СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Flipped classroom». Мой опыт применения методики «Перевернутый класс»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен мой опыт применения методики "Перевернутый класс" в разных классах. Может быть, он будет кому-то полезен для создания уроков в новом формате.

Просмотр содержимого документа
««Flipped classroom». Мой опыт применения методики «Перевернутый класс»»

II Школьный фестиваль-конкурс

профессионального мастерства «Открытый урок»

МБОУ СОШ пос.Опытный

2020-2021 учебный год

Номинация: «А я делаю так! (Мои методические находки)»


«Flipped classroom». Мой опыт применения методики «Перевернутый класс».

Автор работы: Григорьева Н.В., учитель английского языка


«Flipped classroom», или «Перевернутый класс» - методика, в основе которой лежит некоторое перестроение привычного нам учебного процесса.

Традиционно в школе объяснение нового материала, будь то новое грамматическое правило английского языка или способ решения квадратных уравнений в математике, происходит на уроке. Учитель у доски или с помощью мультимедийных технологий рассказывает новую тему, потом на этом же уроке происходит некоторая отработка материала, а потом задается домашнее задание с целью закрепления полученных знаний, умений и навыков.

В «перевернутом классе» все происходит наоборот. Прежде чем прийти на урок учащиеся в качестве домашнего задания самостоятельно изучают новую тему с помощью видеоурока, презентации или любого другого источника информации, предложенного учителем. На уроке учащиеся обсуждают с учителем и друг с другом просмотренный (прочитанный, прослушанный) материал, задают возникшие при изучении новой темы вопросы и решают многочисленные задания на отработку новой темы. Так, большая часть урока тратится на закрепление материала, в то время как при традиционном подходе времени на проработку изученной темы остается совсем немного. Экономия времени на уроке - одно из преимуществ “перевернутого класса”.


Традиционный подход

Перевернутый класс”

Объяснение материала 

  • объясняет учитель у доски или с применением мультимедийных технологий 

  • объяснение учителя записано на видео или представлено в презентации 

  • на уроке 

  • дома 

  • ученики выполняют роль слушателя (пассивного участника учебного процесса) 

  • ученики являются активными участниками учебного процесса, т.к. дома выстраивают собственную стратегию изучения материала, предложенного в домашнем задании 

  • объяснение прослушивается один-два раза 

  • включать запись или презентацию можно много раз при необходимости 

Домашнее задание 

  • упражнения на отработку изученной на уроке темы, без возможности своевременно задать учителю возникший при выполнении упражнения вопрос 

  • изучение нового теоретического материала 

Работа на уроке 

  • изучение нового теоретического материала 

  • Отработка изученной дома темы в полном объеме, возможность проработать задания повышенной сложности, возможность задать вопрос учителю непосредственно во время выполнения упражнения 

  • незначительная отработка изученной темы 


Когда методика только создавалась в 2007 году, ее авторы Джонатан Бергман и Аарон Сэмс вряд ли думали о преимуществах своей оригинальной идеи. Они делали видеозаписи своих лекций по химии для того, чтобы пропустившие лекции студенты могли догнать сверстников и успевать по предмету. Идея оказалась вполне жизнеспособной и позволила сократить количество неуспевающих студентов.

Со временем идея американских профессоров трансформировалась в методику «Перевернутого класса» и стала распространяться, в том числе и в России.

Конечно, у каждой методики могут быть недостатки. «Flipped classroom» - не исключение. Так, на подготовку видеоурока или презентации учителю необходимо потратить достаточно большое количество внеурочного времени. Кроме того, такой вид работы, когда все объяснение происходит дома, не будет подходить 100% учеников и родителей. Кому-то в классе лучше понимается, кому-то дома. Но главный недостаток «перевернутого класса», на мой взгляд, заключается в том, что недобросовестные учащиеся, не выполняющие домашние задания, будут лишены возможности получать на уроках новую информацию и их обучение может совсем зайти в тупик.

Таким образом, методику «Перевернутый класс» можно применять в качестве альтернативного средства обучения в нестандартных ситуациях: например, в ситуации дистанционного обучения или когда объяснение теории предполагает большие временные затраты, а учащиеся находятся на том уровне, когда могут самостоятельно изучить теоретические вопросы.

В своей педагогической практике я применяла методику “перевернутого класса” на уроках английского и испанского языка в пятом, шестом и девятом классах.

    1. «Flipped classroom» как способ изучения новой лексики

В качестве домашнего задания к одному из уроков испанского языка я предложила учащимся 9 классов самостоятельно просмотреть обучающее видео по лексической теме “Одежда”, представленное на сайте www.videoele.com.

Во время или после просмотра видео ученики должны были выписать в тетрадь новые лексические единицы, которые им встретились во время просмотра. На следующем после просмотра видео уроке мы с учащимися получили возможность тренировать выписанные слова: повторять лексику устно, выполнять письменные упражнения по теме, не тратя времени на записывание слов1. Также у учащихся была возможность задавать вопросы, которые могли возникнуть во время просмотра видеоролика. На традиционном уроке тоже можно задавать вопросы, но ведь иногда для того, чтобы вопрос “созрел”, нужно время. А между просмотром видеоматериала дома и уроком есть время, за которое можно переосмыслить увиденное и услышанное и сформулировать даже несколько вопросов, показав тем самым заинтересованность в предмете и факт выполнения домашнего задания. Так, у методики «перевернутого класса», используемой для изучения иноязычной лексики, есть существенный плюс по сравнению с традиционным способом изучения новых слов. Плюс в том, что при записи новых слов дома самостоятельно экономится значительное количество урочного времени, которое можно использовать более продуктивно, чем просто записывать незнакомые слова для последующего выучивания. При работе с «перевернутым классом» на уроке можно решать более сложные задачи (составление диалогов, приближенных к реальным жизненным ситуациям, например), чем просто подстановочные упражнения или упражнения на воспроизведение только что изученной лексики.

    1. Грамматика в «перевернутом классе»

Д ругим примером использования методики “Flipped classroom” можно считать урок английской грамматики в 5 классе, когда в качестве домашнего задания учащимся было предложено изучить составленную мной презентацию по грамматической теме Past Simple (Простое прошедшее время).

О тмечу, что технология «перевернутого класса» предполагает домашний просмотр видеоуроков, однако видеоматериал не является строго обязательным. Главная задача – любым удобным способом донести до учащихся теоретическую информацию, работа с которой на традиционном уроке занимает большое количество времени.

Далее следует выполнение тренировочных заданий на следующем за домашним заданием уроке. Здесь, как и на лексическом уроке, я предложила учащимся выполнить задания разного уровня, так как, выполнив домашнее задание, ученики сэкономили огромное количество времени.

П еред вами упражнения на применение грамматического правила – использование времени Past Simple в предложениях.


В этом упражнении необходимо поставить глаголы в скобках в форму простого прошедшего времени. Упражнения такого типа помогают учащимся вырабатывать простые навыки постановки глагола в нужную грамматическую форму.



Здесь уже не просто надо ставить глагол в нужную форму, имея перед глазами формулу, но также учиться выбирать правильный ответ из нескольких на первых взгляд правильных вариантом. На самом же деле, правильный вариант только один.

Так как для учащихся пятого класса большая часть грамматических конструкций вызывает затруднение, было решено заниматься на уроке заданиями подобного вида и ответами на вопросы учащихся. Но если бы речь шла об учениках восьмого или девятого класса, отрабатывать новую грамматическую структуру можно было бы, решая экзаменационные или олимпиадные задания.


    1. «Перевернутое» чтение

Третьим примером применения методики «Перевернутый класс» являются уроки домашнего чтения адаптированной литературы на английском языке в 6 классе.

В качестве домашнего задания учащимся было предложено прочитать главу из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес». В одном случае я прикрепила фото текста к домашнему заданию в Сетевом городе, в другой раз распечатала текст главы каждому ученику.











Перед каждым учащимся стояла задача овладеть содержанием текста. На уроке мы с учащимися приступили к обсуждению (насколько это было возможно) текста произведения, не тратя времени на прочтение текста, хотя обычно чтение является одной из основных составляющих уроков английского языка. Ребятам были предложены вопросы на осмысление прочитанного.

Е сли задавать домашнее задание по чтению более взрослым учащимся, можно использовать современные интерактивные технологии: мобильные приложения2, в которых уже есть перевод слов и иногда даже озвученные тексты. Так старшие ученики будут по-прежнему держать в руках их любимые гаджеты, но использовать их будут в образовательных целях. И даже если весь текст будет кем-то из учеников полностью прочитан в переводе на русский язык, плохого ничего не будет. Последующее обсуждение текста в любом случае проходит на английском языке.

Какой же вывод можно сделать по результатам проведенных уроков? Можно сказать, что своевременное использование методики «Flipped classroom» на уроках иностранного языка способно мотивировать учащихся к выполнению домашнего задания по предмету и развивает их способности к анализу и синтезу полученной информации. Также «перевернутый класс» может оказывать положительное влияние на успеваемость учащихся, пропускающих уроки по разным причинам и не желающих отставать от своих одноклассников.



П риложение 1


1 Примеры упражнений на отработку лексики из учебника можно увидеть в приложении 1.

2 Можно использовать такие приложения, как Moon+Reader или iBooks, например. https://englex.ru/28-best-applications-for-learning-english/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!