Урок № 5 _________________
фольклорные традиции родного края и соседних регионов
Цели урока: воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся; формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности. Задачи урока: Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания. Развитие общих и специальных музыкальных способностей. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.
Ход урока.
1. орг. момент
II. Актуализация опорных знаний. Вступительная беседа ( /)
Музыкальная культура Урала характеризуется многообразием традиций и социокультурных форм проявления музыкальной деятельности. Народная культура региона представлена музыкальным фольклором русских, башкирских, удмурдских и других народов. В процессе колонизации Урала русскими с XI–XII вв. здесь формировалась русская музыкальная культура, русский музыкальный фольклор, привносимый на Урал из различных регионов России, который обогащал этнически разнообразную картину местного народного музыкального творчества. Уральский русский фольклор сложился под преобладающим воздействием северорусских традиций. Одна из примечательных его черт – близость сельской и городской культур, обусловленная распространением на Урале поселков заводского типа.
III. Изучение нового материала ( /)
С началом процесса колонизации переселенцами из районов Европейского Севера в XVI веке на Урале получил распространение былинный жанр. Немалую роль в этом сыграли скоморохи, бежавшие от преследований властей и церкви. Былины как в полном виде, так и в измененном и сокращенном вариантах, продолжали существовать вплоть до середины ХХ века. Основной территорией бытования преданий, повествующих о событиях и богатырях местной истории, является Северное Прикамье, так как северные земли первыми на Урале стали частью Русского государства и необходимость в их защите от внешних врагов долго сохранялась. Разнообразные сюжеты представлены в жанре исторической песни. Тематика песен направлена на освещение значимых событий, происходящих в Русском государстве. Одно из них – взятие Казани Иваном Грозным: Зачиналась каменна Москва, Зачинался в ней и грозный царь. Он Казань-город на славу взял, Мимоходом город Астрахань…
В песенной традиции Урала находили отражение события крестьянских войн XVII–XVIII вв. (песни о Ермаке, К. Булавине, С. Разине, Е. Пугачеве):
Нас пугали Пугачем, А нам было нипочем. Был когда-то он, пошел, Собирали ему стол. Тетка Колёдка, Дай пирожка. Не дашь пирога – Я корову за рога, Дашь пирожка – Обмету ворота. Сею, вею, посеваю, С Новым годом поздравляю, Со скотом, с животом, Со пшанисой, с овсесом!
К Зимним святкам на Урале относятся святочные гадания и игрища и сопровождавшие их песни, которые проводились в специально откупленных избах.
Провожала Кострому На щужую сторону, Кисель да блины, Каша масленая.
Перед началом сенокоса праздновали Аграфену Купальницу. В этот день было принято обливаться водой (бабы – мужиков, мужики – баб). В Иванов день было принято париться в банях.
Свадебный обряд
- знакомство с хозяйством жениха; - сговор (запой, рукобитье), во время которого договаривались о дате свадьбы, размере приданого, размере и содержании кладки – денежном взносе жениха и одежде, которую он покупал невесте (это могли быть шуба, пальто, шелковое платье, ботинки с галошами и др.).
Свадебный обряд уральских казаков представлял собой единый комплекс, имевший как общероссийские черты, так и самобытные. В основные этапы свадебного обряда входило:
- просватанье (с Рождества до Масленицы); - запой (родственники обеих сторон договаривались о - вечорки (девушки и парни веселились около трех недель); - девичник (с головы невесты снимали ленту и расплетали косу); - утро свадебного дня (сбор свадебного поезда, приезд в дом невесты); - благословение невесты и отъезд под венец; - привоз приданого в дом жениха и приезд молодых после венца; - отхожа (сваха с дружкой уводили молодых спать); - поклон – молодой благодарил родителей невесты за воспитание дочери и разбивал рюмку (если невеста не сохранила честь, то рюмку не били, и весь эпизод назывался - шествие ряженых (родственники жениха рядились в медведя, цыгана), похмелье.
У казаков после шумного (с подбрасыванием и битьем тарелок) веселья в доме тещи, рядились в разные одежды, раскрашивали или закрывали холстиной лицо и с гиканьем, с песнями разъезжали по станице на волах, запряженных в повозки – рыдваны. Заезжали в гости к кумовьям и другим гостям.
Все обряды, входившие в свадебный обряд, сопровождались песнями различных жанров: лирическими, прощальными (с причетами), величальными, шуточными. Характерной особенностью уральской свадьбы является исполнение причитаний как в сольном, так и в групповом исполнении. Две формы причети могли звучать одновременно.
Формирование музыкального фольклора в Оренбургской губернии относится ко второй половине XVIII - началу XIX столетия. Фольклор данного региона напрямую связан с многонациональным укладом и важную роль в этом сыграло переселение в Оренбуржье людей разных национальностей и вероисповедания.
К середине XIX в. в крае были сформированы три группы народностей, представляющих три основные языковые семьи: финскую (уральская языковая семья), тюрскую (алтайская) и славянскую (индоевропейская). Местные краеведы сравнивали многонациональность Оренбуржья со всей Россией. Интернациональное общение повлияло на полиэтничность Оренбуржья и представляет закономерную картину, характерную для многих регионов России, однако, в каждом конкретном случае обладающую своей спецификой.
Местный музыкальный фольклор по этнокультурному признаку крайне разнообразен. Его составляют русская, украинская, татарская, башкирская, казахская, мордовская и чувашская музыка, которая получила свое воплощение в вокальных и в инструментальных формах - наигрышах. Украшением плясовых, хороводных, семейно-бытовых песен являются народные инструменты.
Какова же история возникновения инструментов?
Народно-инструментальная культура представляет большой интерес для этнографов, фольклористов, музыковедов. На протяжении многих веков накапливались знания в области фольклористики, стало возможным появление науки этноорганологии, изучающей историю возникновения и развития народных инструментов, только несколько десятилетий развивается особая научная дисциплина, которая рассматривает проблемы музыкального инструментализма фольклорной традиции - этноорганофония.
Мир, в котором мы живем, насыщен звуками - от шорохов и скрипов до ударов прибоя и раската грома. Древнейшие обитатели земли слышали примерно то же, что и мы. Можно смело констатировать факт - музыка появилась тогда, когда у человека стало развитым чувство ритма. Природа была для человека первым учителем; принципы, на которых основана конструкция народных инструментов заимствована у природы [2, с. 5].
Мы видим, что народный инструмент - продукт одновременно материальной и духовной культуры народа. Сложность изучения народной инструментальной культуры связана с тем, что в традиционной практике многие музыкальные инструменты выполняли ритуально-магические, чуть позже прикладные и только потом музыкально-эстетические функции.
В технологическом контексте народные музыкальные инструменты можно разделить на три группы: идиофоны (самозвучащие шумовые народные инструменты), аэрофоны (духовые), хордофоны (струнные).
С начала XX в. колотушка стала использоваться как пастушеский инструмент в сельской жизни. В с. Дедуровка, с. Кардаилово при выгоне скота можно было услышать звуки, похожие на пулеметную дробь, которую издавал данный народный инструмент. Для этого пастухи расходились и начинали стучать, продвигаясь к месту сбора стада. Особый звуковой эффект был в утренние часы при ясной погоде. Сейчас колотушка используется как шумовой инструмент при исполнении плясовых народных песен фольклорными ансамблями.
Семейство свистящих духовых народных инструментов образуется от свиста струи воздуха при рассечении о тот или иной специальный острый выступ: кугиклы, свистульки, рог, окарины. Можно считать, что к группе духовых музыкальных инструментов относятся все те музыкальные инструменты, звук в которых образуется при помощи воздуха. Нужно было обнаружить способность струй воздуха издавать звуки, а самое главное научится управлять ими. Человек заметил, что ветер, гудящий в печной трубе издает низкие звуки, а узенький ствол камыша, наоборот, высокие звуки. Так появились разнообразные духовые инструменты. К сожалению, некоторые инструменты ушли в небытие в связи с тем, что не было под рукой материала для изготовления. Так переселенцы из Тверской области привезли рог (пастушеский инструмент). Рог, по классификации Хорнобостеля-Закса, относится к язычковым аэрофонам, звук в котором возникает от колебания столба воздуха, в свою очередь приводимого в движение колеблющимся язычком. Материалом для рога служит исключительно ольха. Дудку делают из ольхового отростка-побега, толщиной примерно в палец (12-14 мм). Поскольку в Оренбуржье ольха не растет - инструмент был забыт.
Охотничьи манки археологи относят к древнейшим звуковым орудиям. Их обнаружили при раскопках неолитических стоянок (II тыс. до н. э.). Это различной формы бронзовые бубенцы, костяные флейты, глиняные погремушки и барабаны. Манки - основной охотничий инструмент, первейшая функция состоит в имитации голоса птицы или зверя с целью их приманки и ловли. Этот инструмент получил такое же распространение, как и дудки, потому что можно его изготовить из подручного материала. К примеру, манки на рябчика делали из елового сучка, куриной косточки, имитирующих его свист. Вой волка изображали при помощи стеклянного колпака от керосиновой лампочки.
Можно сделать вывод, что охотничьи и пастушеские инструменты полифункциональны, так как они, с одной стороны, служат сугубо практической цели (пастьба скота, охота), с другой - часто сопровождают свадебные и календарные обряды, наигрыши на них звучат непременно на гуляньях.
В небытие ушел язычковый инструмент волынка. В Оренбургской губернии этот инструмент появился в с. Нижнее-Озёрное в период земельной реформы в XIX в.; это связано с переселением украинского народа. Украинцы называли волынку дудой. Русская волынка отличается от украинской тем, что ее мех сделан не из цельной козьей кожи, а из бычьего пузыря.
Фольклор - это богатое наследие песен, танцев, игры на народных инструментах.
Многолетняя практика и наблюдения за развитием историко-этнографического движения указывает на то, что есть необходимость пересмотреть методику работы по изучению, сбору и совершенствованию народных музыкальных инструментов. Проблема сохранения народного инструментария должна занять достойное место не только в научной исследовательской работе, но в первую очередь в организации создания по образцам исконно русских народных инструментов.
Важно сохранить наследие нашего народа и передать будущим поколениям уникальную культуру Оренбуржья и других регионов России.
IV. Физминутка.
V. Закрепление.
Проблема сохранения народного инструментария должна занять достойное место не только в научной исследовательской работе, но в первую очередь в организации создания по образцам исконно русских народных инструментов.
Важно сохранить наследие нашего народа и передать будущим поколениям уникальную культуру Оренбуржья и других регионов России.
VI. Подведение итогов. Рефлексия.