Паспорт
фонда оценочных средств
по учебному предмету «Литературное чтение»
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины | Наименование оценочного средства | Примечания |
1 | 2 четверть | Контрольная проверка техники чтения №1 | |
| 4 четверть | Контрольная проверка техники чтения №2 | |
Критерии оценивания
Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов,
слов);
неправильная постановка ударений (более двух);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов
при чтении вслух; непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и
выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного; нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух; осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная
выразительность при передаче характера персонажа.
Оценивание:
«5» ставится ученику, если он: понимает содержание прочитанного, отчетливо произносит звуки, слова, не допускает: искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах; читает правильно, плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами . читает плавно целыми словами (трудные слова по слогам во 2 полугодии);
верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующую
знакам препинания в конце предложения;
умеет правильно ответить на вопрос учителя и последовательно передать содержание
сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту;
твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
«4» ставится ученику, если он: понимает содержание прочитанного;
читает плавно по слогам, отдельные слова прочитывает целиком;
допускает при чтении 1-2 ошибки в словах (повтор слов, слогов, замены и др.) при соблюдении интонации конца предложения;
правильно пересказывает текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые
неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя; знает наизусть стихотворение, не допускает при чтении единичные ошибки, легко
исправляет их сам.
«3» ставится ученику, если он: осваивает содержание прочитанного только с помощью вопросов учителя;
читает отрывисто по слогам, темп чтения - не менее 10 слов в минуту (1полугодие);
читает медленно по слогам, темп чтения - не менее 25 слов в минуту (2 полугодие);
допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку букв, слогов; не
соблюдает паузы между словами и предложениями; пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и
исправляет их только с помощью учителя; знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно.
«2» ставится ученику в том случае, если он: читает по буквам, темп чтения - менее 25 слов в минуту;
не понимает содержание прочитанного;
не воспроизводит текст по вопросам учителя;
при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного. (В 1 полугодии неудовлетворительные оценки по чтению не выставляются; во II полугодии они выставляются в тех редких случаях, когда ученик устойчиво испытывает большие трудности в усвоении программы начальных классов).
Нормативы по проверке техники чтения
(количество слов в минуту)
Оценка | Учебные четверти |
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
Второй класс |
«5» | больше 45 слов | больше 55 слов | больше 65 слов | больше 70 слов |
«4» | 35–45 слов | 40–55 слов | 50–65 слов | 55–70 слов |
«3» | 25–34 слова | 25–39 слов | 35–49 слов | 40–54 слова |
«2» | меньше 25 слов | меньше 25 слов | меньше 35 слов | меньше 40 слов |
Контрольная проверка техники чтения №1
Лето.
На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно цветет над водой водяная кашка. Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зеленой осоке затих, притаился зубастый щурѐнок. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки. Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под березами.
(59 слов.) (По И. Соколову-Микитову).
1. Какие растения цвели над водой?
2. О каких обитателях рек говорится в тексте?
3. Почему щуренок притаился в осоке?
4. Какое слово подтверждает, что щуренок — хищная рыба?
5. Как передвигаются водяные паучки?
6. Что обозначают слова «притаился», «снуют», «ходко»?
7. Почему кувшинки названы «золотыми»?
8. Перескажите текст.
Тексты для проверки техники чтения
Куница
Живет в густом лесу небольшой хищный зверек – куница. Ростом куница меньше кошки. Она очень проворна и так хорошо лазает по деревьям, что даже ловкая белка не всегда от нее убежит. Охотится куница за мышами и другими мелкими зверушками. А наступит лето, поспеют в лесу ягоды – куница и ими будет лакомиться. (51 слово. В. Чаплина)
Лето
На реке раскрылись белые лилии и золотые кувшинки. Буйно цветет над водой водяная кашка.
Дикая утка вывела из осоки маленьких утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. В воде плавают пузатые караси. В зеленой осоке затих, притаился зубастый щурёнок. Ходко снуют по пруду на длинных лапках водяные паучки.
Хорошо побегать по лугу и полежать в траве под березами. (59 слов. И. Соколов-Микитов)
Сила не право
Прибежал Миша в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду верхом на палочке. Таня стояла и плакала.
Выбежал из дому старший брат Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Миши куклу и лошадь.
Миша побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и все видел. (57 слов. К. Ушинский)
Лев, медведь лисица
Лев и медведь добыли мясо и стали за него драться. Медведь не хотел уступить, и лев не уступал. Они так долго бились, что ослабели оба и легли. Лисица увидала их мясо, подхватила его и убежала. (35 слов. Л. Толстой)
Барсуки
Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый. (47 слов. И. Аксенов)
Золотой подснежник
После холодной, суровой зимы все ждут весну. Кто открывает весну?
Весну цветов открывает ранний первенец — мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых склонах. Мать-и-мачеха распускается раньше всех трав — до выставки ульев, до вылета первых пчел, до ледохода.
Цветет этот чудесный цветок около двух месяцев.(51 слово. К. Пронин)
Чудесная елка
Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили елку ягодами. К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба. К нижним веткам прикрепили морковку. Под елку в снег воткнули кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. Они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под елкой около кочана капусты хлопотами два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковью.
(61 слово. Г. Скребицкий, В. Чаплина)
Жил на свете слонёнок
1 часть
Жил на свете слонёнок. Это был очень хороший слонёнок. Только вот беда: не знал он, чем ему заняться, кем быть. Так всё сидел слонёнок у окошка, сопел, думал, думал…
Однажды на улице пошёл дождь.
– У-у! — сказал промокший лисёнок, увидев в окошке слонёнка. – Ушастый какой! Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком!
Слонёнок был рад и стал большим зонтиком. Лисята, зайчата и ежата — все прятались под его большими ушами от дождя.(72 слова)
Вопросы и задания
1. Почему слонёнок сидел у окна, сопел и думал, думал?
2. Как погода помогла лисёнку придумать профессию слонёнку? Найди в тексте слова лисёнка и прочитай их.
3. Придумай и запиши заголовок к 1 части сказки. Слова можешь взять из текста.
4. Придумай и опиши иллюстрацию к этому тексту.
2 часть
Но вот дождь кончился, и слонёнок снова загрустил, потому что не знал, кем же ему всё-таки быть. И снова он сел у окошка и стал думать.
Мимо пробегал зайчик.
— О-о! Какой прекрасный длинный нос! – сказал он слонёнку. – Вы вполне могли бы быть лейкой!
Добрый слонёнок обрадовался и стал лейкой. Он полил цветы, траву, деревья. А когда поливать больше было нечего, он очень опечалился.
(61 слово)
Вопросы и задания
Перескажи эту часть сказки.
2. Какую иллюстрацию ты нарисовал бы к этой части текста?
3. Придумай заголовок к этой части текста и запиши его. Используй слова из текста.
4. Придумай слова, которыми можно было бы заменить слово опечалился (текст тебе поможет – будь внимателен!): ___________________________________
3 часть
Ушло на закат солнце, зажглись звёзды. Наступила ночь.
Все ежата, все лисята, все зайчата улеглись спать. Только один слонёнок не спал: он всё думал и думал, кем же ему быть.
И вдруг он увидел огонь.
«Пожар!» — подумал слонёнок. Он вспомнил, как совсем недавно был лейкой, побежал к реке, набрал воды и сразу потушил три уголька и горящий пень.
Звери проснулись, увидели, что слонёнок потушил пожар, и сделали его лесным пожарным.
Слонёнок был очень горд.
Теперь он ходит в золотой каске и следит за тем, чтобы в лесу не было пожара.
Иногда он разрешает зайчику и лисёнку пускать в каске кораблики.(99 слов)
Вопросы и задания
1. Какой случай помог слонёнку найти профессию?
2. Почему слонёнок ходил всюду в золотой каске?
3. Подумай, какие иллюстрации ты нарисовал бы к этой части сказки.
4. Озаглавь данную часть сказки. Запиши заголовок.
5. Вы втроём прочитали текст о слонёнке и его друзьях. Попробуйте этот текст прочитать по ролям. Сколько человек для этого необходимо пригласить?
Контрольная проверка техники чтения №2
Русская смекалка.
Давно это было. Чистили дорогу в горах. В узком месте лежал огромный камень. Как его убрать? Не знали тогда подъемных кранов. Не было могучих машин. Только сотня лошадей могла увезти камень. Но простой крестьянин взялся один убрать камень. Подкопал он лопатой яму под самый камень. Камень и рухнул в яму. Подровнял мужик землю— и дорога готова- Вот так просто русский человек трудное дело сделал.
(67 слов.) (По В.Далю).
1. Из чего видно, что дело было трудное?
2. Как справился крестьянин с этим делом?
3. Объясните смысл названия рассказа.
По Г.Сапгиру
Сказка про Ивана-дурака и про его счастье
Пошёл Иван-дурак счастье искать. Шёл, шёл, а счастья нигде не видно. Всю землю обошёл, снова домой воротился. Смотрит, а счастье – вот оно, милое – из окна родного дома смотрит, улыбается.
Иван и говорит: «Эх, зря я весь белый свет обошёл. Дома-то тепло, чисто, спокойно. Вот счастье-то!»
А счастье в ответ: «Нет, не зря. Не искал бы меня, сидел бы сиднем и скучал, я бы тебе так и не показалось».
(75 слов)
Вопросы и задания
1. Что искал Иван по всему белому свету?
2. Как долго он странствовал?
3. Где же улыбнулось ему счастье?
4. Найди в тексте слова, в которых Иван сожалеет о зря потраченном времени.
5. Какие слова счастья услышал Иван в ответ? Объясни, как ты понимаешь эти слова.
В.Осеева
Навестила
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.
— Пойди и узнай, что с ней: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?
Муся застала Валю в постели. Валя лежала с завязанной щекой.
— Ох, Валечка! – сказала Муся. – У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! И ты знаешь, мама была на работе…
— Моя мама тоже на работе, — сказала Валя, держась за щёку. – А мне надо бы полосканье…
— Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье и горячую грелку…
Валя оживилась и закивала головой:
— Да, да, грелка… Муся, у нас на кухне стоит чайник… Это не он шумит?
— Нет, это, верно, дождик!
Муся вскочила и подбежала к окну.
— Так и есть – дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!
Она побежала в переднюю, надела галоши, просунула голову в дверь и крикнула:
— Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе!
Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.
— Ну что? Что она говорила? – спрашивали Мусю девочки.
— Да она ничего не говорила! – радостно сообщила Муся. – А помогает ей только грелка и полосканье!
(170 слов)
Вопросы и задания
Почему рассказ назвали «Навестила»? Какой смысл вложила автор в это название?
2. С каким чувством Муся выслушивала больную подругу? Как она относилась к её просьбам?
3. Как чувствовала себя Валя во время посещения «подруги»?
4. Как ты думаешь, что подумали подруги о Мусе и о своей больной подруге?
Крестьянин и его сыновья
Басня Эзопа
Жил-был один крестьянин. Он был очень стар и болен и знал, что скоро умрёт. Он велел позвать к себе сыновей.
«Дети мои! – сказал он. – Пришло время мне умирать. Все свои сокровища я зарыл в винограднике».
Вскоре старый крестьянин умер.
После его смерти сыновья взяли лопаты, мотыги и начали копать землю в винограднике в надежде найти сокровища. Они перекапывали снова и снова, проникая вглубь жирной, чёрной земли и разбивая крупные комки на мелкие кусочки на случай, если в них окажется мешок с монетами.
Они не нашли никаких сокровищ, спрятанных в земле. Но тщательное перекапывание земли оказалось так полезно для виноградных лоз, что в тот год они дали урожай больше, чем когда-либо прежде.
Виноград, который вырастили братья, оказался лучшим в стране, и поскольку все хотели его купить, они стали богатыми, как и хотел их отец.
(134 слова)
Вопросы и задания
1. Почему крестьянин велел позвать сыновей?
2. Почему он сказал своим сыновьям, что все его сокровища спрятаны в винограднике?
3. Почему сыновья перекапывали землю снова и снова?
4. Как сыновья стали богатыми?
5. Что дети сделали с виноградом, который рос у них в саду?
6. Какие слова в рассказе говорят о том, что отец знал, что произойдёт, когда сыновья услышат о сокровищах?
И.Соколов-Микитов
Ранней весной
Ранней весной родились эти маленькие зайчата.
Ещё лежал в лесу под деревьями глубокий снег, прихватывали по утрам крепкие весенние морозы. И птиц, и зверей держал на снегу плотный наст. Называют поэтому ранних зайчат настовиками.
Крепко прижались друг к дружке маленькие зайчата.
Ласково пригревает весеннее солнышко. Обрадовались теплу, высунулись из гнезда длинноухие зайчата. Терпеливо ждут свою мать.
А зайчихи-матери и своих, и чужих детей кормят. Прибежит к гнезду чужая зайчиха, покормит голодных зайчат и убежит дальше.
Опять останутся одни маленькие зайчата.
Хорошо спрятались они в прошлогодней траве! Здесь не найдёт их разбойница-рысь, не увидит хитрая лисица.
Увидела зайчат суетливая птичка. Уселась на ветке, вертится, поёт:
«Вот, вот, вижу! Вот, вот, слышу!»
Большими, страшными зверями кажутся ей робкие, маленькие зайчишки.
Со страхом смотрят на суетливую птичку зайчата.
(128 слов)
Вопросы и задания
1. Почему ранних зайчат называют настовичками?
2. Как зайчихи воспитывают своих малышей?
3. Почему маленьких зайчат очень трудно отыскать?
4. Кто обнаружил зайчат? Почему птичке хотелось рассказать о них всему лесу?
5. Как ты понимаешь словосочетания суетливая птичка, робкие зайчишки?
***
Куддус Махаммади
Я для школьников составил Десять очень важных правил. Для тебя, я, друг, составил Десять очень важных правил. Эти правила просты, Быстро их запомнишь ты. 1. Как проснулся — так вставай: Лени воли не давай! 2. Лепесток роса умыла, А тебя умоет мыло! 3. Понукания не жди, В школу вовремя иди! 4. Прежде чем захлопнуть дверь, Всё ли взял с собой, проверь! | 5. В школе, в классе не сори, Сор увидишь — подбери! 6. Не таскай в кармане мела — Это, милый мой, не дело! 7. Будь в одежде аккуратен, Избегай и дыр, и пятен! 8. Дома близким не груби, Малышей жалей, люби! 9. Знай: хорошие отметки – Как плоды в саду на ветке. 10. Чтоб тобой могли гордиться, Должен много ты трудиться! (118 слов) |
Вопросы и задания
Зачитай правила, которые уже стали правилами твоей повседневной жизни.
2. Над чем тебе хотелось бы ещё поработать?
3. Что привлекает тебя в хороших людях, какие черты их характера?
4. Вспомни стихи, в которых высмеиваются или поощряются какие-либо черты характера людей. Перечисли несколько таких произведений.