СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фламенко для детей (методические рекомендации из опыта работы)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фламенко для детей (методические рекомендации из опыта работы)»

Фламенко – это общее обозначение южно-испанской (андалузской)

музыки. Истинными носителями стиля фламенко принято считать испанских

цыган, которые в XV веке прибыли в Испанию из рушащейся Византии,

расселились по южному побережью страны в провинции Андалусия и по

своему обычаю, стали перенимать и переосмысливать местные музыкальные

традиции, такие как мавританская, еврейская и собственно испанская. Из этого

сплава музыкальных традиций, переосмысленного вначале цыганами, а потом

испанцами, родилось фламенко. Долгое время фламенко считалось «закрытым

искусством», так как цыгане жили изолированной группой, и фламенко

формировалось в узких кругах. Но в конце XVIII века гонения на цыган

прекратили, и фламенко вышло на подмостки таверн и кафе, обрело свободу. В

конце XX века фламенко начинает впитывать в себя кубинские мелодии и

джазовые мотивы. Основные осо

Фламенко – это общее обозначение южно-испанской (андалузской) культуры, которая представляет собой сплав трёх искусств: токе( игра на гитаре), канте( пение) и байле( танец). . Истинными носителями стиля фламенко принято считать испанских цыган, которые в XV веке прибыли в Испанию из рушащейся Византии, расселились по южному побережью страны в провинции Андалусия и по своему обычаю, стали перенимать и переосмысливать местные музыкальные традиции, такие как мавританская, еврейская и собственно испанская. Из этого сплава музыкальных традиций, переосмысленного вначале цыганами, а потом испанцами, родилось фламенко. Долгое время фламенко считалось «закрытым искусством», так как цыгане жили изолированной группой, и фламенко формировалось в узких кругах. Но в конце XVIII века гонения на цыган прекратились, и фламенко вышло на подмостки таверн и кафе, обрело свободу. В конце XX века фламенко начинает впитывать в себя кубинские мелодии и джазовые мотивы. Основные особенности стиля – импровизационный характер, сложные многоуровневые ритмы и специфическая техника исполнения.

Гармонической особенностью стиля фламенко в музыке является типичная последовательность аккордов – Am-G-F-E, называемая в Испании андалусийской каденцией. По мнению известного гитариста-фламенкиста Маноло Санлукара, в этом ладе аккорд E (ми мажор) является тоникой, F (фа мажор) имеет гармоническую функцию доминанты, в то время как Am (ля минор) и G (соль мажор) играют роль субдоминанты и медианты соответственно. По другой (более распространённой) точке зрения, тоникой в данном случае является ля-минорный, а доминантой – ми-мажорный аккорд. В связи с типичной диспозицией созвучий в формах фламенко метрически наиболее сильным оказывается доминантовый аккорд («сильный» оттого, что на нём заканчивается период), отсюда альтернативное название звуковысотной структуры такого типа – доминантовый лад.

Характерное выступление фламенко с вокалом и танцем под гитарный аккомпанемент, состоит из серии частей в различных стилях. Каждая часть представляет собой набор стихов (называющихся copla, tercio или letras), которые перемежаются гитарными интерлюдиями называемыми falsetas.

Обычно гитарист также исполняет короткое вступление, которое задаёт тональность, компас (испанское слово для обозначения понятий метра и такта из теории музыки) и темп песни. Как правило, фламенко – это песенно-танцевальный жанр с различными формами ритмического рисунка в размерах 3/4 или 6/8, а также встречаются формы со свободным ритмом. Основные ритмические рисунки или компасы во фламенко бывают четырёхдольными или двенадцатидольными( считается четвёрками). Четырёхдольный компас состоит из 2-х «четвёрок» и газывается binario, где одна сильная доля, а остальные слабые: размер 2/4 две доли = ¼ ноты. Используется в Тангосах, Тьентосе, Румбасе. Двенадцатидольный компас состоит из четырёх троек и двух шестёрок (1 2 3 9 – сильные доли). В числовом выражении выглядит так: 6/8 +3/4. Кантпор( певец), токаор(гитарист) и байлаор(танцор) должны знать ритмическую схему каждого стиля, чтобы не «вываливаться» из компаса. Знаменитый испанский танец фламенко — это, несомненно, непревзойденная грация, бешеная энергетика, страстные эмоции и красота. Но это парадная сторона искусства фламенко. Черновая его сторона – это прежде всего знание компаса, структуры стиля и безукоризненное владение техникой танца. Существует много разновидностей фламенко: солеа(одно из древнейших семейств фламенко), сигирийя, фанданго, милонга, романсе, саэта, булериас и др. Эти танцы популярны в Андалусии.Начинать изучение стилей фламенко лучше с детства.

Фламенко для детей начинается с изучения базовых понятий, приёмов и хореографических навыков.

1.Контроль осанки и веса.

Первое, что необходимо для фламенко — почувствовать свое тело, научиться его полностью себе подчинять, балансировать им. Для резких выпадов, прыжков и поворотов необходимо хорошо ощущать вес и удерживать равновесие. Профессиональные танцоры утверждают, что фламенко заставляет тело говорить, а значит, все его части должны быть подвижны и гармоничны. Перед и в перерывах между занятиям полезно делать упражнения на тренировку равновесия.

Еще одно важное условие во фламенко — правильная осанка. Танцы с сутулой спиной и зажатыми плечами выглядят некрасиво и фальшиво. Отсутствие хорошей осанки мешает телу «выговориться», а танцору — продемонстрировать его мастерство и раскрыть душу зрителю. Контроль осанки дает большую свободу для движений рук, головы, туловища и ног. Это помогает снизить риск получения травмы и повысить уверенность в себе.

Существует распространенное заблуждение, что танцорам фламенко нужно танцевать с постоянно изогнутой спиной в форме арки. Это на самом деле очень опасно. Существуют различные позы, которые воздействуют на тело во всех направлениях. Для начальной позиции нужно сделать акцент на верхнюю часть туловища, выдвинуть грудную клетку слегка вперед и задействовать мышцы спины, чтобы поднять руки, а не мышцы плеч и шеи. Важно постараться удерживать плечи прямо и смотреть прямо перед собой, не опуская голову.

2. Постановка шага

Сначала нужно изучить и хорошенько запомнить основные шаги (paseo). С этого начинается большинство занятий фламенко. Чтобы четко повторить движения, нужно несколько раз внимательно наблюдать за профессиональными танцорами и слушать учителя, а дома обязательно повторять полученные уроки. Если сложно уловить все основные шаги, нужно сконцентрироваться на разных аспектах движения: обратить внимание на звук, ритм, положение ног, а затем на координацию всего шага. Чтобы четко вступить в нужный момент и поймать ритм, необходимо внимательно вслушаться в мелодию, простучать ритм карандашом или с помощью хлопков. Занятия Фламенко обычно сопровождаются счетом, так как уловить и прочувствовать ритмику очень важно. Часто основной шаг проявляется в танце в виде различных вариаций или связки между движениями. Опытные танцоры советуют оттачивать качество шагов сначала перед зеркалом, а потом и без него. На первом году обучения дети изучают paseo, в поседующие годы осваивают marcajes и их вариации.





3. Движение рук ( Floreo, Braseo).

В танце фламенко руки округлены, локти полусогнуты и приподняты. Несмотря на то, что существует много движений рук, начинающим танцорам следует сосредоточиться на изучении основных положений, на том, как сохранять осанку и контролировать свою верхнюю часть тела во время движения. Постепенно можно переходить к изучению движений запястья. Они всегда должны быть изолированы от движения остальной части руки. Нужно стараться сделать круг запястья как можно больше. Рука, безусловно, будет немного двигаться в ответ, но важно проконтролировать, чтобы она делала это не слишком интенсивно. Локти должны быть всегда приподняты.

На втором и третьем годах обучения изучение Флорео и Брасео углубляется.

4. Zahateo , сапатеадо, дробные выстукивания.

На первом году обучения изучаются простейшие дробные выстукивания – голпе( удар в пол стопой), такон (удар в пол каблуком), планта ( удар в пол носком). На 2-м и 3-м годах обучения сапатео становятся более сложными, изучаются различные комбинации дробных выстукиваний.


5. Работа всего тела.


Даже если нужно отрепетировать движение какой-либо отдельной части тела — рук или ног, нужно не терять связь с другими частями и заставить работать все тело. При выполнении как начальных, так и последующих шагов важно, чтобы осанка была безупречной. Если ее не контролировать, то танцы теряют свой истинный шарм и обаяние, а дальнейшее обучение может показаться сложным и неэффективным. Новички, как правило, учатся координации совокупности всех движений. Умение контролировать работу тела приходит со временем.

Важно: фламенко призывает танцоров полюбить себя и принять такими, какие есть. Это танец гордости и достоинства, где не место комплексам и неуверенности. Важно полюбить свое тело. Только тогда исполнение получатся по-настоящему искренним.

Хорошо помогает раскрепоститься визуализация и образное мышление: человек может представлять себя знаменитым танцором или любимым актером.

Визуализация танца.

Педагоги фламенко советуют уже новичкам при каждой возможности визуализировать, мысленно выполнять пройденные движения. Это особенно полезно делать сразу после окончания уроков. Нужно закрыть глаза, услышать ритм в голове, увидеть движение и почувствовать его. Сеансы визуализации укрепляют в памяти закономерности хореографии, как и реальные упражнения. Тело начинает лучше слушаться, и обучение идет эффективнее. Техникой визуализации обычно владеют ученики постарше.

Повторение уроков

Как и любой процесс обучения, эффективность уроков фламенко основана на постоянном и многократном повторении пройденного. Сначала нужно изучить положения и движения ног в сочетании с ритмом шага, и только затем работать над техникой переходов и поворотов. Если сложно переходить от одного шага к следующему, значит, танцор плохо контролирует свое тело, вес и равновесие, а это мешает запоминанию новых па. Проблему решит только постоянная практика. Не стоит спешить: фламенко нельзя научиться за пару занятий или даже неделю. Нужно настроиться на длительную работу над собой для оттачивания каждого движения.



Работа над эмоциональной стороной


Экспрессивные эмоции и местами измученные выражения лиц танцоров фламенко во многом связаны с историей танца. По одной из версий, он появился во времена зверств испанской инквизиции. После 1492 года все жители страны должны были принять христианство под угрозой наказания. Мусульмане, евреи и цыгане собрались вместе, чтобы поддержать друг друга в борьбе с законом. Многие исследователи полагают, что в это опасное и жестокое время и началось развитие фламенко. Настроение протеста отразилось и в танце. С его помощью танцоры демонстрируют целый букет противоречивых чувств: боль и гордость, любовь и ненависть, радость и превосходство. Танцевать фламенко без каких-либо эмоций просто недопустимо. Иногда танцоров фламенко сравнивают с актерами сложной пьесы, которые выкладываются на все сто. Поэтому они часто устают не физически, а эмоционально, открывая перед зрителями душу.

Это важно помнить педагогу фламенко и всем исполнителям, которые мечтают освоить секреты танца. Чтобы вжиться в роль и погрузиться в магию танца, необходимо перебороть комплексы и неуверенность. Знатоки фламенко называют его одним из самых выразительных и наиболее раскрепощающих форм искусства, которую нельзя описать в танцевальной последовательности и порядке: «Кто танцует сердцем, интуитивно, тот и становится лучшим танцором фламенко». Начинать работу над умением передавать эмоции, контактировать со зрителем можно с первых шагов.

Таким образом, обучающиеся должны знать термины фламенко, технику выполнения базовых движений и специальные приёмы эмоционального наполнения изученной хореографии.

1-й год обучения (6-7 лет) – Floreo (Флорео) — вращение кистей, к себе и от себя, Braceo (Брасео) — основная работа рук, Paseo ( шаги, проходки), Zapateo (Сапатео) — дробные выстукивания, гольпе( стопа), каблук( такон).

2-й год обучения (7-8 лет) – Floreo (Флорео) — вращение кистей, к себе и от себя, Braceo (Брасео) — основная работа рук, Palmas (Пальмас) — создание ритма с помощью хлопков, Giros (Хирос) — повороты, характерные для фламенко, Pitos (Питос) — испанские прищёлкивания, Zapateo (Сапатео) — дробные выстукивания, golpe, tacon, punta, planta.



3-й год обучения( 8-9 лет) - floreo (Флорео) — вращение кистей, к себе и от себя, braceo (Брасео) — основная работа рук, Palmas (Пальмас) — создание ритма с помощью хлопков, jiros (Хирос) — повороты, характерные для фламенко, pitos (Питос) — испанские прищёлкивания.. Zapateo (Сапатео) — дробные выстукивания: golpe, tacon, punta, planta.

Paseo. marcajes. kontrashen, reliz, маnton, bata de Cola. Названия стилей фламенко. Счёт до 10 на иcпанском языке.

Основные приёмы, с которыми знакомятся дети при изучении фламенко – полиритмия, изоляция, синкопирование, Принципы использования Tiempo, contro tiempo (тьемпо и контро тьемпо)— ритм в такт и внутри такта, ритм из-за такта.

Существует несколько сот танцевальных школ на родине фламенко, несколько десятков школ в России и сотни школ – во всём мире. Есть множество мнений о том, кто же лучше всего исполняет фламенко. Бесспорно, прекрасными исполнителями фламенко являются испанцы, точнее андалузцы, но в мире есть замечательные танцоры, признанные как сообществом танцоров фламенко, так и всемирными танцевальными организациями. И большинство всемирно известных танцоров начинали свой путь в детстве с опорой на хорошую методику и талантливых педагогов.