СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фольклорные традиции родного края и соседних регионов

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

фольклорные традиции родного края и соседних регионов

Цели урока: воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся;  формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Фольклорные традиции родного края и соседних регионов»

Урок № 5 _________________

фольклорные традиции родного края и соседних регионов

Цели урока: воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся; формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности. Задачи урока: Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания. Развитие общих и специальных музыкальных способностей. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.

Ход урока.

1. орг. момент

II. Актуализация опорных знаний. Вступительная беседа ( /)

Музыкальная культура Урала характеризуется многообразием традиций и социокультурных форм проявления музыкальной деятельности. Народная культура региона представлена музыкальным фольклором русских, башкирских, удмурдских и других народов. В процессе колонизации Урала русскими с XI–XII вв. здесь формировалась русская музыкальная культура, русский музыкальный фольклор, привносимый на Урал из различных регионов России, который обогащал этнически разнообразную картину местного народного музыкального творчества. Уральский русский фольклор сложился под преобладающим воздействием северорусских традиций. Одна из примечательных его черт – близость сельской и городской культур, обусловленная распространением на Урале поселков заводского типа.

III. Изучение нового материала ( /)

С началом процесса колонизации переселенцами из районов Европейского Севера в XVI веке на Урале получил распространение былинный жанр. Немалую роль в этом сыграли скоморохи, бежавшие от преследований властей и церкви. Былины как в полном виде, так и в измененном и сокращенном вариантах, продолжали существовать вплоть до середины ХХ века. Основной территорией бытования преданий, повествующих о событиях и богатырях местной истории, является Северное Прикамье, так как северные земли первыми на Урале стали частью Русского государства и необходимость в их защите от внешних врагов долго сохранялась. Разнообразные сюжеты представлены в жанре исторической песни. Тематика песен направлена на освещение значимых событий, происходящих в Русском государстве. Одно из них – взятие Казани Иваном Грозным: Зачиналась каменна Москва, Зачинался в ней и грозный царь. Он Казань-город на славу взял, Мимоходом город Астрахань…

В песенной традиции Урала находили отражение события крестьянских войн XVII–XVIII вв. (песни о Ермаке, К. Булавине, С. Разине, Е. Пугачеве):

Нас пугали Пугачем, А нам было нипочем. Был когда-то он, пошел, Собирали ему стол. Тетка Колёдка, Дай пирожка. Не дашь пирога – Я корову за рога, Дашь пирожка – Обмету ворота. Сею, вею, посеваю, С Новым годом поздравляю, Со скотом, с животом, Со пшанисой, с овсесом!

К Зимним святкам на Урале относятся святочные гадания и игрища и сопровождавшие их песни, которые проводились в специально откупленных избах.

Провожала Кострому На щужую сторону, Кисель да блины, Каша масленая.

Перед началом сенокоса праздновали Аграфену Купальницу. В этот день было принято обливаться водой (бабы – мужиков, мужики – баб). В Иванов день было принято париться в банях.

Свадебный обряд

- знакомство с хозяйством жениха; - сговор (запой, рукобитье), во время которого договаривались о дате свадьбы, размере приданого, размере и содержании кладки – денежном взносе жениха и одежде, которую он покупал невесте (это могли быть шуба, пальто, шелковое платье, ботинки с галошами и др.).

Свадебный обряд уральских казаков представлял собой единый комплекс, имевший как общероссийские черты, так и самобытные. В основные этапы свадебного обряда входило:

- просватанье (с Рождества до Масленицы); - запой (родственники обеих сторон договаривались о - вечорки (девушки и парни веселились около трех недель); - девичник (с головы невесты снимали ленту и расплетали косу); - утро свадебного дня (сбор свадебного поезда, приезд в дом невесты); - благословение невесты и отъезд под венец; - привоз приданого в дом жениха и приезд молодых после венца; - отхожа (сваха с дружкой уводили молодых спать); - поклон – молодой благодарил родителей невесты за воспитание дочери и разбивал рюмку (если невеста не сохранила честь, то рюмку не били, и весь эпизод назывался - шествие ряженых (родственники жениха рядились в медведя, цыгана), похмелье.

У казаков после шумного (с подбрасыванием и битьем тарелок) веселья в доме тещи, рядились в разные одежды, раскрашивали или закрывали холстиной лицо и с гиканьем, с песнями разъезжали по станице на волах, запряженных в повозки – рыдваны. Заезжали в гости к кумовьям и другим гостям.

Все обряды, входившие в свадебный обряд, сопровождались песнями различных жанров: лирическими, прощальными (с причетами), величальными, шуточными. Характерной особенностью уральской свадьбы является исполнение причитаний как в сольном, так и в групповом исполнении. Две формы причети могли звучать одновременно.

Формирование музыкального фольклора в Оренбургской губернии относится ко второй половине XVIII - началу XIX столетия. Фольклор данного региона напрямую связан с многонациональным укладом и важную роль в этом сыграло переселение в Оренбуржье людей разных национальностей и вероисповедания.

К середине XIX в. в крае были сформированы три группы народно­стей, представляющих три основные языковые семьи: финскую (уральская языковая семья), тюрскую (алтайская) и славянскую (индоевропейская). Местные краеведы сравнивали многонациональность Оренбуржья со всей Россией. Интернациональное общение повлияло на полиэтничность Орен­буржья и представляет закономерную картину, характерную для многих регионов России, однако, в каждом конкретном случае обладающую своей спецификой.

Местный музыкальный фольклор по этнокультурному признаку крайне разнообразен. Его составляют русская, украинская, татарская, баш­кирская, казахская, мордовская и чувашская музыка, которая получила свое воплощение в вокальных и в инструментальных формах - наигрышах. Украшением плясовых, хороводных, семейно-бытовых песен являются на­родные инструменты.

Какова же история возникновения инструментов?

Народно-инструментальная культура представляет большой интерес для этнографов, фольклористов, музыковедов. На протяжении многих ве­ков накапливались знания в области фольклористики, стало возможным появление науки этноорганологии, изучающей историю возникновения и развития народных инструментов, только несколько десятилетий развива­ется особая научная дисциплина, которая рассматривает проблемы музы­кального инструментализма фольклорной традиции - этноорганофония.

Мир, в котором мы живем, насыщен звуками - от шорохов и скрипов до ударов прибоя и раската грома. Древнейшие обитатели земли слышали примерно то же, что и мы. Можно смело констатировать факт - музыка появилась тогда, когда у человека стало развитым чувство ритма. Природа была для человека первым учителем; принципы, на которых основана кон­струкция народных инструментов заимствована у природы [2, с. 5].

Мы видим, что народный инструмент - продукт одновременно мате­риальной и духовной культуры народа. Сложность изучения народной ин­струментальной культуры связана с тем, что в традиционной практике многие музыкальные инструменты выполняли ритуально-магические, чуть позже прикладные и только потом музыкально-эстетические функции.

В технологическом контексте народные музыкальные инструменты можно разделить на три группы: идиофоны (самозвучащие шумовые на­родные инструменты), аэрофоны (духовые), хордофоны (струнные).

С начала XX в. колотушка стала использоваться как пастушеский инструмент в сельской жизни. В с. Дедуровка, с. Кардаилово при выгоне скота можно было услышать звуки, похожие на пулеметную дробь, кото­рую издавал данный народный инструмент. Для этого пастухи расходи­лись и начинали стучать, продвигаясь к месту сбора стада. Особый звуко­вой эффект был в утренние часы при ясной погоде. Сейчас колотушка ис­пользуется как шумовой инструмент при исполнении плясовых народных песен фольклорными ансамблями.

Семейство свистящих духовых народных инструментов образуется от свиста струи воздуха при рассечении о тот или иной специальный ост­рый выступ: кугиклы, свистульки, рог, окарины. Можно считать, что к груп­пе духовых музыкальных инструментов относятся все те музыкальные инст­рументы, звук в которых образуется при помощи воздуха. Нужно было обна­ружить способность струй воздуха издавать звуки, а самое главное научится управлять ими. Человек заметил, что ветер, гудящий в печной трубе издает низкие звуки, а узенький ствол камыша, наоборот, высокие звуки. Так появи­лись разнообразные духовые инструменты. К сожалению, некоторые инст­рументы ушли в небытие в связи с тем, что не было под рукой материала для изготовления. Так переселенцы из Тверской области привезли рог (пастуше­ский инструмент). Рог, по классификации Хорнобостеля-Закса, относится к язычковым аэрофонам, звук в котором возникает от колебания столба возду­ха, в свою очередь приводимого в движение колеблющимся язычком. Ма­териалом для рога служит исключительно ольха. Дудку делают из ольхо­вого отростка-побега, толщиной примерно в палец (12-14 мм). Поскольку в Оренбуржье ольха не растет - инструмент был забыт.

Охотничьи манки археологи относят к древнейшим звуковым оруди­ям. Их обнаружили при раскопках неолитических стоянок (II тыс. до н. э.). Это различной формы бронзовые бубенцы, костяные флейты, глиняные погремушки и барабаны. Манки - основной охотничий инстру­мент, первейшая функция состоит в имитации голоса птицы или зверя с целью их приманки и ловли. Этот инструмент получил такое же распро­странение, как и дудки, потому что можно его изготовить из подручного материала. К примеру, манки на рябчика делали из елового сучка, куриной косточки, имитирующих его свист. Вой волка изображали при помощи стеклянного колпака от керосиновой лампочки.

Можно сделать вывод, что охотничьи и пастушеские инструменты полифункциональны, так как они, с одной стороны, служат сугубо практи­ческой цели (пастьба скота, охота), с другой - часто сопровождают сва­дебные и календарные обряды, наигрыши на них звучат непременно на гу­ляньях.

В небытие ушел язычковый инструмент волынка. В Оренбургской гу­бернии этот инструмент появился в с. Нижнее-Озёрное в период земельной реформы в XIX в.; это связано с переселением украинского народа. Украин­цы называли волынку дудой. Русская волынка отличается от украинской тем, что ее мех сделан не из цельной козьей кожи, а из бычьего пузыря.

Фольклор - это богатое наследие песен, танцев, игры на народных инструментах.
Многолетняя практика и наблюдения за развитием историко-этнографического движения указывает на то, что есть необходимость пе­ресмотреть методику работы по изучению, сбору и совершенствованию народных музыкальных инструментов. Проблема сохранения народного инструментария должна занять достойное место не только в научной ис­следовательской работе, но в первую очередь в организации создания по образцам исконно русских народных инструментов.

Важно сохранить наследие нашего народа и передать будущим поко­лениям уникальную культуру Оренбуржья и других регионов России.

IV. Физминутка.

V. Закрепление.

Проблема сохранения народного инструментария должна занять достойное место не только в научной ис­следовательской работе, но в первую очередь в организации создания по образцам исконно русских народных инструментов.

Важно сохранить наследие нашего народа и передать будущим поко­лениям уникальную культуру Оренбуржья и других регионов России.

VI. Подведение итогов. Рефлексия.