СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Физкультурные праздники и подвижные игры для детей дошкольного возраста с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация представлена для инструкторов ф/к. В консультации хорошо раскрыта организация физкультурно-массовой работы и коррекционно-развивающие игры для детей с ограниченными возможностями в ДОУ..Раскрыты принципы , которые педагог, инструктор по адаптивной физической культуре должны учитывать при подготовке к проведению игр.

Просмотр содержимого документа
«"Физкультурные праздники и подвижные игры для детей дошкольного возраста с ОВЗ»

Физкультурные праздники и подвижные игры для детей дошкольного возраста с ОВЗ.

Адаптивное физическое воспитание предполагает осуществление спортивно-массовой работы в дошкольном образовательном учреждении.

Подвижные игры можно отнести к спортивно-массовой работе, потому что они предполагают участие большого количества детей, а также родителей и педагогов. Подвижные игры являются наиболее доступным и эффективным методом воздействия на ребенка при его активной помощи. Подвижные игры способствуют достижению наиболее гармоничной координации деятельности всех органов и систем. Те подвижные игры, которые целесообразно подобраны с учетом возраста, состояния здоровья, степени физической подготовки детей, способствуют укреплению организма, закаливанию и профилактике различных заболеваний.

Игры могут проводиться в различное время дня в соответствии с режимом, и педагог должен планировать использование многообразного двигательного материала, обеспечивая систему совершенствования двигательных навыков. Различные спортивные игры и упражнения должны соответствовать потребностям растущего организма ребенка в движении. Спортивные игры, которые вызывают у ребенка интерес, – это футбол, бадминтон, баскетбол и многие другие.

Основной формой спортивно-массовой работы в ДОУ является активный отдых дошкольников, к которому относятся физкультурные праздники, физкультурные и музыкальные досуги, каникулы и дни здоровья. Физкультурный праздник представляет собой радостное событие в жизни ребенка, демонстрируя здоровый образ жизни, представляя достижения в формировании двигательных навыков и психофизических качеств.

Программа физкультурно-спортивного праздника включает в себя различные физические упражнения и веселые подвижные игры, которые отражают приобретенные двигательные навыки. В программу праздника могут быть включены движения, которые предварительно изучались на физкультурных занятиях. Эти движения доставляют ребенку радость и удовольствие. К празднику нужно готовиться заранее, учитывать уровень общего физического развития детей, их двигательных возможностей. Сценарий праздника должен строиться на основе программно-методических требований, которые предъявляются к физическому воспитанию детей – дошкольников.

Дни здоровья проводятся не реже одного раза в квартал с целью оздоровления детей, поддержания положительного эмоционального настроения детей-дошкольников всех возрастных и нозологических групп. День здоровья – это день отдыха, игр и развлечений. При планировании дня здоровья необходимо учитывать самостоятельную двигательную и игровую деятельность детей.

Физкультурные праздники являются разнообразными по содержанию и структуре. Важным моментом в физкультурном празднике является музыка, которая создает определенный эмоциональный фон, бодрое и веселое настроение. Праздник должен состоять из 3 частей. Вначале праздника – 1 часть, проводится так называемый физкультурный парад, начинающийся большим шествием детей, которые разделены на отдельный команды, идущие под своими знаками, эмблемами. Движения должны проводиться под музыкальное сопровождение, стихи и песни. По окончании физкультурного парада, команды детей демонстрируют свои умения в упражнениях и играх. В старших группах проводятся соревнования в беге, метании, прыжках, играх-эстафетах, спортивных играх.

В состав праздника можно включить различные аттракционы. Данная часть проводится при учете времени для каждой группы и всех участников. Во второй части может быть организован кукольный театр, выступления детей и взрослых. В конце праздника все участники праздника могут исполнить, например, общий танец. Важно отметить, что подготовку и проведение физкультурного праздника должен осуществлять весь педагогический коллектив ДОУ. Праздник должен длиться примерно 45 – 60 минут.

Еще одной формой спортивно-массовой работы является физкультурный досуг, который состоит из знакомых ребенку подвижных игр и физических упражнений, которые могут варьироваться при этом, вызывая интерес и положительные эмоции у ребенка. Педагог при проведении физкультурного досуга должен создать у детей бодрое настроение, простимулировать их активность с учетом их возможностей. Помимо этого, педагог должен дать возможность испытать ребенку удовольствие при выполнении движений им и другими детьми. Проведение физкультурного досуга предполагает выполнение различных двигательных заданий. Важно отметить, что в рамках физкультурного досуга ребенок ведет себя более непосредственно, нежели на физкультурных занятиях. Физкультурный досуг предполагает умеренную мышечную нагрузку, что способствует улучшению самочувствия детей и их настроения. Кроме этого, физкультурный досуг способствует развитию мышления, воображения, целеустремленности, культуры чувств. Физкультурный досуг развивает умение двигаться под музыку, музыкальный слух, память. Важно отметить, что физкультурный досуг не предполагает специальной подготовки и основывается на знакомом материале. Педагог во время физкультурного досуга принимает самое активное участие, подавая команды к началу и окончанию игры или двигательного задания, подводит итоги, является судьей соревнования. Физкультурный досуг может быть разнообразным по содержанию и композиции. Он должен строиться на знакомых играх и упражнениях, на элементах спортивных игр и т.д. Физкультурный досуг – это своеобразная форма зачета по овладению им перечисленных видов движений и освоению правильной техники двигательных действий. Существует также музыкальный досуг, который предполагает упражнения в выполнении движений с предметами, ритмических упражнений. Этот вид досуга способствует развитию творчества, инициативы, красоты, выразительности движений.

День здоровья имеет своей целью профилактику нарушений нервной системы, оздоровление организма и поддержание хорошего настроения. День здоровья предполагает пребывание на воздухе, на природе. В рамках дня здоровья проводятся различные обучающие формы работы с детьми, которые требуют интеллектуального напряжения. При этом дети играют в различные любимые игры, поют и танцуют. Так же, как и дни здоровья, каникулы способствуют охране здоровья, оздоровлению организма. Каникулы предполагают организованную художественно-творческую, музыкальную и физкультурную деятельности. Педагог должен тщательно готовиться к каникулам, продумывать их.

Подвижные игры – это сильное средство развития и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Так, дети с нарушениями зрения любят играть и могут играть практически в любые игры, однако ребенка с нарушениями зрения нужно научить играть. Игры должны пройти адаптацию в соответствии с особенностями детей со зрительной патологией. Взаимодействие педагогов, инструкторов по адаптивной физической культуре и врачей является условием организации подвижных игр со слепыми и слабовидящими детьми. Медицинская диагностика способствует установлению противопоказаний к определенным играм. Воспитатели и инструкторы по адаптивной физической культуре должны знать особенности игры и ее влияние на организм ребенка при учете особенностей физического развития. Применяемые игры для детей с нарушениями зрения должны соответствовать их возрасту, физическому развитию, имеющимся навыкам. Особое внимание уделяется инвентарю, используемому в процессе игры. Так, например, нужно использовать мяч со звуковыми сигналами, чтобы ребенок мог его найти. Важно отметить, что инвентарь, используемый в процессе игры, должен быть безопасным. Для того, чтобы игра была безопасной, необходимо также предусмотреть особенности игровой площадки. Детей предварительно нужно ознакомить с границами площадки и с другими ориентирами. В процессе игры для детей с нарушениями зрения используют звуковые сигналы, которые заменяют зрительное восприятие. Дети с нарушениями зрения в основном ориентируются на слуховой анализатор, что приводит к тому, что ребенок может быстро устать – его орган слуха перенапряжется, нервная система устанет, поэтому физическую нагрузку необходимо дозировать. Подвижные игры способствуют раскрытию творческого потенциала детей и положительному эмоциональному фону.

Подвижные игры положительно сказываются на организме и личности детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и на организме детей с умственной отсталостью. Эмоциональная игровая нагрузка стимулирует воздействие на организм и способствует удовлетворению потребности в движениях. Подвижная игра способствует восстановлению здоровья, укреплению функций организма, развитию физических качеств. Важно использовать в играх доступные естественные движения, такие как бег, ходьба, прыжки, упражнения с мячом. Во время игры дети с удовольствием выполняют те действия, которые вне игры выполняли без особой охоты. Подвижные игры для детей с умственной отсталостью способствуют развитию моторной и психической сфер. Повышенные требования к нервной системе, быстроте реакции предъявляются быстрой сменой ситуаций в игре, что побуждает детей приспосабливаться к процессу игры и использовать мышление более рационально. Игры способствуют развитию восприятия, мышления, внимания, памяти, моторики, воображения, речи. Коррекция двигательных нарушений способствует активной деятельности мозга, сохранных анализаторных систем, психических функций. Подбор подвижных игр должен осуществляться при учете эмоционального состояния, характера и поведения детей. Существуют определенные принципы, которые педагог, инструктор по адаптивной физической культуре должны учитывать при подготовке к проведению игр:

  • сюжет и правила игры, двигательные действия должны соответствовать возрасту и быть доступными;

  • постепенное усложнение игры по мере овладения простыми формами движений;

  • комплексный характер воздействия в процессе игры, а именно, коррекция двигательных нарушений, координационных способностей, оздоровление всего организма;

  • игра должна способствовать стимуляции познавательной сферы ребенка, его творчества и фантазии.





1