МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по УВР _________ Редько Т.Л.
«_____» ___________20____г.
Хореография в театрализованных
представлениях и праздниках
(4, 5 семестр)
Фонд оценочных средств
Направление подготовки
510305 Режиссура театрализованных представлений и праздников
Профиль подготовки
Театрализованные представления и праздники
Форма обучения
Очная
Уровень основной профессиональной образовательной
программы
бакалавриат
Год начала подготовки: 2017 г.
Улан-Удэ
2017 г.
Утверждено на заседании кафедры Режиссуры эстрады и театрализованных представлений
протокол № ___ от «______» __________ 2017 г.
Заведующая кафедрой ___________________________________/ ______________
Ф.И.О., научная степень, научное звание подпись
Утверждено на заседании Методического совета факультета искусств
Протокол № _____ от «______» ___________2017 г.
«СОГЛАСОВАНО»
Декан факультета искусств ____________________________________
_______________________________________________________/______________
Ф.И.О., научная степень, научное звание подпись
Директор Научной библиотеки ВСГИК
____________________________________________________ / _______________
Ф.И.О. подпись
Начальник УМУ
___________________________________________________ / _________________
Ф.И.О., научная степень, научное звание подпись
Информация об актуализации рабочей программы дисциплины:
Протокол заседания кафедры № ___от «__» ________________ 20__ г.
Протокол заседания кафедры № ___от «__» ________________ 20__ г.
Протокол заседания кафедры № ___от «__» ________________ 20__ г.
Протокол заседания кафедры № ___от «__» ________________ 20__ г.
Разработчик: доценткафедры РЭиТПСтарикова С.В.________________
подпись
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка …………………………………………. | |
2. | Перечень компетенций и этапы их формирования в процессе освоения образовательной программы | |
3. | Показатели и критерии оценочных компетенций на различных этапах их формирования. Шкала оценивания. | |
4. | Типовые контрольные задания и материалы для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы компетенций с процессом освоения образовательной программы | |
5. | Методические материалы по процедуре оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
ОПК-10 - готовность к пониманию того, что режиссерское искусство театрализованного представления и праздника связано с другими видами искусства и соотносится с соответствующими дисциплинами в гуманитарных, социальных, естественных и физических науках, активно влияет на все аспекты человеческой деятельности.
Дисциплина входит в базовую часть ОП и является обязательной для направленности (профиля) подготовки «Театрализованные представления и праздники» согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 51.03.05 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» (уровень бакалавриата). Она ориентирована на взаимодействие с дисциплинами «Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Музыка в ТПиП», «Музыкальное воспитание», «Искусство импровизации», «Народные фольклорные праздники», «Теория и практика режиссуры обрядов и ритуалов», «История и теория зрелищных искусств», «Теория и практика спортивно-художественных праздников», «Режиссура концертов», «Основы сценического движения», «История мировой культуры и искусства», «Психология художественного творчества», «Методика работы с коллективами и исполнителями» и др.
Основанием для оценки качества освоения дисциплины являются результаты выполнения творческих и практических заданий, приобретенных специальных навыков по дисциплине. Итоговая оценка выставляется по результатам экзамена в форме показа хореографических миниатюр, номеров, эпизодов театрализованных представлений, праздников. Целью промежуточной аттестации является проверка уровня сформированности компетенций у обучающихся.
Основные критерии оценивания отражены в показателях фонда оценочных средств.
ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ И ЭТАПЫ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Код и наименование компетенции в соответствии с ФГОС ВО | Результаты освоения компетенции в рамках изучения дисциплины | Этапы формирования компетенции (указывается семестр, в соответствии с учебным планом) | Виды занятий для формирования компетенций, ее освоения | Оценочные средства |
ОПК-10 Готовность к пониманию того, что режиссерское искусство театрализованного представления и праздника связано с другими видами искусства и соотносится с соответствующими дисциплинами в гуманитарных, социальных, естественных и физических науках, активно влияет на все аспекты человеческой деятельности. | Знать: историю хореографии, ее взаимосвязь с другими видами художественного творчества, а также принципы творческой взаимосвязи режиссера с балетмейстером. функции и виды искусств; выразительные средства и специфические особенности различных видов искусств; основы хореографической подготовки; приемы полифонии и хореографического симфонизма, виды канона; хореографическую композицию как форму выражения драматургического содержания; методы и приемы сочинения; Уметь: использовать выразительные средства и специфические особенности различных видов искусств в постановочной деятельности; применять полученные знания и практически использовать приобретенные навыки в постановочном процессе создания представления, концерта, празднества и других театрализованных форм; приобретать новые знания и умения, используя современный опыт мастеров дисциплины; распознавать ошибки; создавать сценический образ; составлять план – задание балетмейстеру; работать совместно с балетмейстером для реализации художественного замысла постановки; организовать творческую, воспитательную, учебную работу в творческом коллективе; ориентироваться в специальной литературе как по профилю своего вида искусства, так и в смежных областях художественного творчества; Владеть: методами и способами применения различных видов искусств в театрализованных представлениях и праздниках; умениями и навыками драматургического построения хореографического действия; методикой сочинения хореографического текста и композиции танца; навыками работы с концертмейстером, художником, композитором; методикой постановочной, репетиторской работы; навыками анализа творческих ситуаций и решения организационных и художественных задач; опытом реализации художественного замысла в творческом коллективе; основами применения современных технических аудиовизуальных средств, сценографии и декоративно-художественного оформления | 4 4 4 4,5 4,5 4,5 5 4,5 4,5 4 4,5 4,5 4,5 5 5 5 5 4,5 4,5 | практические занятия, СРС СРС СРС практические занятия, СРС практические занятия, СРС практические занятия, СРС практические занятия, СРС практические занятия, СРС практические занятия, СРС практические занятия, СРС, репетиции практические занятия, СРС СРС СРС практические занятия, СРС практические занятия, СРС практические занятия, СРС практические занятия, СРС | собеседование, творческое задание реферат реферат тренаж творческое задание, постановочная работа практическая работа сообщение, творческое задание творческое задание, постановочная работа творческое задание постановочная работа постановочная работа образцы, сравнительный анализ творческое задание, постановочн ая работа постановочная работа, образцы контроль СРС сообщение, творческое задание, постановочная работа, зачет, показ творческих работ - экзамен |
3. ПОКАЗАТЕЛИ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ. ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ
В ФГБОУ ВО ВСГИК знания, умения и навыки обучающихся определяются на экзамене по четырехбальной шкале оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно», при зачете – «зачтено», «не зачтено».
1. «Отлично» – обучающийся глубоко и прочно усвоил весь программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагает, не затрудняется с ответом при видоизменении задания, свободно справляется с задачами и практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно обобщать и излагать материал, не допуская ошибок.
2. «Хорошо» – обучающийся твердо знает программный материал, грамотно и по существу излагает его, не допускает существенных неточностей в ответе на вопрос, может правильно применять теоретические положения и владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий.
3. «Удовлетворительно» – обучающийся усвоил только основной материал, но не знает отдельных деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушает последовательность в изложении программного материала и испытывает затруднения в выполнении практических заданий.
4. «Неудовлетворительно» – обучающийся не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи.
Знания, умения и навыки обучающихся при промежуточном контроле в форме зачета оцениваются на «зачтено» и «не зачтено».
«Зачтено» – обучающийся знает курс на уровне лекционного материала, базового учебника, дополнительной учебной, научной и методологической литературы, умеет привести разные точки зрения по излагаемому вопросу.
«Не зачтено» – обучающийся имеет пробелы в знаниях основного учебного материала, допускает принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.
Процедура текущего и промежуточного контроля обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ по дисциплине проводится с использованием фондов оценочных средств, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации, в том числе с использованием специальных технических средств.
Обучающимся – инвалидам и лицам с ОВЗ - увеличивается время на подготовку ответов к зачету/экзамену. При необходимости разрешается готовить ответы с использованием технических средств, а также с использованием ДОТ.
Процедура оценивания результатов обучения предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия материала (может конкретизироваться и дополняться).
При описании в учебно-методической документации процедуры оценивания результатов обучения и при ее проведении учитываются следующие требования с учетом ограничений по здоровью:
- предоставление обучающимся инструкции по процедуре оценивания результатов обучения в адаптированной форме;
- предоставление заданий оценочных средств в доступной форме;
- доступная форма ответов на задания оценочных средств;
- создание условий по организации процедуры оценивания по текущей и промежуточной аттестации в несколько этапов (при необходимости);
- использование ЭО и ДОТ.
Допускается, что критерии оценивания результатов обучения по дисциплинам могут быть дополнены и уточнены.
Соответствие шкалы оценивания уровню сформированности компетенций:
балл | уровень | оценка |
2 | низкий | неудовлетворительно |
3 | средний | удовлетворительно |
4 | выше среднего | хорошо |
5 | высокий | отлично |
4.ТИПОВЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Контроль знаний по дисциплине «Хореография в театрализованных представлениях и праздниках» включает в себя: текущий контроль и промежуточный контроль в форме зачетов и экзамена.
Оценка знаний, умений и навыков, приобретенных студентами в процессе освоения профессиональных компетенций, проверяется в ходе выполнения творческих и практических заданий, рефератов, собеседования, сообщений, а также во время сдачи зачета в форме итогов выполнения учебной практической программы – тренаж классического, народного и современного танцев (варьируется по усвоению и направлению курса), постановочной работы - этюды; и экзамена – показ образцов классической, народной, авторской хореографии иумение проводить сравнительный анализ, а также показ студенческих работ: хореографических миниатюр, номеров, эпизодов (по выбору преподавателя).
4.1. Типовые контрольные задания и виды контроля
Наименование оценочного средства | Краткая характеристика оценочного средства | Необходимое наличие материалов по оценочному средству в фонде |
Текущий контроль |
Тренаж | Система физического воспитания, которая является одним из наиболее эффективных инструментов развития специальных способностей и танцующего тела. Кроме основных задач по развитию выворотности, гибкости, силы, ловкости и выносливости, главное выработка апломба — устойчивости, необходимой при исполнении вращений, прыжков и поз. | Упражнения у станка и на середине зала по классическому, народному танцу. Изучение и отработка техники элементов, комплекс упражнений, позы, ракурсы, уровни их сочетание и т.п., детальная отработка. |
Реферат | Реферат – продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа учебно-исследовательской темы по дисциплине.Реферат позволяет оценить уровень способности обучающегося раскрыть суть темы, привести различные точки зрения, а так же собственные взгляды на нее | Темы рефератов |
Сообщение | Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы | Темы сообщений |
Собеседование | Специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснениеобъема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п. | Вопросы по темам / разделам дисциплины |
Творческое задание | Средство контроля, нацеленное на формирование навыковсамостоятельности обучающегося к творческой деятельности практического характера.Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся. | Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий |
Постановочная работа: Комбинация Этюд | Сочинение комбинаций, в которых в эскизной форме наглядно студент представляет элементы своего будущего творческого проекта. Самостоятельная постановочная работа студента. Маленькое законченное произведение, включающее образ (актерское мастерство), лексику, композиционный рисунок. | |
Промежуточный контроль: зачет, экзамен |
Показ фрагментов или номеров из репертуара классической, народной, авторской хореографии | студент выступает в роли исполнителя. | Образцы хореографического наследия |
Показ творческих работ | Конечный результат, показывающий умениеприменить основные выразительные средства, драматургию, которые отражают восприятие и видение поставленных задач студентом и вызывают адекватную эмоциональную реакцию зрителей, а также отражают полное знание специфики хореографии в театрализованном представлении, понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений закономерностей и их взаимосвязей.Учебное задание, выполняемое студентом самостоятельно под контролем педагога, которое выражается в создании художественных произведений различной формы в качестве хореографа-постановщика. | |
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ПРОЦЕДУРЕ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
Контроль знаний по дисциплине «Хореография в театрализованных представлениях и праздниках» включает в себя: текущий контроль, который является допуском к промежуточному контролю в форме зачета и экзамена. Задания к зачетам и экзаменам по всему курсу определяются преподавателем в процессе освоения программного материала.Оценка знаний учащихся проводится в конце каждого семестра (зачет, экзамен) в виде показа на учебной сценической площадке или в аудитории.
Студент должен:
применять полученные знания на практике;
знать основы классического, историко-бытового, народного танца, а также различные направления современного эстрадного танца;
продемонстрировать умение владеть собственным телом и техникой исполнения в различных манерах;
уметь применять свои знания при постановке хореографических театрализованных миниатюр, номеров, эпизодов в своих режиссерских работах.
Наполнение раздела зависит от содержания дисциплины и определенных разработчиком/составителем оценочных средств, являющихся на его взгляд наиболее оптимальными для оценки уровня сформированности компетенций.
5.1. 4семестр:
Текущий контроль:
Сообщение.
Примерные вопросы:
«Основы классического танца»
Исторический процесс формирования классического танца.
Классический танец как средство формирования исполнительской культуры.
Стилистические особенности музыкальных произведений для классического танца.
Методика построения урока классического танца.
Основные эстетические принципы классической хореографии.
«Основы народного танца»
Стилевые особенности народного и народно-сценического танца.
Темпы, ритмы, музыкальные размеры, динамические акценты в народном танце.
Основные принципы театрализации народного танца.
Рисунок народно-сценического танца как выразительное средство выявления замысла режиссера. Логика развития танцевального рисунка и приемы пространственной композиции.
Многообразие русских народных танцев. Позиции и положения рук в русском танце. Основные элементы русских плясок и танцев.
«Историко-бытовой танец»
История возникновения и основные этапы развития историко-бытового танца.
Основные стилевые особенности историко-бытового танца.
Танцевальная культура 15-16 вв.
Танцевальная культура 17-18 вв.
Танцевальная культура 19 века.
Танцевальная культура 20 века.
«Современная хореография. Streetdance »
Формы современных направлений хореографического искусства.
Современный танец: разновидности, основные принципы техники исполнения.
Условия возникновения современного танца. Влияние исторических, социальных, культурных, и научных факторов на развитие современного танца.
Творчество А. Дункан и его влияние на развитие современного хореографического искусства.
Принципы обучения модерн танцу. Терминология, основные понятия модерн танца.
Ведущие теоретики и мастера развития европейской ветви модерн танца.
Формирование американской школы танца модерн.
Особенности «Русского модерна» в области танца начала XX века.
Понятие техники современного танца.Концепция восприятия тела человека. Концепция сферического пространства танца. Концепция взаимодействия с гравитацией. Концепция естественного движения. Специфика танцевального языка.
Истоки и становление джаз-танца.
Основные признаки и особенности техники исполнения джаз-танца. Особенности пластики, стиля и манеры исполнения в джаз танце.
Основные принципы техники движения модерн джаз-танца. Характерные особенности терминологии модерн джаз-танца.
Понятие «изоляция» и методика изучения изолированного движения.
Способы координации движения различных центров в современных танцах.
Критерии оценивания сообщения – максимальная оценка – 5 баллов
Критерии оценки: | Показатель | балл |
К1.Раскрытие темы.Обоснованность и доказательность выводов. | Соответствие содержания работы теме, наличие творческого подхода к изложению материала.Используемые понятия строго соответствуют теме. Приводимые примеры и доказательства логичны. Выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией. Приводятся различные точки зрения и их личная оценка. | 1 |
Сообщение студентом не подготовлено либо подготовлено по одному источнику информации, либо не соответствует теме. | 0 |
К2. Самостоятельность выполнения работы, глубина проработки материала. | Студент не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала. Выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы. Сообщение носит исследовательский характер.Студент выделяет причинно-следственные связи. Умеет переходить от частного к общему или от общего к частному. | 1 |
Студент обнаруживает не освоение основного материала, испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении. У студента имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все, же большая часть не усвоена. | 0 |
К3.Логичность и последовательность изложения.Грамотность и качество оформления работы. | Легко ориентируется в материале, полно и аргументировано отвечает на дополнительные вопросы. Излагает материал логически последовательно. Делает самостоятельные выводы, умозаключения. Демонстрирует кругозор. Речь характеризуется эмоциональной выразительностью, четкой дикцией, стилистической и орфоэпической грамотностью. Сообщение имеет чёткую композицию и структуру.Соответствует общим требованиям написания и оформления. | 2 |
Материал излагает не последовательно. Не устанавливает логические связи, затрудняется в формулировке выводов. Допускает стилистические и орфоэпические ошибки. Не соответствует общим требованиям написания и оформления, не имеет четкую структуру. | 0 |
К4.Использование наглядного материала. | Использует наглядный материал: аудиозаписи, авторские видеозаписи,кинофильмы (кинофрагменты) презентации, демонстрационные стенды. | 1 |
Наглядный материал отсутствует, не совсем соответствует теме или плохо оформлен. | 0 |
Сообщение считается выполненным, если содержание соответствует данной шкале оценивания:
балл | уровень | оценка |
2 | низкий | неудовлетворительно |
3 | средний | удовлетворительно |
4 | выше среднего | хорошо |
5 | высокий | отлично |
Реферат.
Принципы структурного построения учебной хореографической комбинации: методические, технические, эстетические.
Искусство постановки танца: принципы, методы, основные композиционные приемы.
Танцевальная импровизация как средство развития творческих способностей и творческой фантазии.
Апломб и элевация в танце: методика освоения.
Пантомима и актерское мастерство в хореографии.
Основные понятия положений, поз и перемещений исполнителей в пространстве сцены (профессиональная терминология).
Сценический костюм и его аксессуары в хореографии.
Новые направления современного танца: виды, характеристика пластического языка и композиционной структуры.
Использование закономерностей визуального восприятия в постановочной работе хореографа.
Язык танца: изобразительные и выразительные элементы танцевальной речи.
Двухголосие в музыке и хореографии.
Полифония и канон в хореографии.
Стилистические особенности музыкальных произведений для классического, историко-бытового, народно-характерного и джазового танцев.
Стилизация танцевального языка и эклектичность.
Основные принципы постановочной и репетиционной работы в хореографии.
Критерии оценивания реферата – максимальная оценка – 5 баллов
Критерии оценки: | Показатель | балл |
К1. Соответствиесодержания реферата заявленной тематике. | Содержание соответствуетзаявленной теме, поставленным целям и задачам. Демонстрирует новизну и оригинальность,обоснованность выводов; логичность, структурированность. Авторская позиция, выводы и обобщения изложены полно.Выполнен продуктивный или индикативный вид реферата | 1 |
В содержании много «воды» к тому же не по теме. Реферат по сути является конспектированием одного первоисточника, авторское начало практически отсутствует. | 0 |
К2.Соответствие общим требованиям написания и оформления рефератов | Реферат оформлен в соответствии с общими требованиями написания и техническими требованиями оформления реферата. Реферат имеет чёткую композицию и структуру. | 1 |
В реферате отмечены нарушения общих требований написания реферата; есть погрешности в техническом оформлении; | 0 |
К3.Отсутствие логических нарушений в изложении материала. | В авторском тексте реферата отсутствуют логические нарушения в представлении материала, а также орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки. Реферат представляет собой самостоятельное исследование, представлен качественный анализ найденного материала, отсутствуют факты плагиата. | 1 |
В тексте реферата есть логические нарушения в представлении материала. Есть частые орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте. Реферат представляет собой непереработанный текст другого автора. | 0 |
К4.Корректность оформления спискаиспользованной литературы и ссылок на первоисточники. | Корректно оформлены и в полном объёме представлены список использованной литературы и ссылки на использованную литературу в тексте реферата.Использованы и проанализированы несколько источников, материал систематизирован верно. | 1 |
В полном объёме представлен список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении. Некорректно оформлены или не в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте реферата. | 0 |
К5.Реферативное выступление | Соответствие содержания выступления теме, полнота раскрытия темы.Соблюдение логической последовательности и связности изложения. Степень владения материалом (глубина и правильность понимания основных проблем по заявленной теме, владение терминологией).Соблюдение временных параметров и требований к объёму текста выступления.Правильность речи.Владение навыками публичного выступления. | 1 |
Выступление мало информативно, тема не полностью раскрыта. Низкая степень владения материалом. Временные параметры и требованияк объёму текста выступления нарушены. Неуверенное выступление. | 0 |
Примеры некоторых тем научных докладов студентов:
- «Творческие идеи В.Э. Мейерхольда»;
- «Танец на эстраде»;
- «Место хореографии в драматическом театре»;
- «Игровая хореография в праздничной культуре»;
- «Выразительные средства хореографии в театрализованном представлении»;
-«Танец как сюжетообразующий элемент в режиссуре театрализованных представлений и праздников».
Практическая работа:
«Основы классического танца»:
1. Выполнение экзерсиса у станка и на середине по основам классического танца;
2. Вращения;
3. Знание терминологии основных элементов классического танца;
4. Классическая полька;
5. Demi классика.
Образцы классического танца:
1. Сочинение и постановка demi классики.
2. Исполнение отрывков из спектаклей классического наследия (зависит от исполнителя):
«Лебединое озеро»:
- Венгерский танец;
- Испанский танец;
- Неаполитанский танец;
- Мазурка;
- Танец невест и др.
«Щелкунчик»:
- Марш (сцена рождественского праздника);
- Восточный танец;
- Русский танец «Трепак»;
- Вальс цветов и др.
«Основы народного танца»:
1. Знать термины народного танца;
2. Выполнение упражнений у станка и на середине зала;
3. Вращения;
4. Дроби;
5. Трюки.
Образцы народного танца:
1. Государственный ансамбль танца Украины им. П. Вирского.
2. Ансамбль танца Белоруссии.
3. Ансамбль песни и пляски им. А. Александрова.
4. Ансамбль танца Кубанских казаков.
5. Государственный академический ансамбль народного танца под рук. И. Моисеева.
СРС студента:
Подбор музыки и лексики для этюда на материале выбранной народности;
Сочинение комбинаций;
Умение организовать работу по постановке этюда.
«Историко-бытовой танец»:
Положения рук дамы, положение рук кавалера, положение рук в паре. Поклоны и реверансы дамы и кавалера, приглашение на танец. Изучение элементов танцев: все формы chasse, pasbalance, вальс в три pas, вальс в два pas, элементы польки, элементы полонеза. Основные движения танцев и манера их исполнения, стилевые особенности. Учебные композиции.
«Современная хореография»:
Основные элементы модерна, contemporary, координацию в трех уровнях;
Isolation на различных levels;
Сenter work – spiral, floor rolls;
Кроссы;
Комбинация модерн-джаза;
Комбинация contemporary;
Импровизация;
Основы контактной импровизации (партнеринг);
Hip-hop – грув, bounce, базовые движения, комбинации.
Промежуточный контроль: зачет
Творческий показ– этюды (рисунок, лексика, образ).
Критерии оценивания:
Зачет считается сданным в случае, если обучающийся вышел на соответствующий
уровень освоения планируемых результатов обучения и компетенций.
планируемый результат обучения и освоения компетенций | показатели |
«не зачтено» | «зачтено» |
Обучающийся должен знать: Историю хореографии, ее взаимосвязь с другими видами художественного творчества.Основы хореографической подготовки. Основы хореографической драматургии.Часто встречающиеся ошибки в исполнении. Методы и приемы сочинения. Понятийный аппарат и профессиональную терминологию.Выразительные средства хореографии.Художествен-ный образ в музыке и хореографии. Этапы работы над образом. | посещение занятий эпизодическое; не знает дефиниций терминов по дисциплине; задания выполнены не полностью; не видит ошибок; не знает терминологию; не регулярно вел дневник практических и теоретических занятий или он отсутствует | знает дефиниции терминов по дисциплине;тренаж;выполнил все задания; регулярно вел дневник практических и теоретических занятий; познакомился с образцами хореографического наследия (видео просмотр и анализ), |
Обучающийся должен уметь: Применить полученные знания и практически использовать приобретенные навыки в постановочном процессе создания этюда. Демонстрировать артистизм, свободу самовыражения, исполнитель-скую волю, концентрацию внимания. Создавать учебные и танцевальные комбинации и композиции на основе классического, народного танцев, современной хореографии. Осуществлять подбор музыкального материала. Распознавать ошибки. Создавать сценический образ. | не может применить полученные знания и практически исполь-зовать приобретенные навыки в постано-вочном процессе; внимание рассеянное; не артистичен; не может принудить себя к работе; не умеет сочинять комбинации; не может подобрать музыкальный материал | умеет получать и применять знания и использовать приобретенные практические навыки в сочинении комбина-ций и постановке этюда; артистичен и старателен; распознает ошибки; подходит серьезно к подбору музыкального материала |
Обучающийся должен владеть: Основами хореографической подготовки (основными направлениями хореографии). Принципами драматургического построения. Этикой совместной творческой работы и её влиянием на художественный результат. Понятийным аппаратом и профессиональной терминологией. Техникой исполнения движений и навыком согласовывать их Методами научно-исследовательской работы. | не выучил упражнения у станка и на середине зала; не освоил вращения, прыжки, эпизодически посещал занятия;не выполнил постановочную работу – этюд или не участвовал в этюдах в качестве исполнителя; вообще навыков исполнения танцев не имеет; не подготовил сообщение или реферат; не может работать с коллективом | освоил тренаж, вращения, прыжки, активно посещал занятия;был постановщиком и исполнителем; владеет методами научно-исследовательской работы, этикой совместной творческой работы |
Диагностика функциональных и психофизических данных обучающихся
Функциональные данные – сценический шаг, гибкость, выворотность, прыжок и тп.
Психофизические данные –ритмичность, музыкальность, внимание, память, воля, активность, ловкость (свободная и точная координация движений), мышечная сила и выносливость всего двигательного аппарата.
5 семестр
Текущий контроль:
Сообщение.
Примерные темы:
Хореография в народных и современных праздниках.
Хореографический номер в театрализованном концерте. Виды, формы, жанры. Особенности постановки.
Хореография неотъемлемый компонент сценического представления праздника, спектакля.
Хореография в театрализованном представлении: особенности, виды, приемы.
Хореографический номер в театрализованном концерте. Виды, формы, жанры. Особенности постановки.
Хореография в народных представлениях Древней Руси. Скоморохи. Балаган. Народное гуляние.
Хореография в трудовых и отраслевых (день строителя, учителя и др.) праздниках.
Хореография в традиционных праздниках, посвящённых циклу времён года: Новый год, Проводы русской зимы и т.п.
Хореография в детских представлениях, спортивных праздниках, олимпиадах, фестивалях, праздниках искусств.
Методы, приемы, формы и стили постановки хореографических композиций в театрально-зрелищных мероприятиях.
Методы и приемы пространственной композиции танца. Система записи рисунка танцевальной композиции.
Основные профессиональные понятия сценической площадки, световых и звуковых устройств.
Хореографическое оформление театрализованного представления: синкретизм, танцевальный дивертисмент, иллюстрация, подтанцовка.
Хореографическая интонация, симфонический принцип развития сценических образов в искусстве танцев.
Хореография в современном спортивном празднике.
Промежуточный контроль: экзамен.
Творческий показ - хореографическиетеатрализованные миниатюры, номера, эпизоды по выбору преподавателя.
Экзамен считается сданным в случае, если обучающийся вышел на соответствующий уровень освоения планируемых результатов обучения и компетенций.
планируемый результат
обучения и освоения
компетенций
показатели, балл
2
3
4
5
Обучающийся должен знать:
приемы полифонии и хореографического симфонизма, виды канона. Хореографическую композицию как форму выражения драматургического содержания.Методику постановки хореографических номеров.
Методику работы над созданием сценического образа.
не знает
учебный
материал
дисциплины
знает учебный
материал в
основном, но
имеет затруднения в
его анализе;
допускает ошибки в исполнении движений, комбинаций;
хорошо знает основные процессы
изучаемой
дисциплины;
допускает
незначительные ошибки в исполнении движений, комбинаций;
допускает
незначительные
погрешности в
терминологии
дисциплины
знает основные
процессы изучаемой
дисциплины;
термины
дисциплины;
технику
исполнения движений и приемы сочинения
.
Обучающийся должен уметь:
Демонстрировать артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю, концентрацию внимания.
Создавать учебные и танцевальные комбинации и композиции на основе классического, народного танцев, современной хореографии. Осуществлять подбор музыкального материала. Распознавать ошибки. Создавать сценический образ.
не умеет организовать свое время обучения; не умеет сочинять; не видит ошибки;
не умеет
анализировать
учебный
материал в
рамках
дисциплины; прилежание отсутствует; пропускает занятия без уважительной причины
студент продемонстрировал недостаточный уровень умений и навыков в рамках усвоенного учебного материала; эпизодическое посещение занятий; самостоятельно не осваивает материал
исполняет
хореографию с
небольшими
неточностями;
задания по сочинению выполняет с небольшими погрешностями; умеет самостоятельно работать над ошибками; исполнение выразительное, технически верное; на замечание реагирует
обучающийся глубоко и прочно усвоил весь программный материал, свободно справляется с практическими заданиями, правильно обосновывает принятые решения, умеет самостоятельно работать над ошибками; тренаж и постановочная работа выполнены без ошибок; демонстрирует артистизм, свободу самовыражения, исполнительскую волю
Обучающийся должен владеть:
Методикой постановки хореографических номеров.
Методикой работы над созданием сценического образа, через пластическую выразительность
не владеет теорией и навыками хореографического режиссерского анализа;
теоретическое и практическое содержание курса не
освоено; необходимые практические навыки работы не
сформированы; выполненные учебные задания содержат
грубые ошибки;
навыков исполнения танцев не имеет.
практическое содержание курса освоено частично, но
пробелы не носят существенного характера;
необходимые практические навыки работы с освоенным
материалом в основном сформированы; большинство
предусмотренных программой обучения учебных
заданий выполнено, некоторые из выполненных
заданий, возможно, содержат ошибки;
участвовал лишь в некоторых постановках
практическое содержание курса освоено полностью, без
пробелов; некоторые практические навыки работы с
освоенным материалом сформированы недостаточно,некоторые
виды заданий выполнены с ошибками;участвовал в постановках в качестве исполнителя.
владеет теорией и навыками хореографического режиссерского анализа; практическое содержание курса освоено полностью, без
пробелов; необходимые практические навыки работы с
освоенным материалом сформированы; все
предусмотренные программой обучения учебные
задания выполнены качественно