СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фольклорные символы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Здесь представлены фольклорные символы,без которых немыслимо изучение музыкального и игрового фольклора.В первый год обучения очень важно, чтобы ребёнок легко мог ориентироваться в фольклорных понятиях таких как Баба-Яга, Волк,Авсень,Коляда,Масленица,Ворота,Голубка,Голос,Вода и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Фольклорные символы»

ФОЛЬКЛОРНЫЕ СИМВОЛЫ


Авсень (Баусень, Таусень, Говсень, Овсень, Овсей, Усень) – ритуальный персонаж, связанный с Новым годом (или Рождеством), с началом солнечного цикла и с возрастанием плодородия; персонифицированное начало года-прибытка (урожая).

Баба (наряду с дедом) – персонаж и объект жатвенного обряда, игр, ритуальных действий и обходов ряженых, а также персонаж или название различных детских игр. Баба и дед - традиционное обозначение умерших предков и персонажей нечистой силы.

Баба Яга – лесная старуха-волшебница, ведьма, противопоставленная в сказках герою. Она воительница и похитительница, но может быть дарительницей и помощницей. Описание действий лопатой, на которой она отправляет в печь ребенка, перекликается с известным традиционным обрядом «перепекания» детей (в теплой печи прогревали лежащего на лопате больного малыша, чтобы изгнать всевозможные хвори и недуги). Это позволяет интерпретировать представления о ней, как о жрице в обряде инициации (перехода из одной социально-возрастной категории в другую).

Белый цвет ассоциируется со светом и производящей силой. Наряду с красным символизирует брак (белое или красное покрывало, фата невесты, красно-белое свадебное знамя). Может означать прощение и невинность. Может означать траур.

Береза – одно из почитаемых у славян деревьев. Может выступать как «счастливое» дерево, сберегающее от зла, и как вредоносное, связанное с женскими демонами и душами умерших. Ветки – надежный оберег.

Блины – основная символика связана с представлением о смерти и потустороннем мире. Блинами символически кормят души предков. Это обрядовое блюдо восточных славян, преимущественно русских. В других славянских зонах аналогичную роль в обрядах выполняют различные виды хлеба, каша (кутья) или зерно.

Борона, в соответствии с названием, служит обороной, оберегом, защитой от нечистой силы. С аграрной магией связано катание на бороне в весенней обрядности (веснянки, вызывание дождя). Катание на бороне зубьями вверх молодых, тещи, свата, неженатого парня, повитухи – символ брака и плодородия. (Иногда подобное катание совершалось на сохе, корыте, тачке, на скамейке). В нечистых руках борона представляется орудием зла.

Веник напоминал об осторожности и воспринимался как оберег от нечистых сил. Считалось, что под веником обитает домовой. При переезде в новый дом обязательно брали с собой старый веник. Старый веник не выбрасывали вблизи дома, на дороге, где на него может наступить человек или животное; не сжигали в печи. Веником расчищали путь свадебному поезду, дорогу жениху и невесте, идущим в баню, чтобы защитить их от порчи. Во время девичника, пока топили баню, на крыше стоял наряженный веник. Затем его разбирали на прутья, каждый обвязывали красной лентой и втыкали по обеим сторонам дорожки в баню («вершили дорожку»). На обратном пути из бани веник, которым парилась невеста, раскидывали и по нему шли к дому. Веник использовали для защиты роженицы и новорожденного от всякого зла: клали в изголовье, под колыбель, прислоняли к колыбели.

Венок – чаще всего – оберег от сглаза, нечистой силы. Ритуальное применение его связано с осмыслением как круга (по аналогии с кольцом, обручем и т.д.). В обрядах и играх весенне-летнего цикла венки служили символом девичества и обязательным головным украшением девушек. В день окончания жатвы, сплетая на поле из колосьев жатвенный венок, украшенный цветами и лентами, и храня его до засева или до следующей жатвы, крестьяне как бы давали зарок приложить все силы к тому, чтобы будущий урожай был богатым.

Венок свадебный – символ брака, как и другие кольцевидные или круглые свадебные предметы: кольцо, калач, каравай. Надевание свадебного венка невесте нередко предварялось обрядовым расплетанием косы и сопровождалось закрыванием ей лица покрывалом или фатой. Свадебный венок не надевает невеста, утратившая девственность до брака, как и выходящая замуж вдова.

Верба – символ быстрого роста, здоровья, жизненной силы, плодородия. Молодая, особенно освященная в Вербное воскресенье, верба защищает от стихийных бедствий, нечистой силы, болезней и т.п., в то время как старая верба считается прибежищем чертей, водяных и другой нечисти, а также местом, куда можно отсылать болезни.

Ветер – воспринимается как добрый, благоприятный, попутный. Может иметь противоположное значение: злой - вихрь, олицетворяющий горе, печаль.

Виноград – молодец. Может быть символом плодородия.

Вишня сладкая – девушка.

Вода – источник жизни и средство магического очищения. Граница между мирами, путь в загробное царство, место обитания душ умерших и нечистой силы. Проточная вода – символ быстроты.

Волк соотносится с «чужими». Такого рода отчуждение касается умерших предков. К «чужим» также относятся колядники и участники других обходных обрядов. «Волчьей» символикой может наделяться каждая из участвующих в свадьбе сторон. «Волком» могли называть и дружину жениха, и всю невестину родню на свадьбе у жениха («волки серые» - братья жениха, невеста – «волчица»). С волком, ищущим себе добычу, символически может соотноситься и сам жених, добывающий себе невесту. Волку могут быть присущи функции посредника между «этим» и «тем» светом, между людьми и нечистой силой. Глаз, сердце, когти, зубы, шерсть волка часто служили амулетами и лечебными средствами.

Волосы – средоточие жизненных сил человека.

Воробей – птица, которой присуща брачная символика, символика ловкости, проворства и мотив воровства.

Ворота – символ границы между своим, освоенным пространством и чужим, внешним миром.

Время – одна из основных (наряду с пространственной) категорий мифологической картины мира. Включает понятие природного и жизненного времени. Наделяется положительным или отрицательным значением (жизни или смерти). Обрядовое время воспринимается как разрыв обыденного, земного времени и прорыв в вечное время. Обрядовое время задает временные границы, последовательность и ритм исполнения ритуалов (например, погребения, заключения брака и т.д.).

Вылавливание из Дуная – символ брака (любви).

Голос – в народных верованиях принадлежность освоенного человеком пространства. Голос человека, животного, музыкального инструмента является существенной приметой «этого» мира, в то время как мир «иной» отмечен печатью беззвучия. Негативную оценку получает любое отступление от правильного голосоведения в составе того или иного обряда. В народной культуре голос осознается как нечто материальное, подверженное влиянию извне и само могущее стать инструментом воздействия.

Голубка сизая – девушка.

Голубки – символ любви.

Голубь – молодец. Символ духовности и переключения энергии на цели социальной деятельности и культурного творчества.

Горы крутые – могут символизировать печаль. Гора может отождествляться с высотой духа.

Груша – женщина.

Девица поит (прогуливает) коня молодца – символ добровольного любовного союза, сочетающийся с мотивом утраты невинности (ветер «с головы цветочки рвет», кони врываются «во зеленый сад – зелен виноград).

Дежа, квашня – деревянная кадка для замешивания теста – символ богатства и благополучия.

Действия разрушения и разделения – расторжение связи с прежним (в данном случае – добрачным) состоянием: мотивы топтания травы, ломания калины, битье горшка во время свадебного обряда, ломание ложек после угощения, дележ каравая, преломление хлеба над новобрачными, разрывание ими печеной курицы.

Действия, связанные с добыванием и поимкой - брак: мотивы охоты, ловли рыбы, осады города, полона. То же значение – охотничьи и рыболовные орудия в свадебном обряде.

Дом – средоточие основных жизненных ценностей, счастья, достатка, единства семьи и рода (включая не только живых, но и предков). Целая система бытовых запретов направлена на то, чтобы удержать счастье, не дать ему покинуть жилище. Важнейшая функция дома – защитная. Дом противопоставляется окружающему миру: как пространство закрытое – открытому, безопасное – опасному, внутреннее – внешнему. Он дает определенную модель, позволяющую воспроизводить картину мира: четыре стены обращены к четырем сторонам света, а фундамент, сруб и крыша соответствуют трем уровням Вселенной (преисподняя, земля, небо). Части дома, претендующие на роль его сакрального центра, в топографическом отношении занимают, как правило, периферийное положение: красный угол, расположенная по диагонали от него печь. В некоторых обрядах дом символизируют стол, порог, матица или место под серединой матицы. Окно и печная труба противопоставлены двери как выходы из жилища, через которые осуществляются контакты с внешним миром.

Девица поит (прогуливает) коня молодца – символ добровольного любовного союза, сочетающийся с мотивом утраты невинности (ветер «с головы цветочки рвет», кони врываются «во зеленый сад – зелен виноград, сладко вишанье – бабье кушанье»).

Дуб – мужское начало, мощь, сила, твердость. Как и вяз, и другие крупные деревья, относится к заповедным, которым запрещалось наносить какой-либо ущерб. Их считали «покровителями» окрестностей – сел, домов, колодцев, озер. В славянской мифологии и фольклоре известен образ дерева, являющий собой центр мироздания. Такое дерево соотнесено со всеми тремя мирами (подземным, земным и небесным) и соединяет их.

Дунай – мифологизированный образ главной реки. Может символизировать вольную девичью жизнь. Слезы девицы «Дунай-речку делают». К Дунаю может быть приравнен жених. Дунай может уподобиться золоторогому оленю, помогающему в свадьбе. Вылавливание из Дуная венка – «смерть» девичьей жизни - свадьба.

Жаворонок – одна из чистых «божьих» птиц. Как птицу почитаемую, его запрещалось употреблять в пищу, а убивать считалось грехом.

Желтый цвет преобладает в природе во второй половине года – это цвет зрелых колосьев и засыхающих растений. Это время – преддверие зимы, холода и мрака, поэтому желтый цвет может быть связан и с потусторонним миром. Вместе с тем это и цвет золота, символизирующего свет.

Замок – предмет, используемый для защиты от вредоносного воздействия внешней среды.

Заря – время совершения магических действий. Время, когда солнце садится за горизонт, считалось особенно ответственным и опасным. Утренняя заря обычно называется «ясной».

Заяц наделяется в народных представлениях эротической (фаллической) символикой и демоническими свойствами. На свадьбе исполнение песен «про зайца» нередко связано с обрядом брачной ночи и определением «честности» невесты. Заяц может быть олицетворением трусости.

Звезда как свет, сияющий во тьме – символ духа.

Зеленый цвет ассоциируется с растительностью и тем самым – с изменчивостью, поскольку растительность периодически исчезает и вновь появляется. Может восприниматься как атрибут природы или открытого пространства, в котором находится и властвует нечистая сила, т.е. представляющего собой потенциальную опасность для человека. В узком смысле зеленый цвет связан с той частью пространства, куда изгоняется нечистая сила, или где происходят некие мифические события, влекущие за собой изменение положения вещей (отделение нечистой силы от человека).

Земля – всеобщий источник жизни, мать всего живого. Представления о земле тесно связаны с понятиями рода, Родины, страны, государства.

Зеркало – в народных представлениях символ «удвоения» действительности, граница между земным и потусторонним миром. Как и другие границы (межа, окно, порог, печная труба, водная поверхность и т.п.), считается опасным и требует осторожного обращения. Однако тот же эффект удвоения может оцениваться положительно и применяться как оберег.

Зима – стужа, мрак, замирающая жизнь.

Золото – символ всего высшего, достойного славы. Символ «четвертого состояния» после первых трех – черного (грех и раскаяние), белого (прощение и невинность) и красного (очищение и страсть).

Зорюшка-девушка – жена.

Калина – девушка.

Камень – в народной традиции – объект почитания.

Коза, козел – символ плодородия; может выступать как ипостась нечистой силы и одновременно как оберег от нее.

Кольцо – подобно любой замкнутой окружности, является символом непрерывности и цельности. Символ брака и вечно повторяющегося временного цикла.

Коляда – символ новорожденного солнца; символ празднеств и мира. Иногда представляется как брат Овсеня. Хранитель ведических знаний. Некоторые народные сказания изображали Коляду прекрасным младенцем, захваченным в плен злою ведьмой Зимой, которая превратила его в волчонка. Но когда с него снимали волчью шкуру и сжигали ее на огне, Коляда являлся во всем блеске своей красоты. На праздник Коляды (Зимние святки) ходили ряжеными и, колядуя, прославляли Коляду, дарующего всем благо. Обрядовое «колядное» печенье – баранки, коровки, козульки, пироги и караваи – символизировали плодородие в наступающем году.

Конь – связь с культом плодородия (ряжение «конем» в календарно-обрядовых действиях); отмечается особое значение упоминания коня в зарождении и развитии любовно-брачных отношений.

Коса (из волос) – как и пучки лент, розетки, узлы и завязки, символизирует интимные взаимоотношения, смешивающиеся потоки и взаимозависимость.

Кострома - воплощение плодородия. Древний ритуал похорон и воскресения Костромы символизировал обязательность восстановления, возобновления плодотворных природных сил.

Красный угол – часть дома, в которой висят иконы, и стоит стол – наиболее парадное и значимое место в жилище. Красный угол обычно обращен на юг или на восток. Это, согласно пространственным и религиозно-этическим представлениям, связано с дневным путем солнца. За столом – место для хозяина и почетных гостей. Покойника в доме клали на стол или на лавку головой к красному углу. Во время поминального ужина здесь ставили лишний прибор для души (в ряде регионов считалось, что именно здесь она пребывает от трех до сорока дней после того, как покинет тело).

Круг – символ совершенства. Идея круга служит образом мироздания.

Кудри доброго молодца – символ его здоровья, жизненной силы.

Кукушка серая – печальная девушка; скорбящая вдова или сестра; дочь, проклятая матерью или отцом. Слово «кукушка» может применяться как ласковое обращение к женщине.

Лебедушка – невеста.

Лебедушка белая – девушка.

Луна (месяц) – может ассоциироваться со сферой смерти и загробного мира в противоположность солнцу как носителю света, тепла и жизни. Луна и солнце в фольклоре могут связываться отношениями родства: родные братья, или брат и сестра, или муж и жена. Месяц может быть символом отца.

Малина – девушка.

Медведь – хранитель скота; брачная символика – плодородия и плодовитости, представленная в свадебном обряде, в любовной магии, в лечении бесплодия и т.п. Медвежья шерсть – для лечения от лихорадки, отвар из медвежатины – от грудных болезней, сало – от ревматизма и отморожений. Амулетами-оберегами служили когти и шерсть.

Месяц – символ отца.

Нить – связь между любыми из различных планов: духовным, биологическим, социальным.

Огородные растения – капуста, лук, чеснок – символизируют естественное, но небезопасное для девушки состояние любовной страсти, склоняющее ее к своеволию и свободному поведению.

Одаривание – в этом мотиве нашел проявление нравственный долг сильного пола в любых обстоятельствах заботиться о женщине.

Олень – идея свадьбы; символ циклов возрождения и развития; облагораживание (противоположность козла).

Осина – женщина, горе, печаль.

Павлин – бессмертие.

Переправа по мосту, кладке, дереву (обычно калина или явор), через Дунай (или море) – иносказание брака; преодоление водной преграды, символизирующей границу между миром живых и мертвых или между девичеством и состоянием замужней женщины.

Петух – символ плодородия; вещая птица, способная противостоять нечистой силе, и в то же время наделенная демоническими свойствами; неурочный крик предвещает новости.

Печь – наряду с красным углом и столом – один из ритуальных центров дома. Символика тесно связана с женским началом (именно здесь осуществляются сугубо женские дела - поддержание огня, приготовление пищи – как бы под покровительством предков). Здесь же можно спать, мыться, лечиться. Символически прослеживается некая условная связь с внутриутробным развитием плода, его рождением, с другой стороны – агонией, смертью и посмертным существованием. Как вместилище пищи и домашнего огня печь воплощает в себе идею дома, его полноты, благополучия (в этом плане соотнесена со столом). Печная труба – выход (как окно и дверь) и связь с внешним миром.

Полынь горькая – горе, печаль.

Прялка (как и веретено, и челнок) – символ времени, начала и продолжения созидания.

Пояс – символ дороги, пути через мифические и реальные преграды (как и нитка, пряжа, волокно, веревка и даже цепь). Пояс как часть одежды – оберег.

Рамон (ромашка) – символ парня-жениха.

Река – объект почитания и символ свершения многих обрядов. Течение времени; вечность; забвение. Река связана с идеями судьбы, смерти, страха перед неведомым, с физиологическими ощущениями холода и темноты, эмоциональными переживаниями ожидания, разлуки, утраты. Может быть символом дороги в иной мир.

Роса – предвестник рассвета и приближающегося дня, может означать духовное просвещение. Тесная связь с идеей света.

Роща – свободно растущие растения: травы, цветы, кустарники… Дикие растения более подвержены опасностям, нежели произрастающие в окультуренном пространстве.

Рябина – символ тоскующей женщины, горечь ягод ассоциируется с безрадостной жизнью.

Рыбица, пойманная в сети, в свадебных песнях символизирует невесту.

Сады; идти в сад – хорошо расти, входить в пору совершеннолетия.

Садовые растения: цветы (роза, рута, мята), ягоды (земляника, малина, смородина), деревья (яблоня, груша). Связь со свойствами и правилами поведения девушки, требуемыми для нормального созревания и благополучного выхода замуж. Их «сеяние-рост» раскрывают сложную гамму эмоциональных состояний девушки, создания условий и соблюдения правил поведения, необходимых для благополучного прохождения через «испытания» игры. Игра здесь трактуется и как поведение в пору совершеннолетия, и как время, образ жизни, состояние перехода к брачному периоду. Такова же детальная картина «сеяния-роста» льна, мака, проса.

Сведение жениха с невестой – брак: сажание их рядом на «посад» (лавку в красном углу), опоясывание, соединение голов, волос, связывание рук, рукобитье, связывание кочерги с помелом для удачного сватовства, «запрягание» молодых, подкладывание им под брачную постель хомута и вожжей и т.д.

Селезень – молодец, жених.

Сокол – молодец, жених.

Солнце – источник жизни, тепла и света.

Соловей – молодец.

Травы – связь с понятиями сил природы как добрых, так и злых.

Туман – часто выступает в значении горя, печали.

Утица серая – девушка.

Хлеб – символ достатка, изобилия и материального благополучия. Требует к себе особо почтительного отношения. В быту и обрядах часто объединяется с солью. Соль символизирует защиту от враждебных сил и влияний.

Хмель – молодец.

Чернобыль черная – символ горя.

Шум леса, листьев дерева – символ печали…