Важную роль в процессе духовно – нравственного воспитания детей играют народные традиции. В русском фольклоре заложен большой педагогический потенциал, он может служить отличным средством духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста.
Просмотр содержимого документа
«Фольклор как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников»
Фольклор как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников
Важную роль в процессе духовно – нравственного воспитания детей играют народные традиции. В русском фольклоре заложен большой педагогический потенциал, он может служить отличным средством духовно – нравственного развития детей дошкольного возраста. По сути фольклор – это народная педагогика. Сложенные веками традиции наполнены лучшими чувствами — добродушия, трудолюбия, гостеприимства, почитания родителей, уважения к природе, соблюдения здорового образа жизни. Славянские народы жили в единении с природой, почитали ее, знали народный календарь со всеми приметами, отсюда в фольклоре заложены частые обращения к природе как за помощью, так и в радости. Так как обращение к природе является одним из средств духовно – нравственного воспитания дошкольников, фольклор можно и нужно использовать в педагогическом процессе.
Элементы фольклора, наиболее используемые в воспитательном процессе:
Игры,
Песни,
Частушки,
Народные сказки,
Поговорки, потешки и прибаутки,
предания и былины,
обычаи и обряды,
прикладное творчество (фольклорные игрушки и др.).
Как может воспитатель применить фольклорные элементы на практике:
Использование фольклорных элементов в повседневной жизнедеятельности детской группы помогает создать особую уютную психоэмоциональную атмосферу и положительно влияет на образ воспитателя. Отвлекая утром ребенка потешками и прибаутками от расставания с родителями, опытный педагог легко устанавливает контакт с дошкольником, переключает внимание и создает благоприятный эмоциональный настрой. При разучивании русских народных песен дети приобщаются к богатой славянской культуре, постигают святое и доброе, впитывают духовность. А как удивительно девочки выглядят в костюмах матрешек!
Таким образом, при использовании фольклорного наследия в педагогическом процессе у дошкольников закладываются привычки, создается нравственная основа личности, необходимая для дальнейшего формирования ценностных ориентиров и принятия ответственных решений во взрослой жизни.