СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонд оценочных средств по Литературному чтению, 4 класс УМК "Школа России"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фонд оценочных средств по Литературному чтению, 4 класс УМК "Школа России"»


















ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ



ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

для 4-х классов





















Пояснительная записка

  1. Назначение фонда оценочных средств.

ФОС направлен на проверку усвоения обучающихся важнейших знаний, предметных умений и видов познавательной деятельности, представленных в разделах курсов начального общего образования.


  1. Фонд оценочных средств включает контрольные материалы для проведения контрольных работ. По плану предусмотрено проведение следующих видов контрольных работ:

Проверочные работы – 12;

Проверка техники чтения – 8.


  1. Структура и содержание заданий разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, на основе Примерной образовательной программы, на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Бойкиной«Литературное чтение».


  1. Проверка и оценка результатов выполнения заданий формируется в соответствии с критериями оценивания на основе методических рекомендаций для общеобразовательных организаций Республики Крым о преподавании в начальных классах (https://krippo.ru/index.php/nachalnaya-shkolahttps://krippo.ru/files/metod/begschool.zip )




Критерии оценивания тестовых заданий:

Задания уровня А оцениваются в 1 балл.

Задания уровня В оцениваются в 2 балла.

Задания уровня С оцениваются в З балла.

При подведении итогов тестовых заданий рекомендуется придерживаться следующих критериев (в процентном соотношении от максимальной суммы баллов):

% от максимальнойсуммыбаллов

Уровень усвоения

Оценка

91-100/0

высокийуровень(темаусвоена)

отлично

75—90/0

выше среднего уровень(тема усвоена с незначительными недочётами)

хорошо

50—74

средний уровень (тема усвоена слабо, в неполном объёме)

удовлетворительно

Менее 50

низкий уровень(тема не усвоена)

Неудовлетворительно



Проверочная работа №1 по теме «Летописи. Былины. Жития».

Вариант 1.

А1. Когда сведения о важных событиях стали записыватьв летописях?

1) многие тысячи лет назад

2) когда появилось устное народное творчество

3) с появлением письменности

4) когда стали печатать первые книги

А2. Почему Олег не принял вино от греков?

1) оно прокисло

2) он не пил вина

3) оно было разбавлено

4) оно было отравлено

A3. Что означает слово паволоки? 

1) драгоценности, наряды

2) шёлковые ткани, покрывала

3) деньги Древней Руси

4) еда, кушанье

В1. Как называется русская народная эпическая песня — сказание о богатырях?

1) сказка                              

2) летопись

3) быль                        

4) былина

В2. Какое имя получил Сергий Радонежский в крещении?

1) Кирилл                              

2) Стефан                              

3) Сергий

4) Варфоломей

С1. Почему обнищал отец Варфоломея, обладавший большим имением в Ростовской области?

1) из-за частых хождений с князем в Орду

2) из-за частых набегов татар на Русь

3) из-за многих даней тяжких и сборов ордынских

4) из-за переезда с родной земли

Проверочная работа №1 по теме «Летописи. Былины. Жития».

Вариант 2.

А1. Сколько кораблей было у Олега?

1) тысяча                            

2) две тысячи

3) три тысячи                      

4) четыре тысячи

А2. Что означает слово узорочье?

1) драгоценности; наряды

2) шёлковые ткани, покрывала

3) старинные монеты

4) еда, кушанье

A3. Сколько лет княжил Олег?

1) двадцать лет

2) тридцать лет

3) тридцать три года

4) тридцать два года

В1. Кто такой богатырь?

1) богатый человек

2) могучий человек

3) защитник Родины

4) воин, защитник своей Родины, наделённый чувством собственного достоинства и отличающийся необычайной силой, мужеством и удалью

В2. Что делал Варфоломей, когда встретил старца святого?

1) гулял по лесу                  

2) пастушил

3) искал скот                       

4) играл с детьми

С1. Почему родители не давали благословения Варфоломею

начать иноческую жизнь?

1) хотели, чтобы сын ухаживал за ними и похоронил

2) не хотели, чтобы он вёл такую жизнь

3) сыновья Стефан и Пётр женились и думали, как угодить

женам, а не родителям

4)боялись жить одни

Проверочная работа №2 по теме «Чудесный мир классики».

Вариант 1.

А1. Кто написал произведение «Дары Терека»?

1) А.П.Чехов

2) М.Ю. Лермонтов

3) А.С. Пушкин

4) Л.Н.Толстой

А2. Определи жанр произведения А.С. Пушкина «Няне». 

1)сказка                              

2) басня

3)стихотворение                              

4) рассказ

A3. Узнай произведение по опорным словам.

Мама, любовь, ангел, сон, Николенька.

1) «Мальчики»                    

2) «Дары Терека»    

3) «Няне»

4) «Детство»

В1. Найди лишнее определение характера царевны.

1) добрая                            

2) равнодушная

3) кроткая                  

4) нежная

В2. Найди лишнее в перечислении дел Ивана.

1) поймал Жар-птицу

2) похитил Царь-девицу

3) ездил за копьём

4) был на небе послом

В3. Кто такой чауш?

1) сторож                            

2) офицер

3) знатный господин                            

4) мальчик

С1. К какому произведению подходит эта пословица?

Мудрым никто не родился, а научился.

1) «Как мужик камень убрал»    

2) «Дары Терека»

3) «Детство»                                

4) «Мальчики»

Проверочная работа №2 по теме «Чудесный мир классики».

Вариант 2.

A1. Кому принадлежит произведение «Детство»?

1) Л.Н. Толстому

2) М.Ю. Лермонтову

3) А.С. Пушкину

4) А.П. Чехову

А2. Определи жанр произведения «Дары Терека».

1) басня                              

2) рассказ

3) стихотворение                         

4) сказка

A3. Узнай произведение по опорным словам.

Гимназисты, сестры, тайна, Америка, звери.

1) «Детство»                        

2) «Ашик-Кериб»

3) «Мальчики»               

4) «Няне»

В1. Найди лишнее в определении характера царицы.

1) кроткая                            

2) равнодушная                  

3) жадная

4) завистливая

В2. К кому обращался Елисей? Укажи правильный порядок.

1) к солнцу, месяцу, ветру

2) к солнцу, ветру, месяцу

3) к месяцу, солнцу, ветру

4) к ветру, месяцу, солнцу

В3. Как ты понимаешь слово пенять?

1) толкать                            

2) смеяться  

3) дарить подарки                       

4) упрекать

С1. К какому произведению подходит эта пословица? Кто сильно хочет, тот того и добьётся.

1) «Детство»

2) «Ашик-Кериб»

3) «Мальчики»

4) «Как мужик камень убрал»

Проверочная работа №3 по теме «Поэтическая тетрадь (часть 1)».

Вариант 1.

А1. Какое стихотворение написал Н.А. Некрасов?

1) «Школьник»

2) «Листопад»

3) «Ещё земли печален вид...»

4) «Бабочка»

А2. Кто написал стихотворение «В зимние сумерки нянины сказки...»?

1) И.А. Бунин                      

2) Е.А. Баратынский

3) А.Н. Плещеев            

4) Н.А. Некрасов

A3. Узнай произведение по рифме.

Шёпот - ропот, лесов - лугов, голы - долы, зимы -холмы.

1) «В синем небе плывут над полями…»

2) «Весенний дождь»

3) «Ещё земли печален вид...»

4) «Где сладкий шёпот...»

В1. В каком стихотворении меняется ритм?

1) «Дети и птичка»

2) «Листопад»

3) «Бабочка»

4) «Как неожиданно и ярко...»

В2. Подбери синоним к слову шумный.

1) грохочущий                    

2) тихий

3) скромный                              

4) неслышный

С1. О ком из поэтов эти строки?

От своего отца он унаследовал силу характера, твёрдость духа, завидное упрямство в достижении цели.

1) об А.А. Фете                  

2) о Ф.И. Тютчеве

3) о Н.А. Некрасове              

4) об И.А. Бунине

Проверочная работа №3 по теме «Поэтическая тетрадь (часть 1)».

Вариант 2.

А1. Какое стихотворение написал А.А. Фет?

1) «Листопад»

2) «Дети и птичка»

3) «Бабочка»

4) «Где сладкий шёпот...»

А2. Кто написал стихотворение «Где сладкий шёпот...»? 

1) Ф.И. Тютчев                    

2) А.А.Фет

3) И.А. Бунин                         

4) Е.А. Баратынский

A3. Узнай произведение по рифме.

Полями - краями, туман - румян, ночною - межою.

1) «Где сладкий шёпот...»

2) «В синем небе плывут над полями...»

3) «Листопад»

4) «Ещё земли печален вид..,»

В1.  В каком из перечисленных стихотворений описываются детские забавы?

1) «Школьник»

2) «В зимние сумерки нянины сказки...»

3) «Бабочка»

4) «Дети и птичка»

В2. Подбери антоним к слову торжествующий.

1) грустный                          

2) весёлый                            

3) радостный

4) счастливый

С1. О ком из поэтов идёт речь?

Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.

1) об А.М.Плещееве            

2) об И.С. Никитине

3)о Н.А. Некрасове            

4) об А.А. Фете

Проверочная работа №4 по теме «Литературные сказки».

Вариант 1.

А1. Кто написал сказку «Серебряное копытце»?

1) П.П. Бажов                      

2) В.М. Гаршин

3) С.Т. Аксаков                  

4) В.Ф. Одоевский

А2. Как звали главного героя сказки «Городок в табакерке»?

1) Саша                              

2) Петя                                

3) Миша

4) Паша

A3. Узнай произведение по ключевым словам.

Торговые дела, цветок, купец, дочь, лесной зверь.

1) «Сказка о жабе и розе»

2) «Аленький цветочек»

3) «Городок в табакерке»

4) «Серебряное копытце»

В1. Что роза считала самым лучшим происшествием? 

1) когда её срезали

2) когда она распустилась

3) когда её увидели

4) когда слезинка сестры упала на цветок

В2. Что означает выражение покосные ложки?

1) деревянные ложки

2) широкие, пологие овраги, покрытые травой

3) широкие реки

4) широкие поля

С1. Закончи пословицу.

Всякое дело человеком ставится...

1) награды не останется

2) от него не отмахнёшься

3) человеком и славится

4) тем и прославишься

Проверочная работа №4 по теме «Литературные сказки».

Вариант 2.

А1. Кто написал «Сказку о жабе и розе»?                                                       

1) СТ. Аксаков                    

2) П.П. Бажов                      

3) В.Ф. Одоевский

4) В.М. Гаршин

А2. Как звали сиротку из сказки «Серебряное копытце»?

1) Настенька                      

2) Дарёнка                          

3) Машенька

4) Алёнушка

A3. Узнай произведение по ключевым словам.

Цветники, кусты, мальчик, сестра, цветок, враг.

1) «Сказка о жабе и розе»

2) «Городок в табакерке»

3) «Серебряное копытце»

4) «Аленький цветочек»

В1. Какую историю, произошедшую третьего дня, вспомнил Миша (герой произведения «Городок в табакерке»)?

1) как папенька открывал крышку табакерки

2) как он хотел нарисовать маменьку и папеньку, но никак

не удавалось это сделать

3) как мальчик-колокольчик над ним насмехался

4) как папенька поставил на стол табакерку

В2. Что означает выражение статочное ли дело?

1) хорошее ли дело            

2) осталось ли дело            

3) выполненные дела

4) невыполненные дела

С1. Закончи пословицу.

Дело не комар...

1) от него не отмахнёшься

2) без награды не останется

3) его не прихлопнешь

4) делай смело

Проверочная работа №5 по теме «Делу время – потехе час».

Вариант 1.

А1. Вспомни имя Шварца?

1) Евгений Львович                

2) Лев Евгеньевич                    

3) Евгений Леонидович

4) Леонид Евгеньевич

А2. Кто написал произведение «Никакой я горчицы не ел»?

1) В.В.Голявкин                

2) Н.Н.Носов                      

3) В.Ю.Драгунский

4) Е.Л.Шварц

A3. Из какого произведения эти пословицы и поговорки?

        И в ус не дует. Терять время понапрасну.

1) «Главные реки»  

2) «Что любит Мишка»  

3) «Сказка о потерянном времени»

4) «Никакой я горчицы не ел»

В1. Вспомни из какого произведения эти герои.

Петя Зубов, Ольга Капитоновна, Сергей Владимирович, Маруся, Наденька.

1) «Сказка о потерянном времени»

2) «Никакой я горчицы не ел»

3) «Главные реки»

4) «Что любит Мишка»  

В2. Произведение какого композитора играл Борис Сергеевич? 

1)Баха                              

2) Прокофьева        

3) Шопена

4) Чайковского

С1. Кто из авторов высказывает такую мысль?

        Так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек

1) В.В.Голявкин

2) Н.Н.Носов

3) В.Ю.Драгунский

4) Е.Л.Шварц

Проверочная работа №5 по теме «Делу время – потехе час».

Вариант 2.

А1. Как зовут Голявкина?                                                       

1)Виктор Владимирович                  

2) Владимир Викторович    

3) Виктор Валентинович

4) Валентин Викторович

А2. Кто написал произведение «Главные реки» 

1) Е.Л.Шварц                         

2) В.В.Голявкин                  

3) В.Ю.Драгунский

4) Н.Н.Носов                      

A3. Из какого произведения эти пословицы и поговорки?

Держи ухо востро. Как сквозь землю провалился.

1) «Никакой я горчицы не ел»

2) «Сказка о потерянном времени»

3) «Что любит Мишка»  

4) «Главные реки»

В1. Вспомни из какого произведения эти герои 

        Раиса Ивановна, Мишка, Кораблёв

1) «Главные реки»  

2) «Что любит Мишка»  

3) «Никакой я горчицы не ел»

4) «Сказка о потерянном времени»

В2. Что больше всего на свете любил Борис Сергеевич?

1) песенку            

2) музыку              

3) животных

4) детей

С1. У кого из авторов вместо отрицательных героев действуют отрицательные качества человека: трусость,жестокость,вероломство?

1) у Е.Л.Шварца                

2) у Н.Н.Носова

3) у В.В.Голявкина

4) у В.Ю.Драгунского

Проверочная работа № 6 по теме: «Страна детства».

Вариант 1.

А1. Как зовут Житкова?

1) Борис Степанович                

2) Степан Борисович                

3) Борис Сергеевич

4) Сергей Борисович

А2. Какое произведение принадлежит М.М.Зощенко?

1) «Как я ловил человечков»            

2) «Ёлка»  

3) «Корзина с еловыми шишками»

4) «Главные реки»

A3. Кто написал произведение «Корзина с еловыми шишками»?

        И в ус не дует. Терять время понапрасну.

1) Б.С.Житков  

2) М.М.Зощенко  

3) К.Г.Паустовский

4) В.В.Голявкин

В1. Синонимами какова слова являются эти слова?

Висеть, бездельничать, ходить

1) наслаждаться

2) смотреть

3) болтаться

4) сидеть

В2. Укажи героя произведения «Как я ловил человечков»

1)Дагни                          

2) дядя                            

3) Лёля

4) внук

С1. Найди олицетворения из одного произведения

1) эхо -как птица пересмешник

2) рояль мог петь

3) клавиши тосковали, смеялись

4) пароходик важно стоял на полке

Проверочная работа № 6 по теме: «Страна детства».

Вариант 2.

А1. Как зовут Паустовского?

1) Георгий Константинович    

2) Константин Георгиевич    

3) Григорий Константинович

4) Константин Григорьевич

А2. Какое произведение принадлежит Б.С.Житков?

1) «Как я ловил человечков»            

2) «Ёлка»  

3) «Корзина с еловыми шишками»

4) «Главные реки»

A3. Кто написал произведение «Ёлка»?

1) Б.С.Житков  

2) В.В.Голявкин

3) М.М.Зощенко  

4) К.Г.Паустовский

В1. Синонимами какова слова являются эти слова?

        Глядеть, взирать, таращиться, глазеть

1) ходить

2) смотреть

3) болтаться

4) гулять

В2. Что означает выражение вернусь живым духом?

1)вернусь живым                          

2) вернусь поздно                        

3) вернусь рано

4) вернусь быстро

С1. Выбери эпитеты из одного произведения

1) голые борта

2) грибной воздух

3) горные леса

4) шелест листьев

Проверочная работа № 7 по теме «Поэтическая тетрадь (часть 2)».

Вариант 1.

А1. Как зовут Брюсова?

1) Яков Валерьевич                

2) Виктор Яковлевич            

3) Яков Викторович

4) Валерий Яковлевич

А2. Какое стихотворение принадлежит С.А.Есенину?

1) «Опять сон»            

2) «Наши царства»  

3) «Бабушкины сказки»

4) «Детская»

A3. Кто написал стихотворение «Наши царства»?

1) С.А.Есенин  

2) В.Я.Брюсов  

3) М.И.Цветаева

4) А.С.Пушкин

В1. Побери антоним к слову замолчать

1) примолкнуть

2) прикинуться

3) сидеть тихо

4) загалдеть

В2. Из какого стихотворения эти олицетворения?

        Тропинка бежит. Она лениво движется

1) «Детская»                                   

2) «Бежит тропинка с бугорка...»  

3) «Опять сон»

4) «Наши царства»

С1. Отгадай загадку. В каком стихотворении об этом говорится?

Идут три человека:

Одних отца-матери дети,

Меж собой братья

1) «Бежит тропинка с бугорка...»    

2) «Детская»                                   

3) «Наши царства»  

4) «Бабушкины сказки»

Проверочная работа № 7 по теме «Поэтическая тетрадь (часть 2)».

Вариант 2.

А1. Как зовут Цветаеву?

1) Марина Ивановна              

2) Мария Ивановна                

3) Марина Ильинична

4) Мария Ильинична

А2. Какое стихотворение принадлежит В.Я. Брюсову?

1) «Бежит тропинка с бугорка...»    

2) «Бабушкины сказки»

3) «Детская»

4) «Наши царства»

A3. Кто написал стихотворение «Бабушкины сказки»?

1) М.И.Цветаева

2) А.С.Пушкин

3) В.Я.Брюсов  

4) С.А.Есенин  

В1. Как ты понимаешь значение слова опостылеть?

1)замёрзнуть

2) надоесть

3) голодать

4) стать стылым

В2. В каком произведении автор противопоставляет взрослый мир и мир детства?

1) «Наши царства»              

2) «Опять сон»                    

3) «Бабушкины сказки»

4) «Детская»

С1. Отгадай загадку. В каком стихотворении об этом говорится?

Слаще мёда,

Тяжелей железа,

В магазине не продаётся

И на базаре не купишь

1) «Наши царства»  

2) «Детская»                                   

3) «Опять сон»                      

4) «Бабушкины сказки»

Проверочная работа № 8 по теме: «Природа и мы».

Вариант 1.

А1. Какое произведение написал А.И.Куприн?

1) «Приёмыш»                

2) «Кабан»                      

3) «Барбос и Жулька»

4) «Стрижонок Скрип»

А2. Кто написал произведение «Кабан»?

1) Е.И.Чарушин            

2) М.М.Пришвин  

3) Д.Н. Мамин- Сибиряк

4) В.П.Астафьев

A3. Какой рассказ можно назвать юмористическим?

1) «Стрижонок Скрип»

2) «Приёмыш»                

3) «Кабан»                      

4) «Барбос и Жулька»

В1. Из какого произведения данные слова?

         Доспехи, протока, сайма, муштровать

1) «Приёмыш»                

2) «Барбос и Жулька»

3) «Выскочка»

4) «Кабан»

В2. Как называют крупного сибирского и среднеазиатского оленя с большими рогами?

1) марал                                   

2) фестон                                  

3) сайма

4) яр

С1. Узнай героя по описанию

Всё рано как человек тоскует. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит.

1) серый журавль

2) Жулька                                   

3) лебедь  

4) собака Вьюшка

Проверочная работа № 8 по теме: «Природа и мы».

Вариант 2.

А1. Какое произведение написал Д.Н. Мамин- Сибиряк?  

1) «Кабан»                            

2) «Приёмыш»                      

3) «Выскочка»

4) «Стрижонок Скрип»

А2. Кто написал произведение «Выскочка»?

1) М.М.Пришвин          

2) В.П.Астафьев            

3) А.И.Куприн      

4) Е.И.Чаришин            

 A3. Герой какого произведения вызывает сострадание?

1) «Кабан»                  

2) «Стрижонок Скрип»

3) «Выскочка»

4) «Приёмыш»                      

В1. Из какого произведения данные слова?

        Приземистый, сталактит, флирт, фестон, подпалина, лицемерный, лавры, карьер

1) «Барбос и Жулька»

2) «Выскочка»

3) «Кабан»                      

4) «Стрижонок Скрип»

В2. Что означает слово бесцеремонно?

1) застенчиво            

2) аккуратно              

3) заходя за границы вежливости

4) вежливо

С1. Узнай героя по описанию

Весёлая она была, нравилась всем: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок

1) Жулька  

2) собака Вьюшка                                   

3) серый журавль                      

4) лебедь

Проверочная работа № 9 по теме «Поэтическая тетрадь (часть 3)».

Вариант 1.

А1. Укажи автора стихотворения «Лебёдушка».

1) Н.М. Рубцов

2) С.А. Клычков

3) С.А. Есенин

4) Б.Л. Пастернак

А2. Укажи стихотворение Д.Б. Кедрина

1) «Золотая осень»

2) «Сентябрь»

3) «Весна в лесу»

4) «Бабье лето»

А3. Укажи стихотворение, которое похоже на песню.

1) «Золотая осень»

2) «Лебёдушка»

3) «Весна в лесу»

4) «Бабье лето»

В1. Отметь, каким настроением проникнуто стихотворение С.А. Клычкова «Весна в лесу».

1) Грустным

2) Тревожным

3) Радостным

4) Равнодушным

В2. Определи верное толкование слова каталог.

1) Список предметов

2) Явление природы

3) Вид транспорта

4) Наука

С1. Укажи, какие деревья не описывает Б.Л. Постернак в стихотворении «Золотая осень»

1) Берёзы

2) Липы

3) Тополя

4) Клёны

Проверочная работа № 9 по теме «Поэтическая тетрадь (часть 3)».

Вариант 2.

А1. Укажи автора стихотворения «Сентябрь».

1) Н.М. Рубцов

2) С.А. Есенин

3) С.А. Клычков

4) Б.Л. Пастернак

А2. Укажи стихотворение С.А. Клычкова

1) «Золотая осень»

2) «Сентябрь»

3) «Весна в лесу»

4) «Бабье лето»

А3. Укажи стихотворение, которое похоже на сказку.

1) «Золотая осень»

2) «Лебёдушка»

3) «Весна в лесу»

4) «Бабье лето»

В1. Отметь, каким настроением проникнуто стихотворение Л.Б. Кедрина «Бабье лето».

1) Грустным

2) Тревожным

3) Радостным

4) Равнодушным

В2. Определи верное толкование слова чертог.

1) Линия

2) Дворец

3) Скала

4) Рассказ

С1. Укажи, какие деревья не описывает Б.Л. Постернак в стихотворении «Золотая осень»

1) Рябины

2) Липы

3) Берёзы

4) Клёны

Проверочная работа № 10 по теме «Родина».

Вариант 1.

А1. Кто написал стихотворение «Лошади в океане»?  

1) А.В.Жигулин                

2) С.Д.Дрожжин              

3) Б.А.Слуцкий

4) И.С.Никитин

А2. Какое стихотворение написал С.Д.Дрожжин ?  

1) «Родине»            

2) «Русь»

3) «Лошади в океане»

4) «О, Родина! В неярком блеске…»

A3. Узнай стихотворение по первой строчке?

                        Как не гордиться мне тобой….

1) «Родине»            

2) «Русь»

3) «Лошади в океане»

4) «О, Родина! В неярком блеске…»

В1. Закончи пословицу

      На чужой стороне Родина…..

1) как мать                

2) дороже глаз

3) милей вдвойне

4) одна

В2. В каком стихотворении рассказывается о том, что никто не мог завоевать Русскую землю?

1) «Русь»                

2) «Родине»            

3) «О, Родина! В неярком блеске…»

4) «Лошади в океане»

С1. По пунктам плана узнай произведение. Кто его автор?

Просторы земли Русской.  Русь могучая.

1) И.С.Никитин                      

2) Б.А.Слуцкий                    

3) А.В.Жигулин                

4) С.Д.Дрожжин

Проверочная работа № 10 по теме «Родина».

Вариант 2.

А1. Кто автор стихотворения «Русь»?  

1) Б.А.Слуцкий                

2) С.Д.Дрожжин              

3) А.В.Жигулин                

4) И.С.Никитин

А2. Какое стихотворение написал А.В.Жигулин?

1) «Родине»                                          

2) «О, Родина! В неярком блеске…»  

3) «Русь»

4) «Лошади в океане»

 A3. Из какого стихотворении эти строки?

                        Мои обиды и прощенья

                        Сгоряткак старое жнивьё

1) «Лошади в океане»

2) «О,Родина! В неярком блеске…»    

3) «Русь»

4) «Родине»                                          

В1. Закончи пословицу

        Человек без Родины что….

1) птица без гнезда

2) без матери

3) птица без крыла                      

4) соловей без песни

В2. Укажи произведение о гибели животных.

1) «Русь»                

2) «Родине»            

3) «О,Родина! В неярком блеске…»

4) «Лошади в океане»

С1. По пунктам плана узнай произведение. Кто его автор?

Чёрные дни на Руси. Кликнул царь-поднялася Русь!

1) И.С.Никитин

2) С.Д.Дрожжин              

3) А.В.Жигулин                

4) Б.А.Слуцкий

Проверочная работа № 11 по теме «Страна фантазия».

Вариант 1.

А1. Укажи автора произведения «Приключения Электроника».

1) Кир Булычёв

2) Е.С. Велтистов

3) А.Н. Толстой

4) А.Р. Беляев

А2. Отметь, к какому жанру относится произведение К. Булычёва «Путешествие Алисы»

1) Повесть

2) Сказка

3) Сказочная повесть

4) Фантастическая повесть

А3. Узнай героя по описанию.

Человек с трубкой в зубах, почётный гость конгресса кибернетиков.

1) Механик Зелёный

2) Капитан Полосков

3) Профессор Громов

4) Профессор Селезнёв

В1. Определи «лишнего» героя.

1) Профессор Громов

2) Директор гостиницы

3) капитан Полосков

4) Электроник

В2. Укажи, как назывался космокатер, на котором путешествовала Алиса с папой.

1) «Орион»

2) «Пегас»

3) «Гермес»

4) «Голубая чайка»

С1. Отметь, какими качествами не обладала Алиса.

1) Добротой

2) Находчивостью

3) Отзывчивостью

4) Вредностью

Проверочная работа № 11 по теме «Страна фантазия».

Вариант 2.

А1. Укажи автора произведения «Путешествие Алисы».

1) Кир Булычёв

2) Е.С. Велтистов

3) А.Н. Толстой

4) А.Р. Беляев

А2. Отметь, к какому жанру относится произведение Е.С. Велтистова «Приключения Электроника».

1) Повесть

2) Сказка

3) Сказочная повесть

4) Фантастическая повесть

А3. Узнай героя по описанию.

Вид у него испуганный, борода развевалась, словно от ветра.

1) Профессор Громов

2) Механик Зелёный

3) Капитан Полосков

4) Алиса

В1. Определи «лишнего» героя.

1) Профессор Громов

2) Директор гостиницы

3) капитан Полосков

4) Электроник

В2. Укажи, как называлась гостиница, в которую приехал профессор Громов.

1) «Берёзки»

2) «Дубки»

3) «Ёлочки»

4) «Рябинки»

С1. Отметь, какими качествами не обладал профессор Громов.

1) Умом

2) Жестокостью

3) Добротой

4) Знанием

Проверочная работа № 12 по теме «Зарубежная литература».

Вариант 1.

А1. Кто написал произведение «Путешествие Гулливера»?  

1) Д.Свифт                          

2) Г.Х.Андерсен                  

3) М.Твен

4) С.Лагерлёф

А2. Какое произведение написала С. Лагерлёф?

1) «Приключения Тома Сойера»            

2) «Русалочка»

3) «Путешествие Гулливера»

4) «Святая ночь»

A3. Что означает слово околоток?

1) то, что колотят            

2) находящееся около

3) окрестность

4) приколоченный предмет

В1. Узнай героя по описанию

        Проказник, хитрец, выдумщик, любит приключения, сообразительный, любознательный

1) Том Сойер                

2) Гулливер

3) принц

4) Иуда

В2. К какому произведению подходит эта пословица?

         Без любимого и мир постыл.

1) "Святая ночь"

2) "Русалочка"

3) "Путешествие Гулливера"            

4) "В Назарете"

С1. Кто из этих писателей родился и жил в Швеции?

1) Д.Свифт                          

2) С.Лагерлёф                      

3) М.Твен                      

4) Г.Х.Андерсен

Проверочная работа № 12 по теме «Зарубежная литература».

Вариант 2.

А1. Кто написал произведение «Приключения Тома Сойера»?  

1) Г.Х.Андерсен              

2) М.Твен                          

3) С.Лагерлёф

4) Д.Свифт

А2. Какое произведение написал Д. Свифт?

1) «В Назарете»        

2) «Приключения Тома Сойера»

3) «Путешествие Гулливера»    

4) «Русалочка»

A3. Что означает слово колчан?

1) кочан капусты            

2) вид одежды              

3) футляр для стрел

4) человек в кольчуге

В1. О ком из героев идёт речь?

        После удивительной встречи он понял, что надо быть внимательным к окружающим, помогать тем, кто нуждается в помощи.

1) о Гулливере                      

2) о Томе Сойере                  

3) об Иуде                      

4) о пастухе

В2. К какому произведению подходит эта поговорка?

К любящему и страх не идёт

1) «Святая ночь»

2) «В Назарете»

3) «Русалочка»            

4) «Путешествие Гулливера»

С1. Кто из авторов является американским писателем?

1) Г.Х.Андерсен

2) С.Лагерлёф              

3) М.Твен                

4) Д.Свифт

КЛЮЧИ К ПРОВЕРОЧНЫМ РАБОТАМ

проверочной работы

Вариант

А1

А2

А3

В1

В2

С1

1

1

3

4

2

4

4

1, 4

2

2

1

3

4

3

1, 3

2

1

2

3

4

2

3

1

2

1

3

3

1

1

2

3

1

1

4

4

1

1

3

2

3

4

2

2

1

1

4

1

1

3

2

4

2

3

2

4

2

1

2

1

1

5

1

1

1

3

1

3

4

2

1

3

2

2

2

1

6

1

1

2

3

3

4

2, 3

2

2

1

3

2

4

2, 3, 4

7

1

4

3

3

4

2

1

2

1

3

4

2

1

3

8

1

3

1

3

1

1

3

2

1

1

4

1

3

2

9

1

2

4

2

3

1

3

2

1

3

2

1

2

1

10

1

3

1

1

3

2

1

2

4

2

2

4

4

1

11

1

2

4

3

3

2

4

2

1

4

1

1

2

2

12

1

1

4

3

1

2

2

2

2

3

3

4

3

3



Критерии оценивания техники чтения:

Оценки 1 полугодие:

На 2 – менее 65 (85) слов;

На 3 – 65-74 (85-99) слов;

На 4 – 75-84 (100-114) слов

На 5 – от 85 (115) слов


Оценки 2 полугодие:

На 2 – менее 70 (100) слов;

На 3 – 70-88 (100-115) слов;

На 4 – 89-94 (116-124) слов;

На 5 – от 95 (125) слов.


Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

  • неправильная постановка ударений (более двух);

  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;

  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения

  • слов при чтении вслух;

  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

  • неточности при формулировке основной мысли произведения;

  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.



Техника чтения вслух № 1.


Пожарные собаки.



Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга прячутся и молчат. А от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Они с помощью удивительного чутья отыскивают детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей. Её звали Боб. Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она. Но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме ещё есть что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда люди рассмотрели, что она несла, то расхохотались: она несла большую куклу.

(170 слов) По Л. Толстому

ВОПРОСЫ:

  1. Почему нельзя порой спасти детей во время пожара?

  2. Кто помогает пожарным в Лондоне?

  3. Сколько детей спасла собака Боб?

  4. Кого в этот раз спаса собака?

  5. Что вынесла собака во второй раз?


Техника чтения вслух № 2.


Человек под снегом.



Крестьянин Арефий поехал в лес за дровами да заблудился. Поднялся буран. Показалось ему, что он не по той дороге едет, и пошёл он искать дорогу. Снег был глубокий – он выбился из сил и завяз. Так его снегом и занесло. Лошадь постояла, озябла и пошла домой. Дома Арефия ждали. Увидели, что лошадь пришла одна, подняли тревогу. Поехали мужики искать Арефия. Поездили, поискали, да так ни с чем и вернулись. На другой день опять все ездили искать Арефия и опять не нашли. А на третий день, совсем по другой дороге, ехал крестьянин из другого села. Ехал он с собакой. Собака и почуяла что-то недалеко от дороги и начала лапами снег разгребать. Видит мужик, что собака выкопала нору, а оттуда идёт пар. Принялся он разгребать и видит, что внутри пустое место, словно медвежья берлога. В ней лежит человек, кругом него всё оттаяло. Он узнал пропавшего Арефия. Мужик сел на лошадь и прискакал в деревню. Народ мигом собрался. Поскакали с лопатами, откопали Арефия, взвали на сани, прикрыли шубой и привезли домой.

(172 слова)

ВОПРОСЫ:

  1. Что произошло с крестьянином Арефием в лесу?

  2. Кто искал Арефия?

  3. Кто и как спас Арефия?


Техника чтения вслух № 3.


Орёл.

Орёл свил гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей. Один раз возле дерева работал народ. Орёл подлетел к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали орлиную добычу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла камни. Орёл выронил рыбу, люди подняли её и ушли. Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать. Они просили корма. Орёл устал и не мог лететь опять за добычей. Он спустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им пёрышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного. Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали. Орёл отлетел от них и сел на верхний сук дерева. Орлята засвистели и запищали ещё жалобнее. Тогда орёл вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся поздно вечером. Летел тихо и низко над землёй. В когтях у него была большая рыба. Когда орёл подлетал к дереву, он оглянулся – нет ли опять вблизи людей. Быстро сложил крылья и сел на край гнезда. Орлята подняли головы и разинули рты. Орёл разорвал рыбу и накормил детей.

(183 слова)

ВОПРОСЫ:

  1. Где свил гнездо орёл?

  2. Почему люди стали кричать и бросать камни в орла?

  3. Почему орёл громко закричал, полетев к морю?

  4. Почему орёл прилетел к гнезду, оглядываясь?


Техника чтения вслух № 4.


Эскимосы.

На свете есть земля, где только три месяца бывает лето, а остальное время бывает зима. Осень же и весна там так коротки, что их трудно отделить от зимы и лета. Зимой там дни бывают такие короткие, что только взойдёт солнце, тотчас и сядет. А три месяца, в самую середину зимы, солнце совсем не восходит, и все три месяца темно. Зато летом солнце целых три месяца вовсе не заходит, всё стоит день.

На этой земле живут люди. Их называют эскимосами. Люди эти говорят на своём языке. Ростом эскимосы невелики. Лицо у них не белое, а тёмное, почти коричневое, волосы чёрные и жёсткие. Эскимосы зимой живут в снеговых домах. Они строят их так: нарубят из снега кирпичей и сложат из них дом. Вместо стёкол они вставляют в стены льдины, а вместо дверей они делают длинную трубу под снегом и через эту трубу вылезают из своего дома. Их дома совсем заносит снегом и в них делается тепло. Эскимосы в своём ледяном доме жгут в больших чашках тюлений жир. На таком огне эскимосы варят себе пищу, согревают дома.

(175 слов)

ВОПРОСЫ:

  1. Расскажите о земле, на которой живут эскимосы.

  2. Как выглядят эскимосы?

  3. Из чего и как строят дома эскимосы?

  4. Чем согревают дома и на чём варят еду эскимосы?



Техника чтения молча № 1.


Георгий Скребицкий «Белая шубка»

В ту зиму снег долго не выпадал. Реки и озёра давно льдом покрылись, а снега всё нет и нет. Зимний лес без снега казался хмурым, унылым. Все листья с деревьев давно опали, перелётные птицы улетели на юг, нигде не пискнет ни одна птичка; только холодный ветер посвистывает среди голых обледенелых сучьев.

Шёл я как-то с ребятами по лесу, возвращались мы из соседней деревни. Вышли на лесную поляну. Вдруг видим — посреди поляны над большим кустом вороны кружат. Каркают, летают вокруг него, то вверх взлетят, то на землю сядут. Наверное, думаю, они там какую-то еду себе нашли.

Стали ближе подходить. Заметили нас вороны — одни в сторону отлетели, по деревьям расселись, а другие и улетать не хотят, так над головой и кружат.

Подошли мы к кусту, смотрим — что-то под ним белеет, а что — сквозь частые ветки и не разберём.

Раздвинул я ветки, гляжу — заяц, белый- белый как снег. Забился под самый куст, прижался к земле, лежит не шевельнётся. Кругом всё серое — и земля и опавшие листья, а заяц среди них так и белеет.

Вот почему он воронам на глаза попался — оделся в белую шубку, а снега-то нет, значит, и спрятаться ему, белому, негде. Дай-ка попробуем его живьём поймать!

Просунул я руку под ветки, тихонько, осторожно, да сразу цоп его за уши — и вытащил из-под куста!

Бьётся заяц в руках, вырваться хочет. Только смотрим — одна ножка у него как-то странно болтается. Тронули её, а она переломана! Значит, сильно его вороны потрепали. Не приди мы вовремя, пожалуй, и совсем бы забили.

Принёс я зайца домой. Папа достал из аптечки бинт, вату, забинтовал зайцу сломанную ножку и посадил в ящик. Мама положила туда сена, моркови, мисочку с водой поставила. Так у нас зайка и остался жить. Целый месяц прожил. Ножка у него совсем срослась, он даже из ящика выскакивать начал и меня вовсе не боялся. Выскочит, побегает по комнате, а как зайдёт ко мне кто-нибудь из ребят, под кровать спрячется.

Пока заяц у нас дома жил, и снег выпал, белый, пушистый, как зайкина шубка. В нём зайцу легко прятаться. В снегу не скоро его заметишь.

— Ну, теперь можно его и обратно в лес выпустить, — сказал нам однажды папа.

Так мы и сделали — отнесли зайца в ближайший лесок, попрощались с ним да и выпустили на волю.

Утро было тихое, накануне ночью насыпало много снегу. Лес сделался белый, мохнатый.

В один миг наш зайка в заснеженных кустах исчез.

Вот когда ему белая шубка пригодилась!

Вопросы к тексту:

1. Что происходило той зимой, о которой ведется повествование?

а) было не очень холодно, светило сонце;

б) долго не выпадал снег, а реки и озера заледенели;

в) в зимнем лесу еще оставалось много листвы.

2. Что обнаружили ребята в лесу, корда из соседней деревни шли домой?

а) на полянке увидели много грибов;

б) в лесу было много сугробов;

в) под.кустом сидел белый, как снег, заяц.

3. Почему заяц не убегал из-под кустика?

а) он испугался ворон;

б) у зверька была сломана лапка;

в) он там отдыхал.

4. Как герои произведения помогли зайцу?

а) оставили ему еды под кустом;

б) не стали зверька трогать, чтобы не напугать;

в) дома папа забинтовал лапку.

5. Сколько времени заяц прожил дома у мальчика?

а) 1 год;

б) 1 месяц;

в) 1 неделю.

6. Почему зайца решили отпустить на волю?

а) лапка уже срослась;

б) закончилась зима;

в) выросли листья на деревьях и трава на земле.

7. К какому жанру относится произведение?

а) сказка;

б) рассказ;

в) легенда.

8. Почему все кругом было серое, а заяц – белый?

9. Чем кормили зайца в доме?

10. Как изменилась погода, пока заяц жил в семье мальчика?

11. Объясните значение слова «накануне».


Ответы:

1

б

7

б

2

в

8

Снег не выпал, а заяц сменил шубку

3

б

9

Сено, морковь, вода

4

в

10

Выпал снег

5

б

11

В предыдущий день

6

а




Техника чтения молча № 2.


Черным по белому

Не разгибая спины трудится писец. Чуть свет садится к столу и работает до вечерней зари. Перед ним – раскрытая книга в кожаном переплете с медными пряжками. Всего несколько страниц в день успевает переложить справа налево писец. Книгу он не читает – переписывает. Старательно выводит букву за буквой, то и дело макая кисточку в глиняный горшочек с краской.

С краской?

Да, это не оговорка. Ведь чернила тоже принадлежат к большому семейству красок. Как все краски, чернила бываю разных цветов: красные, синие, зеленые. Но сначала они были лишь черного цвета. Поэтому за ними и осталось такое название – чернила.

С давних пор на Руси знали много способов их приготовления.

На лесной полянке под валёжником растет гриб. Неказистый на вид: тоненький, худосочная ножка, синенькая шляпка. Грибники проходят мимо: кому он нужен – обыкновенная поганка!

Поганка, да необыкновенная. Супа из нее не сваришь. А вот получить хорошие чернила – на это гриб годится. Недаром его называют чернильным грибом.

Только не надо срывать его раньше срока – пусть подрастет и состарится когда шляпка гриба почернеет, обвиснет, превратится в студенистую массу, стоит собрать несколько таких шляпок в пузырек – чернила готовы. Способ простой, им издавна пользовались.

Готовили чернила также из вишневых косточек и особенно часто из чернильных «орешков». Конечно, они росли не на чернильном дереве, да и не орехи это вовсе, а всего-навсего небольшие наросты на листья дуба. Хорошие получались чернила из «орешков».

Но писец готовил чернила и другим способом. Он взял кору молодой ольхи. Положил в горшок. Залил квасом. Поставил вариться в печь. Потом опустил в горшок несколько железных гвоздей. Теперь осталось одно: терпеливо ждать. Только через двенадцать дней будут готовы скорописные чернила.

Свое название они получили не оттого, что с их помощью рука переписчик двигалась быстрее. Просто эти чернила быстрее высыхали: можно было скорее перевернуть страницу и начать переписывать следующую. Сколько на этом выгадаешь времени!

Долгие месяцы и даже годы уходили на переписку одной книги. Так продолжалось до изобретения печатного станка. (310 слов)

По А. Владимирову, Н. Осипову

Вопросы к тексту

1. Чем занимается писец?

а) пересматривает страницы книги;

б) изготавливает книгу в кожаном переплете;

в) переписывает книгу.

2. Чем пишет писец?

а) рукой;

б) карандашом;

в) кисточкой.

3. Из чего сделаны чернила?

а) из масла;

б) из краски;

в) из сока деревьев.

4. Из какого гриба изготавливают чернила?

а) из чернильного гриба;

б) из белого гриба;

в) из сатанинского гриба.

5. Когда гриб подходит для изготовления красок?

а) когда только вырос;

б) когда подрастет и состарится;

в) когда еще только прорастает.

6. Из каких косточек еще готовили чернила?

а) из вишневых косточек;

б) из абрикосовых;

в) из персиковых.

7. Что это такое «чернильные орешки»?

а) из чернильного дерева;

б) наросты на листьях дуба;

в) кора дуба.

8. Каким другим способом готовил скорописные чернила писец?

а) из коры молодой березы;

б) из листьев ореха;

в) из коры молодой ольхи.

9. Через сколько дней будут готовы такие чернила?

а) через 10 дней;

б) через 12;

в) через 14.

10. Почему чернила назывались скорописные?

а) потому что высыхали быстрее;

б) с их помощью писец писал быстрее;

в) чернила изготавливались быстро.

11. Как долго приходилось переписывать одну книгу?

а) несколько дней;

б) один-два месяца;

в) долгие месяцы и даже годы.


Ответы:

1

в

7

б

2

в

8

в

3

б

9

б

4

а

10

а

5

б

11

в

6

а




Техника чтения молча № 3.


Кит

На суше самым большим животным является слон. Но кит в 25 раз тяжелее слона. Если бы такое огромное животное начало двигаться по суше, то оно просто погибло бы, не выдержав собственной тяжести. Ни толстая кожа, ни массивные ребра не были бы достаточной опорой на земле для этой туши в 100 тонн весом. Но кит – животное морское. А в воде всякое тело теряет в весе столько, сколько весит вытесненная им вода. Вот почему киту для движения в воде приходится затрачивать в 10 раз меньше усилий, чем потребовалось бы этому гиганту на земле. Тело кита поддерживается водой со всех сторон, и, несмотря на свой огромный вес, киты могут с большой скоростью преодолевать огромные расстояния.

Киты хорошо приспособлены к жизни в море. Кожа на них гладкая, тело имеет характерную рыбью форму. Недаром в народных сказках говорится - «рыба-кит». Вместо ног имеется только одна пара передних конечностей – плавников. На конце тела настоящий рыбий хвост. Он только поставлен горизонтально, а не вертикально, как урыб. Все это способствует быстрому плаванию.

Время от времени этому крупнейшему морскому зверю необходимо подниматься из морских глубин, чтобы набрать в свои легкие воздух. Кит выплывает к поверхности и с шумом выдыхает из ноздрей фонтан водяных паров. Огромные легкие кита захватывают много воздуха, а большое сердце в состоянии пропускать огромное количество крови. Поэтому кит может пробыть под водой более часа, тогда как человек, ныряя, может оставаться без дыхания обычно не более одной минуты.

Кит – мирное животное. Он питается всякой мелочью: рачками, червями, мелкой рыбой. Чтобы извлекать из воды эту мелкую добычу, у китов хорошо приспособлен рот. Вместо зубов с неба свешиваются сотни роговых пластинок, носящие название китового уса. Сквозь эти пластинки кит цедит воду. Вся мелкая живность оседает во рту, затем кит языком слизывает улов.

У крупных китов новорожденный детеныш достигает 6 метров в длину. Китеныш сразу начинает плавать; он питается молоком матери и за сутки получает от нее 200-300 литров молока.

Молоко китов очень концентрированное. Оно в 10 раз жирнее, чем коровье, и сладкое; напоминает сгущенное. Китеныш быстро растет и через 2-3 года становится взрослым.

Кит, как и все млекопитающие, теплокровное животное. Полуметровый слой жира надежно защищает его тело от холодной морской воды. Охотникам-китобоям каждый кит дает от 10 до 30 тонн жира, идущего для пищевых и технических целей. Мясо кита перерабатывают на консервы, из костей делается костная мука. Из различных желез добывают витамины и другие лечебные препараты. Кожа кита идет на вделку обуви.

Киты быстро были выбиты в европейских морях, сейчас их промысел идет преимущественно в Тихом океане и Антарктиде. (415 слов)

По очерку проф. Богорова «Подводный мир»

Вопросы к тексту:

1. Какое животное тяжелее слона 25 раз?

а) мамонт;

б) касатка;

в) кит.

2. Почему кит не смог бы жить и передвигаться по суше?

а) из-за того, что у него нет ног;

б) из-за собственной тяжести;

в) из-за длинного тела.

3. Чем отличается хвост кита от хвостов рыб?

а) он поставлен горизонтально;

б) он поставлен вертикально;

в) он состоит из двух частей.

4. Из-за чего в народных сказках говорится «рыба-кит»?

а) потому что кит – рыба;

б) потому что тело кита имеет характерную рыбью форму;

5. Зачем кит поднимается время от времени из морских глубин на поверхность?

а) чтобы вдохнуть воздух;

б) чтобы осмотреться вокруг;

в) убегает от акул.

6. Почему над поверхностью воды время от времени виден фонтан водяных паров?

а) это выдыхает кит;

б) это брызги от подъема кита над поверхностью воды;

в) это играются киты.

7. Чем питается кит?

а) осьминогами, медузами;

б) раками, моллюсками;

в) рачками, червями, мелкой рыбой.

8. Что находится во рту у кита вместо зубов?

а) у него ничего нет во рту;

б) сотни роговых пластинок;

в) только большой язык.

9. Может ли детеныш кита сразу плавать?

а) да;

б) нет.

10. Во сколько раз молоко кита жирнее, чем коровье?

а) в 10 раз;

б) в 20 раз;

в) в 100 раз.

11. Почему кит не замерзает в холодной воде?

а) он живет только в теплых водах;

б) его тело защищает полуметровый слой жира;

в) у него толстая кожа.

12. Отчего киты исчезли в европейских морях?

а) из-за промысла они были выбиты;

б) они погибли из-за очень холодной воды;

в) им нечем было питаться, и они уплыли.


Ответы:

1

в

7

в

2

б

8

б

3

а

9

а

4

б

10

а

5

а

11

б

6

а

12

а



Техника чтения молча № 4.

Мать

В начале августа на рассвете мы с Джеком пошли на охоту.Выбрались на знакомую лесную поляну.

В этот ранний час лесная поляна походила на широкую тихую заводь. По ней струились волны тумана. Они поднимались и уходили вдаль, в зеленоватый простор предутреннего неба. И в этом просторе далёким крохотным парусом белел и таял заходящий месяц.

Мы присели на краю поляны и стали ждать, когда совсем рассветёт и можно будет идти разыскивать тетеревов.

По зорям эти дикие лесные куры обычно выходили на поляны и кормились ягодами брусники. Заслышав нас, они убегали в кусты и затаивались среди высокой травы и прошлогодних листьев. Но Джек всё-таки отыскивал их по следам и, подкравшись, замирал на месте — делал стойку. Он стоял неподвижно, чуть вздрагивая от нетерпения, ожидая только моего приказания, чтобы броситься и вспугнуть затаившуюся дичь.

Я командовал: «Вперёд!», Джек бросался, и тяжелые, крупные птицы с шумом вылетали из своей засады.

Я стрелял. Если птица падала, Джек опрометью кидался её поднимать и с торжеством подавал мне. Если же я промахивался, он долго смотрел вслед улетевшей дичи, а потом оборачивался ко мне с таким укоризненным видом, словно хотел сказать: «Эх, брат, оплошал ты!»

И мы шли дальше.

В это утро, только мы подошли к кустам, Джек остановился и замер на стойке — почуял дичь. Я скомандовал: «Вперёд!» Джек бросился в кусты, но оттуда никто не вылетел, а только послышался какой-то странный писк.

Я даже не понял, кто это так кричит — зверь или птица.

В недоумении раздвинул кусты и увидел необыкновенное зрелище: Джек, виляя хвостом, раскапывал носом кучу прошлогодних листьев, а вокруг его морды бегал и угрожающе пищал большой старый ёж.

Что это значит? Я ещё никогда в жизни не слышал, чтобы ёж пищал. И почему он не свёртывается в клубок, а бросается прямо на собаку, норовит её укусить?

Я нагнулся к Джеку и тут только разглядел и понял, в чём дело.

В развороченных сухих листьях копошились три крохотных, почти совсем голых ежонка. Так это мать ежиха защищала своих детей!

Джек покосился на ежиху, потом на меня, будто спрашивая: «Чего она так кричит? Я ведь и не думаю их кусать».

— И молодец, что не тронул, — похвалил я. — Не стоит с ними и связываться.  Идём-ка лучше тетеревов искать.

Джек, видимо, согласился. Он весело замахал хвостом и побежал прочь.

(369 слов)

Вопросы к тексту:

1.        О чём рассказывается в этом произведении?

А) об охоте на тетеревов

Б) о собаке Джеке

В) о том, как Джек выполнял команды

Г) о том, как мать ежиха защищала ежат

Д) о том, что Джек не тронул ежат

2.        Где произошла описанная история?

А) на реке

Б) на лесной поляне

В) в лесу

Г) на озере

Д) в поле

3.        В какое время охотник вышел на охоту?

А) в августе вечером

Б) летним днём

В) в начале августа на рассвете

Г) летним утром

Д) в конце лета

4.        Как автор называет тетеревов? Найди ответ в тексте.

5.        Где и когда произошла встреча рассказчика с матерью ежихой?

А) утром в лесу

Б) утром у кустов

В) днём у дерева

Г) утром у берёзы

Д) днём на поляне

6.        Кого увидел охотник в прошлогодних сухих листьях?

А) птенцов

Б) крохотных ежат

В) червячков

Г) гусениц

Д) бабочек

7.        Восстанови план рассказа. Расставь цифры в нужном  порядке. Пункт с цифрой 1 - начало истории.

  • Охота на тетеревов.

  • Странный писк.

  • Ранний час на лесной поляне.

  • Мать ежиха.

  • Джек.

8.        Почему Джек не тронул ежат?

А) потому что пожалел ежат

Б) потому что мать ежиха отчаянно защищала ежат

В) потому что был умной собакой

Г) потому что боялся хозяина

Д) потому что боялся уколоться

9.        Какое предложение помогает понять главную мысль?

А) Я даже не понял, кто это кричит — зверь или птица.

Б) Джек, видимо, согласился.

В) Так это мать ежиха защищала своих детей!

Г) Я ещё никогда в жизни не слышал, чтобы ежи пищали.


Ответы:

1

а

6

б

2

в

7

1-Ранний час в лесной поляне. 2-джек. 3-охота на тетеревов. 4-Странный писк. 5-Мать ежиха.

3

в

8

б

4

Лесные куры

9

в

5

б





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!