Просмотр содержимого документа
«Физминутки на уроках в начальной школе»
Общие рекомендации для учителя:
Время: 2-4 минуты.
Регулярность: Проводите 1-2 физминутки на уроке при первых признаках усталости детей (снижение внимания, беспокойство, потягивания).
Активное участие учителя: Проводите зарядку вместе с детьми! Это повышает мотивацию и создает позитивную атмосферу.
Интеграция с темой урока: По возможности связывайте физминутку с темой урока (например, на математике — с счетом, на русском языке — с буквами).
Проветривание: Идеально, если перед физминуткой можно ненадолго открыть окно.
Комплекс различных видов физкультминуток
1. Классические ОРУ (Общеразвивающие Упражнения) у парты
Цель: Снять общее мышечное напряжение, улучшить кровообращение.
Содержание:
«Вырастаем как цветочки»: И.п. — сидя на стуле, спина прямая. На вдохе медленно потянуться руками вверх, к солнышку, на выдохе — опустить руки (3-4 раза).
«Часики»: Наклоны головы к правому плечу, к левому плечу (4-6 раз).
«Рисуем круги»: Руки на плечи. Круговые вращения вперед и назад (по 4-6 раз).
«Нарисуем солнце»: Вращение туловищем с вытянутыми руками (по 4 раза в каждую сторону).
«Потягушки»: Сидя, вытянуть ноги вперед. Потянуть носки на себя, затем от себя (4-6 раз).
2. Танцевально-ритмические паузы
Цель: Поднять настроение, снять эмоциональное напряжение, развивать чувство ритма.
Содержание: Включите веселую, ритмичную детскую песню (например, «Танец маленьких утят», «Кабы не было зимы»).
Произвольный танец: Предложите детям встать и свободно потанцевать под музыку в течение 1-2 минут.
Повторялка: Учитель показывает простые движения (2 хлопка, 2 притопа, поворот вокруг себя), а дети повторяют.
3. Кинезиологические упражнения («Гимнастика мозга»)
Цель: Развитие межполушарного взаимодействия, улучшение концентрации внимания и памяти.
Содержание:
«Кулак-ребро-ладонь»: Учитель показывает, а дети повторяют три положения руки на столе: кулак, ребро ладони, распрямленная ладонь. Выполнять сначала правой рукой, потом левой, затем двумя вместе. Темп постепенно ускоряется.
«Ухо-нос»: Левой рукой взяться за кончик носа, а правой — за противоположное ухо. По команде хлопка поменять руки местами.
«Зеркальное рисование»: Взять в обе руки по карандашу и рисовать на листе бумаги одновременно обеими руками симметричные фигуры (круги, сердечки, бабочек).
4. Зрительная гимнастика
Цель: Снять напряжение с глаз, профилактика близорукости.
Содержание:
«Бабочка»: Поморгать глазами часто-часто, как бабочка машет крыльями.
«Рисуем глазами»: Голова неподвижна. Предложите детям нарисовать глазами: круг, квадрат, горизонтальную восьмерку (знак бесконечности ∞).
«Посмотри далеко-близко»: Посмотреть на кончик своего носа («посмотри на мушку»), затем перевести взгляд вдаль, за окно, на какой-либо объект (5-6 раз).
«Следи за пальцем»: Учитель медленно перемещает указку или палец вверх-вниз, влево-вправо, а дети следят за ней глазами, не поворачивая головы.
5. Пальчиковая гимнастика
Цель: Развитие мелкой моторики, которая напрямую связана с речью и мышлением.
Содержание (с проговариванием стихов):
«Капуста»:
Мы капусту рубим-рубим, (ребром ладони стучим по столу)
Мы капусту трем-трем, (потереть ладони друг о друга)
Мы капусту мнем-мнем, (сжать и разжать кулачки)
И соленом посолим. (имитировать посыпание солью)
«Цветок»:
Вырос высокий цветок на поляне, (ладони сложить, пальцы развести)
Утром весенним раскрыл лепестки. (раскрыть ладони)
Всем лепесткам красоту и питанье (пошевелить пальцами)
Дружно дают под землей корешки. (ладони опустить, тыльными сторонами друг к другу, пальцы развести)
6. Дыхательная гимнастика
Цель: Насытить мозг кислородом, успокоить нервную систему.
Содержание:
«Воздушный шарик»: Представить, что в животе воздушный шарик. На глубоком вдохе через нос «надуть» его, на медленном выдохе через рот (сложив губы трубочкой) — «сдуть».
«Задуй свечу»: Сделать глубокий вдох, а на выдохе задуть воображаемую свечу на столе. Можно задувать одну большую свечу (мощный выдох) или несколько маленьких (несколько коротких выдохов).
«Снежинка»: Положить на ладошку воображаемую снежинку. Сделать глубокий вдох носом и медленно сдуть ее с руки.
7. Сюжетно-ролевые и имитационные физминутки
Цель: Развитие воображения и эмоциональной сферы.
Содержание: Учитель читает текст, а дети изображают действия.
«На прогулке»:
Мы веселые обезьянки! (пошуметь)
Как скажу я слово «Три!» — все с гримасами замри!
Раз – хлопок над головой,
Два – прыжок и сразу стой.
На счет «Три» – замри! (дети замирают в смешных позах)
«Самолет»:
Самолет построим сами, («заводят мотор» круговыми движениями рук)
Понесемся над лесами, (руки в стороны, бег на месте)
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме. (садятся на места)
Как выбрать физминутку?
На письме, чтении, русском языке: Пальчиковая гимнастика + зрительная гимнастика.
На математике, окружающем мире: Кинезиологические упражнения + классические ОРУ.
Перед контрольной или сложной темой: Дыхательная гимнастика.
В середине сложного урока, когда дети засиделись: Танцевальная или сюжетно-ролевая пауза.
В конце урока для переключения: Зрительная гимнастика или спокойная дыхательная.