ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Оценочные материалы административного контроля
Наименование оценочного средства Контрольная работа
Предмет Литературное чтение
Класс 3
Назначение контрольной работы: оценка степени достижения запланированных результатов обучения к середине года курса предмета литературное чтение 3 класс, по адаптированным основным общеобразовательным программам начального общего образования.
Предметные результаты должны отражать
Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: определять тему и главную мысль, воспроизводить последовательность событий в тексте произведения, составлять план текста (вопросный, номинативный);
Понимать содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы по фактическому содержанию произведения;
Уметь описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, оценивать поступки героев произведения, устанавливать взаимосвязь между характером героя и его поступками, сравнивать героев одного произведения по предложенным критериям, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам;
Составлять высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 3 предложений);
Уметь осознанно применять для анализа текста изученные понятия (автор, литературный герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения, сравнение, эпитет);
Документы, определяющие содержание и структуру контрольной работы:
Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598)
Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 24 ноября 2022 г. № 1023)
Система оценки предметных результатов обучения в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение. Математика. Окружающий мир: методические рекомендации для учителя / ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023.
Условия проведения контрольной работы: проводится в середине учебного года, в сроки, установленные графиком административного контроля. Работа проводится в форме контрольной работы, материалы которой размещены в ЭОС ГОУ ЯО «Центр помощи детям».
Время выполнения контрольной работы: 40 минут.
Структура контрольной работы
Общее количество заданий: 10, в т.ч. базового уровня - 10
№№ п/п | Раздел (тема) программы | Кол-во заданий базового уровня | Кол-во заданий повышенного уровня |
1 | Виды речевой и читательской деятельности | 10 | 0 |
Обобщенный план контрольной работы
№ зада ния | Раздел (тема) программы курса | Проверяемые элементы содержания | Уровень сложности | Максимальный балл | Примерное время выполнения | Тип задания* |
1 | Речевая и читательская деятельность | Определять жанр произведения. | Б | 1 | 2 мин | Выбор ответа |
2 | Речевая и читательская деятельность | Находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде) | Б | 1 | 3 мин | Выбор ответа |
3 | Речевая и читательская деятельность | Описывать характер героя, находить в тексте средства изображения (портрет) героя и выражения его чувств, характеризовать отношение автора к героям, его поступкам | Б | 1 | 2 мин | Краткий ответ |
4 | Речевая и читательская деятельность | Находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде) | Б | 1 | 2 мин | Выбор ответа |
5 | Речевая и читательская деятельность | Находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде) | Б | 1 | 2 мин | Выбор ответа |
6 | Речевая и читательская деятельность | Определять основные события и устанавливать их последовательность | Б | 1 | 2 мин | На соответствие |
7 | Речевая и читательская деятельность | Находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде) | Б | 1 | 2 мин | Выбор ответа |
8 | Речевая и читательская деятельность | Выбирать пословицу, выражающую главную мысль текста. | Б | 1 | 2 мин | Выбор ответа |
9 | Речевая и читательская деятельность | Определять главную мысль произведения. | Б | 1 | 4 мин | Краткий ответ |
10 | Речевая и читательская деятельность | Понимать информацию, представленную в неявном виде. | Б | 1 | 5 мин | Свободный ответ (небольшое эссе) |
Содержание работы
Содержание включает инструкцию по выполнению работы; тексты вариантов работы (см.ПРИЛОЖЕНИЕ 1):
Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом
Максимальный первичный балл за выполнение работы – 10 баллов
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по 5-бальной системе | % выполнения работы | Критерий оценивания/первичный балл |
«5» | 90% – 100% | 9-10 баллов |
«4» | 74% – 89% | 6-8 баллов |
«3» | 49% – 73% | 4-5 баллов |
«2» | Менее 49% | менее 4 |
Система оценивания выполнения отдельных заданий приведена в ПРИЛОЖЕНИИ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы отводится 40 минут.
В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях нужно будет выбрать один ответ из предложенных.
В некоторых заданиях потребуется выбрать несколько верных ответов. Внимательно читай текст заданий.
Одни задания покажутся тебе легкими, другие – трудными. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, можешь еще раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Желаем успеха!
Вариант 1
Демонстрационная версия административной контрольной работы
по литературному чтению 3 класс
Случай с кошельком.
Шли по улице двое: старшая сестра Катя и младший брат Костя. А впереди них шла старушка. Седенькая. Хроменькая. Шла так старушка, шла да и выронила кошелек с деньгами.
Костя первым увидел это. Нагнулся, схватил кошелек, а потом побежал и догнал старушку.
─ Бабушка, вы кошелек потеряли. Вот он.
Старушка взяла свой кошелек и сунула его в карман.
─ Тьфу! Какая стала я растеряха...
Сказала так она и пошла себе дальше, а Костя вернулся к сестре и пожаловался на старушку:
─ Какая она неблагодарная! Взяла кошелек, сунула его в карман и даже «спасибо» не сказала.
Тогда старшая сестра остановилась, строго посмотрела на младшего брата и спросила:
─ А за что она должна благодарить тебя? За то, что ты честен? Так ведь быть честным ─ это твоя обязанность, а не заслуга. Разве можно за это требовать благодарности?
Не сразу понял Костя, о чем говорила его старшая сестра. Но зато, когда понял, запомнил на всю жизнь про этот случай с кошельком.
Евгений Пермяк
(158 слов)
1. Определи жанр произведения.
А) стихотворение;
Б) сказка,
В) басня,
Г) рассказ
2. Где происходят события, описанные в произведении.
А) в парке;
Б) в магазине;
В) на улице.
3. Какая была старушка? Найди ответ в тексте, запиши.
4. Что случилось со старушкой?
А) она выронила свой кошелёк;
Б) она отдала кошелёк мошенникам;
В) она забыла свой кошелёк в магазине
5. Как поступил Костя, заметив кошелёк?
А) он сделал вид, что не увидел выпавший у старушки кошелёк;
Б) он поднял кошелёк, чтобы вернуть его старушке;
В) он взял кошелёк и убежал;
Г) он окликнул старушку
6. Восстанови с помощью цифр правильную последовательность событий.
А) Так ведь быть честным ─ это твоя обязанность, а не заслуга.
Б) Взяла кошелек, сунула его в карман и даже «спасибо» не сказала.
В) Старушка взяла свой кошелек и сунула его в карман.
Г) Шла так старушка, шла да и выронила кошелек с деньгами.
7. Что хотел услышать Костя, когда отдал кошелек?
А) «спасибо»;
Б) похвалы;
В) предложение о вознаграждении.
8. Какая пословица подходит к данному произведению?
А) «Жизнь дана на добрые дела».
Б) «Тёплое слово и в мороз согревает».
В) «Говорить правду - терять дружбу».
9. Выпиши из текста предложение, в котором заключена главная мысль текста.
10. Чему учит данное произведение?
Вариант 2
Административная контрольная работа по литературному чтению 3 класс
Жалейкин и лягушонок.
Под кочкой, в сыром болотце, заметил Жалейкин маленького, слабенького лягушонка.
- Бедный, несчастный малыш! - воскликнул Жалейкин. - Как же плохо тебе, бедняжке, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно!
Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, выставил шкатулку на тёплое солнышко и весело рассмеялся от радости.
- Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в теплоте, сухости и чистоте. Не то что в твоём грязном болоте!
А лягушонок не радуется, а лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате.
Как увидел его Жалейкин, так и заревел! Всего лягушонка облил слезами. И вовремя: ещё немножко - и лягушонок бы околел!
Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где и сыро, и грязно, и холодно. Но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей тёплой и чистой комнате.
(155 слов)
Определи жанр произведения.
А) стихотворение;
Б) сказка,
В) басня,
Г) рассказ
2. Где заметил Жалейкин лягушонка?
А) в луже;
Б) в реке;
В) в сыром болотце
3. Какой был лягушонок? Найди ответ в тексте, запиши.
4. Куда посадил Жалейкин лягушонка?
А) на вату в коробку;
Б) на вату в шкатулку;
В) на стол
5. Лягушонок на солнышке
А) радовался;
Б) запутался в вате, но был рад;
В) был чуть жив, засох
6. Восстанови с помощью цифр правильную последовательность событий.
А) Облил лягушонка слезами.
Б) Я спасу тебя!
В) Помчался с лягушонком к болоту.
Г) Заметил лягушонка.
Д) Будешь жить теперь в теплоте, сухости и чистоте.
7. Лягушонка спасло:
А) слёзы человека;
Б) возвращение в сырое болотце.
8. Выбери из пословиц ту, которая больше других помогает понять главную мысль произведения.
А) «Собака - друг человека».
Б) «Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему земная ветка».
В) «Рыбам – вода, птицам – воздух, а человеку – вся земля».
9. Выпиши из текста предложение, в котором заключена главная мысль текста.
10 . Чему учит данное произведение?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом
Правильный ответ на каждое из заданий оценивается 1 баллом.
№ задания | Правильный ответ Вариант 1 Демоверсия | Правильный ответ Вариант 2 Контрольная работа |
Вопрос 1 | Г) рассказ | Г) рассказ |
Вопрос 2 | В) на улице. | В) в сыром болотце |
Вопрос 3 | Седенькая, хроменькая | маленький, слабенький |
Вопрос 4 | А) она выронила свой кошелёк; | Б) на вату в шкатулку; |
Вопрос 5 | Б) он поднял кошелёк, чтобы вернуть его старушке; | В) был чуть жив, засох |
Вопрос 6 | А) Шла так старушка, шла да и выронила кошелек с деньгами. Б) Старушка взяла свой кошелек и сунула его в карман. В) Взяла кошелек, сунула его в карман и даже «спасибо» не сказала. Г) Так ведь быть честным ─ это твоя обязанность, а не заслуга. | А) Заметил лягушонка. Б) Я спасу тебя! В) Будешь жить теперь в теплоте, сухости и чистоте. Г) Облил лягушонка слезами. Д) Помчался с лягушонком к болоту. |
Вопрос 7 | А) «спасибо»; | Б) возвращение в сырое болотце. |
Вопрос 8 | А) «Жизнь дана на добрые дела». | Б) «Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему земная ветка». |
Вопрос 9 | Так ведь быть честным ─ это твоя обязанность, а не заслуга. | Но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей тёплой и чистой комнате. |
Вопрос 10 | Данное произведение учит быть честным, совершать добрые поступки. | Данное произведение учит бережному отношению к животным. |
Максимальный суммарный балл - 10