Физкультурно-оздоровительная работа
в режиме учебного и продлённого дня начальной школы
Подготовила:
Эмиралиева Диляра Серверовна
учитель начальных классов
В детские годы физическое здоровье имеет найважнейшее значение. Именно физическая активность определяет успешность развития психической и социальной активности младшего школьника.
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНАХ И В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ
Игры на переменах относятся к физкультурно-оздоровительной форме физического воспитания и являются одним из компонентов двигательного режима школьников в течение учебного дня. Подвижные игры на переменах решают задачу активного отдыха детей после урока, способствуют снижению утомления, наблюдавшегося к концу урока, повышению работоспособности и поддержанию её на более высоком уровне на последующих уроках.
Наиболее эффективными играми на переменах и в группе продлённого дня являются игры малой и средней интенсивности.
У кого мяч?
Играющие образуют круг, встав плечом к плечу. Руки у играющих за спиной. Они передают друг другу теннисный мяч. Один из играющих в удобный момент, когда водящий повернётся к нему спиной, старается дотронуться мячом до спины и быстро передать его стоящему рядом товарищу.
Водящий должен узнать того, кто дотронулся до него мячом, или определить, у кого в данный момент находится мяч. Если водящий заподозрит игрока с мячом, он громко говорит: «Руки!» - и тот сейчас же обязан показать обе руки.
Узнанный становится на место водящего, а он идёт в большой круг. Если водящий ошибается, он продолжает водить.
Туннель
Играющие делятся на две команды и строятся в две колонны по два, взявшись за руки, одна колонна параллельно другой.
По команде руководителя дети, стоящие последними в своих командах, по туннелю под поднятыми руками играющих бегут вперёд, встают впереди колонны и поднимают руки вверх. Как только это увидят оставшиеся последними в каждой команде играющие, они выполняют то же, что и предыдущая пара. Выигрывает та команда, играющие которой окажутся более быстрыми и ловкими.
Указания к игре. Расстояние от первого до последнего играющего в командах не должно уменьшаться. Как только играющие начинают бежать вперёд, остальные передвигаются на одно место назад.
Охотники и утки
Играющие делятся на две равные команды охотников и уток. Утки становятся в середину большого круга. Охотники располагаются снаружи
круга. Охотники, перебрасывая мяч, стараются осалить им уток. Осаленные
утки выбывают из игры. Когда будут осалены все утки, команды поменяются ролями. Выигрывает команда, которая за меньшее время осалила всех уток.
Шишки, жёлуди, орехи
Играющие распределяются на тройки (шишки, желуди, орехи) и берутся за руки. Один из играющих назначается водящим.
По вызову учителя шишки (жёлуди, орехи) соответствующие играющие меняются местами, а водящий старается занять свободное место в любой тройке и получить название выбежавшего. Тот, кто не попадает в тройку, становится водящим.
Зайцы в огороде
Чертится большой круг – огород, в нём стоит сторож. Все остальные играющие – зайцы.
Они прыгают то в огород, то обратно. Сторож неожиданно начинает салить зайцев. Пойманным считается заяц, который осален в огороде. Когда поймано 3-4 зайца, назначается новый сторож.
День и ночь
Две команды становятся в шеренги спиной друг к другу на расстоянии 1,5-2 м на середине площадки. Перед каждой командой в 10-15 м за линией находится их дом. Одна команда – «День», другая – «Ночь». Если учитель произносит слово «день», тогда команда с этим названием убегает в свой дом, а другая команда её догоняет.
При слове «ночь» команды выполняют противоположные задачи, Выигрывает команда, которая осалит большее количество играющих из другой команды.
Белые медведи
Чертится круг, изображающий небольшую льдину, На льдину встают двое водящих (медведи). Остальные играющие бегают по площадке. Медведи идут на охоту, держась за руки. Настигнув кого-нибудь, они стараются охватить его свободными руками. Пойманного игрока отводят на льдину, затем ловят второго играющего и отводят туда же. Оба пойманные тоже становятся медведями и, взявшись за руки, идут на охоту. Каждая новая пойманная пара становятся медведями. Игра кончается, когда все будут пойманы.
Волк во рву
Посредине игровой площадки чертится ров (две параллельные линии) шириной 50-60 см. Во рву находятся 2-3 водящих (волки). Остальные играющие – козочки находятся на одной из сторон рва. По сигналу учителя козочки перепрыгивают через ров. Волки стараются поймать (осалить) кого-либо из прыгающих. Пойманная (осаленная) козочка, а также не осмелевшая перепрыгнуть ров выбывают из игры.
По новому сигналу козочки снова прыгают через ров. Игра заканчивается, когда количество не пойманных козочек будет равно числу волков.
Попрыгунчики – воробушки
На площадке чертится круг. В круг встаёт водящий (ворона). Все остальные играющие (воробушки) становятся за кругом. Воробушки впрыгивают в круг, а ворона старается их поймать (осалить). Когда воробушкам угрожает опасность быть осаленными, они выпрыгивают из круга. Если ворона осалила воробушка, находящегося в кругу, то этот воробушек заменяет ворону, и игра продолжается.
К своим флажкам
Играющие образуют три круга. В центре каждого круга должен стоять водящий с цветным флажком: красным – в одном кругу, синим – в другом и т.д.. Играющие идут по кругу вокруг своего флажка. По первому сигналу учителя все, кроме водящего с флажком, разбегаются и свободно бегают по площадке. По второму сигналу все играющие останавливаются и закрывают глаза, а в это время со своими флажками перебегают на другие места. По третьему сигналу играющие открывают глаза, бегут к своему флажку и собираются вокруг него, взявшись за руки. Выигрывает команда, сделавшая это первой. При повторении игры флажки передаются другим детям.
Салки
(с прыжками на одной ноге)
Назначается один водящий – салка, все остальные играющие свободно размещаются по площадке.
Салка, прыгая на одной ноге, догоняет игроков, а те увёртываются от него, тоже прыгая на одной ноге. Если салка догнал и осалил игрока, они меняются ролями.
Салка не имеет право догонять игроков бегом, а игрок – убегать от салки, а не прыгать.
Сова
Из игроков выбирается «сова», её гнездо находится в углу зала (площадки). После слов учителя «День наступает – всё оживает» дети свободно бегают по залу, изображая бабочек, птичек, жуков и т.д. После слов «Ночь наступает – всё замирает» игроки «замирают», останавливаясь в той позе, в которой их застал сигнал. «Сова» выходит на «охоту» и тех, кто пошевелится, отводит в своё гнездо. «Сову» сменяют через 3-4 игры.
Воробьи и ворона
На полу чертится круг. В центре круга находится «ворона», за линией круга – «воробьи». Они запрыгивают (на одной или двух ногах) в круг, прыгают в нём и выпрыгивают из него. «Ворона» должна поймать «воробья», пока тот находится в кругу. Пойманный начинает водить.
Мяч – соседу
Игроки становятся в круг на расстоянии одного шага друг от друга. За кругом стоит водящий. Игроки передают мяч соседу слева или справа, а водящий старается коснуться мяча. Если ему это удаётся, то игрок, у которого был мяч, сам становится водящим.
У медведя на бору
На одном конце площадки чертится круг – берлога медведя. На другом – дом для играющих детей. Дети идут из дома по направлению к берлоге и говорят: «У медведя на бору грибы, ягоды беру. А медведь глядит и на нас рычит». После этих слов медведь выбегает из берлоги и начинает ловить(салить) играющих. Дети стараются убежать в свой дом.
Мы – весёлые ребята
Играющие стоят на одной стороне площадки за чертой и говорят следующие слова: «Мы – весёлые ребята, любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать!» После этих слов дети перебегают на другую сторону площадки, также за черту. Водящий, находящийся на середине площадки старается догнать и коснуться рукой перебегающих. Осалённый становится помощником водящего. Игра кончается ,когда все участники будут пойманы.
С кочки на кочку
Играющие делятся на несколько команд и строятся в колонны по одному около стартовой линии. Перед каждой колонной от стартовой до финишной линии (расстояние 10-15 м) чертятся 10-12 кругов (кочек) диаметром 25-30 см на расстоянии 60-80 см друг от друга. По команде руководители игры дети, стоявшие первыми, прыгают с кочки на кочку до финишной линии и бегом возвращаются в конец своей колонны. Прибежавший первым получает 5 очков, второй – 4 очка, третий – 3 очка и т.д. Затем стартуют следующие в командах и т.д.
Команда, набравшая большее количество очков, занимает первое место.
Кто обгонит? (прыжки на одной ноге)
На стартовую линию вызываются 8 – 10 играющих. По команде воспитателя дети прыгают на одной ноге до финишной линии (расстояние 10 – 12 м) на перегонки.
Вызов номеров
Играющие делятся на три команды (колонны), рассчитываются по порядку и запоминают свой номер. Перед колоннами чертится стартовая черта. Руководитель называет любой из номеров, имеющий место в колоннах. Играющие, получившие соответствующие номера при расчёте, выбегают из своих колонн, бегут до условленного места и возвращаются обратно к стартовой черте. Прибежавший первым приносит команде одно очко. Затем учитель называет другой номер и т.д. Побеждает команда, получившая большее количество очков.
Перемена мест
Разделившись на две равные группы, играющие располагаются с двух сторон площадки, построившись там шеренгами лицом к центру площадки. Руководитель показывает, а дети за ним повторяют лёгкие гимнастические упражнения для рук, повороты, наклоны туловища, приседания, прыжки на месте. Неожиданно руководитель даёт команду «Перемена!» Обе шеренги должны быстро, не сталкиваясь, поменяться местами. Выигрывает та команда, которая быстрее и организованнее построится на новом месте. После этого игра возобновляется. Руководитель может показывать также танцевальные или имитационные движения.
У ребят порядок строгий
Дети по одному и по два спокойно ходят в разных направлениях и говорят: «У ребят порядок строгий, знают все свои места; ну, трубите веселее: тра-та-та-та, тра-та-та-та!»
После этих слов руководитель, вытягивая правую или левую руку в сторону, командует: «Становись!». Дети должны быстро построится по росту в шеренгу по направлению, указанному учителем, и подравняться по носкам. (Самый высокий ученик становится позади учителя, в трёх шагах от него.) Дети, прибежавшие к шеренге последними, или плохо подравнявшиеся по носкам проигрывают.
Музыкальные змейки
Играющие распределяются на 3-4 равные команды – «змейки». Команды выстраиваются в колонны по одному параллельно друг другу. Первые в колоннах являются направляющими. Каждой команде присваивается мелодия танца, характеру которой должны соответствовать определённые движения. Команда, которой присвоена мелодия вальса, должна передвигаться шагом вальса Команда которой присвоена мелодия польки, передвигается шагом польки. Команда, которой присвоена мелодия марша, марширует. Руководитель называет какую-либо, определённую для каждой команды, мелодию, например, польку. Команда, для которой определена эта музыка, начинает передвигаться шагом польки за своим направляющим по площадке в любом направлении. Учитель неожиданно называет другую музыку, например вальс, «змейка», передвигающаяся шагом польки, останавливается на том месте, где её застала новая мелодия, а «змейка», которой присвоена мелодия вальса, начинает передвигаться шагом вальса и т. д.
Мелодии называются не в порядке очереди, а по усмотрению учителя. По определённому сигналу руководителя (свистку) «змейки» должны быстро встать на свои первоначальные места и поднять руки вверх. Выигрывает команда сделавшая это первой.
Эстафета «Верёвочка под ногами»
Игроки становятся в две колонны по одному. Расстояние между колоннами не менее 2 м. Головные игроки каждой колонны получают по короткой скакалке. По сигналу учителя первые игроки передают один конец скакалки вторым игрокам и, придерживая скакалку за другой конец, проносят её вдвоём под ногами играющих своей колонны. Стоящие в колонне прыгают
через верёвочку. Когда все игроки, составляющие колонны, а второй бежит
вперёд, подаёт свободный конец скакалки третьему игроку, и верёвочка опять проносится ими под ногами стоящих в колонне игроков. Теперь в конце колонны остаётся второй игрок, третий же бежит вперёд, передаёт В один конец верёвочки четвёртому игроку и т.д. Игра ведётся до тех пор, пока все игроки не пробегут с верёвочкой вдоль колонны, пронося её под ногами игроков. Когда первый игрок опять окажется впереди колонны и ему передадут скакалку, колонна заканчивает игру.
Эстафета друзей
Игроки соревнующихся команд, распределившись по парам, должны по очереди добежать до обозначенного флажком места и назад, зажав мяч между головами, плечами, животами.
Грамотеи
Команды колоннами стоят на стартовой линии. В стороне стоят коробки с буквами (отдельно для каждой команды). По команде учителя игроки от каждой команды по очереди бегут к коробке с буквами, выбирают нужную букву, добегают до линии финиша, прикрепляют её к доске и возвращаются в конец колонны. Игра длится до тех пор, пока одна из команд первой не составит нужное предложение или слово.
Слышу звон, да не знаю, где он
В центр круга, образованного игроками, выходят 3 -4 участника. Одному из них дают колокольчик, он – водящий, а другим завязывают глаза. Игрокам с завязанными глазами надо поймать водящего, который, не переставая звонить колокольчиком, убегает от них. Игра длится 2 – 3 минуты. Тот, кто за это время поймает водящего, сам становится водящим, и игра повторяется.
Займи стул
Стулья расставлены так, что образуют круг, за кругом – игроки. Стульев на один меньше, чем игроков. Под музыку игроки передвигаются по часовой стрелке вокруг стульев; когда музыка прекращается, следует быстро занять стул. Игрок, оставшийся без стула, выбывает. Выигрывает игрок, который займёт последний стул.
Быстрее перенеси
На пол кладут обруч, в который складывают 11 -13 маленьких мячей, на расстоянии 15 м кладут ещё два обруча, в каждом из которых стоят участники игры. По сигналу учителя оба игрока бегут к мячам и начинают переносить их по одному в свой обруч. Если игрок уронит мяч, он должен его поднять и положить в обруч. Побеждает тот, кто перенесёт больше мячей.
Что изменилось?
Игроки сидят на скамейках (стульях, на полу и т.д.) в разных позах. Водящий в течение 2-3 секунд смотрит на игроков, поворачивается к ним спиной и начинает считать до десяти. За это время игроки меняются местами, изменяют позы. Водящий должен определить, что изменилось. Если он сделает это правильно, то его место занимает другой игрок.
Ноги от земли
Все игроки произвольно бегают по площадке, а водящий их догоняет. Спасаясь от преследования, игроки должны принять такое положения, чтобы ступни ног не касались земли: повиснуть на чем-нибудь, поднять ноги вверх, залезть на скамью и т.д. Игроков, у которых «ноги от земли», трогать нельзя. Тот, кого все-таки поймали, становится водящим.
Мячик - в ведро
Игроки с теннисными мячами становятся возле стартовой линии, в 3-5 м от них располагают корзины (вёдра). После каждого попадания расстояние до корзины увеличивается на 0,5 м. выигрывает участник, который попал в корзину (ведро) с самого большого расстояния.
Кто больше
За линией на полу лежит много воздушных шариков. По сигналу учителя два игрока должны от линии старта-финиша добежать до шариков, набрать их как можно больше и, не потеряв ни одного, возвратиться назад. Игру можно проводить и как эстафету.
Перекинь мяч
Детей делят на две команды. Натягивают верёвку ( или двое учеников держат её). Двое детей (из каждой команды по ученику ) прокатывают мяч под верёвкой по команде «Мяч внизу!» и перебрасывают через верёвку по команде «Мяч вверху!» Остальные учащиеся следят. Выигрывает та команда, ученики которой не допустили ни одной ошибки.
Слушай внимательно
Участники игры становятся в круг или полукругом. Водящий называет действие и одновременно выполняет другое действие. Играющие должны делать то, что говорит водящий, а не то, что делает. Ошибившийся получает штрафное очко.
Что летает?
Ученики образуют круг, в середине которого стоит водящий. Называя предметы (стол , дом, птица, муха, воробей, волк и т.д.), он спрашивает: «Летает?» Если называются птицы, насекомые или летающие предметы(самолёт, спутник, ракета и т.д.), учащиеся поднимают руки вверх и говорят: «Летает». Тот, кто ошибся, исполняет песенку или рассказывает стихотворение.
Волка не боюсь
Волк водящий – должен спрятаться за деревом или кустом. Ребята разбегаются по площадке и кричат: «Волка не боюсь!» Волк выжидает, в удобный момент выскакивает из своего укрытия и старается догнать кого-либо из ребят. У каждого играющего в руке пучок травы. Когда играющий видит, что волк вот-вот схватит его, он может бросить траву на землю и сказать: « Твоя трава, волк!» Волк должен подобрать траву. А пока он это делает, преследуемый убегает подальше. Бросать траву можно только один раз. Пойманный волком выходит из игры. Пойманный последним в следующей игре становится «волком».
Пустое место
Играющие становятся в круг на расстоянии полшага один от другого, руки за спину, лицом в круг. Водящий бежит за кругом, дотрагивается рукой до кого-либо и бежит в обратную сторону. Тот до кого дотронулся водящий, бежит ему навстречу, стремясь быстрее занять пустое место. Встречаясь на пути, играющие приветствуют друг друга. Водит тот, кто не успел занять пустое место.
Быстро по местам
Играющие строятся в колонну, вытягивают руки вперёд, слегка касаясь ими плеч впереди стоящих. По команде учителя «Убежали!» все разбегаются в разные стороны. По команде «Быстро по местам!» все должны занять
необходимое положение, положив руки на плечи впереди стоящим. Проигрывает тот, кто занял место последним.
Космонавты
На площадке чертят 5-8 больших кругов – «ракетодромов». Внутри каждого ракетодрома рисуют 2-5 кружков – «ракет». Общее количество ракет должно быть на 5-8 меньше числа играющих. Играющие становятся в круг в центре зала. По сигналу играющие идут по кругу, взявшись за руки, и произносят: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам, на какую захотим, на такую полетим. Но в игре один секрет: опоздавшим места нет». После этих слов все бегут к ракетодромам и занимают места на любой ракете. Оставшиеся без места идут в центр зала.
Отгадай, чей голосок
В центре круга водящий с закрытыми глазами. Все играющие идут по кругу вправо и поют или говорят: «Мы составили все круг, повернёмся разом вдруг! Все поворачиваются на 360° и продолжают: «А как скажем – скок, скок, скок» (слова «скок, скок, скок» поёт или говорит кто-то один), все останавливаются и заканчивают песню-речитатив словами: «Отгадай, чей голосок». Стоящий в центре открывает глаза, называет того, кто сказал слова «скок, скок, скок», и меняется с ним местами.
Неслышно за мячом
Играющие располагаются по кругу. В центре круга водящий, вокруг которого лежат несколько больших или малых мячей. Глаза водящего закрыты. По сигналу руководителя один, двое или трое играющих неслышно подходят к мячам, тихо берут по одному мячу и возвращаются на своё место. Водящий старается услышать или угадать, когда играющий берёт предмет. Если это ему удаётся, он говорит: «Стой!» - и показывает рукой в направлении играющего, а тот выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не истечёт намеченное на игру время. Затем выбирается новый водящий.
Не урони палку
Играющие встают в круг и рассчитываются по порядку. В центр встаёт водящий, в руке у него гимнастическая палка. Водящий ставит палку вертикально на пол и, отпуская её, называет любой номер. Играющий, номер которого был назван, должен быстро подбежать к палке и подхватить её,
прежде чем она упадёт. Если ему не удалось ,он возвращается на своё место, а водящий называет другой номер .Если же вызванному не удалось поймать палку до её падения, то он меняется ролью с водящим.
Делай этак, делай так
Играющие встают либо по кругу, либо свободно (врассыпную). Руководитель игры предупреждает, что учащиеся должны выполнять
показанные им упражнения при словах «делай этак», а при словах «Делай так» упражнения не повторять. Если ученик ошибается, он выходит из игры. Играющие не сделавшие ни одной ошибки, считаются победителями.
Руки соседа
Играющие встают в круг. Руководитель игры ходит внутри круга и, остановившись около какого-нибудь играющего, говорит «руки». Играющий к кому обращены слова, стоит спокойно, но играющий, стоящий справа, от него, должен поднять вверх правую руку, а стоящий слева – левую. Если кто-либо из троих ошибётся (поднимет не ту руку или замешкается), то выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока останется только трое играющих.
Кто подходил?
Играющие встают в одну или две шеренги. Спиной к ним стоит водящий с закрытыми глазами, Руководитель игры знаком вызывает одного из играющих, который тихо подходит к водящему и, громко назвав его имя, Так же тихо уходит на своё место. По сигналу руководителя водящий поворачивается к играющим и старается отгадать того, кто подходил. Если он угадает правильно, подходивший идёт водить. Если водящий три раза подряд не отгадает, кто из учеников подходил к нему, то выбирается новый водящий. Водящего нельзя трогать руками. При названии имени можно менять голос.
Под хлопки
Играющие свободно располагаются по залу. Руководитель выбирает водящего и, удалив его из помещения, где играют, прячет предмет (мяч, свисток и т.д.). Возвратившийся по сигналу водящий под хлопки учащихся ищет спрятанный предмет. Если он находится далеко от предмета, учащиеся хлопают тихо, если идёт по направлению к предмету – громче, если подходит близко к нему – очень громко. После того как предмет найден, выбирается другой водящий.
Хвост дракона
Игроки встают друг за другом, взяв впереди стоящего за талию. Стоящий впереди - голова дракона, задний хвост. Голова дракона пытается поймать хвост, а хвост должен увернуться от головы, при этом все остальные звенья дракона не должны расцепляться. Когда передний игрок поймает заднего, пойманный становится головой. Остальные меняются местами по желанию. Игра продолжается.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе регулярных занятий физическими упражнениями младшие школьники овладевают физкультурным минимумом, кодексом здоровья, учатся правильно дышать, произвольно расслаблять мышцы, организовывать свой двигательный режим самостоятельно. Важно, чтобы каждый ученик твёрдо усвоил, что здоровье во многом зависит от собственных усилий. Регулярные занятия физкультурой помогут младшим школьникам не только познать себя, но и стать здоровым, сильным, красивым.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Интернет ресурсы
И.К Шурухина «Физкультурно-оздоровительная работа» -М.,1980
Давыдов В.В., Слободчикв В.В. Цукерман Г.А. «Младший школьник как субъект учебной деятельности» Вопросы психологии -1992 -№2
Эльконин Д.Б. «Психология обучения младшего школьника».-М.,1974.
Мухина В.С. «Шестилетний ребёнок в школе» -М.,1986
Кузнецова Т.Д., Левитский П.М., Язловецкий В.С. «Дыхательные упражнения в физическом воспитании» -К., 1989