СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фольклор. Масленница.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фольклор. Масленница.»

«Масленичная» историческая справка

    1. Интересно, что русский праздник уходит корнями в язычество, когда устраивалось недельное торжество в честь весеннего солнцеворота. Своеобразным символом стали блины, ассоциирующиеся с солнцем. Ими задабривали Бога Ярило, привлекая тем самым весну. С распространением христианства наши предки стали справлять Масленицу перед Великим постом, надевая традиционную праздничную одежду.

    2. При этом парни облачались в нарядные рубахи-косоворотки, а девушки – в праздничные душегреи, которые надевали поверх сарафанов. Наличие сарафана указывало на то, что девица не замужем, а вот понёву (шерстяную юбку) надевали лишь замужние женщины, подчеркивая тем самым свой статус. Для каждой губернии характерен свой национальный костюм, различающийся по фасону и расцветке, но всех людей объединяла широта русской души и тот размах, с которым славили красавицу-весну.

3. Основные обрядовые действия при проведении праздника со­средоточивались вокруг трех моментов: встреча масленицы, дни празднования и ее проводы. Во многих деревнях сохранились еще представления, чему посвящен каждый день масленичной недели: понедельник — встреча масленицы, вторник - «заигрыши», среда - лакомка, далее — «широкий» четверг — «разгуляй», пятница - те­щины вечера, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - про­воды, «прощеный день». Эта последовательность, однако, строго не везде соблюдалась.

4. Обрядовые песнина Масленицу могут быть разделены две группы:

  • масленичные пес­ни-припевки (прибаутки) о масленичных пиршествах;

  • масленичные песни, сопро­вождавшие обряд сжигания чучела.

5. Масленичные песни рисуют красочный образ масленицы, наделенный антропоморфными признаками. Часто в текстах звучит укор, почему масленица так долго не приезжала, а когда наконец приехала, то на короткий срок. Выражается желание продлить ве­селье и отдалить наступление не вызывающего к себе почтения Ве­ликого Поста.

В последние дни празднования происходило сожжение чучела. Сжигали на костре из сухих веток, дегтярных бочек, соломы. Окон­чание праздника завершалось колокольным звоном, призывающим на вечерню. После нее наступал заключительный момент Прощено­го воскресенья.

Пойдемте-ка на горку...

Пойдемте-ка на горку да на горку, ой
Да на горку, да на горку.
Гляну я все под зорьку,
Кликну я соловейку, ой.
Соловейка мой, родный братчик.
Что же ты ко мне не летаешь?

Широкорожая масленица,
Мы тобою хвалимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся.

Ночная тень пала на землю. На небе загорелись звездочки. С конца деревни раздался свист. Кто-то громко крикнул: «Масленицу жечь!» Засуетилась молодежь, бросилась на дворы и к оденьям. Скоро в руках парней и девушек появились снопы соломы. Кто-то вынес со двора соломенную куклу и закричал: «Идет наша! Несу свинью, эй да масленицу!»

Захрустел снег, зашумела солома, поднялась над головами кукла, и молодежь отправилась за деревню в поле жечь костер, «палить масленицу». Покрытое снегом поле. Снопы сложены в груду – кругом молодежь. Появился огонь. Забегал он по сложенным снопам.

Ребятишки тоже здесь. Они не остались дома: разве могут они усидеть, когда так интересно в поле, когда там их братья и сестры жгут костер, провожают масленицу. Им вручила старшая молодежь держать куклу. Рады шалуны доверию старших: кукла для них забава. Они надевают на куклу шапку, обвязывают тряпками, кидают в нее снегом и поют обрядовые песни на сжигание чучела Масленицы.

Ты прощай, прощай...

Ты прощай, прощай,
Наша широкая,
Ты не в среду пришла
И не в пятницу.
Ты пришла в воскресенье,
Всю недельку веселье,
С хмельным пивом и вином,
С блинами, пирогами
Да с оладьями.
Блины масленые,
Шаньги мазаные.
Мы каталися с горы
От зари и до зари.
А сегодня,в воскресенье,
Наше кончилось веселье.
Прощай, прощай,
Наша масленица!

***

И, сцепившись руками, малыши бешено помчались вокруг догорающего костра, продолжая петь:

Шла сторонкою к нам
По заулочкам, закоулочкам,
Несла блинов чугуны;
Надорвала животы,
Блинов напекла,
Сама все пожрала,
А нам редьки хвост
Дала на пост,
Весело гуляла,
Песни играла,
Протянула до поста,
Гори, сатана!

Костер догорает. Подошел парень, взял у малышей куклу и бросил в огонь. Поднялся столб огня и дыма; полетели искры.

Масленица загорела,
Всему миру надоела, – раздалась песня детворы.
Обманула, провела,
Годика не дожила, –
До поста довела,

       ***

Ах, масленица, обманщица.
Довела до поста, –
Сама удрала.
Масленица, воротись,
В Новый год покажись

Песня прекратилась. Догорел костер. Кто-то бросил в него кусок снега.

Таким образом, календарно-обрядовые песни на Масленицу, будучи высокохудо­жественными произведениями, в то же время являются ценнейшим этнографическим и историческим материалом. Крестьянский быт, нра­вы и обычаи деревни, история развития земледельческого труда — все это нашло свое художественное воплощение в обрядовой поэзии русского народа.





1. На протяжении долгих лет в русских обычаях этот праздник назывался Иван Купала. Такое название возникло уже в христианские времена, когда этот древний языческий праздник стали сочетать с церковной традицией. Это название сохранилось и сегодня, хотя до христианства «Ивана» в названии не было. Праздник звался просто Купало или Купала — по имени Бога Летнего Солнца.

2. Ранее празднование Купалы всегда приходилось на самую короткую ночь года. Иначе этот день называли «макушкой лета», поскольку именно после этого дня день начнет сокращаться, а природа постепенно будет готовиться к осени. Однако с приходом христианства на Русь этот народный праздник слился с церковным. Календарь впоследствии сместился, из-за чего и праздник Ивана Купалы сегодня празднуют в ночь с 6 на 7 июля.

3. Прежде всего Купала является временем очищения, поэтому одежда славян в этот день, обычаи и традиции праздника тесно связаны с огнём и водой. Подготовка начиналась заранее — хозяйки проводили большую уборку, перестирывали одежду. В сам праздник славяне делали перерыв в работе на полях.

4. Вода — один из главных символов праздника. Ещё утром перед праздником старались искупаться в бане — люди подготавливали банные веники с купальскими травами, а еще окропляли водой жилье.

Девушки плели венки из трав и цветов, которые затем отпускали по реке и смотрели, далеко ли они уплывут. Например, если венок прибивало к берегу, замужества в этом году ждать не придется.

5. На Купалу непременно устраивались весёлые гулянья, которые могли длиться целую неделю! В самую короткую ночь разводились большие костры, вокруг которых люди водили хороводы, пели и играли. А для очищения от зла все должны были прыгнуть через огонь.

6. Иван Купала — долгожданный праздник славян, поэтому и одежда их была праздничная, красивая. Например, девушки украшали себя яркими бусами, ожерельями, цветами. Венок — обязательный атрибут каждой незамужней девушки, причем плестись он должен ею собственноручно. Это символ, приносящий любовь и удачу, а также дарящий защиту от зла. Чаще всего венки плели из одуванчиков, ромашек, клевера и васильков.

Девушки носили одну косу, символизирующую девичью невинность и целостность, или расплетенные волосы. Из одежды чаще всего надевались праздничные сарафаны с рубахой. Женщины же надевали рубаху и поневу, плахту, андарак, а дополнением костюма могла быть завеска или фартук. Замужние прятали волосы под платок так, чтобы их совсем не было видно.

7. Частью традиционного русского костюма была и рубаха, которую шили из прямых полотнищ ткани чаще всего домашнего изготовления. В крое часто использовались полики — это вставки, которые расширяли верхнюю часть. Рукава могли быть прямыми, сужающимися к кисти, свободными или сборчатыми, с ластовицами или без.

8. Атрибутом праздничного костюма были рубахи-долгорукавки, длина которых была до двух метров. При ношении они собирались горизонтальными складками или имели специальные прорези. Рубахи, которые носили на Ивана Купалу, украшались шелковыми, шерстяными, золотыми или льняными нитями. Узор обычно располагался на оплечьях, вороте, подоле и рукавах. Славяне считали, что внешняя оболочка человека отражает и его внутренний мир, является зеркалом его души. Именно поэтому вышивка на рубахе являлась сильнейшей защитой против скверны, недоброго глаза, зависти. Славяне стремились жить в ладу не только с собой и окружающими, но и с Природой, а потому на Купалу и одежду надевали соответствующую. Вышитая рубаха — это отражение духовности и символ нравственности, выражение любви и уважения к природе.

9. Все орнаменты, украшающие одежду, имели особый смысл. Верхний мир, то есть небо, символизировал головной убор. Его орнамент включал солнечные (солярные) знаки. Средний мир (воздух) – это рубаха, а нижний (земля) – подол. Часто последний украшался ромбами, как символ плодородия.

В Иванову ночь девушки традиционно были босиком или выбирали максимально удобную обувь.

10. Мужчины обязательно надевали льняную или хлопковую рубаху, обычно красиво расшитую, а также порты — «одежду для ног». Рубаха обязательно была белой — даже бедные крестьяне белили ткань, а серую одежду можно было увидеть лишь у нищих людей. Обязательным был и пояс, который считался самым мощным оберегом из всего, что было надето на человеке. Пояс называли границей миров во многих обрядах. Также он означал и социальную значимость человека. Чаще всего для Ивана Купалы выбирался праздничный вариант пояса, однако при его отсутствии могла использоваться обычная лента или веревка.

11. Вся ивановская ночь проходила с весельем. У костра водили хоро­воды, пели обрядовые купальские песни, проводили игры, прыгали через костер. Веселье со­провождалось музыкой, смехом, шумом - «нечистая сила всего этого боится».

Песен, непосредственно связязанных с купальским обрядом, со­хранилось немного. Ушли из бытования многие песни, имевшие не­когда аграрно-магическое значение.

Купалочка, Купала...

- Купалочка, Купала,
Где ты зиму зимовала?
- Зимовала я в овраге
Под осиновой корягой.
- Купалочка, Купала,
Где ты лето летовала?
- Летовала я в лесочке,
Под малиновым кусточком.
Как солнце заиграло,
Пошла я за Ивана.

Ой, Купаленка...

Ой, Купаленка,
Ночка маленька.
А я не спала,
Золоты ключи брала,
Зарю размыкала,
Росу отпускала.
Роса медовая,
Трава шелковая.
Месяц увидал
Ни слова не сказал.
Солнце увидало —
Росу подобрало.

Горела, Купала, горела...

Горела Купала, горела,
Купала на Ивана.
А я, молода, тушила
Решетом воду носила.
Как в решете воды нет,
Так у ребят правды нет.
Купала на Ивана!
Горела Купала, горела,
А я, молода, тушила,
Кубачком воду носила,
Как в кубачке вода есть,
Так у девочек правда есть.
Купала на Ивана!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!