Фольклорный час «Труд человека кормит, а лень портит»
Цели и задачи: поговорить с учащимися о пользе труда и коварстве лени; заставить задуматься о том, что все в жизни достигается через труд; нацеливать на правильное восприятие учебного труда;
Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал.
Ход занятия
- Мы продолжаем разговор о чертах характера человека. Мы уже говорили о воле, гордыне, смелости, милосердии. А сегодня поговорим о лени и трудолюбии.
Труд – это необходимая основа жизни и развития, как отдельного человека, так и целого общества.
- В Конституции записаны законы, по которым должны жить все граждане России. Одним из самых главных законов является: «Граждане России имеют право на труд». Это очень важный закон. (статья 37)
-Если человек хочет работать, приносить пользу, то государство дает ему такое право и оплачивает его труд.
- Люди разных профессий живут в городах и сёлах. Каждый из них выполняет определенную работу, трудится на благо общества.
- Все вещи, которые нас окружают, созданы трудом многих людей разных профессий.
- А если представить, что никто ничего не делает и нигде не работает.
- Что бы тогда было?
- Не вышли бы на работу электрики…
Дети: Нет света, не работают стиральные машины, утюги, никто не может починить электричество и т. д.
- Не вышли бы на работу пекари…
Дети: Все будут без хлеба.
- Не вышли бы на работу медицинские работники…
Дети: Никто не сможет помочь больному сделать операцию, вылечить больных людей и т.д.
- А если все хлеборобы, доярки, скотники не выйдут на работу? (Мы останемся без пищи, человек может умереть и жизнь тогда прекратится)
- Правильно – «Жизнь – это труд».
В труде, в трудовой деятельности формируется и сам человек, и его физические и психические качества: выносливость, трудолюбие, самостоятельность, справедливость, честь и достоинство и др. Труд служит средством самовыражения, самоутверждения личности.
Учеба – это самый важный и ответственный труд подростка. Еще он очень тяжелый.
Ведь не зря говорят:
Тяжело в ученье – легко в бою.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
- А сейчас послушайте стихотворение:
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож…
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба-
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За все, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
- А теперь, пожалуйста, к слову «Трудолюбивый» подберите слово с противоположным значением.
- Правильно «Ленивый»
- В словаре Даля сказано: «Лень – отвращение от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности и тунеядству».
- А как Вы понимаете пословицу «Лень – мать всех пороков»
Инсценировка «Сказка про лень».
Лентяй: Дайте средство нам от лени, от могу, но не хочу.
Аптекарь: Есть душистое втиранье от укусов комаров Есть микстура от чиханья, проглотил - и будь здоров. Есть микстура от мигрени, лекарства нет от лени.
Лентяй: Хорошо бы это средство поскорей изобрели, Чтобы все лентяи с детства принимать его могли. Появись лекарство это, я купил бы два пакета, Нет не два, а целых три нужно, что ни говори.
Аптекарь: Кто жить умеет по часам и ценит каждый час, Того не надо по утрам будить по десять раз. И он не станет говорить, что лень ему вставать, Зарядку делать, руки мыть и застилать кровать. Успеет он одеться в срок, умыться и поесть, и раньше, чем звенит звонок, за парту в школе сесть.
- Ребята, как вы считаете, нужно ли лекарство от лени?
- Посмотрите, как некрасиво выглядит лентяй.
А теперь послушайте сказку «Лентяй и солнце».
- Солнышко, передвинься, пожалуйста в сторону, мне жарко. Солнце рассмеялось: «Разве мыслимое это дело, чтобы солнце передвигалось, куда лентяю захочется?»
Лентяй рассердился и закричал:
- Значит, ты не хочешь передвинуться?
- Не хочу, - отвечало Солнце.
- Ах так?! – сказал Лентяй. – Тогда я назло тебе буду лежать здесь.
-Что случится с лентяем, если он будет лежать на солнышке?
-Кого лентяй накажет?
-Какая пословица подходит к данной сказке?
Кому – ленивому или трудолюбивому – лучше живётся на свете? (трудолюбивому, труд облагораживает человека, у него есть цель в жизни, есть к чему стремиться, труд оценивается, можно купить что – то в магазине).
- А сейчас, каждый из вас на листе бумаги напишет, в чем заключается ваш труд в школе и дома.
- А теперь – выберете самый важный труд в школе, потом дома.
Пословицы
- Вы все ходите в школу, но одни за знаниями, чтобы совершенствовать себя, другие – за общением, чтобы встретиться с друзьями, третьи – потому что посылают в школу родители.
- А какой мотив преобладает у вас?
- Вам предстоит выбрать свою роль, занять свое место в жизни.
Лентяи и лодыри – это одно и тоже явление. Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся, не хотят выполнять никаких поручений, не любят чисто писать в тетрадях, читать книги. Они не воспитываю в себе привычку трудиться, помогать родителям в домашних делах.
- Итак, если человек ленивый, то какой у него характер? Если – тдолюбивый?
- Приносит ли такой человек пользу другим людям?
- Какое настроение может быть у ленивого человека?
- Сможет ли он купить все необходимое, еду, одежду?
- Ответьте на вопросы:
- После еды убираете ли вы за собой грязную посуду? (всегда, часто, редко, не убираю).
-Переодеваетесь ли вы после школы в домашнюю одежду? (всегда, часто, редко, не переодеваюсь).
-Убираете ли вы одежду на место? (всегда, часто, редко, не убираю).
- Разогреваете ли вы сами себе обед? (всегда, часто, редко, не разогреваю).
- Готовите ли вы себе пищу сами? (всегда, часто, редко, не готовлю).
-Вы сами себе стираете носки и другие мелкие вещи? (всегда, часто, редко, не стираю).
-Вы сами гладите себе брюки (юбку), рубашку? (всегда, часто, редко, не глажу).
-Можете ли вы починить что-нибудь сам? (всегда, часто, редко, не могу).
-Имеете ли вы постоянное домашнее поручение? (да, нет).
-Как вы поступаете, когда не хочется делать работу? (убеждаю себя, заставляю, тяну время, не делаю).
Сегодня я вам предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма.
(Просмотр фрагмента 1 мультфильма)
-Кто узнал главного героя? (Это Вовка)
- Из какого он мультфильма? ( «Вовка в тридевятом царстве»)
- Скажите, что он пожелал? (Конфеты, пирожное, мороженое)
- Как вы думаете, почему его желание не сбылось? (Он ничего для осуществления желания не сделал)
(Просмотр фрагмента 2)
- Что полезного для себя узнали сегодня?
Придет пора, настанет час,
И мы трудиться будем.