СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Н. Некрасов приступил к созданию "Кому на Руси жить хорошо" сразу же в первые годы после крестьянской реформы 1861 года - где-то в 1863-1864 годах

Просмотр содержимого документа
«Фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо».»

Фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо».



По своим жанровым параметрам наиболее близок к фольклорным произведениям «Пролог». Сказочный мир «Пролога» населён говорящими птицами (которые становятся сказочными помощниками мужиков), в нём мужики получают традиционную сказочную скатерть-самобранку, бабка Дурандиха превращается здесь в ведьму, а все беды списываются на лешего. Число странников – семь – в сказке всегда имеет магическое значение. Сказочная «проницаемость» и былинный масштаб пространства задаются в поэме также «Прологом».

В поэме использованы загадки, пословицы, поговорки и причитание (плач Матрёны Тимофеевны является почти точной фиксацией подлинного фольклорного причитания).

Н. Некрасов использует фольклорные постоянные эпитеты, воссоздающие мифологический, величественный, былинный образ Руси: удаль – молодецка, земля – сыра, леса – дремучие, дороженька столбовая, Русь – святая. Интонационный строй поэмы – её фольклорная песенно-сказовая мелодика и ритмика, лексический состав (ориентированный прежде всего на особенности живой народной речи) скрепляют воедино весь тот пёстрый и разнородный жизненный материал, который вовлекается в эпопею.

Во внешнем облике персонажей отмечаются не индивидуальные, а обобщенные до символичности черты русского мужика-пахаря и былинного богатыря. Судьбы их трагичны: богатырская сила Савелия разошлась на «выделку шкуры» - барская порка заменяла оброк; стихийное бунтарство молодого Савелия противоречиво соединяется с монашеским смирением Савелия-старца. Яким, буквально вросший в землю, за все труды имеет одну лишь привилегию – «до смерти работать, до полусмерти пить».