СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физминутки на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Физминутки на уроках в начальной школе»

Общие рекомендации для учителя:

  • Время: 2-4 минуты.

  • Регулярность: Проводите 1-2 физминутки на уроке при первых признаках усталости детей (снижение внимания, беспокойство, потягивания).

  • Активное участие учителя: Проводите зарядку вместе с детьми! Это повышает мотивацию и создает позитивную атмосферу.

  • Интеграция с темой урока: По возможности связывайте физминутку с темой урока (например, на математике — с счетом, на русском языке — с буквами).

  • Проветривание: Идеально, если перед физминуткой можно ненадолго открыть окно.


Комплекс различных видов физкультминуток

1. Классические ОРУ (Общеразвивающие Упражнения) у парты

  • Цель: Снять общее мышечное напряжение, улучшить кровообращение.

  • Содержание:

    1. «Вырастаем как цветочки»: И.п. — сидя на стуле, спина прямая. На вдохе медленно потянуться руками вверх, к солнышку, на выдохе — опустить руки (3-4 раза).

    2. «Часики»: Наклоны головы к правому плечу, к левому плечу (4-6 раз).

    3. «Рисуем круги»: Руки на плечи. Круговые вращения вперед и назад (по 4-6 раз).

    4. «Нарисуем солнце»: Вращение туловищем с вытянутыми руками (по 4 раза в каждую сторону).

    5. «Потягушки»: Сидя, вытянуть ноги вперед. Потянуть носки на себя, затем от себя (4-6 раз).

2. Танцевально-ритмические паузы

  • Цель: Поднять настроение, снять эмоциональное напряжение, развивать чувство ритма.

  • Содержание: Включите веселую, ритмичную детскую песню (например, «Танец маленьких утят», «Кабы не было зимы»).

    • Произвольный танец: Предложите детям встать и свободно потанцевать под музыку в течение 1-2 минут.

    • Повторялка: Учитель показывает простые движения (2 хлопка, 2 притопа, поворот вокруг себя), а дети повторяют.

3. Кинезиологические упражнения («Гимнастика мозга»)

  • Цель: Развитие межполушарного взаимодействия, улучшение концентрации внимания и памяти.

  • Содержание:

    1. «Кулак-ребро-ладонь»: Учитель показывает, а дети повторяют три положения руки на столе: кулак, ребро ладони, распрямленная ладонь. Выполнять сначала правой рукой, потом левой, затем двумя вместе. Темп постепенно ускоряется.

    2. «Ухо-нос»: Левой рукой взяться за кончик носа, а правой — за противоположное ухо. По команде хлопка поменять руки местами.

    3. «Зеркальное рисование»: Взять в обе руки по карандашу и рисовать на листе бумаги одновременно обеими руками симметричные фигуры (круги, сердечки, бабочек).

4. Зрительная гимнастика

  • Цель: Снять напряжение с глаз, профилактика близорукости.

  • Содержание:

    1. «Бабочка»: Поморгать глазами часто-часто, как бабочка машет крыльями.

    2. «Рисуем глазами»: Голова неподвижна. Предложите детям нарисовать глазами: круг, квадрат, горизонтальную восьмерку (знак бесконечности ∞).

    3. «Посмотри далеко-близко»: Посмотреть на кончик своего носа («посмотри на мушку»), затем перевести взгляд вдаль, за окно, на какой-либо объект (5-6 раз).

    4. «Следи за пальцем»: Учитель медленно перемещает указку или палец вверх-вниз, влево-вправо, а дети следят за ней глазами, не поворачивая головы.

5. Пальчиковая гимнастика

  • Цель: Развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с речью и мышлением.

  • Содержание (с проговариванием стихов):

    1. «Капуста»:

      • Мы капусту рубим-рубим, (ребром ладони стучим по столу)

      • Мы капусту трем-трем, (потереть ладони друг о друга)

      • Мы капусту мнем-мнем, (сжать и разжать кулачки)

      • И соленом посолим. (имитировать посыпание солью)

    2. «Цветок»:

      • Вырос высокий цветок на поляне, (ладони сложить, пальцы развести)

      • Утром весенним раскрыл лепестки. (раскрыть ладони)

      • Всем лепесткам красоту и питанье (пошевелить пальцами)

      • Дружно дают под землей корешки. (ладони опустить, тыльными сторонами друг к другу, пальцы развести)

6. Дыхательная гимнастика

  • Цель: Насытить мозг кислородом, успокоить нервную систему.

  • Содержание:

    1. «Воздушный шарик»: Представить, что в животе воздушный шарик. На глубоком вдохе через нос «надуть» его, на медленном выдохе через рот (сложив губы трубочкой) — «сдуть».

    2. «Задуй свечу»: Сделать глубокий вдох, а на выдохе задуть воображаемую свечу на столе. Можно задувать одну большую свечу (мощный выдох) или несколько маленьких (несколько коротких выдохов).

    3. «Снежинка»: Положить на ладошку воображаемую снежинку. Сделать глубокий вдох носом и медленно сдуть ее с руки.

7. Сюжетно-ролевые и имитационные физминутки

  • Цель: Развитие воображения и эмоциональной сферы.

  • Содержание: Учитель читает текст, а дети изображают действия.

    • «На прогулке»:

      • Мы веселые обезьянки! (пошуметь)

      • Как скажу я слово «Три!» — все с гримасами замри!

      • Раз – хлопок над головой,

      • Два – прыжок и сразу стой.

      • На счет «Три» – замри! (дети замирают в смешных позах)

    • «Самолет»:

      • Самолет построим сами, («заводят мотор» круговыми движениями рук)

      • Понесемся над лесами, (руки в стороны, бег на месте)

      • Понесемся над лесами,

      • А потом вернемся к маме. (садятся на места)

Как выбрать физминутку?

  • На письме, чтении, русском языке: Пальчиковая гимнастика + зрительная гимнастика.

  • На математике, окружающем мире: Кинезиологические упражнения + классические ОРУ.

  • Перед контрольной или сложной темой: Дыхательная гимнастика.

  • В середине сложного урока, когда дети засиделись: Танцевальная или сюжетно-ролевая пауза.

  • В конце урока для переключения: Зрительная гимнастика или спокойная дыхательная.