СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Фонд оценочных средств по междисциплинарному курсу: МДК 01.01«Электрические машины и аппараты»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Фонд оценочных средств по междисциплинарному курсу: МДК 01.01«Электрические машины и аппараты»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

гАПОУ СО КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ


УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора
по учебно- производственной работе

_________________Т.А.Исакова


30 августа 2019 г.



Фонд оценочных средств


преподавателя О.В.Комаровой

инициалы, фамилия

на 2019 / 2020 учебный год


Дисциплина: МДК 01.01«Электрические машины и аппараты»

основной образовательной программы

среднего профессионального образования -

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности


13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ


Группа – ТЭ - 305



Составлен на основании рабочей программы, утвёрждённой «__7_» мая_ 2018 г.




Рассмотрен на заседании цикловой комиссии электро- и радиотехнического профиля 30 августа 2019 г. Протокол №1


Председатель ЦК ________________________ М.М. Зарипова

подпись инициалы, фамилия






Каменск-Уральский, 2019

  1. ПРОГРАММА АТТЕСТАЦИИ

по учебной дисциплине

МДК 01.01«Электрические машины и аппараты»

Общие положения

Результатом освоения дисциплины являются знания и умения, а также общие компетенции, формирующиеся в процессе освоения основной образовательной программы в целом. Формой итоговой аттестации по учебной дисциплине является экзамен. Итогом экзамена является отметка по пятибалльной системе.

Задачи текущего и итогового контроля по дисциплине – оценивание уровня сформированности элементов компетенций (умений и знаний).


Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

уметь:

У1 - определять электроэнергетические параметры электрических машин и аппаратов, электротехнических устройств и систем;

знать:

З1- технические параметры, характеристики и особенности различных видов

электрических машин;

З2-выбор электродвигателей и схем управления;

З3-физические принципы работы, конструкцию, технические характеристики, области применения, правила эксплуатации электрического и электромеханического оборудования

Сводная таблица по применяемым формам и методам текущего контроля и оценки результатов освоения по МДК.01.01


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)1

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать:


З1 - технические параметры, характеристики и особенности различных видов

электрических машин;


Выполнение внеаудиторных самостоятельных работ.

Индивидуальные и групповые работы.

Текущий контроль: Экспертная оценка практических и лабораторных работ и по результатам выполнения внеаудиторной самостоятельной работы.

Промежуточная аттестация:

Экспертная оценка при сдаче экзамена

З2 - выбор электродвигателей и схем управления;


З3 - физические принципы работы, конструкцию, технические характеристики, области применения, правила эксплуатации электрического и электромеханического оборудования

уметь:


У1 - определять электроэнергетические параметры электрических машин и аппаратов, электротехнических устройств и систем


Выполнение внеаудиторных самостоятельных работ.

Устный опрос, выполнение лабораторных и практических работ


2. ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Система контроля и оценки освоения учебной дисциплины


Предметом оценки освоения дисциплины являются умения и знания.

Контроль и оценка этих дидактических единиц осуществляются с использованием следующих форм и методов:

- текущий контроль умений в форме оценки выполнения лабораторных и практических работ, текущий контроль знаний в форме устного опроса, оценки выполнения оценки выполнения самостоятельных работ (внеаудиторных);

- итоговый контроль в форме экзамена.

Допуск к экзамену по дисциплине проводится с учетом результатов текущего контроля.

Обучающийся допускается к экзамену при условии выполнения всех лабораторных и практических работ в рамках текущего контроля.


2.2. КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по учебной дисциплине

МДК 01.01«Электрические машины и аппараты»

Общие положения

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины.

Комплект контрольно-оценочных средств включает контрольно-измерительные материалы по текущему и итоговому контролю (промежуточной аттестации).

Контрольно-измерительные материалы включают задания для оценки освоения умений и усвоения знаний, представляют собой задания на лабораторные и практические работы.



2.2.1. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕКУЩЕМУ КОНТРОЛЮ

Текущий контроль результатов освоения МДК в соответствии с рабочей программой происходит при использовании следующих обязательных форм контроля:

-выполнение и защита практических работ,

-проверка выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Во время проведения учебных занятий дополнительно используются следующие формы текущего контроля – устный опрос, решение задач, тестирование по темам отдельных занятий.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов представлена в Методических указаниях по организации самостоятельной работы студентов по МДК 01.01 «Электрические машины и аппараты».


ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ и ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ:

ЛР № 1 .Исследование однофазного двухобмоточного трансформатора;

ЛР№2 Исследование работы магнитного пускателя;

ЛР№3 Исследование асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором;

ЛР№4 Исследование асинхронной машины в режиме асинхронного генератора;

ЛР№5Исследование генераторов постоянного тока независимого и параллельного возбуждения;

ЛР№6Исследование электродвигателя постоянного тока параллельного возбуждения;

ПР№1 Расчет параметров схемы замещения и построение векторной диаграммы трехфазного трансформатора;

ПР№2 Работа с технической документацией: описание устройства, технических характеристик, чтение схем и чертежей различных видов трансформаторов;

ПР№ 3 Работа с технической документацией: описание устройства, технических характеристик, чтение схем и чертежей аппаратов управления, защиты и автоматики.

Выбор современных аппаратов управления, защиты и автоматики для конкретных заданных условий с помощью современных каталогов, справочников, рекламных проспектов, сайтов фирм-производителей, форм-поставщиков;

ПР№4 Обзор современных аппаратов управления, защиты и автоматики с помощью современных каталогов, справочников, рекламных проспектов, сайтов фирм-производителей, форм-поставщиков;

ПР№ 5 Работа с технической документацией: описание устройства, технических характеристик, чтение схем и чертежей высоковольтного электрооборудования;

ПР№ 6 Выбор современного высоковольтного электрооборудования для конкретных заданных условий с помощью современных каталогов, справочников, рекламных проспектов, сайтов фирм-производителей, форм-поставщиков;

ПР№ 7 Изучение работы усилителей;

ПР№ 8 Изучение работы бесконтактных коммутационных устройств

ПР№ 9 Обзор современных аппаратов управления, защиты и автоматики с помощью современных каталогов, справочников, рекламных проспектов, сайтов фирм-производителей, форм-поставщиков;

ПР№ 10 Обзор современных электрических машин переменного тока с помощью современных каталогов, справочников, рекламных проспектов, сайтов фирм-производителей, форм-поставщиков;

ПР№11 Обзор современных электрических машин постоянного тока с помощью современных каталогов, справочников, рекламных проспектов, сайтов фирм-производителей, форм-поставщиков.

Ниже в таблице соотнесены номера лабораторных работ, размещенных в Сборнике пособий по Электрическим машинам (п.2.2.1 ФОС).

Таблица 1 – Соотнесение номеров лабораторных работ


Номер лабораторной работы из перечня в ФОС

Номер лабораторной работы, размещенной в Сборнике

1

1

3

4

4

5

5

2

6

3


ЛР№2 Исследование работы магнитного пускателя

Цель работы: изучить устройство магнитного пускателя и включить асинхронный короткозамкнутый двигатель в реверсивном режиме работы.

Содержание работы
  1. Ознакомиться с устройством различных типов магнитных пускателей, кнопочных станций и назначением отдельных элементов.

  2. Включить асинхронный короткозамкнутый двигатель с помощью магнитного пускателя по схемам: обычной, «толчок», совмещенной и при управлении с двух мест.

  3. Определить параметры минимальной (нулевой) защиты, осуществляемой катушкой магнитного пускателя.

  4. Ознакомиться с устройством реверсивного магнитного пускателя и назначение отдельных его частей, снять эскиз устройства.

  5. Определить с помощью лампы накаливания принадлежность отдельных элементов пускателя (клеммных выводов, выводов катушек, замыкающих и размыкающих главных и блок контактов).

  6. Начертить принципиальную электрическую схему управления асинхронным короткозамкнутым электродвигателем с блокировкой размыкающими контактами реверсивного магнитного пускателя. Разобраться в работе схемы.

  7. Собрать электрическую схему управления асинхронным короткозамкнутым электродвигателем в реверсивном режиме с блокировкой размыкающими контактами пускателя, пустить в ход асинхронный электродвигатель и проверить действие блокировки.

  8. Начертить и собрать электрическую схему управления асинхронным короткозамкнутым двигателем в реверсивном режиме с блокировкой размыкающими контактами кнопочной станции. Пустить в ход асинхронный электродвигатель и проверить действие блокировки.

Общие сведения

Магнитный пускатель предназначен для автоматического или дистанционного управления асинхронным короткозамкнутым двигателем. Он состоит из контактора переменного тока и теплового реле для защиты электродвигателя от перегрузки.

Все это установлено в металлическом закрытом кожухе, ящике или шкафу управления.

Тепловые реле в магнитных пускателях монтируются обычно по бокам магнитной системы. На кожухе имеется специальная кнопка возврата контактов тепловых реле после их срабатывания и отсасывания. Некоторые типы магнитных пускателей не имеют тепловых реле.

Электромагнитным контактором называется устройство для включения и отключения силовой электрической цепи при помощи электромагнита.

Электромагнитный контактор состоит из электромагнита и контактной системы. Контакты в контакторах подразделяются на главные и вспомогательные (блокировочные).

Главные контакты предназначены для замыкания и размыкания главных цепей, по которым протекают токи нагрузки электродвигателей, электронагревателей и других электроприемников. Главные контакты без дугогасящих устройств применяются в основном для шунтирования пусковых и других сопротивлений (при этом не происходит разрыва электрической цепи). Главные контакты, предназначенные для разрыва электрической цепи под нагрузкой, должны иметь дугогасящие устройства.

Вспомогательные контакты предназначены для коммутирования цепей управления и сигнализации и поэтому рассчитаны на небольшие номинальные токи (6-10А). Допустимая частота включений контакторов до 600-1200 в час.

По роду коммутируемого тока контакторы бывают постоянного и переменного тока. Магнитная система контакторов постоянного и переменного тока. Магнитная система контакторов постоянного тока состоит из сплошных кусков электротехнической стали. Магнитная система контакторов переменного тока собрана из отдельных листков электротехнической стали.

Для устранения вибрации магнитной системы при питании втягивающей катушки переменным током на отдельных частях электромагнита (в области прилегания якоря и сердечника) имеются короткозамкнутые витки из меди или латуни. Благодаря этим виткам сила притяжения электромагнита не уменьшается до нуля при прохождении тока втягивающей катушки через нуль, что устраняет вибрацию магнитной системы.

При выборе магнитных пускателей, прежде всего, необходимо обращать внимание на наибольшую мощность электродвигателя, работой которого управляет пускатель. Если магнитный пускатель управляет двигателем большей мощности, чем указано в таблице, то контактная система пускателя быстро выйдет из строя. Кроме того, необходимо обращать внимание на напряжение, указанное на втягивающей катушке, которое должно соответствовать напряжению сети. Таким образом, в сетях напряжением 380/220 В можно использовать катушки на 220 В и включить их на фазное напряжение. Если напряжение сети больше, чем напряжение катушки, то последняя сгорит при первом же включении магнитного пускателя.

Схема включения электродвигателя с помощью пускателя

Рис.1.

На рисунке 1. представлена развернутая схема нереверсивного магнитного пускателя. Для пуска и остановки двигателя используется кнопочная станция с двумя кнопками. При нажатии кнопки «ПУСК» через размыкающий контакт «СТОП» замыкается цепь катушки и магнитного пускателя. Это вызывает срабатывание контактов к главной цепи двигателя, и он оказывается включенным в цепь (сеть). Одновременно замыкается замыкающий блок-контакт (контакт самопитания), включенный параллельно кнопке управления. Электродвигатель отключают от сети нажатием кнопки «СТОП».

Схема обеспечивает нулевую (минимальную) защиту электрической установки от самопроизвольного повторного включения при восстановлении напряжения сети после аварийного снижения его до нуля или недопустимо низких значений.

При срабатывании магнитного пускателя вследствие перебоев в электроснабжении размыкаются все его контакты, в том числе и блок контакты. При появлении напряжения в сети пускатель не включается до тех пор, пока не будет нажата кнопка «ПУСК». То же происходит, когда напряжение сети падает до 50-60% номинального. Если электродвигатель включить рубильником, то при перебое в электроснабжении и остановке двигателя схема не нарушится, при восстановлении напряжения двигатель самопроизвольно включится в цепь. Такой самопроизвольный пуск двигателя может явиться причиной аварии или несчастного случая.

На схеме видно, что замена кнопки аппаратом ручного управления без самовозврата, например, пакетным выключателем или тумблером, также приводит к тому, что схема теряет свойство нулевой защиты. Схему используют в случае длительной работы электропривода.

Иногда требуется, чтобы электропривод (например, металлорежущих станков) работал лишь при нажатии кнопки «ПУСК». Подобное управление необходимо при различных установочных операциях, когда при кратковременном нажатии на кнопку должно произойти небольшое перемещение (толчком) движущего элемента станка. В этом случае не нужны блок контакты и кнопки «СТОП». Такая схема управления представлена на рисунке 2(а).

Часто возникает необходимость управления одним и тем же приводом в обоих указанных режимах. Схема, обеспечивающая такое управление, изображена на рис. 2(б).

Рис. 2. а-схема «толчок»; б-совмещенная схема.

В такой схеме при кратковременном нажатии на кнопку «ПУСК» обеспечивается длительная работа привода. В случае нажатия на кнопку «ПУСК» (установка) ее замыкающий контакт включает катушку К, а размыкающий -разрывает цепь блок контакта. Применяя эту схему, необходимо учитывать возможность задержки срабатываемого контакта. Размыкающий контакт отпущенной кнопки «ПУСК» может замкнуться раньше, чем разомкнётся блок-контакт К и двигатель будет продолжать работать.

При помощи пульспары (рис.3) можно обеспечить повторно-кратковременный режим работы управляемого двигателя. При подаче напряжения включается катушка реле К2. Например, через 4 минуты контакт К2 замыкается и магнитный пускатель К1 включает управляемый двигатель. При этом одновременно через блок-контакт пускателя включается второе реле времени КЗ. Контакт этого реле размыкается через 6 минут и отключает первое реле времени К2. Отключается и пускатель. При отключении пускателя разрывается цепь питания реле КЗ и схема приходит в первоначальное состояние. Этот цикл повторяется до тех пор, пока схема не отключится от питающей сети. Изменяя установки реле, можно получить разные продолжительности включения двигателя.

Схема пульс пары

Рис. 3.

Для управления электродвигателями, работающими в реверсивном режиме, выпускаются реверсивные магнитные пускатели, которые отличаются от обычных тем, что у реверсивных магнитных пускателей имеются две втягивающие катушки и два комплекта главных и блок контактов. Кроме того, реверсивные магнитные пускатели снабжаются механической блокировкой -устройством, которое предназначено для предохранения от одновременного включения втягивающих катушек пускателя.

Механическая блокировка представляет собой устройством виде коромысла, которое удерживает подвижную систему магнитного пускателя от включения в то время, когда включена (работает) другая подвижная система магнитного пускателя. Одновременное включение двух втягивающих пускателей приводит к двухфазному короткому замыканию. Кроме механической блокировки в электрических схемах применяется блокировка, которая также исключает одновременное включение обеих втягивающих катушек.

Для управления электродвигателями в реверсивном режиме вместо реверсивного пускателя могут быть использованы два магнитных пускателя для управления при одностороннем вращении электродвигателей. На рисунке 4 представлена электрическая схема управления короткозамкнутым асинхронным двигателем. Она состоит их главной цепи и цепи управления. В ней применяется электрическая блокировка с помощью размыкающих контактов магнитных пускателей Н и В в цепях втягивающих катушек магнитных пускателей В и Н. Причем размыкающие контакты Н включены последовательно в цепь катушки пускателя В. А размыкающие контакты В - последовательно в цепь катушки пускателя В, а размыкающие контакты В - последовательно в цепь катушки пускателя Н.

Схема управления асинхронным короткозамкнутым двигателем с блокировкой размыкающими блок контактами магнитного пускателя

Рис. 4.

Схема (рис. 4) работает следующим образом. При нажиме на кнопку ПВ (пуск вперед) замыкается цепь катушки пускателя В, главными контактами подключается обмотка статора электродвигателя к сети, а блок контактом того же пускателя шунтируется пусковая кнопка и размыкающим контактом В размыкается цепь втягивающей катушки пускателя Н. Для того, чтобы перевести двигатель на работу в режиме «назад», необходимо в начале остановить его кнопкой «СТОП», а затем пустить в обратном направлении.

Схема управления асинхронным короткозамкнутым электродвигателем с блокировкой размыкающими контактами кнопочной станции

Рис. 5.

В электрической схеме управления (рис. 5) блокировка осуществляется с помощью размыкающих контактов кнопочных станций «вперед» и «назад».

В большинстве случается, кнопочные станции изготовлены так, что каждая из кнопок имеет две пары контактов - размыкающие и замыкающие, как это схематично показано на рисунке 6.

Схема расположения контактно - кнопочной станции.

Рис. 6.

Таким образом, при нажатии на кнопку одновременно срабатывают замыкающие и размыкающие контакты кнопочной станции.

Схема (рис. 5) работает следующим образом. При нажатии кнопки ПВ замыкается цепь катушки пускателя В, главными контактами пускателя обмотка статора подключается к сети, а блок контактами шунтируется пусковая кнопка ПВ. Если при двигателе, работающем в режиме «вперед» нажать пусковую кнопку ПН, то размыкающим контактом этой кнопки будет разорвана цепь втягивающей катушки пускателя В, отключая обмотку статора от сети. Одновременно срабатывают главные и блок контакты пускателя Н, которые подключают двигатель для работы в режиме «назад». Таким образом, нет необходимости в данной схеме в нажатии на кнопку «СТОП 2» для перевода двигателя на другое вращение. Применение в пускателях механической и электрической блокировок обеспечивает надежность работы электродвигателей.

УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ

  1. Собрать и проверить в работе электрическую схему, представленную на рисунке 1.

  2. Собрать и проверить в действии схему управления электродвигателем с двух различных мест. Особенностью этой схемы является то, что обе кнопки «ПУСК» включаются параллельно, а обе кнопки «СТОП» - последовательно друг другу. Кнопочная станция в этом случае располагается одна у рабочего места, другая – у пульта управления.

  3. Собрать и проверить в действии электрические схемы, представленные на рисунке.2а и 2б.

  4. Определить коэффициент возврата магнитного пускателя по формуле:

,

где Uвкл - напряжение, при котором магнитный пускатель включается, В;

Uотк - напряжение, при котором катушка отпускает якорь, В

Для определения коэффициента возврата необходимо воспользоваться схемой, представленной на рисунке 7, где цепь управления питается не непосредственно от сети, а через автотрансформатор.

Схема для определения коэффициента возврата магнитного пускателя

Рис. 7.

Таблица 1

№ опыта

Напряжение

Коэффициент возврата, Кв

втягивания

опускания

1




2




3








среднее




Обычно напряжение отключения значительно ниже, чем напряжение включения. Объясняется это тем, что в отключенном состоянии магнитопровод пускателя имеет большой воздушный зазор.

Для того, чтобы создать усилие, достаточное для определения этой силы веса якоря, требуется сравнительно большой ток, а, следовательно, и напряжение. И, наоборот, при замкнутом магнитопроводе электромагнитная сила той же величины создается при значительном токе. Это свойство электромагнитных реле и характеризуется коэффициентом возврата.

При ознакомлении с устройством магнитного пускателя обратить внимание на его тип и конструктивные особенности, расположение главных блок контактов, одновременность нажатия их при срабатывании подвижной системы пускателя.


Контрольные вопросы
  1. Какая разница между магнитным пускателем и контактором?

  2. На основе, каких данных производится выбор магнитного пускателя?

  3. Что такое коэффициент возврата магнитного пускателя?

  1. Что такое нулевая защита и чем она осуществляется?

  2. Почему напряжение отключения катушки магнитного пускателя меньше, чем напряжение включения?

  3. Сколько проводов необходимо проложить к кнопочной станции расположенной у рабочего места, при управлении двигателем с двух мест?

  4. Чем объясняется гудение магнитного пускателя при неплотном прилегании якоря к сердечнику, и каково назначение короткозамкнутого витка в сердечнике катушки?

  5. Укажите на электрической схеме, каким образом при отсутствии блокировок и при одновременном нажатии на пусковые кнопки «вперед» и «назад» получается двухфазное короткое замыкание?

  6. Будет ли осуществлена блокировка и возможна ли работа схемы, если вместо размыкающих блок контактов включить замыкающие?


ПР№1 Расчет параметров схемы замещения и построение векторной диаграммы трехфазного трансформатора


Задание к 1 практической работе:

  1. Дан трёхфазный двухобмоточный трансформатор

Sн,

кВ∙А

напряжение обмотки,кВ

Потери,кВт

Схема

и группа

соединения

Uкз, %

Iхх,

%

сosφ2 при нагрузке

ВН

НН

Pкз

акти-

ной

Индук-тивной

емко-

стной

16

2500

10

6,3

5,28

23

Y/∆-II

5,5

2

1

0,64

0,58

2.Необходимо выполнить следующие расчёты:

1. Определить параметры Т-образной схемы замещения трансформатора.

2. Начертить в масштабе полные векторные диаграммы трансформатора для трёх видов нагрузки (активной, активно-индуктивной и активно-ёмкостной).

3. Рассчитать и построить зависимость коэффициента полезного действия от нагрузки η=f(кнг ) при значениях коэффициента нагрузки кнг , равных 0,25; 0,50; 0,75; 1,00 и 1,25 от номинального вторичного тока I . Определить максимальное значение кпд.

4. Определить изменение вторичного напряжения Δ Uаналитическим и графическим методом.

5. Построить внешние характеристики трансформатора для значений тока, равных 0,25; 0,50; 0,75; 1,00 и 1,25 от величины номинального вторичного тока I .

Примечание. При определении параметров трёхфазного трансформатора и построении векторных диаграмм расчёт ведётся на одну фазу.


ПР№2 Работа с технической документацией: описание устройства, технических характеристик, чтение схем и чертежей различных видов трансформаторов


Цель работы: Научиться пользоваться технической документацией по трансформаторам

Задание:

  1. Использую различную техническую документацию, подберите информацию, в которой должно быть приставлено устройство, технические характеристики, схемы и чертежей трансформатора определенного типа

  2. Составить презентацию по следующей структуре:

-Тема (Трансформатор определенного типа)

-Устройство этого трансформатора (в том числе, рисунок этого трансформатор),

-Принцип работы

-Технические характеристики

- Представить схемы и чертежей

-Источники информации (техническую документацию)

3. Защитить выполненную работу


ПР№ 3 Работа с технической документацией: описание устройства, технических характеристик, чтение схем и чертежей аппаратов управления, защиты и автоматики.

Выбор современных аппаратов управления, защиты и автоматики для конкретных заданных условий с помощью современных каталогов, справочников, рекламных проспектов, сайтов фирм-производителей, форм-поставщиков


Цель работы:

1.Научиться пользоваться технической документацией по аппаратам управления, защиты и автоматики

2. Научиться пользоваться каталогами, справочниками, рекламными проспектами, сайтами фирм-производителей, форм-поставщиков.


Задание:

  1. Использую различную техническую документацию, современные каталоги, справочники, рекламные проспекты, сайты фирм-производителей, форм-поставщиков подберите информацию, в которой должно быть приставлено устройство, технические характеристики, схемы и чертежей по аппаратам управления, защиты и автоматики;

  2. Опишите условия выбор современных аппаратов управления, защиты и автоматики

  3. Составить букет по следующей структуре:

-Тема ( укажите аппарат управления, защиты и автоматики)

-Устройство аппарата управления, защиты и автоматики (в том числе, рисунок),

-Принцип работы

-Технические характеристики

- Представить схемы и чертежей

-Источники информации (техническую документацию)

3. Защитить выполненную работу (электронный букет)


ПР№4 Обзор современных аппаратов управления, защиты и автоматики с помощью современных каталогов, справочников, рекламных проспектов, сайтов фирм-производителей, форм-поставщиков



Цель работы: Научиться пользоваться каталогами, справочниками, рекламными проспектами, сайтами фирм-производителей, форм-поставщиков.


Задание: Используя современные каталоги, справочники, рекламные проспекты, сайты фирм-производителей, форм-поставщиков, заполнить следующую таблицу



Название аппарата управления, защиты и автоматики (название, марка)

Технические характеристики

Название современных каталогов, справочников, рекламных проспектов

Адреса сайтов фирм-производителей, форм-поставщиков














Система оценивания, если в таблице представлено описание :

--10-9 аппаратов управления, защиты и автоматики – отлично (5);

-8-7 аппаратов управления, защиты и автоматики – хорошо (4);

-6-5 аппаратов управления, защиты и автоматики - удовлетворительно (3);

-4 и менее аппаратов управления, защиты и автоматики баллов – неудовлетворительно (2).


ПР№ 5 Работа с технической документацией: описание устройства, технических характеристик, чтение схем и чертежей высоковольтного электрооборудования.


Цель работы: Научиться пользоваться технической документацией по высоковольтному электрооборудованию

Задание:

  1. Использую различную техническую документацию, подберите информацию, в которой должно быть приставлено устройство, технические характеристики, схемы и чертежей высоковольтного электрооборудования.

  2. Составить презентацию по следующей структуре:

-Тема (высоковольтного электрооборудования. определенного типа)

-Устройство этого трансформатора (в том числе, рисунок этого высоковольтного электрооборудования),

-Принцип работы

-Технические характеристики

- Представить схемы и чертежей

-Источники информации (техническую документацию)



ПР№ 6 Выбор современного высоковольтного электрооборудования для конкретных заданных условий с помощью современных каталогов, справочников, рекламных проспектов, сайтов фирм-производителей, форм-поставщиков.



Цель работы: Научиться пользоваться каталогами, справочниками, рекламными проспектами, сайтами фирм-производителей, форм-поставщиков при выборе современного высоковольтного электрооборудования.


Задание:

  1. Использую различную техническую документацию, современные каталоги, справочники, рекламные проспекты, сайты фирм-производителей, форм-поставщиков подберите информацию, в которой должно быть приставлено устройство, технические характеристики, схемы и чертежей по высоковольтному электрооборудованию

  2. Опишите условия выбор высоковольтного электрооборудования

  3. Составить букет по следующей структуре:

-Тема ( укажите аппарат управления, защиты и автоматики)

-Устройство высоковольтного электрооборудования (в том числе, рисунок),

-Принцип работы

-Технические характеристики

- Представить схемы и чертежей

-Источники информации (техническую документацию)

3. Защитить выполненную работу (электронный букет)



ПР№ 7 Изучение работы усилителей.


Порядок работы:


1).Изучить краткие сведения об усилителе.

2).Ответить на следующие вопросы:

-Что называется электронным усилителем?

-Изобразить структурную схему простейшего усилителя.

-Записать классификацию усилителей;

-Перечислить и описать основные технические показатели и характеристики усилителей;

3).Решить задачи 1,2 и 3.


Краткие сведения об усилителе

 

Электронный усилитель (ЭУ) — усилитель электрических сигналов, в усилительных элементах которого используется явление электрической проводимости в газах, вакууме и полупроводниках. Электронный усилитель может представлять собой как самостоятельное устройство, так и блок ( функциональной узел) в составе какой - либо аппаратуры - радиоприемника, магнитоона, измирительного прибора и т.д.

Электронным усилителем называют устройство, обеспечивающее увеличение мощности электрических сигналов, поступающих на его вход.

Увеличение мощности сигнала в усилителе происходит за счет преобразования энергии источника питания. Это преобразование происходит с помощью активных элементов, которые управляются входными сигналами.

Входной сигнал подается через электрическую цепь, которая называется входной или входом усилителя.

Электрическая цепь, в которой образуется усиленный сигнал, называется выходной цепью. Для выделения усиленного сигнала в выходную цепь включается нагрузка. Нагрузкой может служить резистор, колебательный контур, обмотка трансформатора, откл. пластины ЭЛТ.

Нагрузка, по которой протекает постоянная составляющая выходного тока, называется нагрузкой по постоянному току.

Сопротивление цепи, по которой протекает переменная составляющая выходного тока, образует нагрузку по переменному току.

Для разделения нагрузок по переменному и постоянном току применяются разделительные конденсаторы и тр-ры.

Простейший усилитель содержит один активный элемент с присоединенным к нему пассивными элементами рис.1

 

Рис. 1.

 

Классификация усилителей.

Классификация усилителей может быть проведена по нескольким признакам.

1. Характеру усиливаемых сигналов:

гармонических сигналов, импульсных, усилители постоянного тока;

2. По ряду усилительных элементов:

транзисторные, ламповые, диодные;

3. По роду усиливаемой величины:

усилители I,U,P.

4. По числу каскадов:

одно и многокаскадные;

5. По диапазону частот электрических сигналов, в пределах которых усилитель может удовлетворительно работать.

6. По виду связей усилителя с источниками входного сигнала и нагрузкой, а также между отдельными каскадами в многокаскадных усилителях:

реостатно-емкостные;

трансформаторные;

с гальваническими связями.

1. Усилители низкой частоты (УНЧ):

предназначены для усиления непрерывных периодических сигналов, частотный спектр которых лежит в пределах от единиц Гц до 10 кГц.

Характерной особенностью УНЧ является отношение усиливаемых частот, составляющее от 10 до 10 тысяч.

2. Усилители постоянного тока (УПТ):

Усилители медленно меняющихся напряжений и токов, усиливающие сигналы в диапазоне частот от 0 до высшей рабочей частоты , составляющей нередко десятки и сотни килогерц.

3. Избирательные (или селективные) усилители, усиливающие сигналы в очень узкой полосе частот.

Они используются как на низких так и на высоких частотах и используются в качестве частотных избирательных фильтров.

4.Широкополосные или импульсные усилители. Применяются для усиления сигналов в широкой полосе частот (от нескольких килогерц и ниже) до нескольких мегагерц и выше).

Основные технические показатели и характеристики усилителей.

Важнейшими техническими показателями усилителя являются:

1. Коэффициенты усиления (по I,U и P);

2. Входное и выходное сопротивления;

3. Выходная мощность;

4. Коэффициент полезного действия;

5. Диапазон усиливаемых частот;

6. Динамический диапазон амплитуд;

7. Нелинейные, частотные и фазовые искажения.

Коэффициентом усиления называется величина, показывающая, во сколько раз сигнал на выходе усилителя больше, чем на его входе.

В многокаскадном усилители

,

где - число каскадов усиления.

В электронике получил распространенный способ выражения усилительных свойств в логарифмических единицах – децибелах (ДБ).

;

 

 

Входное сопротивление представляет собой сопротивление между входными зажимами усилителя.

Оно равно ;

Выходное сопротивление определяют между выходными зажимами усилителя ;

 

Рис. 2.

 

Выходная мощность- это полезная мощность развиваемая усилителем в нагрузке.

При активной характеристике нагрузки мощность равна

 

Задачи 1,2 и 3.


Задача 1. Определите не достающие параметры схемы приведенной на рисунке 3. Исходные данные приведены в таблице 1.

Рисунок 3 - Схема электронного усилителя


Таблица 1. - Исходные данные для задачи 1.

№ варианта

Uвх, B

Uвых, B

К

01

5

?

10

02

5

25

?

03

2

10

?

04

?

25

10

05

?

15

10

06

10

15

?

07

12

30

?

08

?

45

25

09

10

?

15

10

8

16

2

 

Задача 2. Определите не достающие параметры схемы приведенной на рисунке 4. Исходные данные приведены в таблице 2.

Рисунок 4 - Схема электронного усилителя


Таблица 2 - Исходные данные для задачи 2.

№ варианта

Uвх, B

Uвых, B

U1, B

β

К

01

5

-3

10

?

?

02

?

?

3

5

30

03

10

?

3

?

2

04

?

25

10

?

5

05

20

15

?

?

?

06

?

15

?

5

25

07

12

30

?

?

?

08

10

45

?

7

?

09

?

30

15

?

20

10

?

?

5

10

15

 

Задача 3. Биполярный транзистор включен по схеме с общим эмиттером. По приведенным на рисунке 1.3 характеристикам определить недостающие и h – параметры транзистора. Варианты заданий приведены в таблице 3. Напряжения питания каскада для всех вариантов принять равным 30 В.

Рисунок 5- Биполярный транзистор включенный по схеме с ОЭ

Таблица 3 - Исходные данные для задачи 3


ПР№ 8 Изучение работы бесконтактных коммутационных устройств.


Цель работы: Изучить работу бесконтактных коммутационных устройств.

Задание: составить конспект, используя учебник О.В.Девочкин Электрические аппараты стр. 157 -188,отвечая на вопросы, находящиеся на стр. 176 и стр. 188.



ПР№ 9 Обзор современных аппаратов управления, защиты и автоматики с помощью современных каталогов, справочников, рекламных проспектов, сайтов фирм-производителей, форм-поставщиков.


Цель работы: Систематизировать умения пользоваться каталогами, справочниками, рекламными проспектами, сайтами фирм-производителей, форм-поставщиков.

Задание: Используя современные каталоги, справочники, рекламные проспекты, сайты фирм-производителей, форм-поставщиков, заполнить следующую таблицу


Название аппарата управления, защиты и автоматики (название, марка)

Технические характеристики

Название современных каталогов, справочников, рекламных проспектов

Адреса сайтов фирм-производителей, форм-поставщиков














Система оценивания, если в таблице представлено описание :

--10-9 аппаратов управления, защиты и автоматики – отлично (5);

-8-7 аппаратов управления, защиты и автоматики – хорошо (4);

-6-5 аппаратов управления, защиты и автоматики - удовлетворительно (3);

-4 и менее аппаратов управления, защиты и автоматики баллов – неудовлетворительно (2).


ПР№ 10 Обзор современных электрических машин переменного тока с помощью современных каталогов, справочников, рекламных проспектов, сайтов фирм-производителей, форм-поставщиков.


Цель работы: Систематизировать умения пользоваться каталогами, справочниками, рекламными проспектами, сайтами фирм-производителей, форм-поставщиков.

Задание: Используя современные каталоги, справочники, рекламные проспекты, сайты фирм-производителей, форм-поставщиков, заполнить следующую таблицу


Название электрических машин переменного тока (марка)

Расшифровка марки

машин переменного тока

Технические характеристики

Название современных каталогов, справочников, рекламных проспектов

Адреса сайтов фирм-производителей, форм-поставщиков

















Система оценивания, если в таблице представлено описание :

--8-7 аппаратов управления, защиты и автоматики – отлично (5);

-6-5аппаратов управления, защиты и автоматики – хорошо (4);

-4-3 аппаратов управления, защиты и автоматики - удовлетворительно (3);

-2 и менее аппаратов управления, защиты и автоматики баллов – неудовлетворительно (2).



ПР№11 Обзор современных электрических машин постоянного тока с помощью современных каталогов, справочников, рекламных проспектов, сайтов фирм-производителей, форм-поставщиков.


Цель работы: Систематизировать умения пользоваться каталогами, справочниками, рекламными проспектами, сайтами фирм-производителей, форм-поставщиков.

Задание: Используя современные каталоги, справочники, рекламные проспекты, сайты фирм-производителей, форм-поставщиков, заполнить следующую таблицу


Название электрических машин постоянного тока (марка)

Расшифровка марки

машин переменного тока

Технические характеристики

Название современных каталогов, справочников, рекламных проспектов

Адреса сайтов фирм-производителей, форм-поставщиков
















Система оценивания, если в таблице представлено описание :

--8-7 аппаратов управления, защиты и автоматики – отлично (5);

-6-5аппаратов управления, защиты и автоматики – хорошо (4);

-4-3 аппаратов управления, защиты и автоматики - удовлетворительно (3);

-2 и менее аппаратов управления, защиты и автоматики баллов – неудовлетворительно (2).


Система оценивания практических и лабораторных работ


Оценка «5» ставится, если студент:

  1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений.

  2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

  3. Грамотно, логично описывает ход лабораторных/практических работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления.

  4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

  5. Оформляет отчет в соответствии со всеми требованиями.


Оценка «4» ставится, если студент:

  1. Выполняет лабораторную/практическую работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на «5», но допускает в вычислениях, измерениях два-три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

  2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

  3. Оформляет отчет в соответствии со всеми требованиями.

Оценка «3» ставится, если студент:

  1. Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

  1. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

  2. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

  3. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет c помощью преподавателя.

Оценка «2» ставится, если студент:

  1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи преподавателя подготовить соответствующее оборудование.

  2. Выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

  3. Отчет по работе составлен с грубыми нарушениями требований, предъявляемых к оформлению.



2.2.2. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ)


Краткая характеристика оценочных материалов:

Количество билетов:

Представлено 25 билета. Каждый билет включает в себя вопросы, которые направлены на оценку следующих уровней освоения дидактических единиц дисциплины: ознакомительный, репродуктивный.

Структура билетов:

№ вопроса

Типология вопросов в экзаменационном билете


Формулировка вопроса в экзаменационном билете

1

Объяснение технических параметров характеристик и особенностей различных видов электрических машин; классификацию основного электрического и электромеханического оборудования отрасли.


З1-технические параметры, характеристики и особенности различных видов электрических машин;


2

Объяснение физических принципов работы, конструкции, технических характеристик, области применения, правила эксплуатации электрического и электромеханического оборудования

З2- физические принципы работы, конструкцию, технические характеристики, области применения, правила эксплуатации электрического и электромеханического оборудования;


3

Решение задачи. Тематика задач:

-определение электроэнергетические параметров электрических машин и аппаратов, электротехнических устройств и систем;

-оценивание эффективности работы электрического и электромеханического оборудования;

-по заданным параметрам расчет и измерение параметров типовых устройств


У1-определять электроэнергетические параметры электрических машин и аппаратов, электротехнических устройств и систем;

З3 -выбор электродвигателей и схем управления;


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:


Для 1 и 2 вопросов билета:

0 баллов – проявление признака отсутствует;

1 балл – признак проявляется частично, фрагментарно, объяснение материала с подсказкой;

2 балл – признак проявляется полностью, материал изложен в полном объеме.

Для 3 вопроса:

0 баллов – проявление признака отсутствует, работа не выполнена

1 балл – признак проявляется частично, фрагментарно, работа выполнена некачественно

(с ошибками);

2 балла – признак проявляется частично, фрагментарно, работа выполнена некачественно

(с ошибками), недочеты устранены по подсказке;

3 балла – признак проявляется частично, фрагментарно, работа выполнена некачественно

(с ошибками), недочеты устранены без подсказки;

4 балла - признак проявляется полностью, работа выполнена качественно и самостоятельно.


Шкала перевода баллов в отметку:

8-7 баллов – отлично (5);

6-4 балла – хорошо (4)

3-2 – удовлетворительно (3)

1-0 – неудовлетворительно (2)




Разработчик фонда оценочных средств:


ГАПОУ СО Каменск-Уральский радиотехнический техникум

(место работы)

преподаватель О.В. Комарова

(занимаемая должность) (инициалы, фамилия)





1

27