МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Новобрянская (специальная) коррекционная общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский р-он, с.Новая Брянь, ул. Школьная,5, т./ф. 8(30136)53-3-02, e-mail:
[email protected]
Доклад
На тему: «Физкультурно-оздоровительная работа в коррекционной школе»
Выступление на МО воспитателей
Протокол № 2 от 01.10.2017 г.
Воспитатель: Алексеев А.Ю.
Село Новая Брянь
2017г.
С 1 сентября 2016 года в коррекционные школы-интернаты был введен ФГОС обучающихся с умственной отсталостью, то есть с интеллектуальными нарушениями. В данном документе особое место уделяется физкультуре, что в переводе на коррекционное направление называют адаптивной физической культурой (АФК). АФК подразумевает выполнение основных задач:
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, развитие навыков здорового и безопасного образа жизни, соблюдение индивидуальных режимов питания, отдыха и сна;
- воспитание интереса к физкультуре и спорту, формирование потребностей в систематических занятиях физкультурой и видах спорта, которые доступны данной категории обучающихся;
- улучшение основных качеств для свободного движения –это ловкость, быстрота, сила и многое другое;
- формирование умения следить за своим физическим состоянием, уметь давать себе необходимое количество физических нагрузок, при этом дозировать их адекватно, не переусердствовав;
- овладение основами видов спорта, наиболее доступных для детей определенного возраста и психофизических особенностей. К таким видам спорта относятся – легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка и другое;
- коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития, совершенствование волевой сферы и ее дальнейшее развитие;
- воспитание свойств личности и нравственных качеств.
Основная цель как школы-интерната в общем, так и Новобрянской СКОШИ является создание условий для обучения и воспитания личности, которая будет социально адаптирована к современному обществу, к его условиям жизни и работы. Педагоги школы стараются создавать эффективную систему организации учебно-воспитательного процесса, что позволяет корректировать недостатки физического, а также умственного развития основой которого являются специально разработанные рабочие программы образовательного и трудового обучения.
Актуальные задачи физкультурно-оздоровительной работы в ГБОУ «Новобрянская СКОШИ» это активизация познавательной деятельности и стимулирование психологических функций с помощью применения физических упражнений. Физические упражнения являются высокоэффективным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности.
В физическом воспитании различаются 2 специфические взаимосвязанные стороны учебно-воспитательного процесса: воспитание физических качеств и обучение двигательным действиям. Все это важно учитывать при планировании и проведении воспитательских часов, секционных занятий, общешкольных мероприятий спортивной направленности.
Каждый год все школы составляют и реализовывают планы по физическому воспитанию. В данные планы включаются такие направления как:
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в учебное время;
- спортивные занятия в классах и секциях;
- участие в спортивных мероприятиях, конкурсах, соревнованиях;
- пропаганда ЗОЖ и его активная агитация;
- работа с родителями и взаимосвязь с педагогами.
Такие направления помогают устранить причины девиантного поведения несовершеннолетних и предусматривают также индивидуальную работу с детьми "группы риска", состоящими на различных видах учета.
Обычно внеклассные занятия подбираются с учетом возраста детей. Школьные спортивные соревнования имеют своей целью не присвоение разрядов или спортивных квалификаций, а возникновение интереса к занятиям физкультурой, сплочение коллектива. Важно не забывать о том, что дети с нарушением интеллекта ограничены, поэтому необходимо обращать внимание на выбор игр и упражнений, а также на их дозировку.
Дети с нарушениями интеллекта могут добиться эффективных результатов, если стараться развивать их физические качества такие как: сила, ловкость, выносливость, гибкость, координация движения.
Важно знать, что физические упражнения и игры это не уроки физкультуры. Упражнения должны приносить удовольствие воспитанникам, необходимо включать такие виды спорта, которые им нравятся.
Началом физкультурно-оздоровительной работы в коррекционной школе - интернат является утренняя гигиеническая гимнастика. Утренняя гимнастика вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние. А также углубляет дыхание, усиливает кровообращение, способствует обмену веществ, поднимает эмоциональный тонус, воспитывает внимание, целеустремлённость, вызывает положительные эмоции, повышает жизнедеятельность организма. Проводится она ежедневно до завтрака в течение 6-7 минут, на открытом воздухе или в помещении. Место для проведения гимнастики должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. Контроль над выполнением остается за ответственным воспитателем группы. С обучающимися среднего и старшего звена в теплое время года утренняя зарядка проводится на открытом воздухе, что способствует закаливанию организма.
Внеклассная физкультурно - оздоровительная работа - одна из наиболее важных форм активного отдыха. Она способствует развитию положительной мотивации к урокам физической культуры, оказывает благоприятное воздействие на организм ребенка. В то же время закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества, способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.
Физкультурно - оздоровительная и спортивно - массовая работа решает много важнейших задач. Успешность их решения зависит от правильного, четкого планирования и организации методической работы в школе - интернат, в которой активное участие принимают педагогические работники.
Формы занятий для реабилитации детей с нарушениями интеллекта имеют свою специфику. Для этой категории обучающихся целесообразно использовать индивидуальную, групповую и индивидуально-групповую форму занятий. Наиболее эффективными будут индивидуальная и индивидуально-групповая формы в связи с особенностями контингента и степени их обучаемости.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что организация физкультурно-оздоровительной работы предполагает приобщение обучающихся с нарушениями интеллекта к ценностям здорового образа жизни, формирование у них мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, создание условий для сохранения и укрепления здоровья, формирование умений использовать средства физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни и досуговой деятельности.