | Мультимедиапроектор | Д |
|
4.13. | Экран (на штативе или навесной) | Д | Минимальные размеры 1,25 х 1,25 |
5. | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
| ||
5.1. | Стенка гимнастическая | Г |
|
5.2. | Бревно гимнастическое напольное | Г |
|
5.3. | Бревно гимнастическое высокое | Г |
|
5.4. | Козел гимнастический | Г |
|
5.5. | Конь гимнастический | Г |
|
5.6. | Перекладина гимнастическая | Г |
|
5.7. | Канат для лазанья с механизмом крепления | Г |
|
5.8. | Мост гимнастический подкидной | Г |
|
5.9. | Скамейка гимнастическая жесткая | Г |
|
5.10. | Комплект навесного оборудования | Г | В комплект входят перекладина, брусья, мишени для метания |
5.11. | Скамья атлетическая наклонная | Г |
|
5.12. | Гантели наборные | Г |
|
5.13. | Коврик гимнастический | К |
|
5.14. | Акробатическая дорожка | Г |
|
5.15 | Маты гимнастические | Г |
|
5.16. | Мяч набивной (1 кг, 2 кг) | Г |
|
5.17. | Мяч малый (теннисный) | К |
|
5.18. | Скакалка гимнастическая | К |
|
5.19. | Палка гимнастическая | К |
|
5.20 | Обруч гимнастический | К |
|
5.21. | Коврики массажные | Г |
|
5.22. | Секундомер настенный с защитной сеткой | Д |
|
5.23. | Сетка для переноса малых мячей | Д |
|
Легкая атлетика | |||
5.24. | Планка для прыжков в высоту | Д |
|
5.25. | Стойка для прыжков в высоту | Д |
|
5.26. | Флажки разметочные на опоре | Г |
|
5.27. | Лента финишная | Д |
|
5.28. | Дорожка разметочная для прыжков в длину с места | Г |
|
5.29. | Рулетка измерительная (10 м, 50 м) | Д |
|
5.30. | Номера нагрудные | Г |
|
Подвижные и спортивные игры | |||
5.31. | Комплект щитов баскетбольгных с кольцами и сеткой | Д |
|
5.32. | Щиты баскетбольные навесные кольцами и сеткой | Г |
|
5.33. | Мячи баскетбольные для мини-игры | Г |
|
5.34. | Сетка для переноса и хранения мячей | Д |
|
5.35. | Жилетки игровые с номерами | Г |
|
5.36. | Стойки волейбольные универсальные | Д |
|
5.37. | Сетка волейбольная | Д |
|
5.38. | Мячи волейбольные | Г |
|
5.39. | Табло перекидное | Д |
|
5.40. | Ворота для мини-футбола | Д |
|
5.41. | Сетка для ворот мини-футбола | Д |
|
5.42. | Мяч футбольные | Г |
|
5.43. | Номера нагрудные | Г |
|
5.44. | Ворота для ручного мяча | Д |
|
5.45. | Мячи для ручного мяча | Г |
|
5.46. | Компрессор для накачивания мячей | Д |
|
Туризм | |||
5.47. | Палатки туристские (двухместные) | Г |
|
5.48. | Рюкзаки туристские | Г |
|
5.49. | Комплект туристский бивуачный | Д |
|
Измерительные приборы | |||
5.50. | Пульсометр | Г |
|
5.51. | Шагомер электронный | Г |
|
5.52. | Комплект динамометров ручных | Д |
|
5.53. | Динамометр становой | Д |
|
5.54. | Ступенька универсальная (для степ-теста) | Г |
|
5.55. | Тонометр автоматический | Д |
|
5.56. | Висы медицинские с ростомером | Д |
|
Средства первой помощи | |||
5.57. | Аптечка медицинская | Д |
|
Дополнительный инвентарь | |||
5.58. | Доска аудиторная с магнитной поверхностью | Д | Доска передвижная |
6. | Спортивные залы (кабинеты)
| ||
6.1. | Спортивный зал игровой |
| С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек |
6.2. | Спортивный зал гимнастический |
|
|
6.3. | Зоны рекреации |
| Для проведения динамических пауз (перемен) |
6.4. | Кабинет учителя |
| Включает в себя рабочий стол, стулья, сейф, книжные шкафы (полки), шкаф для одежды |
6.5. | Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования |
| Включает в себя стеллажи, контейнеры |
7. | Пришкольный стадион (площадка) | ||
7.1. | Легкоатлетическая дорожка | Д |
|
7.2. | Сектор для прыжков в длину | Д |
|
7.3. | Сектор для прыжков в высоту | Д |
|
7.4. | Игровое роле для футбола (мини-футбола) | Д |
|
7.5. | Площадка игровая баскетбольная | Д |
|
7.6. | Площадка игровая волейбольная | Д |
|
7.7. | Гимнастический городок | Д |
|
7.8. | Полоса препятствий | Д |
|