МОУ «Удимская №1 средняя общеобразовательная школа»
«ФОЛЬГА – ПОЛЁТ ФАНТАЗИИ»
Мастер – класс по изготовлению цветов из фольги
Подготовила:
учитель
Мокрецова Надежда
Геннадьевна
ВВЕДЕНИЕ
Плетение из фольги – это относительно новый вид творчества. Однако, он быстро завоевывает популярность и это не удивительно. Фольга – удивительный, на редкость пластичный материал, из неё можно создавать необычные поделки, своим блеском напоминающие ювелирные украшения! Ее можно складывать, как бумагу или скатывать в шарики и колбаски, как пластилин. Фольга держится без клея, а поделки из нее сверкают подобно елочным игрушкам. Кроме того, алюминиевая фольга очень устойчива к высокой температуре и влажности, и поделки из нее не бояться практически ничего и прекрасно чувствуют себя на стене кухни, на балконе, на открытой террасе и даже в ванной.
Фольгу лучше брать ту, что потоньше, так она будет легче скручиваться. Хорошо использовать конфетные фантики, которые нужны не только для того, чтобы поделка была цветной. Они пахнут шоколадом, напоминают о праздниках и игрушки из них неизменно радуют детей.
Сама техника изготовления таких украшений из фольги довольно проста. Фольгу нарезают на полоски, и скручивают из них тонкие и гибкие проволочки или шарики, в зависимости от того, что хотят сделать.
Приемы работы с фольгой.
Выкраивание заготовок. Детали можно вы резать ножницами по нанесённому контуру. Рисунок выполнить карандашом. Он хорошо различим в виде неглубокой бороздки на фольге. Неровные кусочки легко отрывать пальцами. Длинные полосы можно получить с помощью линейки.
Формование на плоскости. Следует загнуть края заготовки мелкими складками по нанесённому контуру. Чем мельче складки, тем более плавно изогнутым будет край лепестка.
Формование объёмных фигур. Из фольги можно лепить, накладывая её слой за слоем и придавая пальцами нужную форму. Следует наложить лист фольги на предмет цилиндрической формы. Одной рукой направлять складки фольги вниз, другой - плотно прижимать их к цилиндру.
Наматывание на шнур или проволоку. Следует взять полоски фольги шириной 1,5-2 см. Тщательно разровнять проволоку и разгладить фольгу. Сделать несколько плотных витков, крепко прижимая их пальцами. Когда фольга перестанет скользить вокруг проволоки, можно пальцами одной руки вращать проволоку, а другой - направлять полоску фольги. Аналогично можно намотать проволоку на шнур или бумажный шпагат. Получившийся серебряный шнур будет так же хорошо держать придаваемую ему форму.
Тиснение. Следует подложить под фольгу картон, клеёнку или стопку бумаги. Шариковой ручкой с неболь шим нажимом (чтобы не порвать фольгу) провести линии. Комбинируя узор из линий и точек с лицевой и изнаночной сторон, можно получить выпукло-во гнутый рисунок, напоминающий чеканку по ме таллу.
Отпечатки. Следует наложить на ровный кусочек проволоки фольгу и прогладить пальцем. Перенести проволоку и снова прогладить.
Гофрирование. Фольгу можно складывать гармошкой, как бумагу, а затем, расправив её, придавать различные формы. Мелкие складочки получить с помощью обычной расчёски.
Создание фактурной поверхности. Если плотно прижать фольгу к твёрдой фактурной поверхности (например, к крупе), то фольга повторит её фактуру.
Практическая работа
Цель: развитие творческого мышления и воображения на основе знакомства с технологией изготовления изделий из фольги.
Задачи:
- совершенствовать практические навыки и умения при работе с фольгой и соответствующим инструментом;
- научить изготавливать цветок - лилию;
- развивать творческие способности, чувство красоты, эстетический вкус, умение принимать оптимальные решения;
- укреплять упорство в достижении поставленной цели, аккуратность в работе, терпение, усидчивость, самостоятельность, требовательность к себе, творческую инициативу.
Думали ли Вы о том, что Вы сами можете создать свой шедевр? Сегодня мы с вами будем делать цветы из фольги. Обратите внимание на то, что нам нужна натуральная фольга, которая сминается, а главное, держит форму. Фольга на бумажной основе не годится.
Давайте определим: что нам нравится в фольге, какие у нее положительные качества? Она блестящая, податливая, легко держит форму.
А что нам в ней не нравится? Правильно, для моделирования она слишком мягкая и легко рвется.
В нашей работе мы будем использовать положительные свойства фольги и стараться убрать отрицательные. То есть мы будем специально формовать фольгу, чтобы сделать ее более жесткой.
Технологическая карта
изготовления цветка «Лилия»
Инструменты и материалы, необходимые для изготовления цветка
Вам понадобится:
1. Фольга. Можно взять простую алюминиевую пищевую фольгу.
2. Линейка.
3. Карандаш (лучше брать мягкий).
4. Ножницы.
Подготовка материала: нужно расчертить лист фольги с помощью карандаша и линейки на одинаковые полоски шириной 2-3 см. Размеченную фольгу разрежьте на узкие полоски по разметке, или на глаз.
Порядок работы:
1. Скрутите из всех тонких полосок фольги серебряные проволочки.
Хватательными движениями сомните полоску поперек по всей длине
Продолжайте сминать фольгу кончиками пальцев, пока полоска не превратится вот в трубочку.
2. Зажмите "трубочку" между большим и указательным пальцами и катайте туда-сюда, как будто прядете нить.
В результате у вас получится гибкая блестящая проволочка толщиной около 1,5-2 мм. Старайтесь сильно не нажимать.
3. Лепестки.
Возьмите 21 обычную гибкую проволочку для плетения и разрежьте каждую из них пополам.
4. Разложить 7 половинок и туго скрутить их кончики в жгут.
5. Зафиксируйте ее, обмотав кончик одной из проволочек вокруг остальных шести.
6. Теперь слегка изогните лепесток. Из оставшихся половинок проволочек сплетите еще 5 таких же лепестков
7. Тычинки.
Маленький кусочек фольги скатайте в плотный шарик
Затем 4полоски разрежьте поперек на 2 равные части.
8. Возьмите половинку полоски, положите на край ее шарик и плотно оберните шарик ее концом.
9. Свободный конец фольги сомните поперек и скатайте в проволочку.
Точно так же сделайте еще 7тычинок.
10. Соберите все получившиеся тычинки в пучок и обмотайте кончик одной из них вокруг остальных
11. Стебель.
Стеблем может служить шпажка для шашлыка, обвернув ее полоской фольги.
12. Сборка цветка.
Сначала нужно закрепить тычинки на конце стебля.
13. Теперь нужно расположить все лепестки вокруг тычинок и полоской (3-4 см) фольги туго примотать лепестки к стеблю.
14. Полученные листья закрепите на стебле тем же способом. Листьям желательно придать естественную форму.
15. Вот такой букет получается!
Рефлексия: На столах у вас лежат листы фольги разного цвета, я прошу вас выбрать фольгу того цвета, который вам сейчас наиболее нравится и обверните ей шишку. Повесьте вашу шишку на елочку. Вы видите, что все они разного цвета, т.е. вы испытываете различные чувства и эмоции, можно сказать – радугу чувств: от заинтересованности до удовлетворения. В таком же состоянии бывают и дети, после таких занятий.
Заключение
Работа с фольгой хорошо развивает мелкую моторику рук, а также улучшает наблюдательность, приучает детей быть аккуратными и дает простор для фантазии и воображения! Процесс кручения проволочек из фольги успокаивает нервную систему, избавляет от беспокойства, бессонницы и раздражительности.
Работа с фольгой формирует у ребенка положительное отношение к труду, он ощущает удовольствие и гордость от результата своего труда. Получение результата становиться для ребенка критерием, по которому он может судить о себе, своих возможностях. Если результат успешен, ребенок утверждается в своих возможностях, начинает верить в свои силы, уверенно берется за новую, более сложную работу.
Эмоционально-художественные задания рассчитаны на поиск и воплощение оригинального художественного образа, выражающего эмоциональное состояние или какую-либо художественную идею. Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа. В творческих работах ребенок сам решает задачу, сообразуясь с поставленной целью: сравнивает, анализирует, оценивает, прогнозирует и ищет способы достижения цели. Ребятам нравится, что с фольгой просто работать, налицо результат, они видят, что своими руками можно создавать красивые вещи, украшающие дом.
Литература
Проснякова Т.Н. «Творческая мастерская. 4 класс» // Самара «Учебная литература» 2006 год.
www/ dewinrain.com «Страна мастеров»
Нагибина М.И. «Игрушки для детей из ненужных вещей» // Ярославль «Академия развития» 1997год.
Горнова Л.В. и другие «Студия декоративно-прикладного творчества» Волгоград «Учитель» 2009г.
Агапова И.А., Давыдова М.А. «Поделки из фольги» // Ярославль «Академия развития» 2001 год.