Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области
«Государственный гуманитарно-технологический университет»
(ГГТУ)
Промышленно – экономический колледж
УТВЕРЖДАЮ
Директор ПЭК ГГТУ
____________ С.В. Самохина
«___»___________2021 г.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
БД.02 ЛИТЕРАТУРА
Специальность среднего профессионального образования
54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Наименование квалификации
Дизайнер
Форма обучения
очная
Орехово-Зуево, 2021 г.
Фонд оценочных средств разработан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования.
Автор: Попова Елена Ивановна, преподаватель / _______________/
Ф.И.О., должность, наименование ОУ
Фонд оценочных средств рассмотрен на заседании предметно-цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин
Протокол заседания № _____ от «____» ___________ 20__ г.
Председатель предметно-цикловой комиссии __________________/Борисова О.В./
Подпись ФИО
Содержание
1. Общие положения |
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке |
3. Основные показатели оценки результатов |
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины |
5. Материалы промежуточной аттестации по дисциплине |
1. Общие положения
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине БД.02 Литература является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества результатов освоения обучающимися основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 54.02.01 Дизайн (по отраслям) и включает в себя задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации.
ФОС разработан на основании:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г;
основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 54.02.01 Дизайн (по отраслям);
рабочей программы дисциплины БД.02 Литература.
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
Освоение содержания дисциплины БД.02 Литература обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
Л1 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
Л2 сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
Л3 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
Л4 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Л5 эстетическое отношение к миру;
Л6 совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
Л7использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
метапредметных:
М1 умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
М2 умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
М3 умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
М4 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
предметных:
П1 сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
П2 сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
П3 владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
П4 владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
П5 владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
П6 знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
П7 сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
П8 способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
П9 владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
П10 сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
личностных результатов программы воспитания:
ЛР5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России
ЛР7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности
ЛР8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства
ЛР11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры
ЛР13 Выбирающий оптимальные способы решения профессиональных задач на основе уважения к заказчику, понимания его потребностей
ЛР22 Понимающий сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявляющий к ней устойчивый интерес
ЛР23 Осваивающий социальные нормы, правила поведения, в группах и сообществах; участвующий в студенческом самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей
ЛР24 Формирующий коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
2.1. Форма аттестации
Формой промежуточной аттестации по дисциплине является дифференцированный зачет во 2 семестре.
3. Основные показатели оценки результатов
Наименование темы | Результаты обучения (смотри в таблице выше) | Оценка результатов обучения | Наименование оценочных средств |
Текущий контроль | Промежуточная аттестация |
1. Русская литература первой половины XIX века | Личностные | Л3, Л4, Л5, Л6, Л7 ЛР5, ЛР7, ЛР8, ЛР11, ЛР13, ЛР22-24 | Оценивается по результатам диагностик, наблюдения и тестирований классным руководителем и психологом | Тест Творческие работы; Вопросы устного ответа | Тест дифференцированного зачета |
Метапредметные | М1, М2, М3, М4 | Сформировано Не сформировано |
Предметные | П1, П2, П3, П4, П5, П6, П7, П8, П9, П10 | Низкий Пониженный Базовый, Высокий, Повышенный |
2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века | Личностные | Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, Л6, Л7 ЛР5, ЛР7, ЛР8, ЛР11, ЛР13, ЛР22-24 | Оценивается по результатам диагностики , наблюдения и тестирований классным руководителем и психологом | Практические работы; вопросы устного опроса, творческие работы |
Метапредметные | М1, М2, М3, М4 | Сформировано Не сформировано |
Предметные | П1, П2, П3, П4, П5, П6, П7, П8, П9, П10 | Низкий Пониженный Базовый, Высокий, Повышенный |
3. Поэзия второй половины XIX века | Личностные | Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, Л6, Л7 ЛР5, ЛР7, ЛР8, ЛР11, ЛР13, ЛР22-24 | Оценивается по результатам диагностики , наблюдения и тестирований классным руководителем и психологом | Практическая работа; вопросы устного опроса, творческие работы |
Метапредметные | М1, М2, М3, М4 | Сформировано Не сформировано |
Предметные | П1, П2, П3, П4, П5, П6, П7, П8, П9, П10 | Низкий Пониженный Базовый, Высокий, Повышенный |
4. Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века | Личностные | Л3, Л4, Л5, Л6, Л7 ЛР5, ЛР7, ЛР8, ЛР11, ЛР13, ЛР22-24 | Оценивается по результатам диагностики , наблюдения и тестирований | Вопросы устного опроса, творческие работы |
Метапредметные | М1, М2, М3, М4 | Сформировано Не сформировано |
Предметные | П1, П2, П3, П4, П5, П6, П7, П8, П9, П10 | Низкий Пониженный Базовый, Высокий, Повышенный |
5. Серебряный век русской поэзии | Личностные | Л3, Л4, Л5, Л6, Л7 ЛР5, ЛР7, ЛР8, ЛР11, ЛР13, ЛР22-24 | Оценивается по результатам диагностики , наблюдения и тестирований классным руководителем и психологом | Практическая работа; вопросы устного опроса, творческие работы |
Метапредметные | М1, М2, М3, М4 | Низкий Пониженный Базовый, Высокий, Повышенный |
Предметные | П1, П2, П3, П4, П5, П6, П7, П8, П9, П10 | Низкий Пониженный Базовый, Высокий, Повышенный |
6. Литература 20-40 годов | Личностные | Л3, Л4, Л5, Л6, Л7 ЛР5, ЛР7, ЛР8, ЛР11, ЛР13, ЛР22-24 | Оценивается по результатам диагностики , наблюдения и тестирований классным руководителем и психологом | Практическая работа; вопросы устного опроса, творческие работы |
Метапредметные | М1, М2, М3, М4 | Сформировано Не сформировано |
Предметные | П1, П2, П3, П4, П5, П6, П7, П8, П9, П10 | Низкий Пониженный Базовый, Высокий, Повышенный |
7. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | Личностные | Л3, Л4, Л5, Л6, Л7 ЛР5, ЛР7, ЛР8, ЛР11, ЛР13, ЛР22-24 | Оценивается по результатам диагностики , наблюдения и тестирований классным руководителем и психологом | Практическая работа; вопросы устного опроса, творческие работы |
Метапредметные | М1, М2, М3, М4 | Сформировано Не сформировано |
Предметные | П1, П2, П3, П4, П5, П6, П7, П8, П9, П10 | Низкий Пониженный Базовый, Высокий, Повышенный |
8. Особенности развития литературы 1950—1980-х годов | Личностные | Л3, Л4, Л5, Л6, Л7 ЛР5, ЛР7, ЛР8, ЛР11, ЛР13, ЛР22-24 | Оценивается по результатам диагностики , наблюдения и тестирований классным руководителем и психологом | Вопросы устного опроса, творческие работы; тест | |
Метапредметные | М1, М2, М3, М4 | Сформировано Не сформировано | |
Предметные | П1, П2, П3, П4, П5, П6, П7, П8, П9, П10 | Низкий Пониженный Базовый, Высокий, Повышенный | |
9. Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов | Личностные | Л3, Л4, Л5, Л6, Л7 ЛР5, ЛР7, ЛР8, ЛР11, ЛР13, ЛР22-24 | Оценивается по результатам диагностики , наблюдения и тестирований классным руководителем и психологом | Вопросы устного опроса, творческие работы; тест |
Метапредметные | М1, М2, М3, М4 | Сформировано Не сформировано | |
| Предметные | П1, П2, П3, П4, П5, П6, П7, П8, П9, П10 | Низкий Пониженный Базовый, Высокий, Повышенный | |
10. Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов | Личностные | Л3, Л4, Л5, Л6, Л7 ЛР5, ЛР7, ЛР8, ЛР11, ЛР13, ЛР22-24 | Оценивается по результатам диагностики , наблюдения и тестирований классным руководителем и психологом | Вопросы устного опроса, творческие работы; тест |
| Метапредметные | М1, М2, М3, М4 | Сформировано Не сформировано | |
| Предметные | П1, П2, П3, П4, П5, П6, П7, П8, П9, П10 | Низкий Пониженный Базовый, Высокий, Повышенный | |
Критерии оценивания результатов образования
Оценка личностных результатов образования
Оценивается психологами и классными руководителями по результатам анкетирования, наблюдения и диагностик.
На основе полученных результатов педагогической диагностики психолог и классный руководитель составляют характеристику обучающегося. В характеристике отмечаются образовательные достижения и положительные качества ученика, даются педагогические рекомендации к выбору направлений профильного обучения.
В соответствии с требованиями Стандарта достижение обучающимися личностных результатов не выносится на итоговую оценку, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения.
Оценка метапредметных результатов образования
Оценка достижения метапредметных результатов проводится в ходе следующих процедур с использованием оценочного инструментария:
стартовая диагностика (оценочный инструментарий – стартовая комплексная работа);
текущее оценивание метапредметной обученности (оценочный инструментарий – промежуточные комплексные работы; учебно-практические и учебно-познавательные задачи на оценку способности и готовности обучающихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития);
текущее оценивание выполнения учебных исследований и учебных проектов;
наблюдение за выполнением учебно-практических задач (оценочный инструментарий – учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку коммуникативных и регулятивных УУД);
итоговая оценка метапредметной обученности (оценочный инструментарий - итоговая комплексная работа на межпредметной основе);
оценка итогового индивидуального проекта.
Сформированы | Не сформированы |
- владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; . владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; . применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; . овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; . готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; . умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; | - не владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом; . не владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне; . не умение применять навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; . не овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; . не готовность и не способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; . не умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка; |
Оценка предметных результатов образования
Оценка достижения предметных результатов проводится в ходе следующих процедур с использованием оценочного инструментария:
стартовая диагностика (оценочный инструментарий – проверочные работы по учебным предметам);
текущее оценивание предметной обученности (оценочный инструментарий – диагностические работы; самостоятельные работы; проверочные работы; учебно-познавательные задачи на оценку способности и готовности обучающихся к освоению систематических знаний; задания базового и повышенного уровней; комплексные задания);
итоговая оценка предметной обученности (оценочный инструментарий - итоговые работы по учебным предметам).
Для описания предметной обученности используются пять уровней (низкий, пониженный, базовый, повышенный, высокий), которые фиксируются в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания учебного предмета.
Низкий | Пониженный | Базовый | Повышенный | Высокий |
Низкий уровень освоения планируемых результатов свидетельствует о наличии только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно | Отсутствие систематической базовой подготовки, о том, что обучающимся не освоено 50% планируемых результатов, о том, что имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено. | Достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний, необходимой для продолжения образования, и о правильном выполнении учебных действий в рамках диапазона учебно-познавательных и учебно-практических задач, построенных на опорном учебном материале (задания базового уровня). Достижение базового уровня обучающимися соответствует оценка «удовлетворительно» или «зачтено» | Повышенный уровень достижения планируемых результатов - оценочное суждение «хорошие образовательные достижения»; Приравнивается к оценке «хорошо» | Высокий уровень достижения планируемых результатов - оценочное суждение «отличные образовательные достижения Приравнивается к оценке «отлично» |
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Результаты обучения | Основные показатели | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Личностные | Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире | Оценка результатов устного опроса, письменных аналитических работ по прочитанным произведениям, сочинений и других творческих работ. |
Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности | Оценка результатов устного опроса, письменных аналитических работ по прочитанным произведениям, сочинений и других творческих работ. |
Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения | Оценка результатов устного и письменного опроса, письменных аналитических и творческих работ. |
Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности | Оценка результатов устного опроса, письменных аналитических работ по прочитанным произведениям, сочинений и других творческих работ. |
Эстетическое отношение к миру | Оценка результатов тестирования, устных опросов, выразительного и аналитического чтения. |
Совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов | Оценка результатов устного и письменного опроса, письменных аналитических и творческих работ, сочинений. |
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.) | Оценка устных и письменных ответов, письменных аналитических и творческих работ, результатов тестирования. |
Метапредметные | Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы | Оценка результатов устного и письменного опроса, письменных аналитических и творческих работ, сочинений. |
Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов | Оценка результатов устного и письменного опроса, письменных аналитических и творческих работ, сочинений, результатов тестирования. |
Умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности | Оценивание рефератов, проектов, творческих работ, сочинений. |
Владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем | Оценка результатов устного и письменного опроса, публичных выступлений. |
Предметные | Сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним | Оценка результатов устного и письменного опроса, письменных аналитических и творческих работ, сочинений. Оценка выполнения практических работ. |
Владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью | Оценка результатов устного и письменного опроса, письменных аналитических и творческих работ, сочинений. Оценка выполнения практических работ. |
Владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации | Оценка результатов устного и письменного опроса, письменных аналитических и творческих работ, сочинений. Оценка выполнения практических работ. |
Владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров | Оценка результатов устного и письменного опроса. Оценка выполнения практических работ. |
Знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры | Оценка результатов устного и письменного опроса. Оценка выполнения практических работ. |
Сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения | Оценка результатов устного опроса, письменных аналитических и творческих работ, сочинений, результаты тестирования. Оценка выполнения практических работ. |
Способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях | Оценивание конспектов, тезисов, рефератов, проектов, сочинений и других творческих работ. Оценка выполнения практических работ. |
Владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания | Оценивание конспектов, тезисов, рефератов, проектов, сочинений и других творческих работ. Оценка выполнения практических работ. |
Сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы | Оценивание аналитических работ и устных ответов. Оценка выполнения практических работ. |
Сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике | Оценивание сочинений и творческих работ, рефератов. Оценка выполнения практических работ. |
| Для слепых, слабовидящих обучающихся: сформированность навыков письма на брайлевской печатной машинке | Оценка результатов устного опроса, письменных аналитических и творческих работ, сочинений. |
| Для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: сформированность и развитие основных видов речевой деятельности обучающихся - слухозрительного восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма | Оценка результатов устного опроса, устных аналитических и творческих работ, сообщений. |
| Для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета приобретение опыта их использования в речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании устных, письменных, альтернативных высказываний; стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию | Оценка результатов письменного опроса, аналитических и творческих работ, сочинений. Оценка выполнения практических работ. |
Личностные результаты программы воспитания | Демонстрация уважения к родной культуре, родному народу, к Родине. Проявление уважения к себе и окружающим, умение выслушать и принять чужую точку зрения. Демонстрация уважения к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастность к изучению, сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. Проявление уважения к эстетическим ценностям, проявление навыков эстетической культуры. Оптимальность и аргументированность выбора способов решения профессиональных задач Объяснение сущности и адекватное описание значимости своей будущей специальности, проявление к ней устойчивого интереса Соблюдение норм, правил поведения, в группах и сообществах; проявление активного участия в студенческом самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. Рациональность, адекватность выбора форм и методов взаимодействия со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | Наблюдение и оценка результатов устного и письменного опроса, выполнения аналитических, творческих и практических работ. |
| Промежуточная аттестация – экспертная оценка результатов выполнения заданий на дифференцированном зачете. |
Материалы текущего контроля, методические рекомендации к проведению практических занятий представлены в приложении.
Материалы промежуточной аттестации по дисциплине БД.02 Литература
Промежуточная аттестация по результатам изучения дисциплины – экзамен в форме письменного тестирования.
Время выполнения задания – 90 минут
Коды проверяемых результатов обучения:
Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, Л6, Л7 ; ЛР5, ЛР7, ЛР8, ЛР11, ЛР13, ЛР22, ЛР23, ЛР24; М2, М4, М5; П1, П3, П4, П5, П7, П9, П10, П11, П12, П13.
Образец тестового задания по учебной дисциплине
БД.02 Литература
Тест – опознание (1 балл)
1. Поэмы А.С. Пушкина «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан» являются романтическими. (Да, нет)
2. В лирике М.Ю. Лермонтова звучат мотивы одиночества. (Да, нет)
3. Главный конфликт драмы «Гроза» Островского заключается в противостоянии между Катериной и ее свекровью Кабановой. (Да, нет)
4. Героиней, нашедшей свое счастье в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», является крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. (Да, нет)
5. Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» отражает жизнь крестьянства до отмены крепостного права. (Да, нет)
6. С первых дней пребывания в Марьино, у Евгения Базарова складываются неприязненные отношения с Павлом Петровичем Кирсановым. (Да, нет)
7. Главный герой романа Тургенева «Отцы и дети» Евгений Васильевич Базаров. (Да, нет)
8. Юмористические рассказы на протяжении всего творчества оставались излюбленным жанром А.П. Чехова. (Да, нет)
9. «Краткость – сестра таланта», - говорил Л.Н. Толстой. (Да, нет)
10. А.П. Чехов не собирался становиться писателем, а мечтал о карьере врача? (Да, нет)
11. А.П. Чехов определял жанр пьесы «Вишневый сад» как трагедию. (Да, нет)
12. М Горький писатель, которого можно считать одним из основателей новой советской литературы. (Да, нет)
13. Серебряному веку русской поэзии предшествовал бронзовый век. (Да, нет)
14. В романе А. Платонова «Котлован» нашли отражение революция и гражданская война. (Да, нет)
15. М. Булгаков принимал революцию и показал ее положительно в повести «Собачье сердце». (Да, нет)
Тест-различение (1 балл)
Кабанова, героиня драмы Островского «Гроза», не любит Катерину потому, что
А) Ревнует сына к снохе В) Не принимает воспитания и образования,
Б) считает, что Катерина не пара Тихону которое получила Катерина
2. Познакомившись с Анной Сергеевной Одинцовой, Базаров испытывает:
А) страх Б) любовь В) смятение Г) разочарование Д) счастье
3. Поэзия Тютчева и Фета относится к направлениям а) сентиментализм б) романтизм в) чистое искусство г) реализм
4. В романе Достоевского «Преступление и наказание» поднимаются актуальные проблемы
А) власти денег в обществе Б) любви и семейного счастья в) утраты нравственных ценностей в капиталистическом обществе
4. Любимыми героями Л.Н. Толстого в романе «Война и мир» являются А) Пьер Безухов
Б) Анатоль Курагин В) Андрей Болконский В) Элен Курагина Г) Наташа Ростова
5.Какой профессии обучался М. Булгаков в Киевском университете : а) филолога б) врача в) юриста
5. В каком из произведений А. Платонова нашли отражение процессы коллективизации и индустриализации:
а) роман «Чевенгур» 2) рассказ «Усомнившийся Макар» 3) рассказ «Возвращение» 4) повесть «Котлован»
6. Кто из русских писателей и поэтов эмигрировал из России после октябрьской революции:
А) Блок б) Есенин в) Булгаков г) Бунин д) А. Толстой е) А Платонов ж) Цветаева
6. Какое из перечисленных произведений не принадлежит А. Блоку?
а) На поле Куликовом; б) «Выхожу один я на дорогу...»; в) «Вхожу я в тёмные храмы...»; г) «Скифы».
7. Где родился М. А. Булгаков: а) в Киеве б) в Москве в) в Одессе
8. В каком произведении Булгаков рассказал о своей работе врачом в Смоленской губернии:
а) «Записки юного врача» б) «Бег» в) «Собачье сердце»
9. Какие произведения А.И Солженицына посвящены теме сталинских репрессий:
А) «Матренин двор» Б) «Раковый корпус» В) «Один день Ивана Денисовича» Г) «Архипелаг ГУЛАГ»
10. Какие жанры литературы были наиболее актуальны в годы Великой Отечественной войны:
А) рассказ, Б) роман В) повести Г) жанр поэзии д) публицистика
Тест – классификация (5 баллов)
1. Кто из героев романа Тургенева «Отцы и дети» относится к поколению
1. отцов 2. детей
А) Базаров Б) Аркадий В) П.П. Кирсанов Г) Н.П. Кирсанов
2. Какие из произведений стихотворений Некрасова посвящены теме «Поэта и поэзии»
А) «Несжатая полоса» Б) «Элегия» В) «Муза» Г) «Поэт и гражданин»
Д) «Железная дорога»
3. Теме деревни в литературе 60-80 годов посвящены произведения:
А) Солженицын «Матренин двор» Б) Васильев «А зори здесь тихие» В) Распутин «Прощание с Матерой» Г) Шолохов «Тихий Дон»
Тест - подстановка (5 баллов)
Назовите художественный приём, используемый С. Есениным в выделенном фрагменте: «Русь моя! Деревянная Русь! Я один твой певец и глашатай...»?
Назовите исторические произведения А. Толстого 1) …. 2)….. 3)….. 4)…… 5)…..
3. Назовите произведения, написанные в годы Великой Отечественной войны:
1….. 2….. 3….. 4…… 5……
Конструктивный тест (10 баллов за один полный развернутый ответ. Выберите один из двух вопросов)
1. Дайте сравнительную характеристику купцов Кабановой и Дикого в драме А.Н. Островского «Гроза».
2.Каково общественное значение повести Булгакова «Собачье сердце»?
Тест – поиск (10 баллов за один полный развернутый ответ. Выберите один из двух вопросов)
Каковы особенности стихотворения А. Блока «Незнакомка»?
Почему А. Толстой обращается в своем творчестве к жанру исторического романа? Что это за роман и как он связан с историей нашего государства?
.Критерии оценки тестового задания
Оценка | Число баллов, необходимое для получения |
«3» (удовлетворительно) | 22-29 |
«4» (хорошо) | 30-39 (не менее одного задания из дополнительной части) |
«5» (отлично) | 45-40 (не менее трех заданий из дополнительной части) |
Критерии оценивания практических работ
Оценка «Отлично» ставится, если ответ полный развернутый, задание выполнено полностью, возможно 1-2 недочета или упущения.
Оценка «Хорошо» допускает 3-4 недочета в заданиях.
Оценка «Удовлетворительно» - ответ 5-6 недочетами или 50% верно выполненного задания
Оценка «Неудовлетворительно» выставляется, если ответ не выполнен или выполнен меньше, чем на 50% или имеет более 7 недочетов.
№ | Тип (вид) задания | Проверяемые знания и умения | Критерии оценки |
1 | Тесты | Знание основ изученной темы | «5» - 100 – 90% правильных ответов «4» - 89 - 80% правильных ответов «3» - 79 – 70% правильных ответов «2» - 69% и менее правильных ответов |
2 | Устные ответы | Знание основ Изученной темы | Устные ответы на вопросы должны соответствовать критериям оценивания устных ответов. |
3 | Контрольная (самостоятельная) работа | Знание основ лексики в соответствии с пройденной темой и умения применения знаний на практике | «5» - 100 – 90% правильных ответов «4» - 89 - 80% правильных ответов «3» - 79 – 70% правильных ответов «2» - 69% и менее правильных ответов |
4 | Составление конспектов, рефератов, творческих работ. | Умение ориентироваться в информационном пространстве, составлять конспект. Знание правил оформления рефератов, творческих работ. | Соответствие содержания работы, заявленной теме, правилам оформления работы. |
5 | Практические работы | Умение применять полученные знания на практике. | «5» - 100 – 90% правильных ответов «4» - 89 - 80% правильных ответов «3» - 79 – 70% правильных ответов «2» - 69% и менее правильных ответов |
Критерии оценивания сочинения
Сочинение оценивается 2 оценками: за грамотность и содержание.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы теме, основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
Сочинение оценивается 2 оценками.
Учитывается также разнообразие словаря, стилевое единство,
выразительность речи, число речевых недочетов.
«5/5» - допускается 1 орфографическая или 1 пунктуационная или 1 грамматическая ошибки, 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, при соответствии теме, отсутствием фактических ошибок, работа отличается богатством словаря, достигнуто стилевое единство, выразительность текста.
«4/4» - допускается 2 орфографических ,2 пунктуационных или 1 орфографическая , 3 пунктуационных, или 4 пунктуационных , нет орфографических, также 2 грамматических ошибки, в содержании есть незначительное отклонение от темы, единичные фактические недочеты, негрубые нарушения последовательности, работа достаточно выразительна, не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
«3/3» - допускается 4 орфографических ,4 пунктуационных или 3 орфографических , 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. В содержании допущены существенные отклонения от темы, есть фактические недочеты, есть нарушения последовательности, словарь беден, не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов.
«2/2» - допускается 7 орфографических ,7 пунктуационных или 6 орфографических , 8 пунктуационных или 5 орфографических, 9 пунктуационных. По содержанию работа не соответствует теме, допущено много фактических ошибок, крайне беден словарь, нарушено стилевое единство, допущено 6 недочетов в содержании, 7 речевых недочетов.